Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Происходить либо по формуле пессимизма, либо по формуле оптимизма. Эти
формулы таковы: формула пессимизма - «страдание есть закон всего сущего», формула оптимизма - «твои страдания необходимы для мирового блага и в своей сущности сами суть благо». … Следует отметить, что в ранних формах общественного сознания оптимизму противостояли две формы пессимизма. Одна была связана с чрезвычайно интенсивным переживанием смерти. И это понятно, ведь если самое дорогое - жизнь, то самое большое зло - смерть. Вторая, более последовательная, выражалась формулой «лучше умереть, чем жить». Эта последняя возникает в связи с оценкой социального бытия. Основу формирования оценок окружающего мира составляли страх и бессилие первобытного человека перед непонятными и грозными силами природы. Они приводили к обожествлению этих сил, поклонению им, их задабриванию. Как отмечал К. Маркс, «всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения» (1, Т. 12, с. 737). … Для древнегреческой мифологии и выросшей из нее античной философии в основном характерны оптимизм и пессимизм статического типа, в котором мир изображается как извечная смена «состояний с преобладанием или господством одного из начал - добра или зла» (2, с. 24-25). Мир описывается здесь как бесцельное и вечно возвращающееся к исходной точке бытие, наподобие смены времен года или движения небесных тел. Ни у мира, ни у общества, ни у самого человека нет объективного «смысла». Такая картина мира была глубоко пессимистичной. В ее основе лежит метафизический постулат о существовании и борьбе двух противоположных сил - добра и зла. … Сказанное позволяет утверждать, что уже с ранних времен исторического развития был подмечен противоречивый характер мира, что позволило осуществить самую общую дифференциацию бытия, дифференциацию его общих оценок. На первых ступенях развития общественного сознания стихийный оптимизм выливался в фантастические формы мифа, перенося разрешение всех жизненных противоречий в потусторонний мир. И все же, несмотря на религиозно-мистифицированную форму, легенда о возрождении героя после его смерти, кто бы ни был им - Озирис, Дионис или Христос, - свидетельствовала о вере в жизнь, о вере в победу добра, была оптимистична. … Остановимся подробнее на оптимистической стороне мироощущения древних греков. Нам представляется (и здесь нет парадокса), что одним из первых памятников древнегреческого оптимизма являлась трагедия Эсхила «Прикованный Прометей», где в поэтической форме четко выражены идеи исторического прогресса. Оптимизм поднимал рабов на восстания, вел их на борьбу с угнетателями. Наиболее ярко оптимизм древнегреческой философии проявился у Демокрита и Эпикура (6, с. 157). … Остановимся теперь на учении Эпикура, роль которого в формировании оптимистического мировоззрения очень велика. Как писал В.Г. Иванов, «не пессимизм стоиков и поздних киренаиков, казалось бы, непосредственно отразивший действительное положение личности в эпоху упадка, а «ограниченный» и «беспочвенный» оптимизм Эпикура выражал действительную историческую перспективу». В.Г. Иванов выделяет в этических учениях Древней Греции линии оптимизма и пессимизма: «обе концепции (стоики и киренаики) глубоко пессимистичны. Только эпикурейцы опору для своего оптимизма находят в самом человеке, в трезвом взгляде на его возможности, которые выступали против Гегесия, прозванного «Учителем смерти» (10, с. 197). … Гедонизм был превращен Гегесием в пессимизм, а пропаганда им своего учения была настолько сильна, что выступления «Учителя смерти» заканчивались иногда массовыми самоубийствами. Противопоставление пессимизма оптимизму у древних греков было связано с различным отношением к будущему. Например, В.Г. Иванов отмечает, что «Эпикур, полемизируя с киренаиками, в рассуждение об удовольствиях включает как необходимую и временную характеристику» (11, с. 187). Выступая против отождествления гедонизма и эпикуреизма, В.Г. Иванов различие видит как раз в отношении к будущему, т.е. по линии оптимизма: «Различие отношения к будущему у Аристиппа и Эпикура приводит мыслителей к различному мироощущению. Это важно отметить, так как в литературе часто смешивают гедонизм и эпикуреизм, полагая, что их значения очень близки и характеризуются оптимистическим, жизнерадостным отношением к бытию. Однако философия гедонизма есть «пессимизм наизнанку, есть психология «пира во время чумы», так как погоня за немедленными сиюминутными удовольствиями проистекает из неверия в будущее. Это - позиция гибнущих сословий и классов, в которой нет ни грана оптимизма. Напротив, установка Эпикура пронизана оптимизмом, искренней убежденностью в том, что завтрашний день будет лучше. Мировоззрение Эпикура В.Г. Иванов назвал «подлинным гимном жизнеутверждения» (12, с. 188). … Однако происхождение оптимизма древних греков толковалось по- разному. Так, Ницше считал, что он порожден «взглядом, проникшим в сущность природы и узревшим весь ее ужас»,- и поэтому является как бы целебным средством, неким противоядием против этого «открытия». Согласно Ницше, оптимизм греков - притворство, напускное бодрячество, которое было необходимо для того, чтобы защититься, уйти от страшного бытия, познания которого они достигли» (15. с. 49). … Date: 2015-07-01; view: 584; Нарушение авторских прав |