Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свобода как творчество — подлинная свобода; здесь участвуют все трипредшествующие уровня, имеет место полное преодоление отчуждения.
Вне зависимости от того, как представляется идеал софистам или диалектикам (пользуясь терминологией Н. М. Чуринова): произвольной ли точкой на карте будущего или определенной естествоповелеиием, он обладает мощной энергетической силой, заставляющей стремиться к его осуществлению. Исследователи идеала отмечают, что он соединяет в себе несколько аспектов отношения к действительности [См., напр.: 31; 47; 169.] Рассматривая (к*'! социальный идеал как феномен сознания общества, мы можем выделить аспекты его структурно-функциональных представлений: гносеологический, аксиологический и телеологический. Они тесно связаны между собой, их единство определяет полноту идеала.
И. Н. Неманов отмечает важную проблему в системном анализе общественного сознания: его открытость и закрытость. Мы полагаем, что эти черты в особенной степени могут быть свойственны и «постидеологии», и «надыдеологии». Сознание «закрыто», когда его идеологическая продукция лУ> непроницаема изнутри — для сомнений носителя и снаружи — для критики. Специфика социального идеала в том, что как образ абсолютной безупречности он не знает сомнений. Иначе он не обладал бы великой силой: люди не шли бы на смерть за идеал, если бы сомневались в его истинности и ценности. Другое дело, что такая "закрытость" не может быть вечной. [Рассел: в конце-концов я могу и ошибаться] Она представляет собой характеристику идеала, рассматриваемого в качестве синхроничной системы, то есть обладающей постоянными параметрами и развернутой в пространстве в границах определенного временного отрезка. Идеал в контексте диахроничнои системы, развивающейся во времени, претерпевает изменения, эволюционирует. Отчасти и поэтому так сложна проблема истинности идеала. "Ложное в формально-экономическом смысле может быть истиной в всемирно-историческом смысле", — замечает Ф. Энгельс [198. С. 184.]
Может ли идеал быть совместимым с реальным историческим движением, совпадать с ним? Э. В. Ильенков говорит о марксистском понимании идеала. которое предполагает его осуществимость — при условии его адекватности действительному развитию. Адекватный действительности идеал не отодвигается вдаль по мере приближения к нему, но напротив, сам состав идеала является
|