Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимое бортовое оборудование 7 page





19 апреля 1943 г.

Личное и секретное послание маршала Сталина премьер-министру Черчиллю:

«Я получил Ваше послание, в котором Вы спрашиваете моего согласия на передачу моих поздравлений британским бомбардировочным звеньям по поводу бомбардировок Эссена, Берлина и других промышленных центров в Германии. Разумеется, у меня нет никаких возражений против Вашего предложения, и полностью передаю это дело Вам. Я рад, что Вы намерены и в дальнейшем продолжать бомбардировки немецких городов в постоянно возрастающем объеме.

Среда, 21 апреля 1943 г., Москва

Совинформбюро сообщает:

«Советские дальние бомбардировщики в ночь на среду вновь атаковали Тильзит. Сообщается, что в этой операции принимало участие значительное число новых советских тяжелых бомбардировщиков и что Тильзиту был причинен значительный ущерб. Опрос пилотов еще не завершен».

Четверг, 22 апреля 1943 г., Вашингтон

Военное министерство сообщает:

«Сообщение о казни американских летчиков, которые во время налета с авианосца «Хорнет» на Токио в прошлом году попали в японские руки, вызвало у американской общественности такую волну негодования, какой в Соединенных Штатах не случалось с Пёрл-Харбора. В официальном заявлении японскому правительству происшедшее названо варварским».

Уничтожение немецких транспортных самолетов

Пятница, 23 апреля 1943 г.

Штаб-квартира генерала Эйзенхауэра сообщает: «Самолеты тактической авиации союзников, патрулировавшие часть моря между Сицилией и Африкой, обнаружили немецкое соединение из 20 больших шестимоторных транспортных самолетов Ме-323 в сопровождении 40–50 истребителей. Самолеты союзников не раздумывая атаковали противника и в течение десяти минут уничтожили все транспортные машины, а из сопровождающих истребителей сбили 8 немецких Me-109 и 2 итальянских [253] самолета. Большие транспортные самолеты перевозили войска и горючее из Сицилии в Тунис. Впервые на этом театре военных действий люфтваффе задействовали таких легко уязвимых из-за своей величины авиагигантов».

Советские воздушные налеты на Германию

Суббота, 24 апреля 1943 г., Москва

Совинформбюро сообщает:

«Красный воздушный флот создал за последние месяцы специальные соединения тяжелых бомбардировщиков, после чего на целом ряде вновь построенных авиазаводов на Урале началось производство четырехмоторных дальних бомбардировщиков.

Проведенные на сегодняшний день операции четырехмоторных машин против Кенигсберга, Данцига и Тильзита были лишь подготовительным этапом наступления нашего Красного воздушного флота против гитлеровской Германии».

24 апреля 1943 г., Москва

Ставка Верховного главнокомандования сообщает: «В ночь на 23 апреля 200 советских бомбардировщиков дальнего радиуса действия стартовали для проведения операции против Инстербурга в Восточной Пруссии. В течение двухчасового налета было уничтожено много военных и промышленных объектов, а в городе возникли сильные пожары, сопровождавшиеся взрывами. Все до одной машины вернулись на свои базы».

Истребители пересекают Атлантику

Пятница, 30 апреля 1943 г., Вашингтон

Военное министерство США сообщает:

«С некоторого времени самолеты-истребители пересекают Северную Атлантику без посадки. Тем самым война в воздухе вступила в новую фазу. Благодаря хорошо защищенным дополнительным бакам дальность полета истребителей «Лайтнинг» существенно увеличилась».

Четверг, 6 мая 1943 г.

Секретный доклад службы безопасности СС о внутриполитическом положении № 381 (выдержка):

«I. Общее.

Апатия среди населения не заметна. После тяжелого налета, в ночь на 1 мая, все граждане на следующее утро были полны сил, устраняли незначительный ущерб, а после обеда работали [254] в маленьких садиках. Однако вызывает озабоченность тот факт, что от налета к налету растет число случаев краж в разрушенных бомбежкой домах... По сообщениям из Западной Германии, а также из других частей рейха, среди населения ходят слухи, что вражеские воздушные налеты могут быть следствием объявления тотальной войны... Это недоразумение вызывает определенное негативное возбуждение среди граждан в отношении столицы, из которой было объявлено о тотальной войне. Это же негативное отношение выражается и в распространяемых стишках, в которых англо-американских летчиков призывают лететь мимо индустриальных областей, где живут одни рабочие, прямиком на Берлин».

17 мая 1943 г., Лондон

Министерство авиации сообщает:

«Воздушные налеты союзников на Германию с применением точечных атак на определенные цели, в отличие от так называемых «ковровых бомбардировок», как это было констатировано в английских кругах, обрели новое лицо. По мнению английских специалистов, дальнейшим позитивным развитием военно-воздушной тактики союзников стало в последнее время участившееся применение быстрых бомбардировщиков «Москито» во время ночных операций. Есть все основания подозревать, что немецкая противовоздушная оборона находится в растерянности, поскольку теперь необходимо одновременно настраиваться и на атаки тихоходных тяжелых бомбардировщиков, и на легкие быстрые «Москито». Бомбардировщики «Москито» к тому же обладают достаточной скоростью, чтобы уйти от преследования истребителей. Воздушным атакам союзников в последнее время благоприятствовали погодные условия, но и в течение этого месяца можно рассчитывать на увеличение числа налетов. Представитель пресс-службы Королевских ВВС майор Стюард подтвердил, что одно только британское бомбардировочное командование в состоянии каждую ночь задействовать от 400 до 600 тяжелых самолетов».

Налет на немецкие плотины

Вторник, 18 мая 1943 г.

Штаб-квартира английских Королевских ВВС. Командир 617-й эскадрильи Гибсон сообщает:

«Настроение у наших экипажей перед стартом было напряженное, и я рад тому, что полученные результаты превзошли все наши ожидания. Сброшенные нами бомбы просто разорвали дамбу плотины Мёне». [255] Один из пилотов 617-й эскадрильи рассказывал: «То, о чем не упомянул наш командир, это его точное попадание первой бомбой на дамбу, а затем рискованный полет вдоль всей плотины, чтобы оттянуть огонь зениток на себя, в то время как мы спокойно продолжали уничтожать плотину. Гибсон оставался в поле обстрела, пока не убедился, что мы сбросили все наши бомбы. Уже после первых попаданий дамба начала трескаться, и столб воды, высотой до 300 метров, взметнулся в воздух. Напор воды был невероятно мощный и сметал все на своем пути, после чего окрестности нельзя было узнать».

18 мая 1943 г., Берлин

Агентство ДНБ сообщает:

«Вражеская иностранная пресса сочиняет сенсационные подробности о мнимых последствиях английского налета на две немецкие плотины. Об этом надо сказать следующее: ущерб, причиненный обеим плотинам, принес гражданскому населению определенные потери, которые можно восстановить в короткое время. Затем, во-первых, производимая на этих плотинах электроэнергия составляет только часть от общего количества производимой в Германии электроэнергии, и, во-вторых, эти электростанции служили специально для выравнивания электронапряжения во время его пикового потребления».

18 мая 1943 г

Из дневника рейхсминистра, доктора Геббельса: «Воздушные бои прошедшей ночи принесли нам тяжелые потери. Налет британских бомбардировщиков на наши плотины был слишком успешным для противника. Фюрер чрезвычайно недоволен и зол на неподготовленность наших люфтваффе».

Среда, 19 мая 1943 г.

Штаб-квартира английских Королевских ВВС сообщает: «Самолеты-разведчики, неоднократно пролетавшие вчера над областями, где расположены плотины Эдер и Мёне, констатировали, что нанесенный там ущерб гораздо больше, чем считалось раньше. Это сообщение подтверждено аэрофотосъемками».

Гибель адмирала Ямомото

Пятница, 21 мая 1943 г., Токио Императорская штаб-квартира сообщает: «Адмирал Исороку Ямамото, главнокомандующий соединенными вооруженными силами в прошлом месяце погиб на [256] борту самолета во время боя с врагом. С адмиралом Ямамото Япония потеряла своего самого большого и способного флотоводца. Его имя неразрывно связано с огромными успехами Императорского военного флота в этой войне, с уничтожением американского флота в Пёрл-Харборе, потоплении «Принца Уоллеса» и «Репульсе» и со многими другими успешными для Японии морскими битвами во многих частях Тихого океана. Император повелел похоронить адмирала Ямамото с государственными почестями и посмертно присвоил ему звание адмирала флота. Его преемником назначен адмирал Ко га».

21 мая 1943 г., Вашингтон Юнайтед Пресс сообщает:

«Радио Токио известило о гибели адмирала Ямамото во время руководства им морской операцией с борта самолета».

Понедельник, 24 мая 1943 г.

Секретный доклад службы безопасности СС о внутриполитическом положении № 385 (выдержка):

«I. Общее.

Известия об ущербе, причиненном налетами на плотины Мёне и Эдер, результаты которого часто сильно преувеличиваются, быстро распространились на всей территории рейха и частично напугали население, особенно в сообщениях вермахта о количестве погибших. Многие граждане ждут объяснения, как такой налет вообще стал возможен, и боятся, что обеспечение безопасности плотин зенитными орудиями и аэростатами далеко не достаточно».

Среда, 26 мая 1943 г., Лондон

Министерство авиации сообщает:

«Ранним вечером вчерашнего дня соединение немецких бомбардировщиков FW-190 совершило неожиданный налет на один из городов в юго-восточной части Англии, который был успешно отбит. Немецкие самолеты приближались к городу на бреющем полете, но вовремя были замечены истребителями французской эскадрильи в составе Королевских ВВС и вынуждены были беспорядочно сбросить свои бомбы в море. В ходе налета возникло множество воздушных поединков между «Спитфайрами» и «Фокке-Вульфами». Французским пилотам удалось сбить 4 немецких самолета. А в первой половине того же дня еще одно соединение бомбардировщиков «Фокке-Вульф» с истребительным прикрытием атаковало один из городов в Юго-Восточной Англии. Во время этой операции враг также потерял 4 самолета: 3 было сбито зенитными установками, 1 истребителем». [257]

Налет на Вупперталь

Воскресенье, 30 мая 1943 г. Верховное командование вермахта сообщает: «Вражеские авиационные соединения атаковали вчера бретонский город Ренне, некоторые военные базы на атлантическом побережье, а прошедшей ночью атаковали многие западногерманские города. В результате этого в некоторых местах произошли большие разрушения зданий. Среди населения, в особенности в Вуппертале, имеются жертвы. По имеющимся на данное время данным, было сбито 57 четырехмоторных вражеских самолетов. Наши потери — 4 истребителя».

30 мая 1943 г., Лондон

Военное министерство сообщает:

«Бесперебойные воздушные атаки союзников на цели в Германии были продолжены в ночь на воскресенье сильным налетом бомбардировщиков Королевских ВВС на Вупперталь в Рурской области. Эта операция была оценена в компетентных органах как «концентрированная и успешная». 33 самолета назад не вернулись. Было сбито 2 ночных немецких истребителя. Вупперталь, город с населением более 400 000, является самым большим немецким центром текстильной индустрии. Там же находятся красильни, машиностроительные и большой шарикоподшипниковый заводы».

30 мая 1943 г., Берлин

Агентство ДНБ делает вывод с предупреждением относительно причиненного англо-американскими ВВС ущерба гражданскому населению:

«И придет день, когда они еще раз узнают, что национал-социалистическую Германию террором никогда не ослабить и не согнуть, но каждый террорист погибнет от своего же собственного оружия. Немецкие мельницы иногда медленно перемалывают, но зато делают это превосходно...»

Четверг, 10 июня 1943 г.

Генерал Эйкер, главнокомандующий ВВС США на Европейском театре военных действий, заявил:

«ВВС США и Великобритании увеличились с марта этого года в два раза. То же самое произойдет еще раз и до сентября. До конца этого лета сила ВВС союзников, состоящих из американских бомбардировщиков для дневных налетов и британских [258] ночных бомбардировщиков, должна увеличиться настолько, что они смогут достигать любых целей».

Генерал Эйкер также указал на то, что война на этом не закончится, одними воздушными налетами ее не выиграть.

Суббота, 12 июня 1943 г.

Штаб-квартира 8-го американского военно-воздушного флота сообщает:

«Более чем 200 тяжелых бомбардировщиков «Летающая крепость» В-17 и «Либерейтор» В-24 осуществили в пятницу вечером налет на две немецкие гавани: Вилыельмсхафен и Куксхафен и, несмотря на сильный заградительный огонь, провели там сильную бомбардировку. Бомбардировщики, работавшие без прикрытия истребителей, смогли осуществить множество прямых попаданий в сильно разветвленные доки подводных лодок. В воздушных боях над Вильгельмсхафеном было сбито значительное число немецких истребителей. Перепроверка сообщений, поступивших от участвующих в налетах экипажей, еще продолжается. ВВС США из 200 принимавших участие в операции самолетов потеряли 8 машин».

12 июня 1943 г., Лондон

Министерство авиации сообщает:

«Прошлой ночью наши бомбардировщики в сильном составе осуществили бомбардировку Западной Германии с главной целью — Дюссельдорф. По имеющимся докладам, противнику был нанесен значительный ущерб. Еще одно соединение атаковало город Мюнстер. Бомбардировке также подверглись многочисленные цели в Рурской области и Рейнланде. В ходе этой операции было сбито 43 наших бомбардировщика. Один вражеский самолет был сбит нашим истребителем над Голландией».

Создание тактической авиации

Понедельник, 14 июня 1943 г., Лондон

Юнайтед Пресс сообщает:

«Здесь официально было объявлено, что вследствие реорганизации британских Королевских ВВС созданы тактические военно-воздушные силы. Их задачей является еще более тесное сотрудничество с сухопутными войсками. Этот новый воздушный флот под командованием вице-адмирала Делбиака, бывшего командующего английскими ВВС на Цейлоне, состоит из эскадрилий самолетов всех типов, которые должны участвовать в боях в непосредственной поддержке сухопутных войск. По мнению «Тайм», еще ни одна реформа в сфере английских ВВС с начала войны не имела такого значения». [259]

Британский налет на Крефельд

Вторник, 22 июня 1943 г., Лондон

Юнайтед Пресс сообщает:

«Налет на Крефельд, большой промышленный город и важный железнодорожный узел для продвижения поездов из Рурской области на запад, официально был назван «очень серьезным и концентрированным». Следует понимать, что речь идет об одной из самых больших операций в Германии. Этот массовый налет тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков и сброс самого большого на сегодняшний день количества бомб на одну цель можно сравнить только с атакой на Дюссельдорф 11 июня 1943 года».

Стратегия и тактика

На заснеженном аэродроме Питомник, в голой степи, западнее Сталинграда, высились обломки сгоревших и разбитых самолетов. Эти жертвы советской блокады и суровой морозной зимы были свидетельством гибели лучших транспортных соединений немецких ВВС. Из обыкновенного войскового снабжения с воздуха работа транспортной авиации превратилась в сомнительную операцию по спасению окруженной 6-й армии генерал-полковника Паулюса, в которой каждый знал, что ничего уже в судьбе окруженных войск изменить нельзя.

В конце 1942-го — начале 1943 года работа транспортной авиации была перестроена. Опытный организатор снабжения окруженных войск из Дании полковник Морцик сменил на этом посту полковника Фёрстера. Теперь в распоряжении Морцика были не только самолеты и экипажи немецкой «Люфтганзы», но и транспортные самолеты немецкой промышленности, а также личные звенья курьерских самолетов Гитлера. Частично самолеты прибывали с экипажами, укомплектованными гражданскими лицами, пилотами и летчиками-испытателями без зимнего обмундирования. Среди самолетов были опытные образцы фирмы «Сименс», на борту которых находилась строго секретная, полностью автоматизированная «система управления курсом по трем осям». Но эти машины, недостаточно оснащенные для работы на морозе, мгновенно застыли на взлетных полосах. А пассажирские самолеты, в свою очередь, не имели на борту ни необходимой радио — и пеленгаппаратуры, ни надлежащей зимней защиты, ни вооружения и парашютов. 6 января из мест своей дислокации прибыло 6 самолетов «Юнкерс-52», личные машины Геринга, Риббентропа, Лея и других партийных бонз — их вклад в спасение 6-й армии. [260]

Погода в первую январскую неделю улучшилась, стала безоблачной, но из-за превосходства в небе советских истребителей немцы в течение 8 дней практически не могли летать. Ночные полеты тоже были опасны. Советские зенитные батареи усилили свой огонь, что приводило к новым жертвам. Советское командование расположило вокруг Сталинграда целую цепь ложных аэродромов с маяками на тех же частотах и с теми же опознавательными знаками, которыми пользовались немцы. Многие немецкие машины садились там, считая, что они в котле. Непрерывные ночные полеты советских бипланов У-2, которые бомбили и обстреливали пулеметами садящиеся и стартующие в котле немецкие самолеты, только усиливали общий хаос. Эти маленькие юркие самолеты, прозванные солдатами из-за своего тарахтящего мотора «швейными машинками», летали вдоль лучей прожекторов, направленных на аэродромы в котле.

10 января 1943 года 55-минутная канонада из 7000 орудий и минометов возвестила о начале советского наступления силами Донского фронта (генерал-полковник Рокоссовский) с целью уничтожения Сталинградского котла. Всему спецперсоналу люфтваффе удалось вырваться из окружения, и сразу же после этого были захвачены аэродромы в Питомнике и Бас-саргине. Одновременно советские войска форсировали реку Маныч на Кавказе и встали перед Сальском. 16 января и этот город был взят. Немецкая транспортная авиация была перемещена большей своей частью в Сверово и оттуда летала в Сталинград.

В ночь с 17 на 18 января 118 немецких бомбардировщиков атаковали Лондон, потеряв при этом 6 самолетов. Это был первый ночной налет на столицу после 10–11 мая 1941 года. В начале 1943 года в Тунисе над немецкими авиабазами все чаще стали появляться пользующиеся у них дурной славой низколетающие самолеты союзников «Танкбастер». Для снабжения для сражающихся в Тунисе войск в Италии и на Сицилии были готовы к старту примерно 200 транспортных самолетов «Юнкерс-52» и Ме-323 «Гигант». Но эти самолеты отваживались садиться в Тунисе и Бизерте только днем. Ночью же с огромной осторожностью и только отдельные смельчаки в Габесе и Сфаксе. 18 января одним только налетом на аэропорт в Тунисе союзники уничтожили на земле 23 самолета «Юнкерс-52». Немцы решили усилить свои ВВС. Они отозвали с Восточного фронта 400 самолетов и отправили их в Тунис, благодаря чему советские войска получили своего рода подкрепление. [261]

На конференции в Касабланке (14–25 января 1943 года) между США и Великобританией были проведены переговоры о дальнейших совместных операциях в районе Средиземного моря. Тогда же впервые и возникла формулировка «полная и безоговорочная капитуляция». Было также договорено, что англо-американские бомбардировочные соединения будут летать в составе СВО, комбинированной бомбардировочной атаки, и приоритетами их атак должны стать:

— базы подводных лодок и места их постройки;

— авиапромышленность;

— главные транспортные узловые станции;

— нефтеочистительные предприятия и заводы по производству синтетического топлива;

— шарикоподшипниковые заводы и предприятия военной промышленности.

Бомбардировка территории Германии после атак на нее английских ВВС США была не предусмотрена. Американцы придерживались мнения, что только дневные налеты могут принести успех. Договорились так: днем промышленные объекты бомбят американцы, а ночью жилые кварталы — англичане. Заключительное коммюнике повторило сомнительную теорию воздушной войны Доухета и оправдывало террористические налеты как «предположительно решающее средство в ведении войны». Шеф бомбардировочного командования Харрис точнее всех сказал об этом: «Касабланка устранила последние моральные препятствия. Для ведения бомбовой войны нам развязали руки».

Одной из установленных в Касабланке приоритетных задач была борьба с немецкими подводными лодками. И не напрасно. Победа в Атлантике являлась предпосылкой к победе в битве за «крепость Европа». Черчилль: «До конца 1942 года подводные лодки уничтожали наши корабли чаще, чем мы их успевали строить». На тот период у немцев было 235 боеспособных подлодок — больше, чем когда-либо.

22 января 1943 года, в 8:00, соединения Донского фронта генерала Рокоссовского приступили к нанесению последнего удара по 6-й немецкой армии. Сразу же после начала наступления советские войска заняли аэродром Гумрак. Таким образом у окруженной немецкой армии остался единственный маленький аэродром Сталинградский, ее последняя связь с внешним миром. В сумерках 23 января лейтенант Крауссе и его экипаж стартовали из котла на последнем самолете со скользкого поля на окраине Сталинграда. Это был «Хейнкель-111» с полурабочим рулем высоты и 9 ранеными на борту. Теперь самолеты бросали в котел только продукты. [262]

В этот же день немецко-итальянская танковая армия оставила Триполи и отошла к ливийско-тунисской границе. Две эскадрильи — одна на Сицилии, другая в Неаполе — получили задание снабжать эти войска. Места их приземления в городах Габес и Сфакс, в которых на то время не было практически ничего для организации ночных полетов, требовали от транспортных экипажей высокого мастерства, и только опытные летчики отваживались садиться там. Опасные ночные полеты зачастую проводились самолетами-одиночками. Британские же истребители с авиабазы на Мальте атаковали их, как правило, над Средиземным морем. Особенно часто они наведывались в районы в воздушное пространство вблизи от мест старта транспортов — Трапани и Кастел-Вертрано.

Днем же в Тунис летали до 100 транспортных самолетов «Юнкерс-52» и Ме-323 «Гигант» целым потоком в небольших закрытых группах по 20–24 самолета в каждой под охраной истребителей Ме-109 или штурмовиков Ме-110.

В январе 1943 года 8-й американский воздушный флот приступил в Англии к созданию собственной истребительной авиации, начало которой положили истребители Р-47 «Тандерболт», дальности полета которых хватало только до голландского побережья. 27 января бомбардировщики США совершили свой первый налет на территорию рейха. Дневная атака 64 четырехмоторных В-17 «Летающие крепости» и В-24 «Либерейтор» была направлена против подводных лодок, находившихся в портовых сооружениях Вильгельмсхафена, города, который стал в 1939 году целью первого дневного налета англичан. Этот первый американский налет на Германию проводился без защиты истребителей и вернулся из него, имея на удивление малые потери. Было сбито только три машины.

В субботу, 30 января 1943 года, 6 скоростных бомбардировщике.: «Москито» 105-й эскадрильи совершили свой первый налет на Берлин, который одновременно стал вообще первым дневным налетом на столицу рейха. Точно в обеденное время с высоты 9000 метров прямо на радиостудию на Мазурен-аллее упало 2 тонны воздушных бомб. Этот «подарок» предназначался лично рейхсмаршалу Герингу, который именно в этот день 10-летней годовщины прихода Гитлера к власти готовился произнести свою известную речь о Сталинграде.

До середины января 1943 года 10 бомбардировщиков-разведчиков «Галифакс» из 35-й группы и 13 «Стирлингов» из 7-й группы были оснащены радаром H2S. Их навигаторы могли видеть на экране города, обозначенные светлыми контурами, а моря и реки — темными пятнами. Аппарат H2S, сокращение от английского Home Sweet Home, давал на экране очертания пролетаемого [263] ландшафта и городов. Вначале этот аппарат, очень важный для проведения бомбардировок, получили самолеты-разведчики-наводчики, а к середине 1944 года планировалось оснастить ими каждый бомбардировщик. С помощью этого аппарата, который больше, чем какие-либо другие, способствовал разрушению немецких городов, давал возможность бомбить в темноте и при любой погоде и всегда иметь прекрасную картинку объекта атаки, в то время как немецкие истребители не рисковали подняться в воздух. После жарких споров, вызванных боязнью, что сбитый самолет с аппаратом может попасть к врагу, H2S все же был впервые применен в ночь с 30 на 31 января 1943 года против Гамбурга. Оснащенные им самолеты-наводчики маркировали цели, как помощь в ориентировании для следующих за ними 92 самолетов, которые сбросили на этот ганзейский город 315 тонн взрывчатки и потеряли при этом только 5 самолетов.

Начало 1943 года принесло в советские ВВС решающие перемены. После окончания реорганизации каждый фронт получил собственную воздушную армию от 700 до 800 самолетов, которых было вполне достаточно для проведения самостоятельных операций. А в феврале 1943 года СССР достиг окончательного превосходства в воздухе, которое продержалось до конца войны. Немецкие ВВС, со своей стороны, вынуждены были с 1943 года две трети своих истребителей держать на Западном фронте для защиты рейха от англо-американских налетов. Тем самым присутствие люфтваффе на советском фронте снизилось на 20 процентов.

В ночь с 2 на 3 февраля 1943 года 137 британских самолетов сбросили 460 тонн бомб на Кёльн. Во время этого налета, проведенного с помощью бомбардировочного сканирующего радара H2S, было потеряно только 5 самолетов. Один из них, «Стирлинг»-наводчик из 7-й группы, был сбит немецким ночным истребителем над Роттердамом. Утром, когда началась разборка завалов и поиски убитых и оставшихся в живых, рабочие нашли в нижней части корпуса самолета до сих пор не виденный никем из них аппарат. Эту находку отправили в Берлин, где ее реконструировали в лаборатории «Телефункен». К своему огромному удивлению, ученые установили, что перед ними радар-помощник для атаки вслепую, который работает на длине волны 8,7 сантиметра и той частоте, которую в Германии до сих пор считали неприспособленной для такой работы. Это и был панорамный [264] бортовой радар H2S, который без помощи наземных радиопередатчиков и при плохой видимости осуществлял навигационную работу и прицельную бомбардировку вслепую. Это означало, что Англия совершила огромный прыжок в области радиоизмерительной техники. Немцы воспользовались своей находкой и построили такой же аппарат для своих целей, назвав его по месту обнаружения «Роттердам».

Во вторник, 2 февраля 1943 года, состоялся последний сеанс радиосвязи с 6-й немецкой армией, после чего любая связь прекратилась. Капитуляцией Северного котла (генерал-полковник Штреккер) завершилась битва за Сталинград. Вечером того дня некоторые Не-111 еще летали в город со снабжением, но ничего, кроме заснеженных руин, там не обнаружили.

С 25 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года в течение 72 дней и ночей люфтваффе доставили в Сталинградский котел 6600 тонн снабжения, что в среднем составило 100 тонн в день, третью часть от запланированного количества. Что удалось, так это спасти 34 000 раненых от верной смерти или плена. Цена этому — 495 уничтоженных транспортных самолетов. Примерно столько же транспортных самолетов было уничтожено на земле. Из числа экипажей погибло 1000 человек. По мнению генерала В. Пиккерта, «никогда больше до конца войны немцы не теряли столько самолетов в течение одной операции, как во время снабжения своих окруженных под Сталинградом войск».

В Тихом океане американцы медленно приобретали воздушное превосходство, первую предпосылку к проведению стратегических операций против Японии, чтобы отрезать от нее захваченные в начале войны территории. ВВС США были достаточно сильными, чтобы защитить свои военные и транспортные корабли от японских бомбардировщиков и участвовать в высадках войск для ведения сухопутных боев. После многих тяжелых морских и воздушных боев 8 февраля 1943 года японцы ушли с удерживаемого ими с 7 августа 1942 года острова Гуадалканал. Задачи ВВС союзников в Тихоокеанском регионе были более масштабными, чем на Европейском театре военных действий. Превосходство в воздухе определяло степень боевой готовности флота и проведения транспортных караванов морским путем. Деятельность ВВС на азиатском континенте ограничивалась только поддержкой наземных войск, при этом воздушный транспорт играл особую роль в непроходимых областях Бирмы и Китая. [265]

За неделю до известного выступления Геббельса в Берлинском Дворце спорта, где он объявил о начале «тотальной войны», 11 февраля 1943 года начался призыв учащихся юношей из полных школ 1926–1927 годов рождения в люфтваффе в качестве помощников на зенитных батареях. Зенитные батареи подразделялись на легкие, средние и тяжелые. На них-то и проходили службу живущие неподалеку 15–16-летние подростки без отрыва от школьных занятий. В качестве воюющих солдат были и члены гитлерюгенда. На них постепенно ложилась все большая ответственность в противовоздушных боях. Наряду с ними обязанности зенитчиков выполняли и юноши старше их. Но днем они работали на фабриках, а по ночам несли вахту на батареях и во время налетов подавали боеприпасы. Для тяжелых работ на местах привлекались так называемые «вольнонаемные» — «хивис», большей частью советские военнопленные.

Уже прошел год, как Бирма была в руках японцев, а с оккупацией Лаоса они отрезали Чан Кайши от американского снабжения. К счастью, с наступлением в мае 1942 года времени муссонов большая часть их ВВС была перемещена в юго-западную часть Тихого океана. Это облегчило союзникам восстановление их разбитых в этом регионе ВВС. Но главной целью англичан все же была реорганизация индийской армии для подготовки ее к вторжению в Северную и Центральную Индию. Одновременно планировалась воздушно-наземная операция на северной окраине покрытого джунглями Бирманского театра военных действий, которая должна была поднять моральный дух войск.

Date: 2015-07-17; view: 260; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию