Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи усовершеиствоваиия человека





Современная наука вплотную подошла к проблеме модификации

человека как биологического вида. Это породило опасения, что с

улучшением технических методов генной инженерии человеческий род,

пытаясь улучшить себя, может в перспективе вообще перестать

существовать, заменив себя новой, постчеловеческой формой. Учитывая

негативизм человеческой природы и поспешность, которая свойственна

человеку во всем, эти страхи нельзя считать совсем беспочвенными.

Избранная для диссертации проблема актуальна в плане методологии

науки и философии, так как идея преобразования человеческого существа

сегодня превращается в методологическое средство научного поиска, его

регулятивный и направляющий фактор. Все это требует самого пристального

научного внимания к поставленным изначально философией проблемам,

которые пока представляли исключительно популистское ≪поле брани≫, не

приносящее никаких плодов, кроме идеологических клише и политических

амбиций.

Актуальность темы диссертационного исследования ярко проявляет

себя не только в теоретическом, но и в практическом аспекте. Сегодня как

никогда остро востребованы прикладные аспекты вмешательства в природу

человека и социокультурные последствия расширения границ понимания

человеческого. Результаты трансформации природы человека будут зависеть

ОТ того, в какой системе этики они будут осуществляться, учитывая

мультидисциплинариость биоэтических парадигм. В этой связи тема

диссертационного исследования актуальна не только своей аналитической,

но и прогностической направленностью.

Многие из социальных аспектов идеи усовершенствования человека

имеют многовековую традицию, связанную с именами Платона, Аристотеля,

Марка Аврелия, Боэция и др. В истории западноевропейской мысли узловые

моменты проблемы совершенствования человеческой природы в системе

основных проблем философии связаны с учениями Фомы Аквинского, Дж.

Пико делла Мирандола, Эразма Роттердамского, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.

Лейбница, Д. Юма, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Л. Фейербаха, К.

Маркса. Качественно новый этап в развитии этой проблемы - идея

сверхчеловека — представлен в творчестве Ф. Ницше.

Серьезный вклад в развитие идей совершенствования человека и

перспектив его улучшения принадлежит отечественным мыслителям: Н.Ф.

Федорову, П.А. Флоренскому, B.C. Соловьеву, В.В. Розанову, К.Э.

Циолковскому, В.И. Вернадскому, П.А. Бердяеву, С.Л. Франку, А.Ф. Лосеву.

Идея лучшего человека в лучшем обществе пронизывает всю русскую

философию от Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого до настоящего

времени. Здесь совершенство человека выступает и как основной

методологический принцип, и как объект философской рефлексии, а форма и

содержание человека совершенного совпадают в обосновании

нравственности и человеческой духовности вообще.

В современной отечественной философии творческое развитие идеи

усовершенствования человека предлол<ил В.И. Красиков, обосновав мысль

об ≪антропологической революции≫. К сожалению, эта плодотворная, на наш

взгляд, идея не получила пока должного развития, а специальных

исследований по проблеме социального анализа условий и последствий

телесного преобразования человека в нашей отечественной философской

литературе пока не видно. В то же время эти идеи в той или иной степени

затрагиваются в многочисленных работах, посвященных евгенике - ≪науке

об улучшении человеческой породы≫. В российской философии плодотворью

проработаны самые различные аспекты евгеники, освещенные в трудах Н.К.

Кольцова, О.Е. Баксанского, И.А. Захарова, Н.П. Ноговицина, А.В. Олескина,

В.М. Розина, Ю.В. Хена, Л.В. Фесенковой, Е.Н. Шульги и др.

Развитие новых технологий, особенно биотехнологий, привело в XX

столетии к формированию идей ≪постчеловека≫ и формированию концепции

≪трансгуманизма≫ в лице таких мыслителей, как Дж. Бернал, О. Степлдон, Р.

Эттингер, Ф. Эсфандиари, Н. Бостром, Д. Пирс, М. Эпштейн, М. Море и Т.

Морроу. Взаимодополнение проблем биоэтики и философской антронологии,

в значительной степени определяющее специфику современных дискуссий

изменения человека в дискурсе новейших достижений биотехнологии,

отражено в работах таких современных зарубежных и отечественных

философов, как И. Барбур, Ю.Г. Волков, М.П. Голдинг, В.А. Кутырев, Е.М.

Миллер, В.П. Рачков, В.М.Розин, B.C. Поликарпов, П.Д. Тищенко, Дж.


Флетчер, Ф. Фукуяма, Д. Хей, Р. Чедвик и др.

3. Доказано, что идея усовершенствования человека - из разряда

мобилизующих утоний, чья реализация может радикально изменить

качественный облик человечества. Данное изменение может быть

сопоставимо с антропогенезом: и но длительности и по последствиям.

6. Доказано, что идея усовершенствования человека в контексте

современных технологических разработок выполняет очень важную

социальную функцию - она придает зримость и приучает обш;ественное

сознание воспринимать как должное возможные изменения в человеческом

образе жизни.

Анализ различных концепций человека, показывает, что все они могуг бьпъ

распределены на несколько групп. В силу избранной темы нас более всего

интересуют следуюш^1е четыре группы: 1) природу человека нельзя ≪ухватить≫

рационально, ибо она является божественной, ≪запредельной≫ для человеческого

сознания; 2) человек — ошибка, тупик в развитии природы, даже представляет

собой патологическое отклонение в вечной эволюции; 3) человек — носитель

социальной формы движения материи, он выступает в качестве рядового явления,

которое может стать основой становления постсоциальной формы движения

материи; 4) человек — высшая форма развития материального мира благодаря

своей социально-деятельной сушности.

В представлении о том, что ≪человек — высший этап развития материи≫,

сфокусированы антропоцентризм и геоцентризм, а именно: способы

мышления человека, обычаи, законы и многие философские учения и

системы тесно связаны с нашей планетой, возникли на ней и для нее. Многие

наши представления, если их оторвать от земной основы, потеряют свой

теоретический и практический смысл. Вполне возможно, что ≪человек

разумный≫ представляет собой переходный этап в развитии Вселенной.

≪Совершенствование человека≫ — центральная тема духовных







Date: 2015-07-01; view: 347; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию