Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нения, сформулированность присуща далеко не всегда)
Как следствие описанных закономерностей, идеология, несмотря на тра диционное соотнесение ее с теоретическим уровнем общественного сознания (что, безусловно, справедливо), отнюдь не является теоретическим «полюсом» осмысления социаньного бытия. На этом «полюсе» находится научно- философское знание, но оно пересекается с идеологией лишь частично. Науч но-философское познание не имеет в своем развитии ограничителей, о которых говорилось применительно к идеологии: оно не нацелено на массовое распро странение и потому не вынуждено ориентироваться на законы массового соз нания. Но и дистанция между ним и массовым сознанием оказывается обычно весьма большой.
…. Таким образом, эсхатологическое мировидение, присущее крупнейшим религиям последних 2 - 2,5 тысячелетий, содержит в себе элемент ожидания осуществлеьшя социального, точнее, социально-космического (ибо грядущее преображение захватывает все мироздание) идеала. В какой же степени и в какой форме эти явления затрагивали массовое сознание? Вне всякого сомнения, эсхатология не только становилась предметом осмысления в работах крупней- цшх философов и богословов, но и была важным компонентом массового сознания самых различных эпох и культур. Свидетельством тому являются прежде всего многочисленные массовые движения и восстания в разных странах, проходившие под знаком эсхатологических умонастроений. Немаловажным звеном идеологии этих движений являлось мнение, согласно которому эсхатологическое преображение мира вот-вот наступит или уже началось; участники подобного рода волнеьшй часто считали себя непосредственными участниками последней битвы добра со злом. Массовые движения, в основе которых лежало эсхатологическое восприятие свершающейся истории, активно появлялись, в частности, в Римской империи эпохи раннего христианства и в Европе, осо- бе1шо в период позднего средневековья. В Китае на протяжении многих веков вожди крестьянских восстаний неоднократно объявляли себя воплощениями Майтрейи, либо же скорый приход Майтрейи ими провозглашался. Ожидания ближайшего наступления века Майтрейи нередко проявлялись и массовых движениях Кореи, Бирмы и других стран Юго-Восточной Азии" ^. Через всю историю мусульманских обществ проходит линия крестьянских восстаний, идеология которых была связана с ожиданием Махди- мусульманского мес- СИИ2 06. … Таким образом, не приходится сомневаться в том, что эсхатологические верования с древности до современности были присущи массовому сознанию различных народов. … Хотя абсолютизация социально-экономической детерминированности эсхатологии, часто присутствовавшая в советской науке, делает изучение проблемы односторонним, данный аспект исследования эсхатологии является, безусловно, одним из важнейших. Так, неоспоримым фактом является то, что эсхатологргческие идеи расцветали особенно ярко в сознании угнетенного класса. Связано это с тем, что эсхатологические мотивы представляют собой удобную форму для идей возмездия угнетателям и осуществления социальной справедливости. … Интересно отметить, что в официальной идеологрш средневековых Европы и Византии возникла своеобразная «антиэсхатологическая» тенденщм трактовки истории: существующий порядок земной жизни (в частности, государственная власть) провозглашался богоустановленным, богоугодным, и идеальный миропорядок оказывался при таком подходе как бы уже достигнутым, в результате чего ослаблялось противопоставление неидеального настоящего идеальному грядущему Царству Бо- жию. Смысл истории как движения к точке космического обновления (второму пришествию) приглушался^^ ^ Понятно, что такое осмысление мало устраивало угнетенные массы, в среде которых популярность обычно приобретало ожида- 1ше эсхатологического преображения, несущего возмездие угнетателям. …
|