Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Школьный возраст 6-12 лет
Предпубертатный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. Четвертая стадия, связана с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями, с формированием представления о себе не только с позиции самого себя, но и с учетом оценок своего поведения в различных сферах жизни окружающими людьми. Поскольку у детей, живущих вне семьи, ограничено пространство жизнедеятельности, у них формируется плоскостное представление о себе. Такие дети редко способны к «объёмному» видению себя, к учёту других точек зрения на собственное поведение. Ведь именно разнообразие жизненных пространств задает различные требования к поведению, деятельности, личностным качествам. Для обычного «семейного» ребенка такими пространствами выступают семья, школа, двор, секция, собственная группировка и т. п., на переходах и стыках которых он может осознавать несовпадение способов проживания, экспериментировать со своим поведениям, отстаивать свою позицию. Период начального школьного обучения — это также начало профессиональной идентификации. Именно трудовой и социальный опыт в данный период позволяет ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. Если же достижения невелики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. Ограничение представлений о социальных ролях резко сужает вариативность будущего выбора, затрудняет профессиональное самоопределение. В младшем школьном возрасте по-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Содержание кризиса 7 лет «Я должен» связано с возникновением саморегуляции. Из поведения исчезает импульсивность и утрачивается детская непосредственность. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка. При благополучном разрешении рождается компетентность, чувство трудолюбия в противовес некомпетентности, чувству собственной несостоятельности или неполноценности, способность выстраивать внутренний план действий, иерархию мотивов, формирование адекватной самооценки. Результат к концу периода: собственная познавательная активность, умение кооперироваться со сверстниками, самоконтроль. Для благополучного завершения данного этапа для ребенка крайне важно получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, признания того, что «я тоже взрослый». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют общественно полезное значение и получают общественную оценку. Нравственное сознание проявляется в стремление вести себя определенным образом из потребности в одобрении, в поддержании хороших отношений со значимыми для него людьми, потом из поддержки авторитета. Когда не удается осознать себя и свое место в мире, наблюдается диффузность (размытость) идентичности. Она порождает смутное, устойчивое состоянием тревоги, чувство изоляции и опустошенности. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в стремлении «стать ничем» (если это единственный оставшийся способ самоутверждения) и т.п. Время кардинальных биологических изменений и полового созревания, возраст самоопределения, формирования чувства своего целостного и ценного «Я». Ведущая деятельность – общение со сверстниками, завоевание группового статуса. Опыт реально общественно-полезной деятельности и признания за нее, является залогом способности в будущем получать удовольствие от работы. В противном случае труд будет ассоциирован исключительно со средством для прожития. Для ребенка, проживающего в семье, включенного во множество социальных сообществ, происходит осознание себя общественно значимым существом, определение своего места в системе общественных отношений, появляется потребность играть определенную роль в обществе. В норме происходит зарождение автономной морали. Сначала появляется ориентация на принципы общественного благополучия, потом — на общечеловеческие этические принципы. Поступки определяются совестью. Формируется собственное мировоззрение, философия видения мира. Для подростков, живущих в семье, характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. Анализ общения воспитателей и учителей интерната с детьми, в том числе даже самых лучших учителей и воспитателей, свидетельствуют, что они не только не борются с эмоциональной зависимостью, но и, напротив, максимально используют ее в процессе обучения и воспитания. Сознательно или неосознанно взрослые стремятся культивировать такую зависимость, рассматривая ее как проявление любви. С этим мы нередко сталкиваемся в семье, но в интернате или в детском доме подобная невротическая зависимость особенно опасна». Таким образом, нельзя улучшить отношения между воспитанниками и взрослыми в детском доме или интернате, лишь за счет призывов любви. Подростковый кризис 12 (14) лет: кризис желаний и возможностей. Выход в большой мир приводит к переоценке тех ценностей, которые были впитаны ранее в семье, малом коллективе, происходит соотнесение себя и общества. Часто наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Специфические условия жизни в детском доме накладывают определенные особенности на формирование личности подростка. Именно в тот период, когда на первый план выходит острая потребность в интимно-личностном общении со сверстниками, происходят искажения в развитии коммуникативной сферы. Воспитанники поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками, и следовало бы ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Однако, воспитанники детских домов и интернатов менее успешны в решении конфликтов в общении и со взрослыми, и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Характерны агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину, т.е., по существу, доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и соответственно неспособность конструктивно решать конфликт. Причиной тому ограниченность контактов со взрослыми, высокая интенсивность контактов со сверстниками, причем с довольно узкой группой. Причем он сам не властен предпочесть какую-либо другую группу, он не может быть и исключен из нее. Принадлежность к группе как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, дружеские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. Эти особенности не способствуют развитию навыков общения, умению наладить равноправные отношения с незнакомым ребенком, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения. Юношеский кризис 15 лет. Содержание кризиса происходит из амбивалентности и парадоксальности рождающегося характера. Подросток стремится к идеалу, и не любит, когда его воспитывают. Он желает самоутвердиться, но не знает способов, как это сделать. Романтическая восторженность сочетаются с грубыми выходками и невежеством. Новообразования к концу кризиса при благополучном разрешении: профессиональное и личностное самоопределение; ценностно-смысловая саморегуляция поведения; личная система ценностей; осознание своей индивидуальности. У детей, растущих вне семьи, отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности. Глубокий эмоциональный дискомфорт, как правило, выливается в агрессию, правонарушения. Юношеский период: 15-19 лет. Основная деятельность учебно-профессиональная. Формирование готовности к функционированию в обществе порождает в 14 – 15 лет стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, самореализации. Юноша стремится иметь собственную линию поведения, несмотря на несогласие взрослых или сверстников, вместе с тем расширяется круг социально значимых отношений, нарастает потребность в дружеском, интимном общении. Противоречие разрешается выбором между способностью заботиться, делиться, доверять и закрытостью из-за собственной уязвимости. Развивается интимность и общительность, либо поглощенность собой и избегание межличностных отношений. Первое означает способность к выстраиванию глубоких интимных взаимоотношений, к любви. Последнее является психологической основой для возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Результат к концу периода: самостоятельность, вступление во взрослую жизнь; Основой формирования межличностных отношений являются самосознание и самооценка человека, которые также имеют негативные отличия у воспитанников интернатных учреждений. Заниженная самооценка, отсутствие чувства уверенности в себе, недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах, неразвитость сферы чувств – все это ведет к проблемам взаимоотношения и взаимопонимания ребенка-сироты со взрослыми и сверстниками. Дети, воспитывающиеся в детских домах, часто проявляют агрессивность в общении, неумение конструктивно разрешить конфликт, нежелание проявить сочувствие и самим поделиться своими переживаниями. Подростковый возраст – последний период пребывания большинства оставшихся без родителей детей в учреждениях интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Лишаясь привычной опеки и образа жизни, бывшие воспитанники часто оказываются не готовыми к этому. Дети, находящиеся в государственных сиротских учреждениях, не получают необходимого развития их личности, позволяющего преодолеть типичный для них социальный и психологический инфантилизм, подчиняемое, психологически зависимое поведение, что делает их беззащитными в отношении любых асоциальных влияний на них. Система учреждения не формирует у детей навыков преодоления трудных жизненных ситуаций, психологической защиты и правильного поведения при стрессе. В результате у них легко возникают эмоциональные расстройства и девиантное поведение. Искаженное становление Я – концепции, приводящее к напряженности в отношениях с людьми, неустойчивость, спутанность, противоречивость и неопределенность в представлениях о себе и окружающем мире, все это затрудняет личностное становление и социальную адаптацию. Страдает способность к приобретению профессии и трудоустройству, способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни, способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции. Зрелость 20-60 лет. Следующие три стадии жизни человека называются зрелостью. На стадии ранней зрелости, длящейся примерно от 20 до 25 лет, основной проблемой человека является поиск своего места в межличностных отношениях между полюсами интимности – изоляции. При этом под интимностью понимают способность к близости с другими людьми, включающую в том числе способность к эмоциональному сопереживанию другим, собственную открытость и способность вверять себя кому-либо. А это фактически означает появление у человека такого важнейшего качества здоровой личности, как любовь, предполагающую установление отношений взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека. После периода поисков и утверждения собственной идентичности человек готов «слить» ее с идентичностью того, кого любит. Близкие отношения с другом или любимой женщиной требуют верности, самопожертвования и нравственной силы. Стремление к ним при удачном прохождении всех предыдущих периодов не будет заглушаться страхом потерять свое «Я». Любовь проявляется в эротическом, романтическом и нравственном аспектах. В браке любовь проявляется в заботе, уважении и ответственности за спутника жизни. Неспособность любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми, предпочтение поверхностных контактов приводит к изоляции, чувству одиночества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Именно в среднем возрасте решающим становится «отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству», забота о будущем человечества. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Это приводит к застою, обеднению личной жизни. Желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений является естественным, в этом возрасте оно реализуется, прежде всего, в отношениях с детьми. Здесь проявляется зависимость старшего поколения в семье от младшего. Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным. Содержание кризиса на стадии зрелости, продолжающейся от 20 до 64 лет, связано с формированием продуктивного, творческого отношения к жизни в противовес инертности, застою. Это время самореализации личности, ее самоактуализации, взлета ее социальных и творческих возможностей. Для здоровой личности характерен выход за пределы собственных нужд, ощущение своей ответственности за этот мир, своей способности и обязанности заботиться о других. Чувство заботы психологически противоположно апатии, безразличию, поглощенности собой, характерным для необретших чувства собственной продуктивности. Последняя стадия, поздняя зрелость, от 65 лет, становится интегративной: в это время «созревают плоды семи предшествовавших стадий». Позитивным итогом прожитой жизни оказывается чувство мудрости, включающее как ощущение полноценно и разумно прожитой жизни, так и спокойное отношение к смерти; в противоположном случае прожитая жизнь воспринимается как череда ошибок или нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, а приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние. Страх смерти одолевает человека в явном или скрытом виде (например, боязнь возможных будущих несчастий). При позитивном прохождении кризиса, содержанием которого является «взгляд назад», человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает, а анализ собственной жизни дает возможность сказать: «Я доволен». Date: 2015-06-11; view: 583; Нарушение авторских прав |