Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Адаптация ребенка в принимающей семье
Этапы адаптации: 1. «Медовый месяц» 2. «Уже не гость» 3. «Вживание» 4. «Стабилизация отношений» Первый этап адаптации ребёнка «Медовый месяц» После знакомства и первых встреч ребёнка с потенциальными приёмными родителями он отправляется в гости в семью, а затем начинается постоянная совместная жизнь. На первых этапах, как правило, все участники процесса стремятся понравиться друг другу. Семья радуется, что остались позади испытания и волнения подготовительного периода. Приёмные родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, позитивным настроем. В этот период характерны идеализированные ожидания как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослых. В интересах ребёнка, и для достижения долгосрочного успеха в формировании приёмной семьи, взрослые обязаны сдерживать в себе желание слишком быстро сближаться с ребёнком без учета его эмоциональных возможностей. Необходимо напомнить участникам введенное на предыдущих занятиях понятие «психологическое насилие». Еще один важный момент, который следует учитывать родителям: с точки зрения ребёнка, он теряет свою кровную семью не в тот момент, когда попадает на «нейтральную территорию» – в приют или детский дом, а с приходом в приёмную семью. Часто ребёнок чувствует себя предателем («это я во всем виноват») и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ним, не требуя ответного чувства благодарности. Первый этап адаптации может продолжаться от нескольких дней (иногда нескольких часов) до двух-трех месяцев. Для второго этапа адаптации «Уже не гость» характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Резко ухудшается поведение ребенка, появляются трудности в эмоциональной сфере и во взаимоотношениях ребенка с приемными родителями. У некоторых родителей возникает ощущение, что ребенка как будто подменили. Однако родителям не нужно паниковать: это закономерный процесс, обусловленный множеством причин, совокупно действующих как на ребенка, так и на семью. «Причины возникновения кризиса взаимоотношений» 1. Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины». Можно продемонстрировать родителям рисунок пружины в двух состояниях – сжатом и разжатом – и пояснить, что эмоциональные переживания ребёнка на начальных этапах жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью. Ребёнок временно подчиняет свою личность взрослым. Он старается сдерживать в своем поведении те проявления, которые, как он предполагает, могут не понравиться окружающим («тогда прогонят»). Эту напряженность иллюстрирует сжатая пружина. Однако ребёнок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка. То, что сжато, разожмется при первом же удобном случае. Иллюстрация пружины в разжатом состоянии помогает почувствовать участникам, как легко стало пружине, когда ее ничто не сдерживает. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье – это разрешение для ребёнка «отпустить» эмоциональную напряженность, отреагировать на фрустрацию обычным для себя образом, сформированным в «прошлой» жизни. Фактически, ребёнок с этого момента доверяет семье свои истинные, не всегда хорошие стороны, что является признаком близости в отношениях. Ребёнок чувствует, что его «уже не прогонят». Появление доверия по отношению к родителю – очень важный момент в жизни приёмной семьи, без которого невозможно двигаться дальше. В «разжатом», более расслабленном состоянии ребёнку легче адаптироваться как в приёмной семье, так и в детском учреждении, что в конечном итоге создает лучшие, чем прежде, условия для его развития. 2. Неготовность ребёнка к появившимся требованиям и ожиданиям. Здесь возможны следующие ошибки взрослых: Ожидание благодарности от ребёнка. Нужно пояснить, что дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить. Умение благодарить – это то, чему приёмные родители должны научить ребёнка. - Приписывание ребёнку больших знаний и умений, чем у него есть. Ребёнок не моет ноги не потому, что он неблагодарен и саботирует требования взрослого. Он просто не привык это делать. Его надо научить – так же, как мы учим детей более младшего возраста. - Ожидание успешности обучения в школе. Родителям нужно помнить о трудностях ребёнка, связанных с эмоциональными и интеллектуальными проблемами (например, социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, повышенная тревожность, возбудимость и т. д.) и не требовать от него много. 3. Нарастание тревоги ребёнка в связи с неотчетливым пониманием своего места и роли в приёмной семье. Когда ребёнку не до конца ясна его роль и положение в семье, это может дополнительно тревожить маленького человека и побуждать его испытывать приёмных родителей на прочность. Нужно учитывать, что «проверки» со стороны ребёнка – это информация семье о неполном благополучии во взаимоотношениях. Поговорите с ребёнком, проясните ему, как вы видите ваши будущие отношения. 4. Переживание стресса нового образа жизни. Любые изменения, даже позитивные – это стресс. Ребёнку нужно так много усвоить, понять. Он сталкивается с новыми требованиями и правилами, с новыми людьми. Он может переживать горе в связи с утратой прежних друзей, привычек, ценностей. 5. Влияние на ребёнка предыдущего травмирующего опыта. Ребёнок своим трудным поведением может символически показывать качество внутрисемейных отношений в его «прежней» жизни. Возможность «отреагировать» (эмоционально и в поведении) травмирующих его переживаний создает условия для дальнейшего нормального развития ребёнка. 6. Эмоциональные трудности в связи с возможными продолжающими встречами ребёнка с биологическими родителями или другими родственниками. Чтобы преодолеть этот сложный период, нужно помнить следующее: 1. На приёмном родителе лежит большая ответственность, поэтому он не должен легко сдаваться. Он не должен забывать о «полосатости» жизни, о том, что после темных полос обязательно бывают светлые (и наоборот), и это нормально как в жизни приёмной семьи, так и в обычной жизни. 2. Ребёнку почти всегда гораздо тяжелее в процессе адаптации, чем взрослому (взрослый находится у себя дома, у него большой жизненный опыт совладания с трудными ситуациями, он умеет лучше контролировать свое поведение). 3. Если семья чувствует, что не справляется сама, она должна обратиться к специалистам службы сопровождения. Важность второго этапа в развитии отношений между ребёнком и приёмными родителями. Положительные стороны этого этапа в том, что он: - выявляет для взрослых проблемы ребёнка: взрослые лучше понимают ребёнка и ищут с помощью специалистов пути решения проблем; - побуждает приёмных родителей пересмотреть свои подходы к воспитанию ребёнка, серьезно задуматься о причинах трудного поведения; - невозможно вступить в следующий этап, минуя кризисный, так как «не пустят» эмоциональные проблемы; - пройдя через кризис, родитель приобретает необходимую ему уверенность, становится воспитателем более высокой квалификации, что ведет к укреплению семьи; - ребёнок начинает чувствовать себя в семье более уверенно: его не прогонят, даже если он сделает что-нибудь неправильно; - снижение уровня тревожности и повышение самооценки ребёнка позволяют ему строить более гармоничные отношения с членами семьи; - полученный жизненный опыт, совместно преодоленные трудности сплачивают семью, происходит улучшение семейных взаимоотношений. Необходимо подчеркнуть: ухудшение поведения ребёнка следует рассматривать как хороший знак, который должен радовать и специалистов, и родителей. Во время «медового месяца» ребёнок отдал взрослым дань своего подчинения обстоятельствам. Это свидетельствует о его способности гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям (именно это его замечательное свойство и позволяло ему выживать в крайне трудных, бедственных условиях). Однако в следующем периоде ребёнок решает другую важную задачу. Она может быть сформулирована как утверждение своей личности. Проявлениями самоутверждения отчасти могут быть объяснены упрямство, агрессивность, повышенная обидчивость, своеволие и т.д. Следует уважительно относиться к стремлению подрастающей личности «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребёнка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. Третий этап адаптации ребёнка «Вживание» На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые гораздо лучше понимают проблемы ребёнка (и свои тоже). Когда ребёнок сталкивается с трудностями (а их у него еще много), взрослые дают ему эмоциональную поддержку, напоминают: мы вместе, мы справимся. Они уже не предъявляют ребёнку лавину требований, зная его возможности. В случае «сбоев» в поведении ребёнка взрослые (зачастую с помощью специалистов) ищут и находят причины, а также способы их смягчения или преодоления. На данном этапе семейная жизнь может быть нестабильной, волнообразной. Дестабилизирующими моментами часто выступают отсутствие единой линии воспитания у супругов, необходимость поддерживать связь с кровными родственниками приёмного ребёнка, взаимоотношения между приёмным ребёнком и кровными. Повышенное внимание к приёмному ребёнку может задевать кровных детей, вызывать у них непринятие, ревность, бунт. Они, подобно приёмному, также могут начать плохо себя вести, у них может снизиться настроение, ухудшиться успеваемость в школе. Однако теперь родители лучше понимают и проблемы кровных детей, им легче справляться с ними. Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приёмной семьи к биологическим родственникам приёмного ребёнка. Следует помнить о важности для ребёнка его биологических корней на протяжении всей жизни (можно использовать рисунок молодого дерева, уходящего корнями в почву, на которой оно выросло). Эмоциональная жизнь ребёнка продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. Следует поощрять принятие ребёнком своих родных. Это крайне важно для гармоничного развития его личности. Понимание связи между ошибками родителя и ухудшением взаимоотношений в семье может оказаться в ряде случаев очень сложным для членов приёмной семьи. Зачастую в таких ситуациях требуется помощь извне, со стороны сопровождающих специалистов. Очень важно поставить их в известность в случае серьезных перемен в семье (смерть одного из членов семьи, отъезд в командировку, болезнь и госпитализация, рождение ребёнка, приезд гостей на длительный срок и др.). Специалисты помогут избежать нежелательных последствий некоторых изменений в жизни приёмной семьи. Четвертый этап «Стабилизация отношений» Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые, как правило, достигают своей первоначальной цели, связанной с их мотивами принятия ребёнка в свою семью. Ребёнок спокоен за себя и за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребёнок находит свое место не только в приёмной семье, но и в социуме: формируются стабильные отношения с детьми и взрослыми в детском саду или школе, появляются новые друзья. («Раньше я собирал бутылки, а теперь хожу в детский сад»). Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи другому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни всех членов семьи и семьи в целом. На этом этапе уже можно судить, удалась ли новая семья. Date: 2015-06-11; view: 2659; Нарушение авторских прав |