Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Необходимое бортовое оборудование 3 page
В конце марта 1942 года маршал Харрис решил сменить атакующую тактику. Вместо применяемой до сих пор атаки волнами, он решил перейти на бомбардировку отдельных площадей мощными подразделениями, во время которой большое число бомбардировщиков должно было в короткое время сконцентрироваться над целью. Но для этого нужно было решить проблему одновременного старта и приземления большого количества машин. Местом для проведения такой операции, которую англичане назвали «Area bombing», они выбрали немецкий город Любек. [200] Этот немецкий город на Северном море был легко узнаваем, к нему было просто подлететь. Старый городской центр был застроен преимущественно домами с деревянными крышами и являл. собой образцовую цель для зажигательных бомб. В качестве примера комбинированного применения взрывных и зажигательных бомб Харрис приводил немецкий налет на английский Ковентри 14–15 ноября 1940 года. В звездную ночь с 28 на 29 марта 1942 года английские ВВС атаковали Любек. В этом первом такого рода налете участвовало 234 самолета «Веллингтон», «Штирлинг» и, впервые, «Ланкастер». Сброшено было 304 тонны различных бомб, среди которых были и не применявшиеся до этого жидкостные зажигательные бомбы. Прекрасный средневековый город горел 32 часа и выгорел почти дотла. 12 британских самолетов были сбиты. Важный вывод, который англичане сделали после налета, был таков: зажигательные бомбы в шесть раз эффективнее взрывных. Таким образом, налет на Любек можно считать поворотным пунктом в воздушной войне; с учетом этого опыта при дальнейших бомбардировках упор предполагалось делать на зажигательные бомбы. Ведущие политики Англии считали неуместным придавать гласности материальные и моральные потери гражданского населения. По мнению министра авиации Синклайера, «...моральное осуждение таких налетов могло бы ослабить воинственный пыл экипажей». В Великобритании был один человек, на совести которого сотни тысяч жертв среди гражданского населения и бесчисленное количество объектов культуры в Германии. Звали его профессор Фредерик А. Линдеманн. Он родился в 1886 году в Баден-Бадене в семье строительного предпринимателя Самюэля Линдеманна. Era научные работы позволили ему в 1919 году получить кафедру физики в Оксфорде. С 1912 года Линдеманн был знаком с Черчиллем и был его близким другом. Черчилль сделал Линдеманна своим специальным советником, а позднее генеральным казначеем с рангом члена кабинета министров. В 1942 году король Георг VI пожаловал ему титул лорда Шервелля. Не было ни одного секретного комитета или группы консультантов, в которых бы лорд Шервелль не принимал участия или же из-за кулис влиял на политику и науку. Серый кардинал и успешный придворный политик своего времени, он имел больше властных полномочий, чем какой-либо другой ученый муж в истории. Основываясь преимущественно на его советах и совершенно абсурдных расчетах, Черчилль начал тотальную бомбардировку немецких городов. Своей простотой эти расчеты сразу же пришлись по душе маршалу Харрису. В докладной записке, которую [201] новоявленный лорд направил Черчиллю 30 марта 1942 года, он изложил свой следующий анализ, из которой следовало, что каждая тонна сброшенных бомб оставляет бездомными примерно от 100 до 200 человек, а разрушение родного жилища наносит человеку больший моральный ущерб, чем смерть родственников и друзей. Таким образом Линдеманн намеревался сломить моральный дух противника. Далее он утверждал, что мобилизация всех имеющихся сил для производства и применения бомбардировщиков сможет сделать возможным к середине 1943 года уничтожение в больших немецких городах до 50 процентов всех домов, приведет к возникновению гигантских пожаров, парализует работу всех служб и в конечном счете приведет к краху. Бомбардировка, по расчетам Линдеманна, должна быть в основном направлена против жилых рабочих кварталов плотной застройки, так как «дома состоятельных классов расположены отдельно и их уничтожение потребует дополнительного количества бомб». С 2 по 8 апреля 1942 года продолжались ожесточенные налеты II немецкого воздушного корпуса генерала авиации Лоерцера и итальянских бомбардировщиков на Мальту, чтобы «подготовить» крепость к штурму. В гавани было потоплено 2 эсминца и 4 подводные лодки, а остальные подлодки 10-й британской флотилии вынуждены были покинуть Мальту. Тотчас же улучшилось положение с морскими караванами, которые обеспечивали снабжение войск Роммеля в Африке. И все же шанс оккупировать Мальту с воздуха и моря непосредственно во время ожесточенных воздушных налетов был упущен. Дело в том, что Роммель, планирующий наступление от Газы до Нила, потребовал воздушной поддержки всех находящихся в районе Средиземноморья ВВС. Цель наступления — Суэцкий канал — не была достигнута, но это отвлечение немецких ВВС от Мальты спасло ее. Морские караваны снова стали уязвимыми, что и стало одной из главных составляющих поражения Роммеля. Поскольку результатом бомбардировки Любека, а позднее и Ростока стало уничтожение огромного количества памятников архитектуры, 14 апреля 1942 года по приказу Гитлера был проведен налет мести, так называемый налет «Baedeker», на исторические города Англии: Бат, Кентербери и Эксетер. Весной 1942 года 44-я эскадрилья «Ланкастеров» начала дальние дневные полеты и точечные бомбардировки на важные военные объекты Германии. 17 апреля 12 самолетов попытались, но безрезультатно, бомбить заводы фирмы МАН в Аугсбурге. Сбито было 7 самолетов. [202] В апреле 1942 года японцы все еще продвигаются вперед. Остров-крепость Коррегидор на Филиппинах должна вот-вот пасть. В это же время в США готовится авианалет на Токио. Операция под руководством подполковника Дулитла проводилась силами 16 бомбардировщиков В-52 «Митчелл», которые должны были стартовать с авианосца «Хорнет», находившегося в 1045 километрах от Токио, а после выполнения задания лететь в Китай, так как дальность их полета не позволяла возвращаться обратно на корабль. Так как конструкционные особенности «Митчеллов» не позволяли им складывать крылья при транспортировке на авианосце, их пришлось транспортировать на открытой палубе, где они подвергались всем капризам погоды. Дозорные корабли японцев обнаружили авианосец «Хорнет» 18 апреля 1942 года. Это заставило Дулитла перенести вылет на более ранний срок, хотя до Токио было еще не менее 1300 километров. Этот полет доказал большие летные возможности В-52, так как еще никогда бомбардировщик такого класса не стартовал с авианосца. Груженый В-52 по определению не мог набрать необходимую стартовую скорость на короткой палубе. Но боевое счастье было на стороне американцев, и все машины смогли подняться в небо, а «Хорнет» и сопровождающий его «Энтерпрайз» на всех парах пошли в сторону Гавайских островов. 13 «Митчеллов» сбросили в общей сложности 16 тонн бомб на Токио, 3 других на Осаку, Нагою и Кобе. Сыграло на руку еще и то, что в это время японцы проводили крупные учения по противовоздушной обороне, и американские бомбардировщики были приняты за статистов этого учения. Сложности наступили уже после бомбардировки, когда над Китаем соединение подполковника Дулитла попало в штормовой фронт. 80 членов экипажей вынуждены были прыгнуть с парашютами, не видя под собой земли. Пятеро из них пропали, а восемь попали в лапы японцев и были приговорены к смертной казни, как военные преступники. 16 тонн бомб, сброшенных на Токио и три других города, было актом скорее пропагандистским, чем военным, и вызвало огромный резонанс в японском обществе. Военное руководство Японии, уверенное в абсолютной неприкосновенности своего воздушного пространства, стянуло со всех фронтов дополнительные истребительные силы для защиты родного неба, что американцы восприняли со вздохом облегчения. Тем временем в Китае фельдмаршал Сигуяма начал крупное наступление силами двух армий, вследствие чего после недельных кровопролитных боев были заняты все аэродромы, на которых могли садиться американские бомбардировщики. [203] В свою очередь, адмирал Ямамото настаивал на начале операции по захвату островов Мидуэй. Но и этого не произошло, так как американские налеты на Японию повторялись. В самих же США рейд Дулитла дал людям веру и надежду на то, что после Пёрл-Харбора не все потеряно. После того как 29 апреля 1942 года японцы заняли Лашио (Бирма), союзные войска наконец открыли свой первый большой воздушный мост от Ассама на Кунминг (Китай), чтобы снабжать всем необходимым для ведения войны как Чан Кайши, так и собственные военные базы. По этому 884-километровому «Большому пути», как его называли, три года днем и ночью летали через Гималаи самолеты Дуглас «DC-3 Дакота» с амуницией и войсками. Тем временем заметно возросли потери люфтваффе с зимы 1941/42 года на Восточном фронте. С начала осуществления своего плана «Барбаросса» до середины мая 1942 года немцы потеряли почти 3000 самолетов, среди которых 1026 бомбардировщиков, 762 истребителя. Около 2000 машин было серьезно повреждено. В мае 1942 года в руководстве советских ВВС произошли серьезные изменения. Начальником Главного управления военно-воздушного флота СССР стал молодой, энергичный генерал-полковник А.А. Новиков, ученик маршала Тимошенко. Большой заслугой Новикова, который к моменту начала войны был начальником Генштаба ВВС, явилось сохранение им от полного уничтожения Красного военно-воздушного флота. Новиков решительно взялся за внедрение новой стратегии и тактики и внедрение безупречных новых типов самолетов. В это время на советском Западном фронте дислоцировалось 3164 самолета, из которых 2115 были новейшей конструкции. Уже в боях под Харьковом в середине мая 1942 года участвовали 1500 немецких и 3000 советских самолетов. В середине апреля 1942 года военное руководство США получило сообщение об одной предстоящей воздушной операции японцев. Дело в том, что за несколько недель до этого американцами был взломан код японских ВМС. В перехваченных японских радиограммах говорилось, что целью нападения будет Порт-Морсби в Новой Гвинее, поэтому адмирал Нимиц приказал перебросить все имеющиеся у него силы на юг. Это была оперативная группа 17 под командованием контр-адмирала Флетчера с авианосцами «Йорктаун» и «Лексингтон» из Перл-Харбора [204] со 141 самолетом (42 истребителя и 99 бомбардировщиков), а также две группы крейсеров и кораблей сопровождения. Оба других американских авианосца, «Энтерпрайс» и «Хорнет», которые были еще в дороге после удачного рейда подполковника Дулитла, тоже шли в Коралловое море, но прибыли к месту битвы слишком поздно. Утром 7 мая 1942 года японские разведчики по ошибке сообщили, что обнаружили вражеский авианосец и крейсер. Вице-адмирал Такаги приказал атаковать их, но на деле оказалось, что потопленные корабли были всего лишь танкером и сопровождающим его эсминцем, так что атака не оправдала себя. Вечером того же дня Такаги провел еще одну атаку с опустошительными для себя результатами: 21 из 27 задействованных самолетов были сбиты. Введенные в заблуждение своими разведчиками, что перед ними главные силы японцев, американские авианосцы атаковали авангард идущих на Порт-Морсби сил. После прямого попадания за десять минут затонул легкий авианосец «Шохо», который стал первым потопленным американцами японским кораблем такого класса. Присутствие американских кораблей в австралийских водах склонило японского адмирала выделить определенные силы из тех, которые предназначались для захвата Порт-Морсби, для того чтобы уничтожить флот союзников. Но следующие самолеты разведчиков обеих сторон обнаружили авианосные соединения друг друга, которые по силе были примерно равны. У японцев насчитывался 121 самолет, 4 тяжелых крейсера и 7 эсминцев. Американцы имели 122 самолета, 5 тяжелых крейсеров и 7 эсминцев. Но у японцев было преимущество — большой боевой опыт и лучшие, чем у американцев, торпеды. В свою очередь, у американцев было больше бомбардировщиков. Но японцы находились в полосе тумана, а американцы вынуждены были сражаться под ясным небом. Из-за этих погодных условий — американцами не был замечен маленький авианосец «Цуикаку». Авианосец «Шокаку» получил три бомбовых попадания и вынужден был выйти из боя. Американский «Лексингтон» после двух торпедных и многочисленных бомбовых попаданий, которые вызвали внутренний взрыв, отказался от ведения боя и был взорван. Маленький и маневренный «Йорктаун» получил только одну бомбу. Во второй половине дня 8 мая 1942 года адмирал Нимиц вернул свое соединение из Кораллового моря, поскольку опасность для Порт-Морсби миновала. Японцы, уверенные в том, что потопили «Йорктаун», тоже решили отойти. Большой японский авианосец «Шокаку» был сильно поврежден и два месяца после этого не мог принимать участие в боевых действиях. Авианосец «Цуикаку» потерял столько самолетов, что был уже не боеспособен. [205] С тактической точки зрения победу в этой битве одержали японцы, так как потери американцев были выше. Уничтожение такого большого авианосца, как «Лексингтон», было тяжелым ударом для всего американского флота. Но американцы все же могли записать на свой счет стратегическую победу. План адмирала Ямамото захватить Порт-Морсби провалился. Впервые в этой войне японское вторжение не удалось. А так как это произошло спустя два дня после капитуляции перед японцами Коррегидора на Филиппинах, для американцев это стало большой моральной поддержкой. Битва в Коралловом море стала первой в истории битвой авианосцев. После нападения Гитлера на СССР англичане, а затем и американцы начали поставки Советскому Союзу военного снаряжения через Северное море и порты Архангельск и Мурманск. Но никогда не удавалось провести каждые десять дней один караван так, как планировал это Черчилль. Расквартированные в Норвегии люфтваффе представляли серьезную угрозу для этих конвоев. Арктические конвои истреблялись, как правило, на две трети немецкими ВВС, особенно летом, когда граница льдов отступала далеко к югу. Радиус действия воздушного прикрытия союзников действовал только до острова Ян-Майен, а за ним лежало огромное незащищенное пространство вплоть до Мурманска. Но британские ВМС должны были быть послушны политической воле своего руководства и не прерывали походов даже в особо опасный период, как в случае с караваном PQ-16 с его 35 кораблями. В четверг 21 мая 1942 года немецкий агент сообщил из исландского Рейкьявика, что конвой PQ-16 в море, а через четыре дня его обнаружили люфтваффе. 26 мая 1942 года в Северной Африке началась операция «Тесей» — наступление немецко-итальянской танковой армии под командованием генерал-полковника Роммеля в направлении Тобрука. 2-й немецкий воздушный флот генерал-фельдмаршала Кессельринга поддерживал это наступление 542 самолетами. У англичан в это время было 604 самолета. 27 мая 1942 года юго-восточнее острова Медвежий 101 немецкий «Юнкерс-88» и 7 «Хейнкелей» атаковали в течение дня конвой PQ-16 и потопили 7 судов общим водоизмещением 36 987 тонн. Много кораблей было повреждено. Около пяти дней подряд защита конвоя вела почти непрерывный бой с немецкими торпедоносцами и пикирующими бомбардировщиками. Но конвой все же не рассыпался и 30 мая 1942 года «в ограниченном составе, [206] разбитый и измученный, но в походном порядке» прибыл в Мурманск. В тот же день немецкие бомбардировщики пытались в последний раз атаковать PQ-16, но были отбиты советскими истребителями и зенитными орудиями. Во время этих воздушных боев погиб знаменитый летчик советского Северного флота Сафанов. На дне моря вместе с кораблями оказалось 32 400 тонн военного груза, в том числе 147 танков, 77 самолетов и 770 грузовиков. Кульминацией воздушной войны против Германии стал «налет 1000 бомбардировщиков», как его окрестили позднее, английских Королевских ВВС на Кёльн в ночь с 30 на 31 мая 1942 года. Еще за несколько дней до этого в среде британской общественности раздавалась острая критика по поводу того, что бомбовая война не дает желаемых результатов. Маршал Харрис решил успокоить критиканов и доказать им, на что способны его подразделения. Береговое командование, летные школы и верфи должны были поставить для этого машины и экипажи. Одна из целей операции было проведение ковровой бомбардировки в промышленном городе. Итак, в ночь на 31 мая с 52 аэродромов стартовали 1047 самолетов, из которых 886 бомбардировщиков достигли Кёльна и сбросили на него 1459 тонн бомб, среди которых две трети было зажигательных. Летевшие высоко самолеты — постановщики помех отвлекали на себя огонь зенитных батарей, в то время как низколетящие самолеты забрасывали эти самые батареи осколочными бомбами. За 90 минут налета возникло 5000 пожаров, было разрушено 3300 домов. На удивление низкое количество жертв среди населения (474 убитых, 5000 раненых и 45 000 оставшихся без крова) было обусловлено, среди прочего, отличным состоянием бомбоубежищ. Англичане потеряли в этом налете 40 машин (4 процента). Но зато причиненный материальный ущерб был в четыре раза больше, чем за все 70 налетов, проводившихся ранее и в которых участвовало 2000 машин. Новшеством стало в этом налете и использование зажигательных канистр нового вида. В последней волне, в которой принимали участие 200 четырехмоторных бомбардировщиков, были сброшены взрывные бомбы, чтобы увеличить площадь пожаров и усложнить пожаротушение. Впервые этой ночью была применена тактика бомбового шторма. Все бомбы летели по одному маршруту, и налет продолжался 2,5 часа. За одну минуту свой груз успевали сбросить 7 машин. Харрис сам рассчитывал, на какой высоте бомбардировщики смогут усложнить работу противовоздушной обороны, сам прокладывал точный курс их полета и, в особенности, высоты отдельных самолетов. Таким образом заградительный зенитный огонь потерял свою эффективность. Но новая тактика [207] бомбового шторма была не очень высоко оценена экипажами. Многие экипажи вернулись с поврежденными несущими плоскостями, а причиной этому явились осколки от бомб, сбрасываемых вышелетящими самолетами. На нервы пилотам давила и опасность столкновения, хотя риск врезаться друг в друга по теории вероятности не превышал 0,5 процента, в то время как опасность быть сбитым с земли в обычном авианалете составляла 3–4 процента. Первые тысячные налеты с применением тактики бомбардировочного шторма в мае и июне 1942 года на Кёльн, Эссен и Бремен были не только попыткой достичь огромных разрушений, но и доказать, что таким образом можно резко снизить потери самолетов. Налет на Кёльн при огромных разрушениях на земле и минимальных потерях в воздухе явился доказательством того, что немецкая радарная система бессильна против массового закрытого бомбардировочного шторма, так как одна наземная радарная станция способна вести только одну цель. Еще одной напастью для радарных установок стали помехи, делавшие невозможным определить место подлета бомбардировщика и сопровождающего истребителя. Генерал-лейтенант Каммхубер мгновенно отреагировал на это английское новшество и приказал оснастить радарную линию, названную его именем, дополнительными станциями, а подразделения противовоздушной обороны были рассредоточены по отдельным объектам для лучшей их защиты. К дальнейшим мероприятиям после налета на Кёльн надо отнести перемещение промышленных предприятий в Среднюю, Восточную и Южную Германию на расстояние, не дающее возможности английским бомбардировщикам долететь до цели. А нацистская пропаганда занялась сглаживанием морального урона от налета. Японский адмирал Ямамото планировал захватить острова Мидуэй, так же как это было с Пёрл-Харбором, и тем самым принудить американцев к решающему морскому сражению, а затем иметь абсолютное морское превосходство во время операции против Гавайских островов. Небольшой атолл Мидуэй в Тихом океане, имеющий по диагонали около 9 километров, лежит на полпути между Гавайями и Японией. Он состоит из двух островков, которые настолько малы, что на них невозможно было строить взлетно-посадочные полосы. На обоих островах, где и деревьев-то не было, находились радиостанция, большой склад горючего и амуниции, морская авиационная база, аэродром и другие важные военные объекты. В начале июня 1942 года Мидуэй являлся единственным [208] сильным опорным пунктом американцев в средней части Тихого океана западнее от Гавайев. 20 мая 1942 года адмирал Ямамото продиктовал своему флоту по радио детальный план операции, однако при передаче, из-за технической поломки, использовался старый код, который американцы к этому времени уже расшифровали. Таким образом руководитель радиоразведки на Гавайях капитан Рошфорт узнал о планах адмирала. А так как в радиограммах цель нападения называлась просто «объект», капитан придумал гениальный по простоте способ заставить противника рассекретить место атаки. Для этого всем американским военным базам в Тихом океане было приказано в случае возникновения каких-то трудностей радировать по коду, который, как знал наверняка Рошфорт, известен японцам. И вот вскоре после того, как с Мидуэя сообщили об аварии на станции по дистиллиризации воды, Рошфорт перехватил закодированное японское сообщение о том, что «на объекте» имеются проблемы с питьевой водой. Теперь цель главного удара японцев стала для американцев очевидной, как и их отвлекающий маневр против Дуч-Харбора на Алеуты. Ямамото был убежден в том, что американцы потеряли в Коралловом море свои авианосцы «Йорктаун» и «Лексингтон», а авианосцы «Энтерпрайс» и «Хорнет» все еще находятся в южных водах Тихого океана. Из-за потери в Пёрл-Харборе большого количества кораблей Ямамото не ожидал от американцев у Мидуэя крепкого сопротивления. У Ямамото было подозрение, что адмирал Нимиц может перебросить значительную часть своих сил на север, чтобы отвести удар от Алеутских островов и до его возврата постараться захватить Мидуэй. Ямамото и не подозревал, что авианосцы «Йорктаун», «Энтерпрайс» и «Хорнет», на которых он поставил крест, уже в Пёрл-Харборе и что ремонт «Йорктауна» закончился в рекордный 3-дневный срок, вместо трех недель по плану. После спешной подготовки под командованием Ямамото в море вышли 6 авианосцев, 7 линкоров, 10 тяжелых крейсеров с кораблями сопровождения. Второе соединение под командованием контр-адмирала Какуты взяло курс на Алеутские острова. Американцы, знавшие о планах японцев, разместили 3 авианосца в определенном отдалении от Мидуэя и ожидали вместе с дислоцированными на острове самолетами подхода японского флота. Расстояние между Алеутами и Мидуэем более 1800 морских миль от северной до центральной части Тихого океана. Японцы бросили в этот бой самые большие свои силы: людей, корабли и самолеты. Утром 4 июня 1942 года вице-адмирал Нагумо отдал приказ на старт с авианосцев 108 самолетам для атаки Мидуэя. [209] Вторая, такая же мощная группа самолетов была готова нанести удар по любому показавшемуся вражескому кораблю. Стартовавшие с авианосцев «Акаги», «Kara», «Сориу» и «Хириу» самолеты смогли причинить острову только ограниченный ущерб, так как американцы, своевременно предупрежденные своими радарами, подняли в воздух все свои самолеты. Контр-адмирал Флетчер, командовавший атакующим соединением и сконцентрировавший свои авианосцы вдали от Мидуэя, надеялся, что самолеты с островной базы увидят вражеский флот раньше, чем японцы займут боевую позицию. И в то время как 4 авианосца вице-адмирала Нагумо начали первый бой за остров, 3 американских авианосца контр-адмирала Флет-чера готовились к атаке на японцев. Капитан-лейтенант Томогана, командир японского бомбардировочного соединения, после, первой атаки на остров сообщил, что для высадки войск на Мидуэй необходима вторая атака для уничтожения оборонительных сооружений на острове. Контрудар американских самолетов с острова по японским авианосцам, нанесший им только легкие повреждения и стоивший американцам нескольких сбитых самолетов, видимо, подвигнул японского вице-адмирала принять решение нанести последний удар по острову силами 93 самолетов, оснащенных торпедами и бомбами, которые находились в резерве на случай появления американских кораблей. Но это означало, что в течение следующих 60 минут, пока производилось перезаряжение, а самолеты бомбили остров и сбрасывали десантников-парашютистов, 4 японских авианосца оставались полностью незащищенными от неожиданной атаки американских самолетов. Вскоре после этого вице-адмирал Нагумо сообщил о группе американских кораблей, которые были обнаружены на расстоянии примерно 280 морских миль. Сначала японцы решили, что это только крейсера и эсминцы, но в 8:20 пришла радиограмма об обнаруженном среди них авианосце. Это было очень неприятное известие для Нагумо, так как большинство его самолетов было на тот момент заряжено бомбами, а все истребители участвовали в операции. Вице-адмиралу пришлось ждать, пока не вернется последняя машина после атаки на Мидуэй. Тем временем американские авианосцы приблизились и силами 41 бомбардировщика, вооруженного тяжелыми торпедами, и без охраны истребителей атаковали японцев. 35 американских машин не успели сделать ни одного попадания и были сбиты японскими истребителями и зенитками. Японцы еще отбивались от американских торпедоносцев, а в небе появились пикирующие бомбардировщики США, стартовавшие [210] с авианосцев «Энтерпрайс» и «Йорктаун». Пока японцы меняли бомбы на торпеды, заправляли свои самолеты горючим, с высоты 6000 метров на них спикировали 37 американских бомбардировщиков, против которых японская защита была бессильна. Авианосец «Акаги», флагман Нагумо, был закидан бомбами, и это вызвало целую цепь взрывов между стоящими на палубе и готовыми к старту самолетами. Корабль вынужден был сдаться. Горящий авианосец «Kara» пошел ко дну несколькими часами позже, а авианосец «Сориу» после трех прямых попаданий затонул за 20 минут. Самолетам и еще боеспособному японскому авианосцу «Хириу» удалось настолько сильно повредить американский «Йорктаун», что он тоже вышел из боя. После этого 24 американских пикирующих бомбардировщика нанесли удар по «Хириу», который затонул ранним утром 2 июня 1942 года. Потеря четырех авианосцев вынудила японцев в течение дня прекратить борьбу. Таким образом был решен исход войны в Тихом океане. Оккупация японцами двух Алеутских островов Атту и Киска не смогла сгладить это их поражение. США потеряли в этой битве помимо авианосца «Йорктаун» эсминец, 307 человек и 150 самолетов. У японцев было 3500 убитых, из которых только на авианосцах 2155 человек, и 330 машин. Таким образом, господство на Тихом океане перешло к американцам, что существенно облегчило им двумя месяцами позднее наступление в юго-западной части Тихого океана. Крах у Мидуэя стал для Японии самым сильным поражением с 1598 года. Размер потерь военные скрыли не только от японской общественности, но и от собственного правительства. В июне 1942 года в небе Европы появились первые американские самолеты, но прилетели они не из Англии, а из Египта. В ночь с 11 на 12 июня 1942 года 13 бомбардировщиков В-24 «Либерейтор» 9-го американского воздушного флота стартовали от Суэцкого канала в сторону Румынии для бомбардировки там нефтяного центра в Плоешти. Но так как вся область проведения операции была закрыта плотными облаками, до цели сумели добраться немногие машины. Из-за недостатка топлива самолеты не смогли вернуться в Египет и на промежуточной базе в Хаббании в Ираке сели только 7 самолетов; 2 «Либерейтора» совершили вынужденную посадку где-то в Сирии, а оставшиеся 6 самолетов сели в Турции, где и были интернированы. Таким вот образом закончилась первая боевая операция американцев в Европе. 18 июня 1942 года генерал-майор Шпаац, командующий 8-м воздушным флотом, расположил неподалеку от замка Хемптон-Коурт [211] в Буши-парк свою штаб-квартиру. Созданные Шпаацем в США соединения ВВС получили после своей передислокации в Англию (операция «Болеро») в свое распоряжение 127 аэродромов, которые для них оборудовали Королевские ВВС совместно с передовым американским отрядом в 1800 человек под командованием генерала Эекера. Наземный персонал и оборудование прибыли в Англию на бывшем фешенебельном пароходе «Королева Елизавета». 23 июня из Северной Америки в Англию по маршруту Лабрадор — Гренландия — Исландия — Шотландия, дальностью 6000 километров, стартовали первые четырехмоторные американские бомбардировщики. Истребители и легкие самолеты перевозились кораблями. Задача, поставленная перед 8-м воздушным флотом, состояла в проведении точечных бомбардировок 154 целей на территории Германии, таких как верфи подводных лодок, доки, гавани, авиазаводы, заводы по производству боеприпасов и узловые транспортные станции. Возражения же англичан по поводу того, что дневные налеты принесут много потерь, американцы списали на их собственные ошибки. После того как в июле 1941 года для ведения боевых действий на побережье пролива между Францией и Англией поступили новые немецкие «Фокке-Вульфы-190», англичане вначале утешали себя тем, что против них будут воевать американские «Кертис-Хоук», попортившие немцам немало крови во время войны во Франции, пока не поняли, что имеют перед собой очень опасного противника. После того как при проведении операции «Цербер» «Фокке-Вульфы» устроили настоящее побоище английским самолетам, британское военное министерство решило изучить отдельные особенности этих скоростных и маневренных немецких машин. Главный пилот британского авиазавода Викерс и его друг должны были спрыгнуть с парашютом на территорию Франции и с помощью бойцов французского Сопротивления похитить, на манер операции с радарной станцией в Бруневале, и угнать в Англию с немецкой авиабазы «Фокке-Вульф». Время проведения этой строго секретной операции было назначено на вторник, 23 июня 1942 года. Но операция эта все же не состоялась. За несколько часов до старта во Францию в Англии неожиданно приземлился никому не известный «Фокке-Вульф-190». Оказалось, что обер-лейтенант люфтваффе Армии Фабер, после воздушной дуэли со «Спитфайром» из польского подразделения в английских ВВС, перепутал Ла-Манш с Бристольским каналом и сел на английский аэродром, убежденный в том, что он немецкий. Date: 2015-07-17; view: 294; Нарушение авторских прав |