Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человечества какому-либо теоретическому принципу и т. д





Поскольку в большинстве случаев в историческом прошлом и настоящем

удовлетворяющая реализация высших ценностей не обнаруживается, то создаются

прекрасные условия для переноса осуществления смысла истории в область

будущего, что и имеет место в большинстве философских концепций,

пытающихся решить эту проблему. Именно с данными процессами связано

многоликое явление телеологической трактовки истории, издавна критикуемое

многими философами, но, как отмечал еще Ф. Бэкон, по-видимому, коренящееся

слишком глубоко в пррфоде человека.

Ожидание грядущего осуществления социального идеала позволяет, таким

образом, избавиться от психологического дискомфорта, появляющегося при

осмыслении человеком истории и своего места в ней. [«лишь бы все не напрасно было»]

идеала.

Следствием этого оказывается образование предпосылок для формирования

определенных эмоциональных переживаний и душевных устремлений,

возникающих при осмыслении человеком истории. Степени высокого накала

данные явления эмоциональной сферы достигают, как показывает история,

лишь в случаях, когда свершение центрального исторического события ожидается

в ближайшем будущем. Ярчайшие примеры здесь дает история эсхатологии,

а также революционного сознания (конкретно-исторический материал, иллюстрирующий

данные феномены, анализируется в третьей главе настоящей

работы). Так, К. Мангейм считает, что хилиазм позднего средневековья, как и

некоторые явления позднейшего революционного сознания, например, анархизм явления жизни души, сферы эмоций ^. Тот же автор при характеристике эмоционального

накала масс в периоды активизации эсхатологических и революционных

умонастроений применяет такие определения, как «экстатический»,

«оргиастический».

Э. Я. Баталов в статье «Воображение и революция» пишет о близости революционного

мироощуп];ения карнавальному началу, которое подробно описано

М. М. Бахтиным на материале культуры европейского средневековья^\

М. Элиаде трактует ожидание тотальной эсхатологической перемены как

стремление «прорваться» к сакральному времени, что сродни эмоциональным

ошущениям «обновления» мира в ежегодных ритуалах, связанных с праздни-

ками весеьшего возрождения.

Интересными являются наблюденР1я К. Мангейма о преобразованиях, которые

претерпевает экстатическое хилиастическое мироощущение при своем

«остывании»: оно «сублимируется» в идею, исчезает или переходит на уровень

религиозно-мистического напряжения, не вмешивающегося в мирские дела^^.

Схожие мысли высказывает и Э. Дюркгейм. Он пишет о «творческих», или

«новаторских», периодах в истории цивилизаций, когда устремления к идеалу

овладевают умами масс: «...в такие моменты эта более высокая жизнь проживается

с такой интенсивностью и настолько необычно, что она занимает почти

все место в сознаниях, более или менее основательно вытесняя из них эгоистические

и повседневные заботы. Идеальное тогда стремится слиться в одно целое

с реальным; вот почему у людей возникают впечатления, что совсем близки

времена, когда идеальное станет самой реальностью, и Царство Божие осу-ществится на этой земле^'*. Но иллюзия не бывает продолжительной, потому

что сама экзальтация не может длиться долго: она слишком утомительна». После,

по Э. Дюркгейму, наступает длительный период «остывания», когда

«...индивиды вновь возвращаются к уровню своей обыденной жизни» и когда

предмет экстатических переживаний - грядущий идеал - отступает в сознании

на второй план, продолжая, однако, играть в мировоззрении людей определенную

роль^^.

Таким образом, эмоциональный компонент является весьма важной составляющей

феномена ожидания осуществления социального идеапа.

Исследователи отмечают спорадический, эпизодический, недолговременный

характер массовых экстатических переживаний, связанных с ожиданием

скорейшего воплощения социального идеала. Эмоциональная составляющая

феномена способна, таким образом, к сильным колебаниям: от фонового, почти

незаметного уровня до степени крайней экзальтации, причем в массовых масштабах.

Зависи]уюсть колебаний этой эмоциональной и связанной с нею дея-

тельностной активности от процессов экономического развития общества подмечена

давно: всплески активности масс подобного рода приходятся обычно на

периоды социальных и политических кризисов. Данный аспект обусловленности

рассматриваемого феномена выделен как первостепенно значимый уже в

трудах К. Маркса, чья методология сильно повлияла и на позднейших исследователей

в данной области. В настоящей работе, однако, делается акцент в

большей степени на анализе ценностно-эмоциональной грани ожидаьшя осуществления

социального идеала, нежели на социально-экономической детермини-

роваЕшости феномена, что не означает принижения значимости последней, а

лишь отражает специфику постановки целей и задач в данном исследовании.

Наделение «вторичным смыслом» событий, ведущих к осуществлению социального







Date: 2015-07-01; view: 288; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию