Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Происходить либо по формуле пессимизма, либо по формуле оптимизма. Эти





формулы таковы: формула пессимизма - «страдание есть закон всего сущего»,

формула оптимизма - «твои страдания необходимы для мирового блага и в

своей сущности сами суть благо».

Следует отметить, что в ранних формах общественного сознания

оптимизму противостояли две формы пессимизма. Одна была связана с

чрезвычайно интенсивным переживанием смерти. И это понятно, ведь если

самое дорогое - жизнь, то самое большое зло - смерть. Вторая, более

последовательная, выражалась формулой «лучше умереть, чем жить». Эта

последняя возникает в связи с оценкой социального бытия. Основу

формирования оценок окружающего мира составляли страх и бессилие

первобытного человека перед непонятными и грозными силами природы. Они

приводили к обожествлению этих сил, поклонению им, их задабриванию. Как

отмечал К. Маркс, «всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует

силы природы в воображении и при помощи воображения» (1, Т. 12, с. 737).

Для древнегреческой мифологии и выросшей из нее античной философии

в основном характерны оптимизм и пессимизм статического типа, в котором

мир изображается как извечная смена «состояний с преобладанием или

господством одного из начал - добра или зла» (2, с. 24-25). Мир описывается

здесь как бесцельное и вечно возвращающееся к исходной точке бытие,

наподобие смены времен года или движения небесных тел. Ни у мира, ни у

общества, ни у самого человека нет объективного «смысла». Такая картина

мира была глубоко пессимистичной. В ее основе лежит метафизический

постулат о существовании и борьбе двух противоположных сил - добра и зла.

Сказанное позволяет утверждать, что уже с ранних времен исторического

развития был подмечен противоречивый характер мира, что позволило

осуществить самую общую дифференциацию бытия, дифференциацию его

общих оценок. На первых ступенях развития общественного сознания

стихийный оптимизм выливался в фантастические формы мифа, перенося

разрешение всех жизненных противоречий в потусторонний мир. И все же,

несмотря на религиозно-мистифицированную форму, легенда о возрождении

героя после его смерти, кто бы ни был им - Озирис, Дионис или Христос, -

свидетельствовала о вере в жизнь, о вере в победу добра, была оптимистична.

Остановимся подробнее на оптимистической стороне мироощущения

древних греков. Нам представляется (и здесь нет парадокса), что одним из

первых памятников древнегреческого оптимизма являлась трагедия Эсхила

«Прикованный Прометей», где в поэтической форме четко выражены идеи

исторического прогресса. Оптимизм поднимал рабов на восстания, вел их на

борьбу с угнетателями. Наиболее ярко оптимизм древнегреческой философии

проявился у Демокрита и Эпикура (6, с. 157).

Остановимся теперь на учении Эпикура, роль которого в формировании

оптимистического мировоззрения очень велика. Как писал В.Г. Иванов, «не

пессимизм стоиков и поздних киренаиков, казалось бы, непосредственно

отразивший действительное положение личности в эпоху упадка, а

«ограниченный» и «беспочвенный» оптимизм Эпикура выражал

действительную историческую перспективу». В.Г. Иванов выделяет в

этических учениях Древней Греции линии оптимизма и пессимизма: «обе

концепции (стоики и киренаики) глубоко пессимистичны. Только эпикурейцы

опору для своего оптимизма находят в самом человеке, в трезвом взгляде на его

возможности, которые выступали против Гегесия, прозванного «Учителем

смерти» (10, с. 197).

Гедонизм был превращен Гегесием в пессимизм, а пропаганда им своего

учения была настолько сильна, что выступления «Учителя смерти»

заканчивались иногда массовыми самоубийствами. Противопоставление

пессимизма оптимизму у древних греков было связано с различным

отношением к будущему. Например, В.Г. Иванов отмечает, что «Эпикур,

полемизируя с киренаиками, в рассуждение об удовольствиях включает как

необходимую и временную характеристику» (11, с. 187). Выступая против

отождествления гедонизма и эпикуреизма, В.Г. Иванов различие видит как раз

в отношении к будущему, т.е. по линии оптимизма: «Различие отношения к

будущему у Аристиппа и Эпикура приводит мыслителей к различному

мироощущению. Это важно отметить, так как в литературе часто смешивают

гедонизм и эпикуреизм, полагая, что их значения очень близки и

характеризуются оптимистическим, жизнерадостным отношением к бытию.

Однако философия гедонизма есть «пессимизм наизнанку, есть психология


«пира во время чумы», так как погоня за немедленными сиюминутными

удовольствиями проистекает из неверия в будущее. Это - позиция гибнущих

сословий и классов, в которой нет ни грана оптимизма. Напротив, установка

Эпикура пронизана оптимизмом, искренней убежденностью в том, что

завтрашний день будет лучше. Мировоззрение Эпикура В.Г. Иванов назвал

«подлинным гимном жизнеутверждения» (12, с. 188).

Однако происхождение оптимизма древних греков толковалось по-

разному. Так, Ницше считал, что он порожден «взглядом, проникшим в

сущность природы и узревшим весь ее ужас»,- и поэтому является как бы

целебным средством, неким противоядием против этого «открытия». Согласно

Ницше, оптимизм греков - притворство, напускное бодрячество, которое было

необходимо для того, чтобы защититься, уйти от страшного бытия, познания

которого они достигли» (15. с. 49).







Date: 2015-07-01; view: 584; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию