Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаков, выделив основные и соподчиненные, уловить их взаимосвязь





Понятие оптимизма включает и чувство надежды, которая означает, что в

будущем есть возможность перемен к лучшему. «Надеяться - значит всегда

ожидать от жизни радости, гармонии, счастливого продолжения и

благоприятного исхода»

Как справедливо отмечает Б.Г. Кузнецов, «в

понятие оптимизма вместе с гносеологической компонентой входит и то, что

всегда относили к области воли. К области целей и их реализации. Эта область

охватывает моральные принципы «...и всю деятельность человека,

реализующую его цели» (23, с. 33). При этом автор не исключает из оптимизма

эмоциональный фактор. Более того, он пишет, что «при любом определении

оптимизма он должен сохранить эмоциональное содержание» (24, 35). Следует

особо отметить, что понятие оптимизма включает в себя как логическую

предпосылку понятие цели: где нет цели, там не может быть и оптимизма,

поскольку оптимизм отражает весьма сложную ситуацию, где имеется цель, то

35

должна быть и воля в ее достижении, а также прогноз. Если у людей имеется

оптимизм, то он проявляется во всей их жизнедеятельности: и в

гносеологическом, и в оценочном, и в волевом планах.

Оптимизм как определенная форма отражения

действительности является единством знания и переживания, оценки и

побуждения к деятельности. Эти знания, оценки и побуждения в оптимизме

применяются к процессам прогрессивного прошлого, настоящего и будущего.

Специфика оптимизма состоит также и в том, что он координирует личный,

социальный опыт отражения окружающей нас реальности.

В категории оптимизм и пессимизм включаются рациональные,

чувственно-эмоциональные и волевые аспекты состояния сознания людей.

Данные три аспекта функционируют совместно при проявлении оптимизма и

пессимизма. На первый взгляд кажется, что оптимизм - явление чувственно-

эмоциональное. Крайняя трактовка содержания такого оптимизма выражается в

том, что если у людей имеются положительные эмоции, они обладают

оптимизмом, а если у них отрицательные эмоции, они обладают пессимизмом.

Вполне ясно, что чувственно-эмоциональный фактор непосредственно

включается в данные понятия, о чем мы уже писали несколько выше.

Но в то же время факт краткости жизни и смертности человека

порождает пессимизм. «В пессимистическом мировоззрении, - писал И.И.

Мечников, - существенную роль играет сознание краткости жизни» (28, с. 221).

Данный эксперимент с точки зрения этики признан жестоким, но из него

можно извлечь следующий урок: необходимо всем знать о той роли, которую

играет психологическая установка в возникновении возможного субъективизма

оценок. При этом следует понимать, что хотя установка действует на уровне

бессознательного, но формируется она вполне сознательно, так как это

результат некритического отношения к любой непроверенной информации,

получаемой из сомнительных источников. Это следствие слепой веры, а не

разумного анализа.

Как правило, пессимизм отрицает способность человеческого разума к

бесконечному познанию сущности мира, отрицает объективный характер этого

познания и поэтому впадает в логическое противоречие со своими

собственными онтологическими посылками. Оптимизм же, наоборот, отстаивая

способность человека к бесконечному познанию мира и его сущности,

утверждает наличие объективной истины в знании. В гносеологическом плане

понятие оптимизма отражает весьма сложную ситуацию, где имеется цель,

некоторая неопределенность в ее достижении, и воля, необходимая для

достижения цели, прогнозы и планы. Следует особо отметить, что понятие

оптимизма включает в себя как логическую предпосылку понятие цели: где нет

цели, там не может быть и оптимизма.

пишет Б.Г. Кузнецов в свой книге «Философия

оптимизма»,

Таким образом философские исследования дают основание выделить

следующие критерии и признаки сформированности оптимизма:

- наличие у человека целеустремленной перспективы;

- воля к победе;

- вера в торжество добра над злом, в творческие и созидательные силы

человека;

- жизнелюбие;

- социальная активность;

- высокая духовно-нравственная позиция;

- высокая степень гуманности.

Так,

основным признаком социального оптимизма является уверенность, которая

находится в органической взаимосвязи с такими понятиями как убеждение,

вера и надежда. Убеждения - это система мотивов личности, побуждающих

человека поступать в соответствии со своими взглядами, принципами,

мировоззрением. Они являются устойчивыми внутренними регуляторами

деятельности, в них интегрируется познавательное и практическое отношение

человека к миру. Убеждения одновременно могут быть рассмотрены как

отражение ценностей и ценностных отношений, а также как выражение

определенных интересов социального субъекта. Все поведение человека

вдохновляется и регулируется этим объединяющим мотивом. Как

психологический феномен убеждения представляют собой единый комплекс

интеллектуального, эмоционального и волевого. Поэтому очень важно их

целенаправленное формирование.

Потребность в подлинной вере возникает,

согласно Канту, не в момент выбора, а после того, как он сделан. По мнению

Канта, вера составляет один из компонентов убеждения и входит в структуру

общественного и индивидуального сознания. В этом смысле вера во многом

позволяет компенсировать неполноту наших знаний о предметах, которые мы

мыслим априори. «В чисто практическом отношении, - писал Кант, -

теоретически недостаточное признание истинности суждения может быть

названо верой» (34, с. 674).

Вся наша жизнь основана на вере - мы ложимся спать и верим, что ночь

смениться днем, что мы проснемся и что проснемся именно мы. На каждом

шагу мы руководствуемся верой в неизменность того, что называем законами

природы. В то же время большинство наших представлений вероятностны, то

есть основаны на той или иной степени нашей уверенности. Вероятно многое,

что относится к будущему. Сама наша жизнь - вероятностный процесс. Мы

принимаем те или иные решения, выбираем цели, руководствуясь не только

знанием, но и верой, уверенностью в возможности достижения цели.

[ну так это не вера, а уверенность. Вера – вопреки фактам, уверенность на фактах основана]

Известно, что счастье — это глубоко впечатляющее позитивное

переживание, накладывающее отпечаток на всю последующую жизнь человека.

Оно может явиться к индивиду в самые разные моменты его жизни: в час

творчества или в час любви, в момент посещения храма или при обычной

прогулке, когда мы созерцаем природу и тем самым приобщаемся к ней.

Известный западный психолог и философ ХХ-го века Абрахам Маслоу назвал

эти эмоциональные состояния пиковыми переживаниями индивида.

Пиковые переживания представляют собой состояния чистой радости,

самоцельные и самоценные, которые не служат для достижения чего-то

другого. Это самодостаточный опыт. Человек испытывает сильнейшие

позитивные эмоции просто от того, что живет, от того, что видит вокруг себя

или познает, от общения с тем, кого он любит. Это счастье прямого

приобщения к Бытию, глубоко бытийная радость. В такие моменты люди

забывают о целедостижении, о стремлении преобразовать и переделать мир,

внести человеческий порядок в окружающий хаос. Мир предстает в такие

минуты как гармоничное целое, которое вовсе не нуждается в доработке и

переработке, в наших отчаянных субъективных усилиях. Он и так хорош сам по

себе, и мы как его часть тоже хороши и прекрасны. Вот почему в пиковых

переживаниях отсутствует малейший момент прагматизма, утилитарности, а

значит, озабоченности или тревожности, В подобных состояниях человек

испытывает при всей силе радости глубокое спокойствие, чувство

укорененности в действительности, глубинной связи с ней. Он не знает в такие

моменты одиночества, он не одинок и не покинут, а естественно вписан в

грандиозную и сияющую совершенством картину бесконечного мироздания.

Каждая вещь, на которой мы сосредоточили свое внимание, предстает как

самоценная. В этот момент она как бы являет собой целую вселенную. Можно

сказать, что здесь доминирует эстетический взгляд, любование, внимательное

замедление над малейшей деталью того, что предстает перед взором. В то же

время в пиковых переживаниях индивид глядит на окружающее не холодно

эстетски, примериваясь, с чем бы сравнить созерцаемое, он глядит любовным

милующим взглядом, он любит то, на что глядит. Да и вся действительность,

весь космос являет себя для человека как живая, полная смысла целостность, в

жизни которой примиряются и разрешаются все противоречия, которые

терзают нас на эмпирическом уровне, при нашем обычном утилитарном

восприятии вещей. В это время человек испытывает чувства удивления,

благоговения и смиренно подчиняется величию переживаемого.

Пиковые переживания очаровательны и восхитительны, они наполняют

человека ощущением, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Индивиду

одномоментно является простота и красота мироздания, его уникальность и

неповторимость, В то же время эти моменты несказанного блаженства несут

выраженный нравственный оттенок, мир переживается не только как

осмысленный и прекрасный, но и как законосообразный, справедливый, всему

полагающий должное место и должную роль. В нем отсутствуют страхи и

обиды, в которые мы нередко погружены при обычной жизни, исполненной

спешки, конкурентности и труда. Напротив, индивид испытывает глубокое

радостное доброжелательство к людям, сочувствие и сострадание ко всему

живому, он ничем не ущемлен и желает лишь передать другим свое

благоговение и бытийный восторг.

Пиковые переживания резко изменяют ориентацию человека во времени

и пространстве. Художник или влюбленный, погруженный в экстатическое

блаженство, перестает ощущать протяженность времени, и день может

пролететь как мгновение, в то время как минута способна вместить в себя

впечатления, для которых при других обстоятельствах понадобился бы целый

год. Точно так же переживающий эстетический или познавательный экстаз как

бы перемещается в другое измерение и может потом с трудом понять, где же

именно он находится.

В сложных, эмоционально сильных переживаниях человек ощущает

легкость и непринужденность, веселье, отсутствие напряжения. Все происходит

как бы само собой, без усилий и надрывов. Испытываемое в такие минуты

счастье далеко от серьезности. Это скорее похоже на увлекательную игру,

которая развертывается сама собой, предполагает юмор, веселье, радость. Все

интересно, и все замечательно. Можно быть самим собой, ни под кого не

подстраиваясь.

Пиковые переживания длятся очень недолго. Это ситуативное

достижение, пик, вершина. Да они и не могут сопровождать всю жизнь

человека, обитающего в физическом теле и вынужденного решать множество

сугубо практических житейских вопросов, ибо предрасполагают к

созерцательности, а не к упорной борьбе за выживание и самоутверждение.

Возникают такие переживания спонтанно, независимо от нашего стремления,

их нельзя сознательно организовать. Они приходят и уходят, оставаясь в

памяти людей как лучшие, самые светлые мгновения их жизни, когда среди

обычных забот и хлопот им вдруг открылась вечная тайна Бытия, и это было

настоящее счастье.

Тема счастья, как мы уже выяснили, связана не только с объективными

обстоятельствами человеческой жизни, но и с тем, как человек относится к

этим обстоятельствам. И здесь мы можем выделить два типа восприятия,

условно назвав их негативным и позитивным. Негативное мировосприятие

означает превалирование негативных эмоции и оценок, позитивное -

доминирование позитивного взгляда на действительность.

Вопрос о позитивной или негативной оценке мира в целом и собственной

жизни в частности, никогда не был чисто психологическим, а всегда выступал

как мировоззренческий и этический, ибо страдательное, мученическое

отношение к реальности делает человека глубоко несчастным, в то время как

радостный, оптимистический, мажорный взгляд позволяет ему чувствовать

себя бытийно-счастливым и уверенным даже при объективных трудностях.

Негативное мировосприятие всегда находило свое выражение в

пессимизме и трагическом взгляде на действительность. Пессимизм — это

однозначно негативная оценка бытия, представление о том, что мир плох,

несовершенен, бессмыслен, его ждет плохой конец, а жизнь человека -

сплошное неизбывное страдание. Пессимистический взгляд по отношению к

повседневному миру, в котором протекает наша жизнь, издревле был свойствен

восточному, в частности, буддистскому мировоззрению, которое ориентирует

человека на нирвану — угасание. Буддизм полагает, что все наслаждения

эмпирического мира — лишь иллюзия, обман, и человеку должно избавиться от

желаний, которые привязывают его к эмпирии, чреватой бесконечностью мук.

В европейской мысли идею об угасании желаний и укрощении воли к жизни

проводит философ XIX века А. Шопенгауэр.

Пессимизм — это печальное согласие индивида со скверностью

действительности, с ее бессмысленностью, грязью и пошлостью. Пессимист не

борется против врагов человечества за усовершенствование мироздания, ибо

полагает, что ничего улучшить все равно нельзя. У пессимиста, по сути два

пути. Либо он может, подобно Шопенгауэру, проповедовать сочувствие всякой

живой страдающей твари и призывать всех к угасанию воли, либо, подобно

Ницще, он становится на путь воинствующего цинизма и провозглашает

насилие, имморальное (т.е. внеморальное) самоутверждение и доминирование

над другими по принципу: «Мир все равно плох, я не смогу его улучшить, так

надо урвать от него все возможное и горделиво вознестись над его

несовершенством». Отдохновением от гадкого эмпирического бытия оказывается

лишь искусство — волшебное удвоение реальности, игра звуков, красок

и слов.

Трагический взгляд на действительность означает понимание жизни как

разрыва и надрыва, неизбывного острого конфликта между добром и злом,

наслаждением и страданием, совершенством и убогостью. При трагическом

мировосприятии человек бунтует против несовершенства действительности, не

соглашается с ним, желает отменить и упразднить существующие зло и

несправедливость, одновременно понимая невозможность что-либо изменить.

Трагичен «абсурдный человек» Альбера Камю, продолжающий жить вопреки

царящей в его сознании и судьбе бессмысленности, трагичен тот, кто ищет Бога

и не слышит его внятного ответа, трагичны порывы романтизма, желающего

пребывать в царстве высоких чувств и обреченного на обывательское

прозябание, наконец, трагична судьба революционеров всех стран и народов,

которые хотят воплотить на земле утопию, а неизбежно получают лишь

жалкую пародию на нее.

Ведущими сюжетами трагического мировосприятия являются:

- тема пропасти между Абсолютным (Богом) и конкретными

преходящими вещами. Эта тема характерна для философских размышлений

таких авторов как Святой Августин (Августин Аврелий), Б. Паскаль, С.

Кьеркегор, К. Барт, Л. Шестов и др. Мир видится ими как бренный и падший, а

человек — как греховное существо, отягощенное виной и привязанное к своему

низменному телу;

- отсутствие целей и абсолютов при переживании тяги к ним. Эта позиция

свойственна безрелигиозиому мировоззрению, страдающему от собственного

атеизма, основанного на идеале разумности;

- слепая судьба (рок) и человеческая ответственность. Роковое

мировосприятие означает, что человек не верит в возможность

53

самостоятельного влияния на события своей жизни, он чувствует себя жертвой

господствующей над ним необходимости, несчастным существом, лищенным

свободного выбора. Стоит заметить, что стоический мудрец или завзятый

«спинозианец» не усмотрели бы в этой ситуации никакого трагизма, а указали

бы на необходимость спокойно подчиниться обстоятельствам. Трагизм,

несовпадение цели и результата, катастрофическое расхождение между

желаемым, планируемым и воплощаемым, реализуемым. В просторечье это

называется «за что боролись, на то и напоролись». Тяжелое разочарование,

ощущение напрасности усилий, вины и переживание собственной

недальновидности оказываются уделом тех, кто делает слишком большую

ставку на цель и ее достижение, рождается из категорического несогласия с

судьбой, старания, которые потом не оправдываются, столкновение творческой

индивидуальности со стандартизированным внутренним миром среднего

человека. Уникальное видение, неординарность делают поэта, художника,

неповторимую личность чужими на празднике жизни обывателя, нередко

ставят их в положение изгоев.

Кроме пессимизма и трагического мировосприятия, можно выделить

также, условно говоря, депрессивное мировосприятие. Если пессимизм — это

явление прежде всего концептуальное, если трагедийность предполагает

оценку каких-то крупных, судьбоносных событий и явлений, то депрессивность

— это яркая черта обыденной, повседневной жизни. Это скверное, мрачное

настроение, которое больше, чем что-либо иное, сказывается на обыденном

поведении человека, на его общении с окружающими. Это раздражительность,

недовольство и вымещение его на окружающих.

1. Максимализм. Стремление радикально относиться к любой ситуации

по принципу «все или ничего»: либо пан, либо пропал, или победа, или

поражение. Максималист не знает полутонов и хочет все сразу, а когда «все

сразу» не получается, он перечеркивает самого себя и оказывается глубоко

несчастным.

2. Общие выводы из единичных фактов. При такой установке человек,

которому один раз отказали в его просьбе, начинает считать, что ему теперь

всегда будут отказывать в любых просьбах, а это значит, что мир жесток, а сам

он обижен судьбой. Сделав подобный некорректный вывод, вполне можно

возненавидеть заведомо все человечество, и вести себя соответствующим

образом.

3. Психологическая фильтрация событий. Это случай, когда

происходящие приятные и хорошие события попросту не замечаются, зато

любая скверная деталь ставится в центр внимания, и ей придается величайшее

значение.

4. Дисквалификация положительного. Можно сказать, что

дисквалификация положительного — это интерпретация его со знаком

«минус». Человека пригласили в гости, а он тотчас начинает соображать:

«Наверное, это из корыстного интереса...». Таким образом, все позитивное

превращается в негативное, а любая радость отравляется.

5. Принятие ответственности за независящие от тебя события. Например,

врач, узнав, что дела у его пациента идут хуже, начинает неизбывно страдать

по поводу своего профессионального несовершенства, что, впрочем, совсем не

способствует его нормальной работе с больными. В данном случае происходит

приписывание себе ответственности за то, на что человек не в состоянии прямо

и однозначно повлиять. Но люди, берущие всю ответственность на себя,

зачастую страдают при этом от собственной беспомощности, от невозможности

что-либо изменить. Это не означает, конечно, что следует быть

безответственным. Речь идет о разумной дифференциации того, что зависит от

нас и что от нас не зависит.

Изменение к лучшему негативного мировосприятия, или хотя бы его

относительное просветление может быть связано со следующими шагами

индивида:

1. Преодоление максимализма, менее требовательное, более мягкое и

терпимое отношение к тому, что происходит. Тот, кто согласен на полутона,

скорее найдет золотую середину в обращении с миром, чем завзятый ригорист.

2. Отказ от безосновательных обобщений. Здравое, без излишней

драматизации отношение к собственным промахам и неудачам как к частным

случаям.

3. Позитивная фильтрация событий, выявление положительного для себя,

принятие во внимание негативных моментов ровно настолько, насколько их

нельзя не учесть для рационального действия. В современной западной

психологии существует целая система позитивного мышления, которая учит

человека выявлять радости в своей жизни и уметь наслаждаться ими,

одновременно избегая, по возможности, того, что явно раздражает и портит

настроение. Гениальность эволюции состоит в динамическом равновесии

между оптимизмом и пессимизмом, которые постоянно корректируют друг

друга: оптимизм толкает нас на риск - пессимизм умоляет съежиться от страха,

а разум делает осознанный выбор.

4. Предельно доверительное отношение к человеку. Отношение к другим

как к самому себе, поскольку подозрительность и недоверчивость делают

человека агрессивным, готовым не только к обороне, но и к упреждающему

нападению, заставляют без видимой причины к подавлению других людей.

Date: 2015-07-01; view: 401; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию