Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимое бортовое оборудование 5 page





В ночь с 18 на 19 августа 1942 года во время налета на корабельные верфи во Фленсбурге англичанами была впервые опррбована новая разведывательная тактика. Оснащенные навигационными «Gee», самолеты «Москито» должны были усеять площадь бомбометания осветительными бомбами. Но, несмотря на скрупулезную теоретическую подготовку, на деле все пошло шиворот-навыворот. Из-за немецких эфирных помех за многие километры от цели из строя вышла навигационная аппаратура, и осветительные бомбы были сброшены не в том месте.

19 августа театром военных действий стал Дьеп, где прошла крупнейшая британская операция 1942 года в Западной Европе. 6100 человек 4-й и 6-й бригад 2-го канадского дивизиона генерал-майора Робертса под сильным прикрытием с воздуха начали высадку вместе с танками в гавани Дьепа. Во время операции бомбардировщики В-17 и истребители 8-го американского воздушного флота, а также самолеты английских ВВС сделали в общей сложности 2462 боевых вылета. В результате этой жестоко подавленной немцами операции англичане потеряли 106 самолетов, американцы — 8 истребителей, люфтваффе — 48 машин.

20 августа 1942 года из Москвы на Южный фронт были переведены 4 дивизиона дальней авиации. В тот же день 287-й истребительный дивизион полковника Данилина начал бои в районе Сталинграда. Это было первое советское соединение, оснащенное новыми истребителями Лавочкина Ла-5. Ввиду сосредоточения мощных немецких воздушных соединений на южном крыле фронта советские ВВС также укрепляли свои силы в этом районе. О том, какое значение советское военное руководство придавало фронту вокруг Сталинграда, говорит тот факт, что командование всеми военно-воздушными силами на южном крыле взял на себя главнокомандующий советскими ВВС Новиков. Цель, поставленная перед ними, — заставить бомбардировками немецких аэродромов оставить выдвинутые вперед авиабазы. В каждом советском истребительном дивизионе были созданы специальные группы с асами, которые занимались исключительно «свободной охотой». Немцы приспособились к такой тактике советских истребителей, и полет в звене в каждом по две пары был определен в приказном порядке. [226]

Впервые после воздушной битвы за Мидуэй (3–7 июня 1942 года) в Тихом океане опять началась битва авианосцев. 24 августа 1942 года в 16:00 самолеты «Сараготы» атаковали японский авианосец «Рюуйу» и поразили его 10 бомбами и одной торпедой, после чего корабль быстро затонул. Одновременно адмирал Ши Нагумо приказал пикирующим бомбардировщикам стартовать со своих авианосцев «Цуикаку» и «Шокаку» под прикрытием истребителей. Они-то и обрушились с высоты 5000 метров на американский авианосец «Энтерпрайс», который, загоревшись, вышел из боя и был заменен авианосцем «Wasp». Но японцы прервали бой, и американцы записали его итог на свой счет.

Летом 1942 года и в Англии, и в Германии проводились эксперименты с разбрасыванием в воздухе на большой высоте полосок из алюминиевой фольги как наилучшего способа создания помех для работы радаров, вследствие чего ученые обеих стран пришли к одному и тому же результату: применение такого рода помех против врага выводит одновременно из строя собственную, основанную на базе радаров противовоздушную оборону. Когда руководитель воздушной разведки люфтваффе генерал Мартини положил на стол Герингу результаты проведенных экспериментов, пришедший в ужас рейхсмаршал приказал тотчас же уничтожить этот доклад, а все работы по созданию «противоядия» вести таким образом, чтобы об этом не догадались англичане.

Но пока противники по обе стороны Ла-Манша прятали друг от друга секреты алюминиевой фольги, на другом конце света японцы со спокойной душой разбрасывали в августе 1942 года почти каждую ночь свои «гиманши» («бумажки-глушилки»), чтобы вывести из строя радары зенитных установок США. Идея клеить на тонкую электрическую проволоку бумажные полосы шириной до 3 сантиметров и длиной до 75 сантиметров, что соответствовало половине длины той волны, на которой работали зенитные батареи США, пришла в голову корветтен-капитану Хайиме Судо, руководителю радиоразведки Императорского японского военно-морского флота. Сбрасываемые в связках по 20 полос в каждой, они существенно уменьшили японские потери во время ночных налетов. И что самое интересное, ни японцы, ни американцы не извещали своих союзников об этом новшестве, и только спустя год англичане решились вычеркнуть это радикальное средство подавления радаров из секретного списка и применить его против немцев. [227]

Еще одна неудача случилась у англичан с разведывательным соединением нового образца Б ночь с I на 2 сентября 1942 года во время налета на Саарбрюккен. Его самолеты не нашли нужную цель и осветили другой город. Результатом стало полное уничтожение красивейшего города Саарлоуис, на который англичане сбросили 120 тонн бомб, включая 3,5 тонны впервые примененных воздушных бомб. После такого конфуза Королевские ВВС взялись за внедрение новой тактики ведения бомбардировок.

Выглядела она следующим образом: два самолета «Москито», оснащенные приемниками системы «Gee», летят в качестве наводчиков и передают по радио месторасположение прожекторов и зенитных батарей и координаты тех мест, куда должны быть сброшены осветительные бомбы. Они проводят корректировку неправильной или неточной маркировки и дирижируют в качестве «мастера-бомбардировщика» бомбовой атакой. Этот метод был впервые опробован в ночь со 2 на 3 сентября 1942 года при налете на Франкфурт-на-Майне. Но все же при следующем ночном налете на эту цель с 8 на 9 сентября 1942 года светомаркировка, а за ней и бомбы упали в 20 километрах от Франкфурта.

8 сентября 1942 года немецкий гидросамолет BV-138 706-й береговой воздушной группы обнаружил в районе острова Ян-Майен большой караван PQ-18 в составе 39 грузовых судов и одного танкера. Конвой охраняли 6 эсминцев, один крейсер и, впервые на этом маршруте, авианосец «Авенгер» с 12 устаревшими «Харрикейнами» из первой серии предвоенной продукции этих машин и еще с одним самолетом-истребителем подводных лодок на борту. Командующий английским флотом адмирал Товей горько пошутил по этому поводу: «Это ли не анекдот, отправлять новейшие «Харрикейны» для Советского Союза под прикрытием их устаревших тезок-истребителей».

Утром 9 сентября 1942 года неподалеку от побережья американского штата Орегон появилась японская подводная лодка 1–25 водоизмещением 2198 тонн, под командованием фрегат-капитана Майя Тагами, имевшая на борту гидросамолет типа «Йокосука» E14Y1. Его пилот Фуйита, один из самых молодых морских офицеров, прильнул к перископу. «Я видел побережье Орегона, — рассказывал он, — горы, лежащие там еще в дымке тумана, и я узнал мыс Бланко по его маяку. Шторм, бушевавший на море последние 10 дней, утих, и небо было безоблачным. Я сказал капитану, что, по-моему, сегодня мы сможем [228] провести нашу операцию. «Прекрасно, — ответил Тагами, — через пару минут вы войдете в историю и будете первым, кто будет бомбить территорию Соединенных Штатов Америки».

Идея налета на США полностью соответствовала желаниям Фуйиты. Летом 1942 года его предложение — стартовать с подводной лодки на самолете — дошло до адмирала Ямамото, у которого к тому времени находился на рассмотрении доклад бывшего японского консула в Сиэтле. В нем он предлагал как наиболее эффективный способ вызвать панику среди населения на Западном побережье США, поджечь богатые лесом склоны Орегона. Таким образом на долю молодого Фуйиты выпала честь реализовать замысел экс-консула.

Фуйита: «После того как я надел комбинезон, я сделал последние приготовления. В маленькую деревянную коробочку я положил свое завещание, пару прядей своих волос и несколько кусочков ногтей своих пальцев. Так как я не должен был вернуться с этого задания, то все это должно было быть передано моей жене. Итак, все было готово, мой наблюдатель Окуда уже сидел в машине, и катапульта была заряжена. Мы перелетели через маяк на мысе Бланко в направлении побережья и повернули затем на северо-восток к нашей цели. Солнце освещало небо на востоке красно-золотистым цветом. После 70 километров полета я приказал Окуде сбросить первую бомбу на большой лесной массив. Затем мы пролетели еще 15 километров на восток и сбросили еще одну бомбу. Вернувшись к мысу Бланко, мы повернули на юго-запад. Внезапно я заметил два грузовых судна. Чтобы быть незамеченными, я вел машину, прижавшись к воде. Через пару минут мы были уже за линией горизонта. Только после этого мы повернули, чтобы найти свою подлодку, и скоро были уже снова на борту».

Между 13 и 18 сентября 1942 года немецкие бомбардировщики и торпедоносцы атаковали в Баренцевом море конвой PQ-18 с грузами для СССР. Ими было потоплено 10 кораблей водоизмещением 52 908 тонн, подводная лодка и один танкер. Немцы потеряли 20 самолетов, некоторые из которых были сбиты истребителями с авианосца.

25 сентября 1942 года, сразу же после подачи сигнала воздушной тревоги, столицу Норвегии потрясли мощные взрывы. Это была целевая атака «Москито» на бреющем полете на немецкие административные здания. Почти над крышами домов на глазах у изумленной немецкой противовоздушной обороны [229] они промчались над Осло. Их целью была штаб-квартира гестапо, в которой хранился архив и уголовные дела, заведенные на тысячи борцов Сопротивления. Все это было уничтожено с поразительной точностью. Все самолеты вернулись невредимыми на свою базу в Кембридж.

29 сентября 1942 года японец Фуйита стартовал снова, но на этот раз ночью, для своей второй бомбардировки лесов штата Орегон в том же самом месте, в 85 километрах западнее мыса Бланко. До сих пор это остается последней бомбардировкой территории США. Третий вылет Фуйиты не состоялся из-за погодных условий.

Весь сентябрь 1942 года немецкая противовоздушная оборона едва успевала реагировать на налеты-помехи истребителей и бомбардировщиков против прибрежного судоходства и транспортных коммуникаций на севере Франции, Бельгии и Голландии. Осенью 1942 года потери английских бомбардировщиков во время ночных вылетов опять возросли. 28 сентября 1942 года 12-й немецкий воздушный корпус сбил свою тысячную ночную цель. С конца сентября 1942 года англичане стали применять против немецких аппаратов раннего оповещения «Фрейя» свои аппараты передачи радиопомех «Mandrel», серийное производство которых они наладили с лета 1942 года. У английского аппарата широта полосы помех перекрывала частоты «Фрейи», работавшей в диапазоне от 118 до 128 мегагерц. Оснащенные системой «Mandrel» самолеты летали примерно в 80 километрах от побережья Северного моря на расстояние 300 километров и отключали таким образом немецкие системы раннего предупреждения. Наряду с этим во время каждого ночного налета на некоторых самолетах также устанавливались аппараты «Mandrel», чтобы глушить системы немецкого раннего оповещения внутри страны.

С самого начала радиус операций, проводимых американскими бомбардировщиками, дислоцированными на территории Англии, был ограничен. Но в начале ноября им было предписано совершить перелет с посадкой в Северной Африке. Командовать этой операцией под кодовым названием «Факел» было поручено руководителю знаменитого налета на Токио генералу Дулитлу. 9 октября 1942 года 108 американских бомбардировщиков бомбили город Лилль. Четыре машины было сбито. После этого основной задачей 8-го воздушного флота США стало обеспечение безопасности морских конвоев в Северной Африке [230] в рамках проведения операции «Факел» и борьба с немецкими базами подводных лодок вдоль французского атлантического побережья. Основные же силы английских Королевских ВВС перемещались в район Средиземного моря.

В Германию эту передышку использовали для реорганизации противовоздушной обороны, которая теперь объединила разделенные до этого дневные и ночные истребители. Теперь это стало называться — Главное командование ВВС центр, которое состояло из пяти истребительных дивизионов. Что самое примечательное, 3-й немецкий воздушный флот во Франции, в преддверии воздушной битвы за рейх, не располагал ни одним ночным истребителем.

10 октября 1942 года под командованием фельдмаршала Кессельринга началось импровизированное немецко-итальянское воздушное наступление на Мальту. Вплоть до 19 октября ежедневно с утра до захода солнца на остров совершалось от 200 до 270 налетов. После того как было сбито 70 самолетов, налеты прекратились, что позднее серьезно отразилось при отступлении стран оси и их снабжении. В то время как немецко-италь-янские бомбежки Мальты шли своим ходом, англичане готовили решающее наступление под Эль-Аламейном. Бомбардировки там начались уже 9 октября 1942 года и длились несколько часов до начала наступления. В это же время были атакованы авиабазы, сортировочные пункты, транспортные колонны и склады стран оси в Северной Африке.

Поздним лунным вечером в 21:40 23 октября 1942 года огнем 1200 орудий 8-й британской армии генерала Монтгомери началось наступление, на фронте под Эль-Аламейном. Немецко-итальянские ВВС располагали там 129 бомбардировщиками, 65 пикирующими бомбардировщиками, 55 штурмовиками и 123 истребителями. У Монтгомери было свыше 1500 самолетов, из которых 1200 находились в Египте и Палестине. В течение 2,5 часа на войска Роммеля было сброшено 80 тонн бомб, что расстроило запланированное немецкое контрнаступление. Но еще более важными для исхода битвы за Северную Африку явились стратегические действия союзных ВВС и британских подводных лодок в отношении морских транспортных путей по снабжению войск стран оси в Средиземном море. Так, в сентябре авиацией было потоплено 30, а в октябре 40 процентов всех транспортов. Одного только горючего было утрачено две трети из всех поставок. Но кроме тактических действий в Северной Африке и налетов на транспорты в Средиземном море, Королевские ВВС совершили [231] во второй половине октября стратегические налеты из Англии на склады боеприпасов и порты в Италии. Для этого было задействовано около 700 бомбардировщиков. Один из таких налетов состоялся с 22 на 23 октября. 100 «Ланкастеров» бомбили ночную Геную и ее порт. На следующий день, 24 октября, «Ланкастеры» совершили дневной налет на Милан, единственный дневной стратегический налет.

Еще летом 1940 года, перед капитуляцией Франции, в Англии была создана секретная организация SOE{10}, задача которой состояла в поддержке и координации движений Сопротивления в оккупированных странах Европы. К сфере деятельности SOE относились также организация актов саботажа, сбор информации о немецких войсках, проведение диверсий и радиоконтакты с Лондоном. В распоряжении SOE находились многочисленные тренировочные лагеря, поделенные на отдельные автономные региональные секции, где готовили группы агентов, которых потом по воздуху или морем забрасывали на оккупированную немцами территорию Европы. Первые «выпускники» SOE были выброшены «вслепую» с парашютами осенью 1941 года над территорией Западной Польши. Западная граница Польши как раз соответствовала дальности полета тихоходных бомбардировщиков типа «Веллингтон» или «Уитли». Специально созданные для этого авиационные звенья снабжали по ночам разбросанные по всему континенту группы сопротивления оружием, амуницией и взрывчаткой. Отправкой этих грузов занимался обширный аппарат, похожий на большую посылочную фирму. Необходимый «товар» паковался в контейнеры и сбрасывался затем на парашютах в нужное время в нужном месте. Несмотря на все старания, немецкие поисковые команды не могли помешать этому хорошо налаженному воздушному мосту. Но понадобилось долгое время, прежде чем была налажена эта сложная процедура поставок заказанных по радио «товаров» в богом забытые места внутри континента, где их встречали расположенные определенным образом сигнальные огни и «представители приемки». С осени 1942 года этой работой стали заниматься специально обученные экипажи тяжелых бомбардировщиков «Галифакс» 138-й эскадрильи, расположенной в Темпсфорде.

В SOE было создано специальное подразделение (161-я эскадрилья), расположенное на южном берегу пролива, которое [232] переправляло на континент или забирало оттуда агентов и важных представителей движения Сопротивления. Для этих операций применялся самолет «Уэстлэнд Лисандер» МК5. Окрашенные в черный цвет надежные машины с ромбовидными высоко поднятыми несущими плоскостями и необычно широкими шасси были оснащены дополнительным защищенным баком для горючего и трапом. Самолет мог взлетать и садиться на неподготовленных полях. Места приземления находились на полях неподалеку от Дижона на берегу Луары и севернее Лиона. Каждая из этих операций была полетом в неведомое, так как пилоты не знали, кто их действительно ждет внизу: бойцы Сопротивления или гестапо на специально подготовленных аэродромах. Время отлета всегда кодировалось и передавалось за день до этого в ежедневной программе Би-би-си как «личное послание». Зачастую «Лисандеры» вынуждены были пересекать пролив или Северное море по два-три раза, прежде чем их миссия удастся. Плохая погода, недостаток наземного освещения в районе цели, атаки немецких ночных истребителей или зениток заставляли прерывать полет. В конце 1942 года были изобретены так называемые S-телефоны, дедушки «уоки-токи», с помощью которых подлетающему самолету можно было переговариваться со ждущими его на земле людьми. Зачастую «Лисандеры» возвращались из полета поврежденные зенитками или с намотанными на шасси проводами высокого напряжения.

Кровопролитная битва авианосцев 25–26 октября 1942 года восточнее Соломоновых островов у Санта-Крус была только одной из целой серии боев за Гуадалканал. Эта битва, во время которой большие авианосцы обеих сторон были временно выведены из строя, началась с преждевременной победоносной реляции генерала Хиакутакеса, который, после того как его войска атаковали 23 октября аэродром Хендерсон-Филд, посчитал дело решенным. Этот кусочек земли в Гуадалкана-ле, окруженный холмами, имел огромное стратегическое значение. Именно отсюда японцы могли контролировать морской путь из Америки в Австралию. Комбинированный японский флот под командованием вице-адмирала Нагумо шел к северу от Гуадалканала, чтобы после захвата Хендерсон-Филда сразу же высадить на него самолеты с авианосцев.

Американское флотское 16-е соединение во главе с авианосцем «Энтерпрайс» и 17-е с авианосцем «Хорнет» встретились 24 октября 1942 года и получили приказ образовать вокруг островов Санта-Крус широкий круг, чтобы не дать японцам прорваться [233] к Гуадалканалу. На следующий день экипаж американского гидросамолёта «Каталина» заметил два японских авианосца, но американские бомбардировщики не смогли найти их.

26 октября при спокойном море, легком южном ветре и низких кучевых облаках стартовали самолеты обоих флотов. В 6:58 с авианосцев «Шокаку», «Цуикаку» и «Цуико» взлетели первые японские звенья. Наготове было второе соединение. Между 7:30 и 8:15 американские авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайс» послали в вооруженную разведку несколько пикирующих бомбардировщиков. В 8:22 с «Шокаку» и «Цуикаку» ушла в бой вторая волна самолетов. Главной целью японской атаки был американский авианосец «Хорнет». В свою очередь, два американских пикирующих бомбардировщика атаковали «Цуико», который загорелся и вышел из боя. Второй японской атакой накрыло «Хорнет». 6 бомбовых, 2 торпедных попадания и 2 сбитых японских самолета, рухнувших на авианосец, превратили его в кучу пылающего железного лома. В это же время американскими пикирующими бомбардировщиками был серьезно поврежден японский авианосец «Шокаку» и должен был уйти в сторону. Следующая японская атака пришлась на авианосец «Энтерпрайс». Две бомбы пробили грузовую палубу, был полностью разбит передний подъемник, но это не отразилось на скорости и маневренности корабля.

В 15:00 адмирал Нагумо отправил в атаку на «Хорнет» смешанный состав самолетов, которые до 17:00 сумели три раза поразить его. Но авианосец не хотел тонуть даже тогда, когда японские эсминцы вогнали в него 9 торпед и 400 гранат.

Вечером, в виду показавшегося японского соединения из линейного корабля и крейсеров, американцы приняли решение отвести свои корабли. И только глубокой ночью двум японским эсминцам удалось наконец-то отправить на дно обломки «Хорнета». Итоги боя были таковы: все американские авианосцы были выведены из строя, линкор «Зюд Дакота» и множество других американских кораблей повреждены. Два японских авианосца были серьезно повреждены.

Но японцы не смогли воспользоваться своей тактической победой. Аэродром на Гуадалканале продолжал оставаться в руках американцев, а разрушенные там самолеты были заменены новыми. Таким образом, борьба за город оставалась незаконченной.

Энергично проводимое качественное расширение берегового командования позволило осенью 1942 года начать применение большого числа самолетов против подводных лодок. Наблюдение за Северной Атлантикой с самолетов дальней разведки В-24 «Либерейтор» стало поворотным шагом в [234] борьбе против немецких подлодок. На побережье Британии и Исландии была создана целая сеть радиопеленгующих станций, которые сообщали об успехах летчиков в борьбе с подлодками.

Поздней осенью 1942 года бомбардировочное командование располагало целым арсеналом сложной аппаратуры, позволяющим затруднить донельзя работу немецких ночных истребителей. Одним из таких простых, но эффективных способов стали шумовые помехи, которые назвали «Tinsel-мишура», они парализовали радиопереговоры между истребителем и наземной службой руководства полетов. Для этого бортрадист британского бомбардировщика переключал свою радиостанцию на частоты немецкого ночного истребителя и начинал давать в эфир такие шумы, которые делают невозможными радиопереговоры между истребителями. Такие приемы, как «Tinsel-мишура» и «Mandrel-оправка», часто делали невозможным руководство ночными истребителями.

31 октября 1942 года люфтваффе совершили налет на живописный английский город Кентербери. 68 бомбардировщиков под прикрытием 62 истребителей сбросили с низкой высоты на город 17,75 тонны бомб.

Перелом в боевых действиях на Восточном фронте поздней осенью 1942 года наметился после того, как советское военное руководство ввело в бой сильные тактические подразделения ВВС для поддержки своих сухопутных войск. В это время 93 процента боевых вылетов бомбардировщиков совершалось на глубину от 50 километров, 80 процентов штурмовиков до 10 километров. В противоположность немецким штурмовикам, которые привыкли пикировать с большой высоты на цель, советские летчики, как правило, атаковали на бреющем полете и больше полагались на побочный эффект своего бортового оружия и бомб, чем на прицельный огонь. Под Сталинградом, как до этого под Москвой и Ростовом, советские ВВС снова выступили как хорошо сконцентрированная сила.

В ночь с 7 на 8 ноября 1942 года, спустя четыре дня после начала отступления Роммеля под Эль-Аламейном, началась операция «Факел» — высадка союзников в Марокко и Алжире, под командованием генерала Эйзенхауэра (штаб-квартира в Гибралтаре). Почти повсюду союзники встретились с сопротивлением французов-вишистов. Многие французские подразделения, уже успевшие повоевать в Сирии против англичан или же помнившие британское нападение на французский флот в 1940 году, перешли к обороне. [235]

Утром 9 ноября 1942 года в 7:51 в Касабланке началась битва, в том числе и жестокий воздушный бой, между французскими истребителями и самолетами авианосца США «Рейнджер». Немного позднее портовые сооружения города превратились в груды развалин, а в самой гавани затонули или были перевернуты 10 больших транспортов, 3 эсминца в доках и 3 подводные лодки. К вечеру воюющие стороны все же договорились о прекращении огня. Самый большой проблемой для союзников теперь стали рухнувшие надежды захватить Тунис с первой высадки. В этот же день сюда в Тунис по приказу фельдмаршала Кессельринга прибыли немецкие войска, чтобы помешать его оккупации союзниками и прикрыть отступление Роммеля. Когда в Тунисе на аэродроме Эль-Аоуина приземлились первые 284 немецких солдата подразделения полковника Хартлингхаузена, поддержанные частями 5-го парашютного полка 11-го парашютно-инженерного батальона, чтобы организовать защитную линию, около 25 000 человек французской тунисской дивизии отошли назад.

11 ноября 1942 года, в 7 часов утра, 1-я армия генерал-полковника Бласковица и армейская группа генерала Фельбера перешли демаркационную линию не оккупированной до сих пор части французской территории (операция «Антон»).

Тем временем англичане высадились в Беджаии, в 200 километрах восточнее Алжира, а на следующий день, 12 ноября, десантники заняли Боне и тем самым опередили немцев. Далее, по грунтовым дорогам, союзники устремились в Тунис. Для их поддержки 15 ноября в Йоукс-лес-Баинс высадились американские, а 16 ноября в Соук-эль-Арба английские десантники. Но «тунисскую гонку» все же выиграли страны оси. К немцам подоспело подкрепление — 400 самолетов с Восточного фронта прибыли в Тунис, да и погодные условия были на их стороне. Проливные дожди превратили грунтовые аэродромы в Северной Африке в непроходимое болото, в то время как ВВС стран оси пользовались твердыми взлетными полосами на Сардинии. Таким образом, они могли почти ежедневно бомбить Алжир, Оран, Беджаию и Боне.

19 ноября, незадолго до рассвета, началось советское генеральное наступление севернее Сталинграда. Его воздушное обеспечение было возложено на 2-ю и 17-ю воздушные армии. Следующим утром советские войска пошли в наступление южнее Сталинграда. Здесь их поддерживала 8-я воздушная армия. К 20 ноября сосредоточенные на южном крыле советско-немецкого фронта четыре советские воздушные армии располагали [236] 1916 самолетами, среди которых было 152 бомбардировщика, 561 штурмовик, 803 истребителя и 367 ночных бомбардировщиков.

После того как советские войска окружили 20 немецких и 2 румынские дивизии (330 000 человек), эти войска на неопределенное время стали снабжаться только по воздуху. 25 ноября в котел прибыло первое транспортное соединение из состава VIII воздушного корпуса генерал-лейтенанта Фибига. В этот день в журнале боевых действий 4-го воздушного флота было записано: «Русские истребители очень мешают нашему воздушному снабжению. Мы не можем полностью защититься от их атак, и, кроме того, русские могут в любое время атаковать наши расположенные близко к фронту аэродромы».

Немцы в спешном порядке готовили для приема помощи с воздуха два больших аэродрома: Тацинский и Морозовский (западный) в 180 километрах от Сталинграда. Тацинский аэродром был рассчитан на прием 600 транспортных самолетов. Для остальных 400 машин был предназначен Морозовский аэродром. Для снабжения войск в котле многочисленные склады были забиты продовольствием, амуницией, санитарными материалами и другими необходимыми товарами на месяцы вперед. Специальные соединения должны были летать из города Сталино (1 группа FW-200 и Ju-290), из Новочеркасска (3 группы Не-111) и из Макеевки (звенья грузовых самолетов Go-242 и Ме-323 «Гигант»). Но из-за чрезвычайно плохих погодных условий они очень редко поднимались оттуда в воздух. Таким образом, на три аэродрома, расположенные в котле, могли садиться самолеты, стартовавшие из Питомника или Бассаргина. Но и здесь лететь ли под охраной бомбардировщиков закрытым строем с истребительным прикрытием или же поодиночке без защиты, зависело от погоды. За посадку в котле при плохих погодных условиях экипажам были обещаны высокие награды. В качестве истребительного прикрытия транспортных самолетов над местом старта и посадки была выделена сильно уменьшившаяся за летние бои эскадрилья «Удет». Два звена этой эскадрильи располагались на аэродроме в Питомнике и имели задачу защищать транспортные самолеты при разгрузке в котле от советских истребителей и бомбардировщиков. Но очень скоро стало ясно, что эти меры недостаточны. Новые, сделанные из дерева, быстрые и маневренные советские истребители Ла-5 сотнями сбивали транспортные самолеты, которые немцы собирали со всех фронтов, летных школ и производств. К этому добавилась еще одна беда. Из-за тумана, пурги и низкой облачности немецкие истребители зачастую просто не могли взлететь. Такая воздушная блокада Сталинградского котла стала первой подобной операцией во Второй мировой войне. Ею командовал [237] лично командующий советскими ВВС генерал-лейтенант Новиков. С аэродромов, расположенных вблизи линии фронта, работали бомбардировщики и штурмовики 17-й советской воздушной армии. С расстояния 60–80 километров от внутренней стороны котла летали истребительные дивизионы 16-й и 8-й воздушных армий; для атак на транспортные немецкие самолеты на их основных воздушных магистралях каждый из этих дивизионов отвечал за определенный сектор воздушной блокады. Обширная система пунктов руководства полетами вела истребители прямо к целям. А на воздушных магистралях днем и ночью патрулировали советские самолеты. Кроме того, на расстоянии от 8 до 10 километров от внутренней стороны котла была создана прострельная зенитная зона, которая вела огонь по садившимся немецким машинам.

В ночь с 6 на 7 декабря 1942 года 272 английских бомбардировщика бомбили Мангейм. С этого налета началось концентрированное разрушение ночной оборонной истребительной системы немцев. Наряду с «зонтиком Мандрела» длиной 300 километров, который мешал работе системы раннего оповещения «Фрейя», переговоры между немецкими ночными истребителями «гасила» система «Тинзель». Таким образом были предотвращены многочисленные немецкие налеты. Во время налета на Мангейм англичане потеряли всего 9 самолетов (3,3 процента). С помощью плотного противовоздушного кольца, которым советские войска окружили Сталинградский котел, уже в его первые недели удалось нанести большой урон тихоходным немецким транспортным самолетам. Стало чуть ли не правилом, что из состава от 40 до 50 летящих транспортов почти половина уничтожалась. А рекорд побила 172-я бомбардировочная группа, из состава которой однажды из котла вернулось только 10 процентов машин.

Date: 2015-07-17; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию