Традиции, зависит очень многое в культуре
…
Периодические срывы в хаос, неустойчивость социальной жизни,
рассматриваются как следствие своеволия индивида, отступления от
истинного пути, намеченного богами, забвения правды. Согласно Библии,
человек — это ≪преступник≫, тот, кто преступил, нарушил закон, заповедь
Бога, за что и был изгнан из рая. Способность нарушать закон, пост)шать по
своей воле, быть своевольным, рассматривается как сущностная
характеристика человека. Эта способность и есть свобода, но она осознается
как негативная, разрушительная сила, источник зла и страданий, причина
беспорядка и хаоса. Возникает ситуация ≪беспутства≫, потери ≪пути≫,
забвения правды, отступления от заповеди Бога. В Библии говорится, что
многие ≪оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы≫.
…
Желание человека получить божественные качества, но-видимому,
столь же старо, как сам человеческий вид. Люди всегда стремились
расширить границы собственного суш,ествования, географические,
экологические или умственные. В некоторых людях существует тяга всегда
нытаться преодолеть любое встречаюш^ееся ограничение или препятствие.
Несмотря на идею загробной жизни, люди все равно стремились продлить
свою жизнь в этом мире. То, что люди действительно стремились прожить
более долгую и насыщенную жизнь, видно на примере развития различных
систем магии и алхимии - не имея практических средств, люди обращались к
магическим методам. Типичный пример - это различные эзотерические
школы даосизма в Китае, которые стремились к физическому бессмертию и
гармонии с силами природы.
…
Для характеристики совершенной личности Аристотель использовал
термин ≪калокагатия≫, отражающий гармоническое состояние возвышенной
нравственности, внешней и внутренней красоты с общественно-
политической зрелостью. Мыслитель полагал, что человек обретает
калокагатию лишь в том случае, если он становится добродетельным
существом, максимально развивая свои внутренние силы, синтезируя в себе
различные добродетели. Другой античный философ император Марк
Аврелий считал, что человек, включившись в гармонический, справедливый
миропорядок, обретает душевное спокойствие. Осознав скоротечность жизни
и неотвратимость всего происходящего в мире, отказавшись от внешних благ
и углубившись в самого себя, он способен прийти к нравственному
совершенству. Марк Аврелий выделял менее совершенные и более
совершенные существа, полагал, что они находятся в иерархической
зависимости. Мыслитель писал: ≪Дух Целого требует общения. Поэтому
менее совершенные существа он создал ради более совершенных, а более
совершенных приноровил друг к другу. Ты видишь, какое он повсюду
установил подчинение и самоподчинение, каждому дал меру его достоинства
и привел наиболее совершенные существа к единомыслию≫. [2. С. 522].
…
Греки по-разному относились к выходу людей за их естественные
границы. С одной стороны, они были очарованы этой идеей. Мы видим это в
мифе о Прометее, который похитил огонь у Зевса и передал его людям, таким
образом надолго улучшив положение людей. В мифе о Дедале хитроумный
инженер и мастер Дедал несколько раз успешно бросает вызов богам,
используя немагические средства для расширения человеческих
возможностей. С другой стороны, существовало понятие, что некоторые цели
занретны, и за попытку их достичь последует расплата. В конце, смелое
предприятие Дедала заканчивается катастрофой, которая, впрочем, не была
наказанием, насланным богами, но была вызвана полностью естественными
причинами.
…
Сказанное выше о различных аспектах совершенного человека
свидетельствует о его важном положении в космологической структуре
мироздания. Он ≪господин≫ не только времени, но и всех ≪первых и
последних вещей≫. На наш взгляд, степень философской углубленности
культур во многом зависит от степени разработки этими культурами образа
совершенного человека, существования самой идеи совершенствования его
внутреннего мира. Утрата такого образа-ориентира, подмена образа
совершенного человека образом ≪супермена≫, приводят к неминуемому
исчезновению связей внутри системы понятий и осмысленных вешей,
которые обращаются в предметы обихода. Присутствие образа совершенного
человека в культуре, само сознание его сушествования, есть залог
существования духовно богатой, разнообразной в своих проявлениях
культуры.
…
Может быть, это - только болезненные вывихи процесса
индивидуализации, ≪человекобожие≫? Или особенность западпоевропейской
культуры, богоборческое желание бесконечности, гордыня вечности? Ясно
ведь, что действительному большинству людей во все времена были
безразличны, непонятны эти метания и претензии. Кто хотел вечности?
Единицы: безымянный автор египетского папируса, размышлявший о
неизвестности смерти, Гильгамеш, Екклесиаст, Чингиз-хан, Паскаль, Лев
Толстой. Даже если мы и умножим эти единицы на сто - не все же имели
возможности и способности выразить себя стихом, мыслью или кровью - их
голоса тонут в безропотной людской массе шагающих к смерти и забвению
поколений.
…
Рационалистический вариант ≪социально-экономического пути≫
антропологического преображения, как коренного изменения человеческих
сообществ, был предложен Карлом Марксом. Невежество и низкий уровень
производительных сил, преобладавшие в течение практически всего
предшествовавшего времени, объективно давали мизерное количество благ,
которые узурпировало коварное меньшинство, обманывая и помыкая
большинством. Но если создать соразмерную человеческому разуму
общественную самоорганизацию, то наступит конец прежней истории и
начнется новое человечество. ≪Сущность человека не есть абстракт,
присущий отдельному ипдивиду. В своей действительности она есть
совокупность всех общественных отношений≫ [61. С. 3]. Нримерно так,
упрощенно и кратко, можно представить суть преобразовательпого проекта
Маркса.
…
Date: 2015-07-01; view: 494; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|