В основе явления пессимизма лежит другое явление - чувство
беспомощности. Беспомощность порождается как поражениями и неудачами,
так и неконтролируемыми ситуациями. Активное стремление разобраться, что
зависит от нас в происходящих событиях, а что не зависит. То, что от нас
зависит, мы можем изменить сообразно своим взглядам, стремлениям и
представлениям. При этом стоит помнить, что никогда нельзя делать
абсолютной ставки на один вариант событий. Поскольку цель и результат не
56
всегда совпадают, следует учесть возможные варианты и заранее мысленно
адаптироваться к ним, тогда возможная неудача не будет психологически
сокрушительной, не повергнет в длительную депрессию с ненавистью ко всему
белому свету.
…
Отсюда следует вывод, что если объективно произошедшее событие уже
не зависит от нас, то необходимо принять его как факт. Человек, не способный
принять неизбежное, вопящий, бьющийся и проклинающий, все равно ничего
не меняет, он только делает самого себя несчастным. Чтобы позитивно принять
те внешние объективные обстоятельства, против которых протестует душа,
можно изменить свою точку зрения на них и найти в них некие положительные
стороны, способные мобилизовать наши силы для дальнейшей жизни и
самореализации.
Заговорив о способах избавления от привычной депрессивности,
перманентной «несчастности», от темных очков, через которые люди порой
смотрят на мир, мы фактически уже заговорили о светлом мировосприятии, об
умении видеть в явлениях жизни и противоречивых обстоятельствах светлую,
положительную сторону.
…
Вообще-то, говорить о светлом взгляде в чем-то трудней, чем о темном.
Когда нам хорошо, мы, как правило, не вдаемся в нюансы наших ощущений, а
просто радуемся. Может быть, именно поэтому исследователи эмоций
насчитали у человека 70 отрицательных эмоций и только 24 положительные. И
все-таки светлое мировосприятие существует, и оно не сводится только к
пиковым переживаниям, чей срок недолог, а выражается в тех самых
повседневных установках сознания, которые мы перечислили несколько выше.
Оно связано с терпимым, приветливым, разумным отношением к себе, людям и
событиям, без драматизации, нагнетания страстей и непомерных требований.
Поэтому светлое мировосприятие находит выражение в оптимизме и чувстве
надежды.
…
В то же время оптимизм не является блаженной иллюзорностью или
добровольным самообманом. Он не просто розовые очки, в нем присутствует
мощное волевое начало. По хорошему определению А. Швейцера, оптимизм —
это воля к жизни. При оптимизме человек, несмотря на превратности судьбы,
испытывает могучую бытийную радость, он готов преодолевать препятствия и
упорно проходить все жизненные этапы: от юности до глубокой старости. Он
никогда не скажет, что жизнь — это одно лишь страдание, он считает, что за
нее стоит бороться, ее нужно отстаивать, сохранять и упрочивать. Жизнь —
ценность сама по себе смысл, наслаждение, восторг побед и элегическое
спокойствие созерцания. Поэтому от нее не надо бежать ни в мир иной, ни в
беспамятство нирваны. Неукротимая воля к жизни, к бытию всегда стремится
вперед, она не боится потерь, не пытается удержать ускользающий вчерашний
день, не останавливается на достигнутом. Оптимистический человек любит мир
активно и деятельно, он сливается с потоком жизни в гармоничном
двуединстве и со всей полнотой проживает каждую минуту, получая от нее то,
что может дать именно она.
…
Оптимизм выражает себя также в виде «мелиоризма»:
- убеждения в том, что мир, который далеко не во всем блистает
совершенством, можно улучшить. Начиная с эпохи Просвещения эта точка
зрения господствовала в европейском сознании, в основе ее лежал
рационализм;
представления о безграничных познавательных возможностях
человеческого разума. Из философских основ рационализма следовало, что
человек способен познать законы функционирования и развития общества, а
затем применить их для усовершенствования человеческих взаимоотношений и
социального устройства. Представление о ведущей роли разума вызывало к
жизни убежденность в том, что человечество развивается прогрессивно — от
простого к сложному, от низшего к высшему — по восходящей.
…
Говоря об оптимизме, мы уже коснулись чувства надежды — важнейшей
составной светлого мировосприятия. Она означает, что мы предполагаем в
будущем возможность перемен к лучшему. Мы не уверены однако всеми
силами души устремлены к тому свету, который маячит впереди. Надеяться на
лучшее — значит всегда ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого
продолжения и благополучного исхода. Именно надежда нередко помогает
людям выживать в самых тяжелых обстоятельствах и находить выход из самых
опаснейших переделок. В народе говорят: «Надежда умирает последней». Пока
мы не впали в безнадежность, мы не утрачиваем оптимизма, а это значит, что
мы еще в силах трудиться, бороться, наслаждаться тем, что дает нам жизнь
здесь и сейчас. Именно поэтому светлое или оптимистическое мировосприятие
всегда видит мир через призму надежды.
Трагическое и пессимистическое мировосприятие — всегда результат
глубокой серьезности в отношении к самому себе, и оно, как правило, связано с
представлением о строго очерченном должном порядке вещей. Когда человек
относится к другим и к себе с юмором, ему не грозят затяжные беспросветные
состояния, он облегчает себе переживание неприятностей и страданий, дает
ситуации более мягкую, снисходительную оценку, чреватую возможностью
надежды на лучшее. [«Степной волк»]
…
1.2. Оптимизм в деятелъностной структуре личности
Именно поэтому принцип оптимизма
является плодотворной основой поведения человека. Вера в лучшее будущее
способствует развертыванию творческих способностей личности, помогает
формировать у нее положительные нравственные качества.
…
Образ будущего результата всегда связан с оценкой субъектом
значимости этого результата и его достижимости после осуществления
действия.
…
Направленность мотивации на цель связана во многом с развитием
сознания индивида, так как в противном случае, мотивация характеризуется
неустойчивостью, и ситуационным, а не целевым характером направленности.
Результатом является бессистемность действий, отсутствие какой-либо
целенаправленности. С.Л. Рубинштейн замечает по этому поводу:
«Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность
действий» (47, с. 532). Случаи бездействия или недостаточного действия
сознательно-волевой подсистемы мотивации, объясняются либо детским
возрастом, либо слабой рациональностью мышления, либо зависимостью
психики от внешних воздействий в силу ее слабости, либо полной
зависимостью от ситуации, вызванной кризисным состоянием развития
общества, переоценкой ценностей, потерей ориентиров, смысла жизни. Таким
образом определенность, предсказуемость поведения зависит от наличия целей
и задач, на которые направлена социально-мотивационная система личности.
Направленность личности на цели позволяет бороться человеку как с
внутренними, так и с внешними препятствиями. Сознательно-волевые
установления, определяющие основную направленность социальной мотивации
личности зависят и определяются развивающимся самосознанием и
саморазвитием человека.
…
Цели в мотивации всегда связаны с понятием социального времени.
Непосредственные цели ставятся только ребенком. Как правило, при
выдвижении целей, личность оценивает не только настоящее, но и учитывает
опыт прошлого и предвидит будущее. Неумение учитывать в регулировании и
управлении своей мотивационной системой прошлого и будущего ведет прежде
всего к неадекватной оценке развивающихся событий, выражающейся в
недооценке одних и переоценке других.
…
Целевая направленность побудительной сферы личности определяется
также мотивами, то есть периферийными подструктурами общей
мотивационной системы, актуализация которых приводит к совершению
действия или деятельности по достижению цели. Актуализация мотива
происходит при взаимодействии субъективной реальности человеческого
сознания, хотя и социализированного с объективным миром. Именно
соотнесение ситуации с возможностями получения желаемого результата,
сопоставление внутренних возможностей с поставленной целью, в конечном
счете приводит либо к актуализации накопленных и сформированных потенций человека, либо к погашению побуждения, с последующим повторным возобновлением до актуализации, либо к изменению цели и
переориентированию направленности на другую цель.
…
Важную роль в деятельностной структуре личности играет повседневная
деятельность, с помощью которой индивид осуществляет построение схем
событий, часто называемых сценариями. Джером Брунер и Кэтрин Нельсон
считают, что сценарии обеспечивают «...базовый уровень представления знания
в иерархии отношений, восходящей через планы к целям и мотивам» (48, с. 50).
По нашему мнению, сценарии представляют собой внутренние конструкции,
созданные с помощью знания, представлений и воображения и служащие
руководством к действию. Когда люди оказываются участниками нового
события, они прежде всего должны найти ответ на вопрос, что здесь
происходит. Как только человек обретает хотя бы очень приблизительное
представление о необходимых действиях, он может входить в поток
конкретного события с неким частным знанием, которое обогащается в
процессе протекания события, что облегчает последующую координацию. Все
участники событий имеют разделяемые сценарии, в противном случае, любое
совместное действие приходилось бы заново согласовывать. Именно поэтому,
«освоение сценариев играет центральную роль в освоении культуры» (49, с.
152).
…
Илья Ильич Мечников соединяет биологические (жизнь - смерть),
психологические (оптимизм - пессимизм) и социальные явления. По его
мнению «три главные жалобы - на жизненную неправду, на болезни и на
смерть» (55, с. 418) являются факторами укорачивающими жизнь и
формирующими состояние пессимизма. Надо жить по законам ортобиоза, то
есть правильной жизни, «основанной на изучении человеческой природы и на
установлении средств к исправлению ее дисгармоний» (56, с. 366). Борьба с
дисгармониями включает в себя борьбу с двойственностью человеческой
натуры, заключающуюся в постоянном противоречии между желаниями и
возможностями. Ликвидация этой двойственности, ведущей к дисгармонии, и
составляет по Мечникову основу ортобиоза, продолжительной счастливой
жизни, основу оптимизма. «Эволюция чувства жизни в развитии человека
составляет настоящую основу философии оптимизма. Оно, это чувство, имеет
огромное значение и потому должно быть по возможности тщательно изучено»
…
Специального анализа требует такой негативный фактор снижения уровня
общественного настроения, как социальная апатия, которая является
результатом перестроечных явлений и одновременно условием их развития. В
качестве фактора, ускоряющего процессы формирования социальной апатии,
можно назвать социальную защищенность, которая всегда стабильно
обеспечивала высокий уровень общественного настроения. Практика
сегодняшнего дня показала, что слишком большая степень социальной
защищённости ведет к дезактивации субъекта, атрофии его важнейших
социальных функций. Разрушающее воздействие духовных и поведенческих
перекосов непосредственно сказывается на формировании категории социально
инертных людей, слабо представляющих перспективы своего развития и
передоверивших их определенному аппарату управления.
…
Более конкретный анализ характера влияния условий жизни и общей
духовной атмосферы в обществе на социальный оптимизм осуществим путём
сопоставления интересов и потребностей работников с возможностями их
удовлетворения. Именно это рассогласование, отражая реальность бытия во
всей его противоречивости, зачастую формирует тот или иной тип поведения,
умонастроение индивида, его сознание в целом.
Конфликтность в индивидуальном и коллективном сознании
обнаруживается в тех случаях, когда установки субъекта действия, а затем и
поведения под давлением различного рода обстоятельств приобретают
характер, не соответствующий его жизненному плану и самооценке. Этот
диссонанс снимается отчасти за счет «приземления» жизненных целей и
соответствующей корректировки представлений о самом себе.
…
Еще Е.М. Каро в своей книге «Пессимизм в 19-м веке: Леопарди -
Шопенгауэр - Гартман» писал, что вся история философии есть борьба
оптимизма с пессимизмом, где по его словам, под громкие звуки литавр
происходит схватка не на жизнь, а на смерть между его сторонниками и
решается вопрос будуш;его человечества. Каро прав в том, что любое
философское мировоззрение, будь то открыто или завуалировано, должно быть
жизнеутверждаюш,им или же его противоположностью.
…
Большинству человечества органически присущ оптимизм, который
коренится в глубочайших основах бытия. Общественная деятельность человека
была бы лишена всякого смысла, если бы не было веры в возможность
покорить силы природы и победить общественное зло. Высокая оценка
человеческой жизни, стремление к свободе и неугасимая вера в победу добра и
справедливости, убежденность в возможности и достижимости счастливой
жизни для всех людей, готовность на подвиги, на преодоление трудностей ради
достижения счастья, вера лучшее будущее всего человечества, в способности и
СИЛЫ человека - весь этот специфический комплекс чувств и мыслей имеет
многовековую историю и неотделим от общественного сознания.
…
В истории общественной мысли по вопросам оптимизма и пессимизма
можно выделить следующие подходы:
- философский - в виде мировоззрения (в мире господствует добро и зло);
- психологический - в виде самооценки (у меня все будет хорощо или
плохо);
- социально-философский - в виде идеологии (в обществе все идет к
лучшему или к худшему);
- социально-психологический - изучает оптимизм группы лиц в сфере
межличностного общения;
- социологический - в виде обнадеживающего или мрачного
мироощущения социальных групп, общностей.
…
На протяжении всей истории науки и философии оптимизм и пессимизм
обосновывались по-разному. Первые попытки человека мыслить о мире в
целом неизбежно приводят его к оценке о соотношении добра и зла во
вселенной. Это диктуется жизненной потребностью осмыслить каждый
болезненно переживаемый случай зла, связав его с общим распорядком бытия.
Черты пессимизма заметны уже в период разложения первобытнообщинного
строя.
Date: 2015-07-01; view: 433; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|