Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В основе явления пессимизма лежит другое явление - чувство





беспомощности. Беспомощность порождается как поражениями и неудачами,

так и неконтролируемыми ситуациями. Активное стремление разобраться, что

зависит от нас в происходящих событиях, а что не зависит. То, что от нас

зависит, мы можем изменить сообразно своим взглядам, стремлениям и

представлениям. При этом стоит помнить, что никогда нельзя делать

абсолютной ставки на один вариант событий. Поскольку цель и результат не

56

всегда совпадают, следует учесть возможные варианты и заранее мысленно

адаптироваться к ним, тогда возможная неудача не будет психологически

сокрушительной, не повергнет в длительную депрессию с ненавистью ко всему

белому свету.

Отсюда следует вывод, что если объективно произошедшее событие уже

не зависит от нас, то необходимо принять его как факт. Человек, не способный

принять неизбежное, вопящий, бьющийся и проклинающий, все равно ничего

не меняет, он только делает самого себя несчастным. Чтобы позитивно принять

те внешние объективные обстоятельства, против которых протестует душа,

можно изменить свою точку зрения на них и найти в них некие положительные

стороны, способные мобилизовать наши силы для дальнейшей жизни и

самореализации.

Заговорив о способах избавления от привычной депрессивности,

перманентной «несчастности», от темных очков, через которые люди порой

смотрят на мир, мы фактически уже заговорили о светлом мировосприятии, об

умении видеть в явлениях жизни и противоречивых обстоятельствах светлую,

положительную сторону.

Вообще-то, говорить о светлом взгляде в чем-то трудней, чем о темном.

Когда нам хорошо, мы, как правило, не вдаемся в нюансы наших ощущений, а

просто радуемся. Может быть, именно поэтому исследователи эмоций

насчитали у человека 70 отрицательных эмоций и только 24 положительные. И

все-таки светлое мировосприятие существует, и оно не сводится только к

пиковым переживаниям, чей срок недолог, а выражается в тех самых

повседневных установках сознания, которые мы перечислили несколько выше.

Оно связано с терпимым, приветливым, разумным отношением к себе, людям и

событиям, без драматизации, нагнетания страстей и непомерных требований.

Поэтому светлое мировосприятие находит выражение в оптимизме и чувстве

надежды.

В то же время оптимизм не является блаженной иллюзорностью или

добровольным самообманом. Он не просто розовые очки, в нем присутствует

мощное волевое начало. По хорошему определению А. Швейцера, оптимизм —

это воля к жизни. При оптимизме человек, несмотря на превратности судьбы,

испытывает могучую бытийную радость, он готов преодолевать препятствия и

упорно проходить все жизненные этапы: от юности до глубокой старости. Он

никогда не скажет, что жизнь — это одно лишь страдание, он считает, что за

нее стоит бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать. Жизнь —

ценность сама по себе смысл, наслаждение, восторг побед и элегическое

спокойствие созерцания. Поэтому от нее не надо бежать ни в мир иной, ни в

беспамятство нирваны. Неукротимая воля к жизни, к бытию всегда стремится

вперед, она не боится потерь, не пытается удержать ускользающий вчерашний

день, не останавливается на достигнутом. Оптимистический человек любит мир

активно и деятельно, он сливается с потоком жизни в гармоничном

двуединстве и со всей полнотой проживает каждую минуту, получая от нее то,

что может дать именно она.

Оптимизм выражает себя также в виде «мелиоризма»:

- убеждения в том, что мир, который далеко не во всем блистает

совершенством, можно улучшить. Начиная с эпохи Просвещения эта точка

зрения господствовала в европейском сознании, в основе ее лежал

рационализм;

представления о безграничных познавательных возможностях

человеческого разума. Из философских основ рационализма следовало, что

человек способен познать законы функционирования и развития общества, а

затем применить их для усовершенствования человеческих взаимоотношений и

социального устройства. Представление о ведущей роли разума вызывало к

жизни убежденность в том, что человечество развивается прогрессивно — от

простого к сложному, от низшего к высшему — по восходящей.

Говоря об оптимизме, мы уже коснулись чувства надежды — важнейшей

составной светлого мировосприятия. Она означает, что мы предполагаем в

будущем возможность перемен к лучшему. Мы не уверены однако всеми

силами души устремлены к тому свету, который маячит впереди. Надеяться на


лучшее — значит всегда ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого

продолжения и благополучного исхода. Именно надежда нередко помогает

людям выживать в самых тяжелых обстоятельствах и находить выход из самых

опаснейших переделок. В народе говорят: «Надежда умирает последней». Пока

мы не впали в безнадежность, мы не утрачиваем оптимизма, а это значит, что

мы еще в силах трудиться, бороться, наслаждаться тем, что дает нам жизнь

здесь и сейчас. Именно поэтому светлое или оптимистическое мировосприятие

всегда видит мир через призму надежды.

Трагическое и пессимистическое мировосприятие — всегда результат

глубокой серьезности в отношении к самому себе, и оно, как правило, связано с

представлением о строго очерченном должном порядке вещей. Когда человек

относится к другим и к себе с юмором, ему не грозят затяжные беспросветные

состояния, он облегчает себе переживание неприятностей и страданий, дает

ситуации более мягкую, снисходительную оценку, чреватую возможностью

надежды на лучшее. [«Степной волк»]

1.2. Оптимизм в деятелъностной структуре личности

Именно поэтому принцип оптимизма

является плодотворной основой поведения человека. Вера в лучшее будущее

способствует развертыванию творческих способностей личности, помогает

формировать у нее положительные нравственные качества.

Образ будущего результата всегда связан с оценкой субъектом

значимости этого результата и его достижимости после осуществления

действия.

Направленность мотивации на цель связана во многом с развитием

сознания индивида, так как в противном случае, мотивация характеризуется

неустойчивостью, и ситуационным, а не целевым характером направленности.

Результатом является бессистемность действий, отсутствие какой-либо

целенаправленности. С.Л. Рубинштейн замечает по этому поводу:

«Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность

действий» (47, с. 532). Случаи бездействия или недостаточного действия

сознательно-волевой подсистемы мотивации, объясняются либо детским

возрастом, либо слабой рациональностью мышления, либо зависимостью

психики от внешних воздействий в силу ее слабости, либо полной

зависимостью от ситуации, вызванной кризисным состоянием развития

общества, переоценкой ценностей, потерей ориентиров, смысла жизни. Таким

образом определенность, предсказуемость поведения зависит от наличия целей

и задач, на которые направлена социально-мотивационная система личности.

Направленность личности на цели позволяет бороться человеку как с

внутренними, так и с внешними препятствиями. Сознательно-волевые

установления, определяющие основную направленность социальной мотивации

личности зависят и определяются развивающимся самосознанием и

саморазвитием человека.

Цели в мотивации всегда связаны с понятием социального времени.

Непосредственные цели ставятся только ребенком. Как правило, при

выдвижении целей, личность оценивает не только настоящее, но и учитывает

опыт прошлого и предвидит будущее. Неумение учитывать в регулировании и

управлении своей мотивационной системой прошлого и будущего ведет прежде

всего к неадекватной оценке развивающихся событий, выражающейся в


недооценке одних и переоценке других.

Целевая направленность побудительной сферы личности определяется

также мотивами, то есть периферийными подструктурами общей

мотивационной системы, актуализация которых приводит к совершению

действия или деятельности по достижению цели. Актуализация мотива

происходит при взаимодействии субъективной реальности человеческого

сознания, хотя и социализированного с объективным миром. Именно

соотнесение ситуации с возможностями получения желаемого результата,

сопоставление внутренних возможностей с поставленной целью, в конечном

счете приводит либо к актуализации накопленных и сформированных потенций человека, либо к погашению побуждения, с последующим повторным возобновлением до актуализации, либо к изменению цели и

переориентированию направленности на другую цель.

Важную роль в деятельностной структуре личности играет повседневная

деятельность, с помощью которой индивид осуществляет построение схем

событий, часто называемых сценариями. Джером Брунер и Кэтрин Нельсон

считают, что сценарии обеспечивают «...базовый уровень представления знания

в иерархии отношений, восходящей через планы к целям и мотивам» (48, с. 50).

По нашему мнению, сценарии представляют собой внутренние конструкции,

созданные с помощью знания, представлений и воображения и служащие

руководством к действию. Когда люди оказываются участниками нового

события, они прежде всего должны найти ответ на вопрос, что здесь

происходит. Как только человек обретает хотя бы очень приблизительное

представление о необходимых действиях, он может входить в поток

конкретного события с неким частным знанием, которое обогащается в

процессе протекания события, что облегчает последующую координацию. Все

участники событий имеют разделяемые сценарии, в противном случае, любое

совместное действие приходилось бы заново согласовывать. Именно поэтому,

«освоение сценариев играет центральную роль в освоении культуры» (49, с.

152).

Илья Ильич Мечников соединяет биологические (жизнь - смерть),

психологические (оптимизм - пессимизм) и социальные явления. По его

мнению «три главные жалобы - на жизненную неправду, на болезни и на

смерть» (55, с. 418) являются факторами укорачивающими жизнь и

формирующими состояние пессимизма. Надо жить по законам ортобиоза, то

есть правильной жизни, «основанной на изучении человеческой природы и на

установлении средств к исправлению ее дисгармоний» (56, с. 366). Борьба с

дисгармониями включает в себя борьбу с двойственностью человеческой

натуры, заключающуюся в постоянном противоречии между желаниями и

возможностями. Ликвидация этой двойственности, ведущей к дисгармонии, и

составляет по Мечникову основу ортобиоза, продолжительной счастливой

жизни, основу оптимизма. «Эволюция чувства жизни в развитии человека


составляет настоящую основу философии оптимизма. Оно, это чувство, имеет

огромное значение и потому должно быть по возможности тщательно изучено»

Специального анализа требует такой негативный фактор снижения уровня

общественного настроения, как социальная апатия, которая является

результатом перестроечных явлений и одновременно условием их развития. В

качестве фактора, ускоряющего процессы формирования социальной апатии,

можно назвать социальную защищенность, которая всегда стабильно

обеспечивала высокий уровень общественного настроения. Практика

сегодняшнего дня показала, что слишком большая степень социальной

защищённости ведет к дезактивации субъекта, атрофии его важнейших

социальных функций. Разрушающее воздействие духовных и поведенческих

перекосов непосредственно сказывается на формировании категории социально

инертных людей, слабо представляющих перспективы своего развития и

передоверивших их определенному аппарату управления.

Более конкретный анализ характера влияния условий жизни и общей

духовной атмосферы в обществе на социальный оптимизм осуществим путём

сопоставления интересов и потребностей работников с возможностями их

удовлетворения. Именно это рассогласование, отражая реальность бытия во

всей его противоречивости, зачастую формирует тот или иной тип поведения,

умонастроение индивида, его сознание в целом.

Конфликтность в индивидуальном и коллективном сознании

обнаруживается в тех случаях, когда установки субъекта действия, а затем и

поведения под давлением различного рода обстоятельств приобретают

характер, не соответствующий его жизненному плану и самооценке. Этот

диссонанс снимается отчасти за счет «приземления» жизненных целей и

соответствующей корректировки представлений о самом себе.

Еще Е.М. Каро в своей книге «Пессимизм в 19-м веке: Леопарди -

Шопенгауэр - Гартман» писал, что вся история философии есть борьба

оптимизма с пессимизмом, где по его словам, под громкие звуки литавр

происходит схватка не на жизнь, а на смерть между его сторонниками и

решается вопрос будуш;его человечества. Каро прав в том, что любое

философское мировоззрение, будь то открыто или завуалировано, должно быть

жизнеутверждаюш,им или же его противоположностью.

Большинству человечества органически присущ оптимизм, который

коренится в глубочайших основах бытия. Общественная деятельность человека

была бы лишена всякого смысла, если бы не было веры в возможность

покорить силы природы и победить общественное зло. Высокая оценка

человеческой жизни, стремление к свободе и неугасимая вера в победу добра и

справедливости, убежденность в возможности и достижимости счастливой

жизни для всех людей, готовность на подвиги, на преодоление трудностей ради

достижения счастья, вера лучшее будущее всего человечества, в способности и

СИЛЫ человека - весь этот специфический комплекс чувств и мыслей имеет

многовековую историю и неотделим от общественного сознания.

В истории общественной мысли по вопросам оптимизма и пессимизма

можно выделить следующие подходы:

- философский - в виде мировоззрения (в мире господствует добро и зло);

- психологический - в виде самооценки (у меня все будет хорощо или

плохо);

- социально-философский - в виде идеологии (в обществе все идет к

лучшему или к худшему);

- социально-психологический - изучает оптимизм группы лиц в сфере

межличностного общения;

- социологический - в виде обнадеживающего или мрачного

мироощущения социальных групп, общностей.

На протяжении всей истории науки и философии оптимизм и пессимизм

обосновывались по-разному. Первые попытки человека мыслить о мире в

целом неизбежно приводят его к оценке о соотношении добра и зла во

вселенной. Это диктуется жизненной потребностью осмыслить каждый

болезненно переживаемый случай зла, связав его с общим распорядком бытия.

Черты пессимизма заметны уже в период разложения первобытнообщинного

строя.







Date: 2015-07-01; view: 404; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.037 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию