Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воровство





Воровство в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты, и если разобраться, то в прямом смысле слова воровством не является. В младшем школьном возрасте, в 6-8 лет ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. Бывает так, что цель, для которой ребенок ворует, настолько для него важна, что может затмить страх наказания. Причина такого поведения - в несформированности навыков общения, в низкой самооценке и «рейтинге» среди сверстников (личность ребёнка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у него что-то есть). Стоит обсудить с ребенком тему «дружба», поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать - всё это нужно объяснять, а если понадобится, то и проиграть соответствующие ситуации. У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» твёрдо сказать себе «нет!». Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не может противостоять своему «Хочу» и совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их. (Начните с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь?, потом переходите к более серьезным). Не меняйте его программу, не вносите в нее поправки, если вас об этом не просят, позвольте ребёнку её реализовать. Пусть это станет не экзаменом, когда ребенок будет испытывать стресс от каждой неудачи, а тренингом, обучением (сегодня не получилось - получится завтра!) Это поможет укрепить его волю, будет способствовать формированию навыков внутренней саморегуляции.

То, что в раннем детстве - ошибка, случайный эпизод, у подростка (12-15 лет) осознанный шаг. Нельзя оставлять поступки своих детей без внимания, но нельзя и забывать о том, что мотивы воровства могут быть самыми разными, и прежде чем осуждать своего ребёнка, постарайтесь понять причины. Свершившийся факт еще не вина! Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подростковой среды очень характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, воровство совершается для поддержания статуса в группе, «на спор».

Какая бы беда ни случилась с вашим ребенком, главное - не отворачивайтесь от него, а дайте ему шанс остаться Человеком. А если потребуется - дайте такой шанс еще.

Причины воровства:

1. Клептомания - психическое расстройство, болезнь, которая никак не связана с социальным положением человека. Это навязчивое воровство не ради получения ценностей, а ради процесса. Клептоману не помогут воспитательные меры, с ним должен работать психиатр. Клептомания – крайне редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни маловероятно.

2. Незнание «правил игры». Ребенок, выросший в детском доме, может не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям) может обернуться кражей, и причина здесь - отсутствие понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится сделать маме или другу приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову!

3. Навязчивое воровство не психического, а невротического характера. Потребность украсть связана с постоянным чувством тревоги и неудовлетворенности. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, которые затем дают чувство эйфории и расслабления. Необходима помощь психолога, который будет работать не с воровством как таковым, а с той тревогой, которая гложет ребенка, заставляя его совершать кражу. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

4. Нередко дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей или воспитателей, причем делают это именно в тех случаях, когда взрослые очень болезненно воспринимают воровство ребенка. Деньги или купленные на них сладости он может воспринимать как символическое замещение родительской любви или радости в его жизни. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточно внимания, или что отношения в семье напряженные, и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» – воровства.


5. Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (кассет, билетов на концерт и т. д.). Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников, что для подростка очень тяжело. Причиной воровства в этом случае является систематическое пренебрежение потребностями ребенка.

6. Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости или игрушки. В этом случае причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения. Это особенно бывает свойственно детям, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания и т. д. В подобных случаях нужно помочь ребенку завести друзей, научить его обходиться в отношениях с ровесниками без подкупа, повысить самооценку, укрепить в нем уверенность, что он может быть интересен сам по себе.

7. Детское воровство часто бывает вызвано острым желанием обладания, которое охватывает ребенка порой из-за пустяка и бывает непонятно взрослым. Это желание может подогреваться рекламой (маркетинговыми акциями под лозунгом «Собери их все»). Сильное, желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться, толкает ребенка на присвоение чужого, причем понятия «моё», «твое», «чужое» и прочие абстрактны и малодоступны могут быть просто в силу возраста. У детей постарше такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт, опыт соблазна, проступка, стыда, раскаяния. Это не только чрезвычайное происшествие, но и возможность для развития ребенка, важная ступень в формировании его совести. Использует ли он этот шанс – во многом зависит от такта и доброжелательности родителя, от воспитателя.

8. Ребенок может воровать от безвыходности: если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Задача воспитателя и родителя построить такие отношения с ребенком, чтобы в подобных ситуациях он мог обратиться за помощью к взрослым, а не скрывал от них тяжесть своего положения.

9. Желание отомстить кому-либо, может проявляться во вредительстве и воровстве («Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил», «Мама не купила мне шоколадку, за это я порисую её помадой на стене!»). Ребенок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает. Борьба с воровством подобного плана осуществляется с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

10. Воровство может быть просто привычкой из прошлой жизни. Возможно, ребенка учили этому и хвалили, когда он приносил деньги и вещи старшим. Попав в новую семью, он старается понравиться всеми доступными ему способами, в том числе и таким.

11. Воровство может служить для ребенка способом сохранить верность своим кровным родителям, особенно если единственное, что ему известно о маме - что она сидела за кражу. Такое поведение более вероятно, если допускаются негативные высказывания в адрес кровной семьи, подчеркивается, что ребенок благодаря воспитанию в новой семье теперь будет не «не таким», как его кровные родители. В подобных случаях у ребенка не остается другого способа сохранить связь со своими родными, кроме как походить на них в том единственном, что он о них знает.


12. Приемный ребенок, особенно в период адаптации, постоянно чувствует тревогу и страх, что его могут отдать обратно. Иногда это чувство настолько тягостно, что ребенок начинает провоцировать приемных родителей по принципу «брось, а то уронишь». При этом дети обычно очень точно определяют «уязвимые места» взрослых, и если детское воровство - болезненная для родителей тема, то именно его ребенок и будет использовать для проверки серьезности их намерений.

13. «Схрон». Приемный ребенок, который не верит, что он в новой семье навсегда, может стремиться «отложить на черный день». Как будто то, что дают родители, может в любой момент исчезнуть, да и сами родители — сегодня есть, а завтра нет. Это попытки восполнить дефицит любви и заботы, с которым ему приходилось жить до сих пор. Как люди, пережившие голод, такой ребенок делает запасы продовольствия, денег, ценностей, этакий символический «запас» безопасности и комфорта.

Проблема воровства у приемных детей исчезает бесследно, как только ребенок «напитается» родительской любовью, восстановит нарушенное чувство безопасности и доверия к окружающему миру, привыкнет к незыблемости родительской любви. Факт воровства может означать множество разнообразных вещей, ваша задача — разобраться по существу, а не формально заклеймить позором.

Советы родителям:

Прежде всего, попробуйте найти причины воровства, постарайтесь наладить искренние и доверительные отношения.

Четко выскажите отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности!). Расскажите о последствиях такого поступка, о чувствах человека, лишившегося любимой вещи.

Проявление вашей родительской власти, четкий запрет на воровство с описанием последующего наказания (которое вы, кстати, можете назначить вместе с ребенком как соразмерное и справедливое) поможет определить границы дозволенного, которые до этого могли быть нечеткими и размытыми.

Удерживайте себя от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его «воришкой», и пр. Ярлык может стать не оценкой поведения, а чертой личности (раз мама говорит, значит, я и правда такой)

Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех. Помните о том, что обращение к ребёнку: «Как ты мог?» является бесполезным и даже вредным, потому что ответа на него ребенок дать не может.


Избегайте сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: «вот я никогда...».

Обсуждая случившиеся, помните, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

Соблюдайте правило: не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы можете способствовать укоренению в сознании ребенка мысли о его «испорченности» и ощущения, что «ничего не поправить»

По возможности исключите ситуации, провоцирующие воровство, не оставляйте в легкой доступности деньги и драгоценности.

Хороший способ привить ребенку культуру финансового поведения - выделять ему карманные деньги и помогать ими распоряжаться, постепенно предоставляя все большую самостоятельность. Также необходимо подключать ребенка к планированию бюджета семьи, прививать ему отношение к деньгам как ресурсу, которым нужно разумно распоряжаться.

Будьте примером, не допускайте «двойной морали», (например, родители внушают ребёнку, «что брать чужое нельзя», а сами приносят с работы, что «плохо лежит»).

Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка также может спровоцировать воровство. Одни дети при таком положении дел занимают активную «оборонительную» позицию, постоянно проявляют упрямство и вступают в пререкания по любому поводу, другие «уходят в подполье», совершая порицаемые взрослыми поступки в те моменты, когда на них не обращают внимания, «отвоевывая» таким образом неприкосновенное, «тайное» жизненное пространство.

Ложь

Лгут все дети, и кровные, и приемные. Более того, на определенном этапе появление лжи свидетельствует об успешном психическом развитии ребенка. Ведь чтобы солгать, нужно понимать, что у «меня» и у «другого человека» могут быть разные знания, намерения, и что я могу на них целенаправленно влиять. Часто информация, которую предоставляют нам, взрослым, дети, будет неверной в связи с особенностями развития мышления ребенка. И здесь нет намерения ввести нас в заблуждение. Это своеобразная «ошибка», за которую не следует ни ругать, ни наказывать. Истинная ложь – это намерение обмануть путем не соответствующих фактам утверждений, причем сам говорящий знает об этом несоответствии.

Дети познают мир, совершая ошибки. Если за ошибками булет наказание, у ребенка будет лишь две возможности: не делать ошибок или делать ошибки и лгать. Первое означает отказаться от самостоятельного познания мира и положиться на указания взрослых. Второе означает наращивание умения лгать. Чтобы не создавать условий для лжи, требования взрослых должны быть тактичны, логичны, и учитывать потребности ребенка.

И дети, и взрослые лгут тогда, когда возникает угроза, которую нельзя быстро и эффективно предотвратить другим способом. Это способ защитить себя в ситуации, когда другой способ неизвестен или недоступен.







Date: 2015-06-11; view: 484; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию