Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Работник умственного труда так же легко может оказаться во власти мифа, как
и всякий иной обыватель». Подлинно теоретическое осмысление истории почти столь же недоступно большей части образованного слоя общества (тем, кто не занимается этим профессионально), как и представителям малообразо ванных слоев; такова ситуация, впрочем, с любой отраслью научного знания. Следовательно, «порог доступности» не есть барьер, разделяющий интеллекту альные элиты и остальное общество.
В массовом сознании действуют и те процессы психологической детерми нированности осмысления истории, которые рассматриваются в третьем пара графе первой главы настоящей работы. Механизмы психической защиты от чувства тревоги при осмыслении исторических проттессов именно на уровне массового сознания действуют наиболее непосредственно, так как кс осложня ются здесь процесса\ш философской рефлексии. Идея реализации в будутцем финальной ценности Kaic залог оптилитстического взгляда на историю (в чем и просматривается влияние механизмов психической защиты) есть принадлеж ность и массового, и специализированного сознания. В массовом сознании, од нако, отсутствует тот богатый спектр ценностей, которые различными филосо фами мыслились в качестве цели и смысла истории. Финальная ценность, во площающая смысл истории, для массового сознания ограничена тем кругом потребностей и знаний, которые являются достоянием масс. Поэтому прежде всего в качестве такой центральной и конечной ценности исторического про цесса предстает всеобщее счастье - образ, в котором реализуются физиологи ческие потребности, потребности в безопасности, в социальных связях, любви, то есть низшая часть иерархии потребностей по А. Маслоу, но не ее вершрша - потребность в самоактуализации.
Восприятие истории, власти, значительных социальных процессов имеет непосредственный выход на уровень обыденного сознания, в сферу каждо дневного быта, так как от этих процессов зависит социальное и материальное положение любого человека. Каждый чувствует историю «на своей шкуре», и хотя бы таким путем у человека складывается образ этой истории. Можно ска зать, что именно данный аспект восприятия социальных процессов является определяюпщм в массовом сознании, и ожидания глобальных обш,ественных изменений в значительной степени сводятся к мыслям об улучшении бытовой стороны жизни. С этим связана еще одна особенность массового сознания: доминирующая роль в нем эмоционально-оценочного фактора. Если в научном осмыслении со циального бытия серьезно стоит вопрос о допустимости/недопустимости в нау ке оценочного элемента (мощная линия в осмыслении данной проблемы, пред ставленная, в частности, именами Г. Pиккepтa^^^ и М. Вебера'*'^, сводится к принципу отказа от оценочности в научном исследовании), то массовое созна ние, конечно же, подобных запретов не знает и именно на оценочности во мно гом и базируется. Эмоциональный и оценочный компоненты, тесно связан ные, сопровождают ту минимальную теоретическую составляющую, кото рая, как уже было сказано, присутствует в массовом осмыслении социального бытия. [НО БУДУЩЕЕ - МНОГОВАРИАННО]
Date: 2015-07-01; view: 292; Нарушение авторских прав |