Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нения, сформулированность присуща далеко не всегда)





 

Как следствие описанных закономерностей, идеология, несмотря на тра

диционное соотнесение ее с теоретическим уровнем общественного сознания

(что, безусловно, справедливо), отнюдь не является теоретическим «полюсом»

осмысления социаньного бытия. На этом «полюсе» находится научно-

философское знание, но оно пересекается с идеологией лишь частично. Науч

но-философское познание не имеет в своем развитии ограничителей, о которых

говорилось применительно к идеологии: оно не нацелено на массовое распро

странение и потому не вынуждено ориентироваться на законы массового соз

нания. Но и дистанция между ним и массовым сознанием оказывается обычно

весьма большой.

 

….

Таким образом, эсхатологическое мировидение, присущее крупнейшим

религиям последних 2 - 2,5 тысячелетий, содержит в себе элемент ожидания

осуществлеьшя социального, точнее, социально-космического (ибо грядущее

преображение захватывает все мироздание) идеала. В какой же степени и в какой

форме эти явления затрагивали массовое сознание? Вне всякого сомнения,

эсхатология не только становилась предметом осмысления в работах крупней-

цшх философов и богословов, но и была важным компонентом массового сознания

самых различных эпох и культур. Свидетельством тому являются прежде

всего многочисленные массовые движения и восстания в разных странах,

проходившие под знаком эсхатологических умонастроений. Немаловажным

звеном идеологии этих движений являлось мнение, согласно которому эсхатологическое

преображение мира вот-вот наступит или уже началось; участники

подобного рода волнеьшй часто считали себя непосредственными участниками

последней битвы добра со злом. Массовые движения, в основе которых лежало

эсхатологическое восприятие свершающейся истории, активно появлялись, в

частности, в Римской империи эпохи раннего христианства и в Европе, осо-

бе1шо в период позднего средневековья. В Китае на протяжении многих веков вожди крестьянских восстаний неоднократно объявляли себя воплощениями

Майтрейи, либо же скорый приход Майтрейи ими провозглашался. Ожидания

ближайшего наступления века Майтрейи нередко проявлялись и массовых

движениях Кореи, Бирмы и других стран Юго-Восточной Азии" ^. Через всю

историю мусульманских обществ проходит линия крестьянских восстаний,

идеология которых была связана с ожиданием Махди- мусульманского мес-

СИИ2 06.

Таким образом, не приходится сомневаться в том, что эсхатологические

верования с древности до современности были присущи массовому сознанию

различных народов.

Хотя абсолютизация социально-экономической детерминированности эсхатологии,

часто присутствовавшая в советской науке, делает изучение проблемы

односторонним, данный аспект исследования эсхатологии является,

безусловно, одним из важнейших. Так, неоспоримым фактом является то, что

эсхатологргческие идеи расцветали особенно ярко в сознании угнетенного класса.

Связано это с тем, что эсхатологические мотивы представляют собой удобную

форму для идей возмездия угнетателям и осуществления социальной справедливости.

Интересно отметить, что в

официальной идеологрш средневековых Европы и Византии возникла своеобразная

«антиэсхатологическая» тенденщм трактовки истории: существующий

порядок земной жизни (в частности, государственная власть) провозглашался

богоустановленным, богоугодным, и идеальный миропорядок оказывался при таком подходе как бы уже достигнутым, в результате чего ослаблялось противопоставление

неидеального настоящего идеальному грядущему Царству Бо-

жию. Смысл истории как движения к точке космического обновления (второму

пришествию) приглушался^^ ^ Понятно, что такое осмысление мало устраивало

угнетенные массы, в среде которых популярность обычно приобретало ожида-

1ше эсхатологического преображения, несущего возмездие угнетателям.

Date: 2015-07-01; view: 279; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию