Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В основе явления пессимизма лежит другое явление - чувство
беспомощности. Беспомощность порождается как поражениями и неудачами, так и неконтролируемыми ситуациями. Активное стремление разобраться, что зависит от нас в происходящих событиях, а что не зависит. То, что от нас зависит, мы можем изменить сообразно своим взглядам, стремлениям и представлениям. При этом стоит помнить, что никогда нельзя делать абсолютной ставки на один вариант событий. Поскольку цель и результат не 56 всегда совпадают, следует учесть возможные варианты и заранее мысленно адаптироваться к ним, тогда возможная неудача не будет психологически сокрушительной, не повергнет в длительную депрессию с ненавистью ко всему белому свету. … Отсюда следует вывод, что если объективно произошедшее событие уже не зависит от нас, то необходимо принять его как факт. Человек, не способный принять неизбежное, вопящий, бьющийся и проклинающий, все равно ничего не меняет, он только делает самого себя несчастным. Чтобы позитивно принять те внешние объективные обстоятельства, против которых протестует душа, можно изменить свою точку зрения на них и найти в них некие положительные стороны, способные мобилизовать наши силы для дальнейшей жизни и самореализации. Заговорив о способах избавления от привычной депрессивности, перманентной «несчастности», от темных очков, через которые люди порой смотрят на мир, мы фактически уже заговорили о светлом мировосприятии, об умении видеть в явлениях жизни и противоречивых обстоятельствах светлую, положительную сторону. … Вообще-то, говорить о светлом взгляде в чем-то трудней, чем о темном. Когда нам хорошо, мы, как правило, не вдаемся в нюансы наших ощущений, а просто радуемся. Может быть, именно поэтому исследователи эмоций насчитали у человека 70 отрицательных эмоций и только 24 положительные. И все-таки светлое мировосприятие существует, и оно не сводится только к пиковым переживаниям, чей срок недолог, а выражается в тех самых повседневных установках сознания, которые мы перечислили несколько выше. Оно связано с терпимым, приветливым, разумным отношением к себе, людям и событиям, без драматизации, нагнетания страстей и непомерных требований. Поэтому светлое мировосприятие находит выражение в оптимизме и чувстве надежды. … В то же время оптимизм не является блаженной иллюзорностью или добровольным самообманом. Он не просто розовые очки, в нем присутствует мощное волевое начало. По хорошему определению А. Швейцера, оптимизм — это воля к жизни. При оптимизме человек, несмотря на превратности судьбы, испытывает могучую бытийную радость, он готов преодолевать препятствия и упорно проходить все жизненные этапы: от юности до глубокой старости. Он никогда не скажет, что жизнь — это одно лишь страдание, он считает, что за нее стоит бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать. Жизнь — ценность сама по себе смысл, наслаждение, восторг побед и элегическое спокойствие созерцания. Поэтому от нее не надо бежать ни в мир иной, ни в беспамятство нирваны. Неукротимая воля к жизни, к бытию всегда стремится вперед, она не боится потерь, не пытается удержать ускользающий вчерашний день, не останавливается на достигнутом. Оптимистический человек любит мир активно и деятельно, он сливается с потоком жизни в гармоничном двуединстве и со всей полнотой проживает каждую минуту, получая от нее то, что может дать именно она. … Оптимизм выражает себя также в виде «мелиоризма»: - убеждения в том, что мир, который далеко не во всем блистает совершенством, можно улучшить. Начиная с эпохи Просвещения эта точка зрения господствовала в европейском сознании, в основе ее лежал рационализм; представления о безграничных познавательных возможностях человеческого разума. Из философских основ рационализма следовало, что человек способен познать законы функционирования и развития общества, а затем применить их для усовершенствования человеческих взаимоотношений и социального устройства. Представление о ведущей роли разума вызывало к жизни убежденность в том, что человечество развивается прогрессивно — от простого к сложному, от низшего к высшему — по восходящей. … Говоря об оптимизме, мы уже коснулись чувства надежды — важнейшей составной светлого мировосприятия. Она означает, что мы предполагаем в будущем возможность перемен к лучшему. Мы не уверены однако всеми силами души устремлены к тому свету, который маячит впереди. Надеяться на лучшее — значит всегда ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого продолжения и благополучного исхода. Именно надежда нередко помогает людям выживать в самых тяжелых обстоятельствах и находить выход из самых опаснейших переделок. В народе говорят: «Надежда умирает последней». Пока мы не впали в безнадежность, мы не утрачиваем оптимизма, а это значит, что мы еще в силах трудиться, бороться, наслаждаться тем, что дает нам жизнь здесь и сейчас. Именно поэтому светлое или оптимистическое мировосприятие всегда видит мир через призму надежды. Трагическое и пессимистическое мировосприятие — всегда результат глубокой серьезности в отношении к самому себе, и оно, как правило, связано с представлением о строго очерченном должном порядке вещей. Когда человек относится к другим и к себе с юмором, ему не грозят затяжные беспросветные состояния, он облегчает себе переживание неприятностей и страданий, дает ситуации более мягкую, снисходительную оценку, чреватую возможностью надежды на лучшее. [«Степной волк»] … 1.2. Оптимизм в деятелъностной структуре личности Именно поэтому принцип оптимизма является плодотворной основой поведения человека. Вера в лучшее будущее способствует развертыванию творческих способностей личности, помогает формировать у нее положительные нравственные качества. … Образ будущего результата всегда связан с оценкой субъектом значимости этого результата и его достижимости после осуществления действия. … Направленность мотивации на цель связана во многом с развитием сознания индивида, так как в противном случае, мотивация характеризуется неустойчивостью, и ситуационным, а не целевым характером направленности. Результатом является бессистемность действий, отсутствие какой-либо целенаправленности. С.Л. Рубинштейн замечает по этому поводу: «Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий» (47, с. 532). Случаи бездействия или недостаточного действия сознательно-волевой подсистемы мотивации, объясняются либо детским возрастом, либо слабой рациональностью мышления, либо зависимостью психики от внешних воздействий в силу ее слабости, либо полной зависимостью от ситуации, вызванной кризисным состоянием развития общества, переоценкой ценностей, потерей ориентиров, смысла жизни. Таким образом определенность, предсказуемость поведения зависит от наличия целей и задач, на которые направлена социально-мотивационная система личности. Направленность личности на цели позволяет бороться человеку как с внутренними, так и с внешними препятствиями. Сознательно-волевые установления, определяющие основную направленность социальной мотивации личности зависят и определяются развивающимся самосознанием и саморазвитием человека. … Цели в мотивации всегда связаны с понятием социального времени. Непосредственные цели ставятся только ребенком. Как правило, при выдвижении целей, личность оценивает не только настоящее, но и учитывает опыт прошлого и предвидит будущее. Неумение учитывать в регулировании и управлении своей мотивационной системой прошлого и будущего ведет прежде всего к неадекватной оценке развивающихся событий, выражающейся в недооценке одних и переоценке других. … Целевая направленность побудительной сферы личности определяется также мотивами, то есть периферийными подструктурами общей мотивационной системы, актуализация которых приводит к совершению действия или деятельности по достижению цели. Актуализация мотива происходит при взаимодействии субъективной реальности человеческого сознания, хотя и социализированного с объективным миром. Именно соотнесение ситуации с возможностями получения желаемого результата, сопоставление внутренних возможностей с поставленной целью, в конечном счете приводит либо к актуализации накопленных и сформированных потенций человека, либо к погашению побуждения, с последующим повторным возобновлением до актуализации, либо к изменению цели и переориентированию направленности на другую цель. … Важную роль в деятельностной структуре личности играет повседневная деятельность, с помощью которой индивид осуществляет построение схем событий, часто называемых сценариями. Джером Брунер и Кэтрин Нельсон считают, что сценарии обеспечивают «...базовый уровень представления знания в иерархии отношений, восходящей через планы к целям и мотивам» (48, с. 50). По нашему мнению, сценарии представляют собой внутренние конструкции, созданные с помощью знания, представлений и воображения и служащие руководством к действию. Когда люди оказываются участниками нового события, они прежде всего должны найти ответ на вопрос, что здесь происходит. Как только человек обретает хотя бы очень приблизительное представление о необходимых действиях, он может входить в поток конкретного события с неким частным знанием, которое обогащается в процессе протекания события, что облегчает последующую координацию. Все участники событий имеют разделяемые сценарии, в противном случае, любое совместное действие приходилось бы заново согласовывать. Именно поэтому, «освоение сценариев играет центральную роль в освоении культуры» (49, с. 152). … Илья Ильич Мечников соединяет биологические (жизнь - смерть), психологические (оптимизм - пессимизм) и социальные явления. По его мнению «три главные жалобы - на жизненную неправду, на болезни и на смерть» (55, с. 418) являются факторами укорачивающими жизнь и формирующими состояние пессимизма. Надо жить по законам ортобиоза, то есть правильной жизни, «основанной на изучении человеческой природы и на установлении средств к исправлению ее дисгармоний» (56, с. 366). Борьба с дисгармониями включает в себя борьбу с двойственностью человеческой натуры, заключающуюся в постоянном противоречии между желаниями и возможностями. Ликвидация этой двойственности, ведущей к дисгармонии, и составляет по Мечникову основу ортобиоза, продолжительной счастливой жизни, основу оптимизма. «Эволюция чувства жизни в развитии человека составляет настоящую основу философии оптимизма. Оно, это чувство, имеет огромное значение и потому должно быть по возможности тщательно изучено» … Специального анализа требует такой негативный фактор снижения уровня общественного настроения, как социальная апатия, которая является результатом перестроечных явлений и одновременно условием их развития. В качестве фактора, ускоряющего процессы формирования социальной апатии, можно назвать социальную защищенность, которая всегда стабильно обеспечивала высокий уровень общественного настроения. Практика сегодняшнего дня показала, что слишком большая степень социальной защищённости ведет к дезактивации субъекта, атрофии его важнейших социальных функций. Разрушающее воздействие духовных и поведенческих перекосов непосредственно сказывается на формировании категории социально инертных людей, слабо представляющих перспективы своего развития и передоверивших их определенному аппарату управления. … Более конкретный анализ характера влияния условий жизни и общей духовной атмосферы в обществе на социальный оптимизм осуществим путём сопоставления интересов и потребностей работников с возможностями их удовлетворения. Именно это рассогласование, отражая реальность бытия во всей его противоречивости, зачастую формирует тот или иной тип поведения, умонастроение индивида, его сознание в целом. Конфликтность в индивидуальном и коллективном сознании обнаруживается в тех случаях, когда установки субъекта действия, а затем и поведения под давлением различного рода обстоятельств приобретают характер, не соответствующий его жизненному плану и самооценке. Этот диссонанс снимается отчасти за счет «приземления» жизненных целей и соответствующей корректировки представлений о самом себе. … Еще Е.М. Каро в своей книге «Пессимизм в 19-м веке: Леопарди - Шопенгауэр - Гартман» писал, что вся история философии есть борьба оптимизма с пессимизмом, где по его словам, под громкие звуки литавр происходит схватка не на жизнь, а на смерть между его сторонниками и решается вопрос будуш;его человечества. Каро прав в том, что любое философское мировоззрение, будь то открыто или завуалировано, должно быть жизнеутверждаюш,им или же его противоположностью. … Большинству человечества органически присущ оптимизм, который коренится в глубочайших основах бытия. Общественная деятельность человека была бы лишена всякого смысла, если бы не было веры в возможность покорить силы природы и победить общественное зло. Высокая оценка человеческой жизни, стремление к свободе и неугасимая вера в победу добра и справедливости, убежденность в возможности и достижимости счастливой жизни для всех людей, готовность на подвиги, на преодоление трудностей ради достижения счастья, вера лучшее будущее всего человечества, в способности и СИЛЫ человека - весь этот специфический комплекс чувств и мыслей имеет многовековую историю и неотделим от общественного сознания. … В истории общественной мысли по вопросам оптимизма и пессимизма можно выделить следующие подходы: - философский - в виде мировоззрения (в мире господствует добро и зло); - психологический - в виде самооценки (у меня все будет хорощо или плохо); - социально-философский - в виде идеологии (в обществе все идет к лучшему или к худшему); - социально-психологический - изучает оптимизм группы лиц в сфере межличностного общения; - социологический - в виде обнадеживающего или мрачного мироощущения социальных групп, общностей. … На протяжении всей истории науки и философии оптимизм и пессимизм обосновывались по-разному. Первые попытки человека мыслить о мире в целом неизбежно приводят его к оценке о соотношении добра и зла во вселенной. Это диктуется жизненной потребностью осмыслить каждый болезненно переживаемый случай зла, связав его с общим распорядком бытия. Черты пессимизма заметны уже в период разложения первобытнообщинного строя. Date: 2015-07-01; view: 404; Нарушение авторских прав |