Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос, и предлагаем вернуться к его обсуждению на страницах
«Диалога со временем».
Ненина Ирина Михайловна Социальный идеал и утопия в культурно-исторических ситуациях общественного развития
Проблемное поле нашего исследования определяется вопросом о том, чем побуждается в сознании общества всплеск утопизма, интереса к социальному моделированию и веры в социальные идеалы. А также о том, в какие периоды , 1^ общественного развития господствует ирония и критика социальных идеалов и утопий всеобщего счастья — вплоть до отказа от них.
Современную культурно-историческую ситуацию, характеризующуюся, в частности, кризисом идеального и утопического, мы определяем как постмодерн, а предшествующую, отличающуюся подъемом интереса к целенаправленному изменению социальной жизни, — как модерн.
В нашей работе мы не ставили задачу конструирования идеалов и анализа конкретных утопий. Мы считаем важным рассмотреть социальный идеал со стороны его функций и как смыслообразующую структуру в сознании общества, показать его неразрывную связь с утопическими структурами сознания, преодолеть односторонность в отношении к утопиям, выяснить, как зависит отношение общества к социальным идеалам и рациональным проектам от конкретных культурно-исторических ситуаций. Это необходимо для того, чтобы понять место социального идеала и утопии в сознании общества, чтобы (^, осознанно и компетентно подходить к возможным проектам и моделям общественного развития.
Впервые проблема идеала теоретически наиболее остро была поставлена в немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г, Гегель). Идеал рассматривался как образ совершенства: как в социальной жизни, так и в искусстве. С появлением философии марксизма разрабатывается материалистическая концепция исследования общественного сознания. Р1дея и идеал рассматриваются, с одной стороны, как отражение материального бытия, а с другой — как «энергетические принципы» преобразования социальной реальности.
Место и роль социального идеала и утопии в культурно-исторических ситуациях модерна и постмодерна практически не рассматриваются. Социальные идеалы не представлены как структуры связности сознания общества. Почти нет работ, посвященных их ценностному контексту, то есть ^ потребностям общества в социальных идеалах и утопиях в конкретных культурно-исторических ситуациях общественного развития. Эти вопросы и определили направление нашего теоретического исследования.
Научная новизна исследовання. 1. Выделены основные функции социального идеала: гносеологические, телеологические, аксиологические; ¥ 2. выделены основные содержательные структуры • социального идеала: идеи блага, справедливости, равенства, свободы; 3. выявлена моделирующая роль утопии в формировании социального идеала, ее целеполагающая, критическая и практическая функции; 11 4. выделены основные характеристики утопии как особого состояния сознания: проективность, трансцендентность, рациональность, тотальность; 5. ¥. определено понятие культурно-исторический ситуации, выражающее единство духовных и материальных сторон бытия общества в определенные исторические периоды развития; 6. раскрыта связь культурно-исторической ситуации модерна и романтизма, который определяется как мироощущение эпохи модерн, ее духовная установка; 7. выявлено, что в культурно-исторической ситуации модерна социальный идеал играет значительную роль в качестве духовно-целевого стержня общества и ориентира будущего развития. В эпоху модерна возникают благоприятные возможности для формирования утопий, социальных проектов будущего; 8. установлено, что в культурно-исторической ситуации постмодерна наблюдается спад интереса к социальным идеалам и скептическое отношение к утопиям; 9. выявлена противоречивость отношения общественного сознания к идеалам и утопиям в культурно-исторической ситуации постмодерна, которая показана как ситуации отрицания-приспособления — т. е. отказа от утопии и в то же время тоски по ней.
Материальная жизнедеятельность общественного человека производит не только материальный, но и идеальный продукт — так осуществляется акт идеализации действительности; а затем идеальное материализуется, т. е. происходит опредмечивание идеального [См.: 66. С. 238.] Это диалектический процесс: как идеал — порождение действительности, так и «всякое событие в жизни человеческого общества, прежде чем стать фактом действительности, было идеалом мыслящего ума» [157. С. 116.]
Итак, под идеальным мы понимаем способ бытия объективной реальности, представленной (отраженной) в сознании субъекта в виде символа этой реальности, формирующегося в практической деятельности субъекта. Отсюда идеал в самом общем смысле есть система символов, идеальная конструкция, образ действительности, возникающий в сознании субъекта (индивида или общества). Важно подчеркнуть такое свойство идеала, как его способность (il определять характер мышления и деятельности человека или общественного класса [См., напр.: 65.] Эта функциональная характеристика идеала отражает диалектическую взаимосвязь реального-идеального.
Итак, идеал — прежде всего образ, идеальный образ, образ совершенства. Идеал предлагает свою модель должного — взамен наличного, суш;его. Человек относится к наличному, сущему критически в "смысле сознательной отрицательной оценки самого способа своего бытия и основных путей своей жизни, как не соответствующих тому, что должно бы быть." [155. С. 629.] Значит, любой идеал критичен. Недовольство сущим — первое и обязательное условие возникновения идеала. С другой стороны, именно в сущем и содержится сама возможность формирования идеала. Идеал отрицает сущее, являясь его ,^ же порождением. "Противоречие в самой действительности отражается как противоречие между наличным и желаемым бытием и разрешается в сознании в виде идеала." [169. С. П.] Таким образом, идеал — это разрешение, "снятие" в сознании субъекта объективного противоречия, затрагивающего его коренные интересы. Суть диалектического осмысления идеала — прежде всего в признании факта его внутренне противоречивой природы: она всегда в разладе с действительностью, но сама действительность вызывает его к жизни. Под давлением реальных противоречий возникает реальное движение и разрешает их путем установления нового состояния. Это состояние — и есть идеал. В мышлении он рождается раньше предметного осуществления. Диалектическое противоречие (4 «сущее-должное», «наличное-желаемое», «реальность-идеал» — источник общественного развития, «перпетуум-мобиле» исторического процесса.
Итак, корни идеала — в действительности. Вырастая из действительности, идеал отрицает ее и предлагает свой вариант должного. Таким образом, идеал имеет два полюса, находящихся в противостоянии и единстве: отрицательный (отрицание сущего) и положительный (утверждение должного). Для общества и индивида идеал важен прежде всего как модель должного, в которой должное выступает не только в нравственном контексте (по В. Соловьеву), но и в контексте концептуально-властном (форма власти) и практико-социологическом (форма отнощений человека и общества, государства и гражданина и т. д.)
Форм идеального моделирования великое множество, и, прежде чем перейти 19 К анализу структуры и функций социального идеала и определить его место в ряду iti' духовных образований общества, стоит обратиться к классификациям последних, уже представленным в нашей философской литературе. Так, выделяются следующие основания для их классификации: по носителю (духовные образования индивида, различных социальных образований, классов, общества как целого); по объекту отражения (обыденные и научно- теоретические); по степепн адекватности отражения (истинные и ложные); по степепп осознанпостн (с преобладанием сознательного или бессознательного); по степени соответствия общественному бытню (опережающие, соответствующие, отстающие); по степепп развития творческого начала (преимущественно продуктивные или (перспективные, репродуктивные); ретроспективные); по по направлеппостп соотношению во времени познавательных и ценностных сторон (преимущественно познавательные (научные, обыденные j^, знания), преимущественно ценностные (идеалы, эстетические вкусы, нравственные оценочные суждения)); но сфере ириложения (практические и теоретически познавательные); по степени сложности (относительно простые (чувства) и относительно сложные (мировоззрения)) [См.: 47. С. 32.]
Согласно В. Е. Давидовичу, идеал всегда выступает в облачении духовных покровов, специфических для видовых различий общественного сознания (форм общественного сознания). На этом основании выделяются: идеал пауки (идеал познания); власти); соцпальпо-экопомический идеал права (связан с идеал; политический политическим); идеал (идеал иравствсппьи"! идеал; эстетический идеал; идеалы религиозного созиапия (атеистический идеал); также рассматривается проблема возможности философского идеала.
Мы предполагаем рассмотреть соцнальньн"! идеал как образ, структурирующий общественное сознание, определяющий способ мышления и деятельности человека и социальной группы, идеальный образ безупречного социального устройства, такого впутрепие ие противоречивого устройства общества, в котором сняты реальные дефекты, а реальные потребности удовлетворены.
Итак, социальный идеал всегда есть духовная (идеальная) форма, в которой воплощен экономический и политический интерес определенных социальных групп.
Вместе с тем в содержании социального идеала можно выделить ряд универсальных структур, которые определяют связность целей и средств в феномене идеала. Эти структуры можно обозначить как концепции. К числу таких структур-концепций в социальном идеале можно отнести концепцию либерализма и концепцию консерватизма.
Консервативная ;>^ концепция идеала выражает задачу сохранения, консервации действительных общественных отношений. Чаще всего на стороне консерватизма выступают группы, облеченные властью, т. е. наделенные собственностью. Консерватизм как концепция социального идеала в качестве критерия совершенства предпочитает устоявшиеся формы общественных связей и отношений, полагает устойчивость как основу социальных форм. Либерализм изменчивость, предполагает освобождение в от качестве старого. эталона Его социального носители — бытия выразители недовольства существующим порядком вещей, то есть представители социальных групп, которые нуждаются в утверждении новых социальных отношений. Это могут быть классы угнетенные и неимущие в рамках конкретных социально- экономических отношений. Но прежде всего это те социальные группы, которые, обладая собственностью, властью в экономической жизни общества не имеют ее в ib области политической. Либерализм как концепция есть идеологическая форма Date: 2015-07-01; view: 350; Нарушение авторских прав |