Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Традиции, зависит очень многое в культуре





Периодические срывы в хаос, неустойчивость социальной жизни,

рассматриваются как следствие своеволия индивида, отступления от

истинного пути, намеченного богами, забвения правды. Согласно Библии,

человек — это ≪преступник≫, тот, кто преступил, нарушил закон, заповедь

Бога, за что и был изгнан из рая. Способность нарушать закон, пост)шать по

своей воле, быть своевольным, рассматривается как сущностная

характеристика человека. Эта способность и есть свобода, но она осознается

как негативная, разрушительная сила, источник зла и страданий, причина

беспорядка и хаоса. Возникает ситуация ≪беспутства≫, потери ≪пути≫,

забвения правды, отступления от заповеди Бога. В Библии говорится, что

многие ≪оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы≫.

Желание человека получить божественные качества, но-видимому,

столь же старо, как сам человеческий вид. Люди всегда стремились

расширить границы собственного суш,ествования, географические,

экологические или умственные. В некоторых людях существует тяга всегда

нытаться преодолеть любое встречаюш^ееся ограничение или препятствие.

Несмотря на идею загробной жизни, люди все равно стремились продлить

свою жизнь в этом мире. То, что люди действительно стремились прожить

более долгую и насыщенную жизнь, видно на примере развития различных

систем магии и алхимии - не имея практических средств, люди обращались к

магическим методам. Типичный пример - это различные эзотерические

школы даосизма в Китае, которые стремились к физическому бессмертию и

гармонии с силами природы.

Для характеристики совершенной личности Аристотель использовал

термин ≪калокагатия≫, отражающий гармоническое состояние возвышенной

нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-

политической зрелостью. Мыслитель полагал, что человек обретает

калокагатию лишь в том случае, если он становится добродетельным

существом, максимально развивая свои внутренние силы, синтезируя в себе

различные добродетели. Другой античный философ император Марк

Аврелий считал, что человек, включившись в гармонический, справедливый

миропорядок, обретает душевное спокойствие. Осознав скоротечность жизни

и неотвратимость всего происходящего в мире, отказавшись от внешних благ

и углубившись в самого себя, он способен прийти к нравственному

совершенству. Марк Аврелий выделял менее совершенные и более

совершенные существа, полагал, что они находятся в иерархической

зависимости. Мыслитель писал: ≪Дух Целого требует общения. Поэтому

менее совершенные существа он создал ради более совершенных, а более

совершенных приноровил друг к другу. Ты видишь, какое он повсюду

установил подчинение и самоподчинение, каждому дал меру его достоинства

и привел наиболее совершенные существа к единомыслию≫. [2. С. 522].

Греки по-разному относились к выходу людей за их естественные

границы. С одной стороны, они были очарованы этой идеей. Мы видим это в

мифе о Прометее, который похитил огонь у Зевса и передал его людям, таким

образом надолго улучшив положение людей. В мифе о Дедале хитроумный

инженер и мастер Дедал несколько раз успешно бросает вызов богам,

используя немагические средства для расширения человеческих

возможностей. С другой стороны, существовало понятие, что некоторые цели

занретны, и за попытку их достичь последует расплата. В конце, смелое

предприятие Дедала заканчивается катастрофой, которая, впрочем, не была

наказанием, насланным богами, но была вызвана полностью естественными

причинами.

Сказанное выше о различных аспектах совершенного человека

свидетельствует о его важном положении в космологической структуре

мироздания. Он ≪господин≫ не только времени, но и всех ≪первых и

последних вещей≫. На наш взгляд, степень философской углубленности

культур во многом зависит от степени разработки этими культурами образа

совершенного человека, существования самой идеи совершенствования его

внутреннего мира. Утрата такого образа-ориентира, подмена образа

совершенного человека образом ≪супермена≫, приводят к неминуемому

исчезновению связей внутри системы понятий и осмысленных вешей,

которые обращаются в предметы обихода. Присутствие образа совершенного

человека в культуре, само сознание его сушествования, есть залог

существования духовно богатой, разнообразной в своих проявлениях


культуры.

Может быть, это - только болезненные вывихи процесса

индивидуализации, ≪человекобожие≫? Или особенность западпоевропейской

культуры, богоборческое желание бесконечности, гордыня вечности? Ясно

ведь, что действительному большинству людей во все времена были

безразличны, непонятны эти метания и претензии. Кто хотел вечности?

Единицы: безымянный автор египетского папируса, размышлявший о

неизвестности смерти, Гильгамеш, Екклесиаст, Чингиз-хан, Паскаль, Лев

Толстой. Даже если мы и умножим эти единицы на сто - не все же имели

возможности и способности выразить себя стихом, мыслью или кровью - их

голоса тонут в безропотной людской массе шагающих к смерти и забвению

поколений.

Рационалистический вариант ≪социально-экономического пути≫

антропологического преображения, как коренного изменения человеческих

сообществ, был предложен Карлом Марксом. Невежество и низкий уровень

производительных сил, преобладавшие в течение практически всего

предшествовавшего времени, объективно давали мизерное количество благ,

которые узурпировало коварное меньшинство, обманывая и помыкая

большинством. Но если создать соразмерную человеческому разуму

общественную самоорганизацию, то наступит конец прежней истории и

начнется новое человечество. ≪Сущность человека не есть абстракт,

присущий отдельному ипдивиду. В своей действительности она есть

совокупность всех общественных отношений≫ [61. С. 3]. Нримерно так,

упрощенно и кратко, можно представить суть преобразовательпого проекта

Маркса.







Date: 2015-07-01; view: 474; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию