Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии развития и ожидаемые положительные новообразования





Стадия развития Область социальных отношений Полярные качества личности Результат прогрессивного развития
Младенчество (0-1) Мать или замещающее лицо Доверие к миру-недоверие к миру Энергия и жизненная радость
Раннее детство (1-3) Родители Самостоятельность – стыд, сомнения Независимость
Детство (3-6) Родители, братья, сестры Инициатива – пассивность, вина Целеустремленность
Школьный возраст (6-12) Школа, соседи Компетентность-неполноценность Овладение знаниями и умениями
Отрочество и юность (12-20) Группы сверстников Самоидентичность - непризнанность Самоопределение, преданность
Ранняя зрелость (20-25) Друзья, любимые Близость-изоляция Сотрудничество-любовь
Средний возраст (25-65) Профессия, родной дом Продуктивность, застой Творчество и заботы
Поздняя зрелость (после 65) Человечество, ближние Целостность личности, отчаяние Мудрость

Младенчество и Кризис новорожденности:

Для самой первой, младенческой, стадии жизни человека (от рождения до года) чрезвычайно важно, чтобы у ребенка сформировалось чувство доверия к миру, окружающим людям, чувство первичной уверенности в себе, основанной на этом доверии. Доверие образуется у ребенка под влиянием заботы матери о нем и его потребностях, на основе чего у него возникает чувство, что «все хорошо». Отсутствие должного ухода или отвержение могут привести к возникновению у ребенка чувства первичного, базального недоверия, на основе которого возникают установки страха, подозрительности, тревоги за свое благополучие, которые впоследствии проявляются в отношениях с окружающими людьми и в отношении к миру в целом. Если противоречие «доверие-недоверие» успешно разрешается в пользу формирования доверия, то в результате маленький человек приобретает очень важное для здорового развития его личности качество, фактически означающее убежденность человека в собственной значимости и надежности внешнего мира. Успешное решение этого кризиса не обязательно происходит на первом году жизни ребенка. В таком случае эта проблема будет проявляться на последующих стадиях развития, где и может найти адекватное разрешение; а может остаться неразрешенной и негативно влиять на всю оставшуюся жизнь.

Содержанием Кризиса новорожденности является преодоление чувства беспомощности и зависимости от мира через возникновение доверия к миру (или недоверия).

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются носителями так называемого депривационного синдрома. Последствием материнской депривации, то есть разрушения кинетического, визуального и аудиального контакта с материнской фигурой, является утрата «базового доверия» к миру, без которого становится принципиально невозможным благополучное развитие таких важнейших новообразований личности, как автономия, инициативность, социальная компетентность и др. Формирующаяся вследствие материнской депривации «Я–концепция», часто оказывается полностью лишенной позитивного содержания и поэтому она крайне уязвима и защищает себя с помощью агрессии и враждебности к другим людям.

Раннее детство 1 – 3 года

После года резко возрастают возможности ребенка, он начинает ходить и отстаивать свою независимость. Но возрастающее чувство самостоятельности не должно подорвать сложившееся раньше доверие к миру. В норме взрослые помогают его сохранить, ограничивая появляющиеся у ребенка желания требовать, присваивать, разрушать, когда он проверяет свои силы.

Требования и ограничения родителей создают основу для чувства стыда и сомнений. Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением, стремится заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у ребенка появляются «внутренние глаза мира» — стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. Если же взрослые предъявляют слишком суровые требования, часто порицают и наказывают ребенка, у него возникают страх «потерять лицо», постоянная настороженность, скованность, необщительность. Вместо совести формируются закрытость и враждебность.

Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.

Система воспитания в детском доме, построенная на беспрекословном подчинении, где преобладают потребность порядка, контроля и единообразия моделей поведения, суженность развивающей среды, недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания, приводят к искажению в развитии ребенка.


Содержание кризиса 1 года «Я хочу!» связано с резко возросшими возможности ребенка с расширением границ и возрастающими потребностями. Благополучное разрешение предполагает возникновение автономии, самостоятельности, получает толчок развитие волевой сферы.

Содержание кризиса 3 лет «Я сам!»: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Взрослый выступает как носитель социальных и личностных отношений. Чтобы сохранить и увеличить собственную автономию, ребенку необходимо овладеть некоторым набором операций, выполнение которых подтверждало бы его отделенность от взрослого, его собственное, не слитое с кем-то другим, существование. Негативизм, упрямство, строптивость, обесценивание, стремление к деспотизму, бунт, своеволие – все эти проявления связаны с тем, что рождение личности и собственной воли, происходящее в период данного кризиса, требует защиты от внешних воздействий и указаний. При благополучном прохождении кризиса рождается умение ставить цели и добиваться их, столкновение «хочу» и «надо» решаются через возникновение «могу».

Период с 1 года до 3 лет – это время, когда ребенок активно накапливает знания о себе через восприятие себя глазами заботящихся о нем взрослых. Он не умеет критически мыслить, соответственно принимает на веру все, что они сообщат ему о нем и на основании этого будет выстраивать свое «Я». Очень важно уметь давать ребенку безоценочную обратную связь, сообщая о его достижениях, ошибках и возможностях их исправления. Важно формировать уверенность в своих силах, а не способностях.

Детство 3 – 6 лет

На третьей стадии, совпадающей с дошкольным возрастом, ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение вины, страх перед наказанием за тайные мысли, мстительность, тормозится инициатива, развивается пассивность, или, наоборот, агрессия.

На этом возрастном этапе происходит окончательная половая идентификация, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую. Модель родительской семьи становится стандартом поведения в его отношениях с противоположным полом. Отношения родителей не обязательно будут копированы в собственной семье, но они обязательно пройдут осмысление, оценку. Ребенок, лишенный семьи, лишен возможности учиться на примере своих родителей, плохом или хорошем.

Бывшие воспитанники детских домов и интернатов часто бывают несчастливы в семейной жизни, с большим трудом входят в родительскую семью мужа или жены, имеют множество проблем в общении с супругом, их браки оказываются непрочными. И все это несмотря на то, что в подростковом, юношеском возрасте почти все мечтают создать хорошую семью. Это происходит потому, что они не могли наблюдать способы взаимодействия в семье, оценивать их, какие-то принимать за образец, какие-то отвергать как неприемлемые, заранее формируя собственную модель построения отношений.

В закрытых детских учреждениях искажается сфера общения. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, положительных эмоциональных контактах. А с другой – полная неудовлетворенность этой потребности: малое количество обращений взрослых к детям, сниженность в этих контактах личностных обращений, их эмоциональная бедность и однообразие содержания, в основном направленное на регламентацию поведения, частая сменяемость взрослых, взаимодействующих с детьми, перевод воспитанников из одной группы в другую, из одного детского учреждения в другое. Эти особенности общения со взрослыми лишают детей переживания своей нужности и ценности для других, а так же переживания ценности другого человека, возможности глубокой привязанности к людям.







Date: 2015-06-11; view: 562; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию