Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Человечества какому-либо теоретическому принципу и т. д
… Поскольку в большинстве случаев в историческом прошлом и настоящем удовлетворяющая реализация высших ценностей не обнаруживается, то создаются прекрасные условия для переноса осуществления смысла истории в область будущего, что и имеет место в большинстве философских концепций, пытающихся решить эту проблему. Именно с данными процессами связано многоликое явление телеологической трактовки истории, издавна критикуемое многими философами, но, как отмечал еще Ф. Бэкон, по-видимому, коренящееся слишком глубоко в пррфоде человека. Ожидание грядущего осуществления социального идеала позволяет, таким образом, избавиться от психологического дискомфорта, появляющегося при осмыслении человеком истории и своего места в ней. [«лишь бы все не напрасно было»] … идеала. Следствием этого оказывается образование предпосылок для формирования определенных эмоциональных переживаний и душевных устремлений, возникающих при осмыслении человеком истории. Степени высокого накала данные явления эмоциональной сферы достигают, как показывает история, лишь в случаях, когда свершение центрального исторического события ожидается в ближайшем будущем. Ярчайшие примеры здесь дает история эсхатологии, а также революционного сознания (конкретно-исторический материал, иллюстрирующий данные феномены, анализируется в третьей главе настоящей работы). Так, К. Мангейм считает, что хилиазм позднего средневековья, как и некоторые явления позднейшего революционного сознания, например, анархизм явления жизни души, сферы эмоций ^. Тот же автор при характеристике эмоционального накала масс в периоды активизации эсхатологических и революционных умонастроений применяет такие определения, как «экстатический», «оргиастический». … Э. Я. Баталов в статье «Воображение и революция» пишет о близости революционного мироощуп];ения карнавальному началу, которое подробно описано М. М. Бахтиным на материале культуры европейского средневековья^\ М. Элиаде трактует ожидание тотальной эсхатологической перемены как стремление «прорваться» к сакральному времени, что сродни эмоциональным ошущениям «обновления» мира в ежегодных ритуалах, связанных с праздни- ками весеьшего возрождения. … Интересными являются наблюденР1я К. Мангейма о преобразованиях, которые претерпевает экстатическое хилиастическое мироощущение при своем «остывании»: оно «сублимируется» в идею, исчезает или переходит на уровень религиозно-мистического напряжения, не вмешивающегося в мирские дела^^. Схожие мысли высказывает и Э. Дюркгейм. Он пишет о «творческих», или «новаторских», периодах в истории цивилизаций, когда устремления к идеалу овладевают умами масс: «...в такие моменты эта более высокая жизнь проживается с такой интенсивностью и настолько необычно, что она занимает почти все место в сознаниях, более или менее основательно вытесняя из них эгоистические и повседневные заботы. Идеальное тогда стремится слиться в одно целое с реальным; вот почему у людей возникают впечатления, что совсем близки времена, когда идеальное станет самой реальностью, и Царство Божие осу-ществится на этой земле^'*. Но иллюзия не бывает продолжительной, потому что сама экзальтация не может длиться долго: она слишком утомительна». После, по Э. Дюркгейму, наступает длительный период «остывания», когда «...индивиды вновь возвращаются к уровню своей обыденной жизни» и когда предмет экстатических переживаний - грядущий идеал - отступает в сознании на второй план, продолжая, однако, играть в мировоззрении людей определенную роль^^. … Таким образом, эмоциональный компонент является весьма важной составляющей феномена ожидания осуществления социального идеапа. Исследователи отмечают спорадический, эпизодический, недолговременный характер массовых экстатических переживаний, связанных с ожиданием скорейшего воплощения социального идеала. Эмоциональная составляющая феномена способна, таким образом, к сильным колебаниям: от фонового, почти незаметного уровня до степени крайней экзальтации, причем в массовых масштабах. Зависи]уюсть колебаний этой эмоциональной и связанной с нею дея- тельностной активности от процессов экономического развития общества подмечена давно: всплески активности масс подобного рода приходятся обычно на периоды социальных и политических кризисов. Данный аспект обусловленности рассматриваемого феномена выделен как первостепенно значимый уже в трудах К. Маркса, чья методология сильно повлияла и на позднейших исследователей в данной области. В настоящей работе, однако, делается акцент в большей степени на анализе ценностно-эмоциональной грани ожидаьшя осуществления социального идеала, нежели на социально-экономической детермини- роваЕшости феномена, что не означает принижения значимости последней, а лишь отражает специфику постановки целей и задач в данном исследовании. … Наделение «вторичным смыслом» событий, ведущих к осуществлению социального Date: 2015-07-01; view: 288; Нарушение авторских прав |