Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Сущностная характеристика потенциала предприятия





ПЛАН

1.1 Потенциал предприятия – экономическая категория

1.2 Классификация видовых проявлений потенциала предприятия, характерные черты

1.3 Структура потенциала предприятия

1.4 Графоаналитическая модель потенциала предприятия

 

1.1 Потенциал предприятия – экономическая категория

Термин «потенциал» в своем этимологическом значении происходит от латинского слова «potentia» и означает «скрытые возможности», которые в производственной практике благодаря труду могут перейти в реальную действительность.

Наиболее распространенная трактовка сущности потенциала предприятия как совокупности природных условий и ресурсов, возможностей, запасов и ценностей, которые могут быть использованы для достижения определённых целей.

Наиболее важные составляющие потенциала предприятия – это ресурсы и способности предприятия их мобилизировать.

 
 

 


Рис. 1.1 – Модель потенциала предприятия

1.2 Классификация видовых проявлений потенциала предприятия, характерные черты

Таблица 1.1 – Виды потенциала предприятия

Признак Вид
Уровень отвлеченности 1. потенциал человечества 2. природный потенциал 3. экономический потенциал 4. социо-культурный потенциал 5. психофизиологический потенциал
Уровень агрегированности 1. потенциал мирового хозяйства 2. потенциал национальной экономики 3. отраслевой потенциал 4. региональный потенциал 5. территориальный потенциал 6. потенциал добровольных объединений 7. потенциал предприятий 8. потенциал структурных объединений 9. потенциал операционных (производственных) участков и отдельных рабочих мест
Отраслевой 1. промышленный потенциал 2. транспортно-коммуникационный потенциал 3. научный потенциал 4. строительный потенциал 5. сельскохозяйственный потенциал 6. потенциал сферы обслуживания
 
Элементный состав 1. потенциал основных фондов 2. потенциал оборотных фондов 3. земельный потенциал 4. информационный потенциал 5. технологический потенциал 6. кадровый (трудовой) потенциал
Среда 1. внутренне системный потенциал 2. внешний или рыночный потенциал
Сфера возникновения 1. производственный потенциал 2. маркетинговый потенциал 3. финансовый потенциал 4. научно-технический потенциал 5. инфраструктурный потенциал
Направленность деятельности предприятия 1. экспортный потенциал 2. импортный потенциал
Меры реализации потенциала 1. фактический (достигнутый, реализованный) потенциал 2. перспективный потенциал (вектор развития)

 

Таблица 1.2 – Характерные черты потенциала предприятия

Черта Характеристика
Первая Потенциал предприятия определяется его реальными возможностями в той или иной сфере социально-экономической деятельности. При этом как реализованными, так и нереализованными по определённой причине возможностями.
Вторая Возможности любого предприятия преимущественно зависят от наличия ресурсов и резервов (экономических, социальных), не привлеченных в производство. Характеризируется также определенным объёмом ресурсов – как привлеченных в производство так и нет, но подготовленных для использования.
Третья Потенциал предприятия определяется не только и не столько имеющимися возможностями, но ещё и навыками различных категорий персонала по его использованию с целью производства продукции, получения максимального дохода (прибыли) и обеспечения эффективного функционирования и стабильного развития производственно-коммерческой системы.
Четвёртая Уровень и результаты реализации потенциала предприятия (объемы произведенной продукции или полученного дохода (прибыли)) определяются формой предпринимательства и соответствующей адекватной организационной структурой предприятия.

 

1.3. Структура потенциала предприятия

Под структурой системы, которой является потенциал предприятия, понимают сеть наиболее существенных, стойких (инвариантных) связей между элементами.

Типы структур: макро-(выражает наиболее стабильные связи системы) и микро-(выражает меняющиеся (вероятностные) связи системы).

Потенциал предприятия:

I.Объектные составляющие (связанны с материально-сырьевой и личностной формами потенциала предприятия)

- потенциал технологического персонала

- инновационный потенциал

- производственный потенциал

- финансовый потенциал

- потенциал воспроизводства

- потенциал земли и природно-климатические условия

- потенциал оборотных фондов


- потенциал нематериальных активов

II.Субъектные составляющие (связаны с общественной формой их проявления)

- научно-технический потенциал

- управленческий потенциал

- потенциал организационной структуры управления

- маркетинговый (логистический) потенциал

- трудовой потенциал

- инфраструктурный потенциал

- информационный (информационно-вычислительный) потенциал

1.4 Графоаналитическая модель потенциала предприятия

Графоаналитический метод «Квадрат потенциала предприятия» позволяет системно установить количественные и качественные связи между отдельными элементами потенциала, уровень его развития и конкурентоспособности, и на основе этого своевременно обосновать и реализовать управленческие решения о повышении эффективности функционирования предприятия.

Алгоритм:

1) Исходные данные предоставляются в виде матрицы (аij), т.е. таблицы, где в строках записаны номера показателей (i = 1, 2, 3,…n), а в столбцах – названия рассматриваемых предприятий (j = 1, 2, 3,…m).

2) По каждому показателю определяется оптимальное значение при учете коэффициента чувствительности kч и предприятия ранжируются, с определением занятого места.

3) Для каждого предприятия находим сумму мест (Рj), полученные в ходе ранжировки.

4) Трансформируем полученную в ходе ранжировки сумму мест (Рj) в длину вектора, который создает квадрат потенциала предприятия. Квадрат потенциала предприятия имеет 4 зоны соответственно разделениям (k), которые применены в рассмотренной системе показателей, и создающие его четыре вектора (Bk).

5) Определив длину всех векторов, создаем квадрат потенциала предприятия и делаем соответствующие выводы.

 

Рис. 1.2 – Квадрат потенциала предприятия (типовая форма)

Рис. 1.3 – Графоаналитическая модель потенциала предприятия

 







Date: 2015-07-17; view: 1938; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию