Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мысль о том, что грядущее человечества будет содержать в себе и положительные,
и отрицательные черты. Наконец, в этом ряду следует назвать циклическое восприятие истории, когда периоды, оцениваемые положительно (в том числе и как идеальное состояние) и отрицательно, чередуются в бесконечном круге. Впрочем, все возможные варианты с исчерпывающей полнотой перечислить трудно, тем более что они нередко сочетаются друг с другом в пределах одной картины мира. Некоторые аспекты их соотношения рассматриваются в третьей главе работы. … Можно добавить, что изменения, являюпщеся неотъемлемым свойством социального бытия, могут обладать различной скоростью протекания. Иногда общество остается относительно неизменным в своих основных характеристиках веками, а иногда колоссальные изменения происходят за считашвые дни. Блох Э. Принцип надежды // Утопия и утопическое мышление / Составление, предисловие и общая редакция В. А. Чаликовой. -М.: Прогресс, 1991. -С. 50. Файнбург 3. и. К вопросу о содержании понятия утопии в системе современного философского и социологического знания // Проблемы марксистско-ленинской философии и социологии / Сборник науч. трудов Пермского политехнического ин-та. -Пермь, 1971. -№59. - С. 88. Изменения, протекаюпще относительно быстро (в сравнении с другими процессами жизни общества), могут быть восприняты как мгновенные, скачкообразные. Следует заметить, что, хотя любое изменение требует определенного времени и, следовательно, не может считаться мгновенным, есть ряд общественных изменений, которые в определенном смысле именно мгновенны: так, если новый закон или указ вступает в силу с определенного дня, то получается, что гра1шца его действия устанавливается с точностью до секунды (начало новых суток). Точная граница смены определенного параметра общественного бытия имеет место и в массе других случаев; вступление в должность президента или коронация монарха, капитуляция находящегося в состоянии войны государства и т. п. Интересно, что дистанция между формальной и фактической переменой иногда очень велика: например, после крещения Руси (как и многих европейских государств) борьба с язычеством и его пережитками продолжалась века, хотя принятие христианства властью в качестве государственной религии имело, по-видимому, вполне определенную дату. Так или иначе, история знает множество примеров, когда грандиозные по масштабам социальные перемены происходили в очень короткое время. При этом во многих случаях перемены эти приносили с собой нечто принципиально новое. Даже когда новизна содержала в себе элемент повторения (скажем, крушение Римской империи было не первым в истории крушением могучего государства), эффект «перспективы», о котором писал О. Шпенглер, заставлял людей воспринимать историю собстве1щого общества как нечто более исключительное, нежели то было в действительности. Так сама жизнь дает повод для надежды на внезапные всеохватывающие перемены, в том числе такие, которые дадут новую, неведомую ранее форму социального бытия.__ … В числе гносеологических предпосылок феномена ожидания осуществления социального идеала можно назвать следующие. Человеческое сознание способно воспринимать объекты совершенно различных масштабов, опериро- Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993. - С. 144-146. 35 вать понятиями различной степени обобщения; как единый объект восприятия может выступать и история человечества. Во всех случаях сознание стремится к целостности и завершенности восприятия, а также к его четкости, прегнант- ности. Заложенное в самой природе сознания стремление воспринимать объект как завершенный и целостный вступает в конфликт с принципиальной незавершенностью истории. «Незавершенность человека и его историчность - одно и то же», - пишет К. Ясперс. «История сама по себе не может быть завершена. Она может кончиться лишь в результате внутренней несостоятельности или космической кaтacтpoфы»^^. Однако человек не удовлетворяется известным ему прошлым и настоящим: целостная картина истории может быть выстроена, [т.е. настоящее и будущее выступает как предначертание] только если она предстанет перед сознанием вся, от начала до конца. И если начало исторического процесса вырисовьшается даже при недостатке информации о нем - будь то божественное сотворение мира или же происхождение человека от обезьяноподобных предков, - то историческое будущее приходится достраивать, причем сознание, в силу все той же тенденции к завершенности восприятия, зачастую не останавливается в этом достраивании до тех пор, пока не достигнет законченности картины. Такую законченность может дать, в частности, достижение обществом идеального состояния, после которого движение истории останавливается и, следовательно, история предстает как завершенная. … Оценка no своей природе бинарна (объект может оцениваться положительно или отрицательно) [чаша весов стремится склониться в ту или другую сторону]. Помимо этого она обладает таким качеством, как тяготение к однозначности: человек, оценивая то или иное явление, стремится вынести ему окончательный приговор со знаком «плюс» или «минус», невзирая на противоречивость, многомерность и сложносоставность объекта оценки и собственной системы ценностей. Даже при сознательном стремлении рассмотреть в совокупности положительные и отрицательные стороны предмета оценивающий редко может избежать подытоживающего склонения в пользу первого или второго. В числе основных причин этого феномена можно назвать тесную связь оценки с деятельностной стороной человеческого бытия: часто человек оказывается перед необходимостью выбора между несколькими действиями, не допускающей промежуточного варианта.\ Таким образом, восприятие исторического прошлого, настоящего и будущего на уровне индивидуального сознания формируется в диалектическом напряжении между тяготением оценки к однозначности и факторами, препятствующими этой однозначности. … Date: 2015-07-01; view: 325; Нарушение авторских прав |