Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Через призму этих интересов, выражается в форме представления о совершенном
состоянии ныне противоречивого объекта» [169. С, 34,] По замечанию В. Соловьева, «нельзя говорить о развитии общества, не имея понятия о том, к чему ведет это развитие, какой конец его. Но конец этот есть не факт, а только идеал» [157. С. 115.] В то же время невозможно «провести непреложную границу и безусловное различие между идеей и фактом, между ^, мыслями разума и явлениями действительности» [Там же. С. 116.] … Идеал на обыденном уровне отождествляется с целью. Если идеал — не цель, то он теряет свою практическую силу, энергетическую мощь; а значит, деятельность, направленная на его осуществление, теряет смысл. … Но идеал, как особая идеальная конструкция, обладает побудительной силой. "...Если мы хотим иметь науку об обществе <...>, то мы не можем ограничиться областью одного исторического опыта, а должны рядом с фактами прошедшего и настоящего дать место и идеям будущего; ибо только в этих идеях общество человеческое получает ту определенность и законченность, которых оно лишено в своей наличной деятельности..." [157. С. 115.] Представление о линейном, историческом времени (прошлое — настоящее — будущее) связано с возникновением христианства. В христианском видении история неуклонно f движется к своему завершению. В конечном пункте исторического процесса полностью совпадают цель движения и идеал человечества — царство Божие. Однако сам идеал-цель находится уже вне времени, вне пространства (во всяком случае, земных). Средневековый идеал манит счастьем загробного существования. Tp) Христианские социалисты мечтают построить рай на земле. Для Томаса Мюнцера и его сторонников цель — завоевать царство Божие в этой жизни, здесь и сейчас. Экономическая и политическая составляющие социального идеала звучат все четче. …
По мнению Э. В. Ильенкова, проблема идеала наиболее остро была поставлена именно в немецкой классической философии и именно в связи с проблемой цели [См.: 66. С. 204.] Кант связал проблему идеала с проблемой внутренней цели. Нет цели, представленной образно — нет идеала. Только (jh* человек действует по внутренней целесообразности, поэтому только для него характерно свободное, сознательно совершаемое действие в согласии с всеобщей целью рода человеческого. Идеал и есть представление об итоговом совершенстве человеческого рода. Он включает в себя осознание того, что человек есть ^ самоцель собственной деятельности и ни в коем случае не средство для кого-то или для чего-то. По Канту, идеал характеризуется полным преодолением противоречий между индивидом и обществом, а внутри индивида — между всеобщим и единичным, целым и частью, долгом и влечением и т, д. Каждый шаг по пути прогресса — шаг по пути к реализации этого идеала. … - [при осознании невозможности достижения идеала в эмпирии – фрустрация (Герцен, Стругацкие и т.п.), при отождествлении идеала и эмпирической действительности - профанация] … Кантовский идеал-цель подобен постоянно удаляющейся линии горизонта — он вечно манит, но никогда не дается в руки. Этот идеал, не могущий быть реализованным в реальной деятельности человека (в науке и практике), выступает как априорно принимаемый «регулятивный принцип» деятельности, и в этом смысле обладает практической силой [См.: 74. С, 346-347.] «Хотя и нельзя допустить объективной реальности (существования) этих идеалов, тем не менее нельзя на этом основании считать их химерами: они дают необходимое мерило разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде совершенно, чтобы ^* по нему оценивать и измерять степень и недостатки несовершенного» [Там же.] Идеал Канта — только необходимый ориентир, вектор, задающий нулшое направление. Но и это значит много. … Рассматривая телеологическую функцию идеала, можно отметить, что он выступает как направление цели, как ее образ и как проекция средств, при помощи которых эта цель может быть осуществлена. Деятельность в соответствии с идеалом — специфически человеческая форма бытия как раз потому, что она предполагает специальное создание образа цели до ее фактического достижения. Определение идеала не случайно перекликается с определением цели. «Цель — один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Осуществление цели — процесс преодоления несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью. Анализ деятельности как целенаправленной ,ф^ предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и целью; осуществление цели является процессом преодоления этого несоответствия» … [Важно: телеологическая функция идеала. Идеала – не сама цель, но цель формируется на основе идеала, мы движемся в сторону идеала. Идеал обладает телеологической функцией! Есть особый сорт социально-исторических проектов (не причастных утопизму), в которых цели ставятся на основе социального или антропологического идеала. Территория реализации таких проектов – территория, на которой люди говорят об общественном благе, о благе целого (свойство целостности утопий) и потому они нечто иное, чем прагматизм-реформизм. Например, конфуцианство. К примеру, нищета, безработица. Экономические последствия – второстепенное, мы ликвидируем эти явления если они противоречат представлению об общественном благе. Допустимо ли уродовать человека если это экономически выгодно? Ответ тут принципиальный, формулируется на основе идеала. Предположим, будем жить беднее, но человека разовьем. Ведь я начинал с Мангейма, а у него утопия реализуема!] [у Бэкона все-таки утопия, а не реформизм, т.к. преобразования в одной сфере – ключ к преображению всех других сфер общественной жизни. То же самое педагогическая утопия, марксизм и проч.] [В чем значение идеала? В напряжении, которое оно создает (противоречие идеала и действительности). За идеал можно умереть буквально, и метафорически. Что заставит человека напрягаться, преодолевать усталость? Амбиция достичь серьезную цель. А умереть? Смерть кладет конец личным амбициям. Умереть – за идеал? (но только лишь?)] [утопизм по Франку и есть перфектибилизм. В этом смысле сохраняя негативную коннотацию утопическим можно назвать проект, свойством которого является утопизм, т.е. перфектибилизм. Но существуют исторические проекты, в которых цель формируется прежде всего на основе социального идеала (а не как ханжество в капитализме: на словах одно, а-ля христианство, а на деле другое, «бизнес, ничего личного»), но не только, а на основе анализа возможностей, условий, средств, субъекта и проч. Вопрос в приоритете! Причем тут Каутский?] [т.е. проекты, в которых ценностное первичнее рационального?] … Цель, по мнению С. В. Туманова, может включать в себя три компонента: объективное знание о сущности объекта, а следовательно, и о тенденции его развития; побудительные мотивы целеполагающей деятельности — интересы субъекта; представление о будущем, которого надо достичь [См.: 169, С. 10.] Если последние два компонента не вызывают возражений, то первый, на наш взгляд, требует уточнения. Дело в том, что он тесно связан с проблемой достижимости (недостижимости) цели (идеала). Нам представляется, что речь может идти лишь именно о воображаемой субъектом тенденции развития Ь; объекта. … Date: 2015-07-01; view: 342; Нарушение авторских прав |