Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Численность крестьянских хозяйств 3 page





в самой легенде говорится о Саре (дочери хозяина постоялого

двора), которая, заболев, открыла тайну дубу и умерла под ним.

Отсюда, якобы, пошло название Дубоссары (дуб Сары).

У М.Сергиевского (1892-1946) – профессора МГУ, знатока

истории, диалектологии и грамматики романских языков – на стр.

108 “Молдаво-славянских этюдов” (М.Сергиевский, Москва,

1959) читаем: “Дубоссары – местечко, где можно было перейти

Днестр по мосту из “ Дубассы ”, то есть лодок. Здесь возникло

селение, а потом город Дубоссары, который в 1650 году Костаки

Жора принял от Григория Миклеску”. На стр. 31 его “Молдав-

ских этюдов” (М.-Л., 1936) написано: “Около устья Реута, Днестр

можно было перейти по мосту из “dubase”, т.е. лодок. Здесь и

возникло селение, а потом г.Дубоссары, который в 1650 г. тот

же Костаки Жора принял от Григория Миклеску”.

В книге А. И.Еремия “Географические названия рассказы-

вают” (Кишинев, “Штиинца”, 1990 – Институт языка и литера-

туры АН МССР) на странице 61 приводится название нашего

города в молдавском варианте – “Дубэсарь”: – (дубэсар – “ло-

дочник”, “надзиратель понтонных мостов”).

А вот на странице 129 этой книги говорится следующее:

“Дубэсарь – город на левом берегу Днестра. Основан в 1792 г. и

назван по селу Дубэсарь, расположенному на правом берегу

Днестра. Топоним представляет собой название жителей по роду

их занятий: молд. дубэсарь “строитель дубасов” < дубас “боль-

шая рыболовная лодка” + суф. –арь (форма мн. чис. от –ар) “.

Что касается даты “1792 г.”, то с ней нельзя согласиться по

указанным выше причинам. Что же касается одноименного пра-

вобережного села, то согласно Постановлению Парламента

Молдовы 1990 г., принятому по рекомендации Института

языка и литературы АН МССР, его название не молдавское

“Дубэсарь” или “Дубэсарь веке”, а русское – “Старые Дубоссары”.

Как же от русского названия правобережного села “Старые Ду-

боссары” могло произойти молдавское название нашего города

“Дубэсарь”, называвшегося “Новыми Дубоссарами” в актах Ека-

терины II еще до 1792 г.? На карте Я.Шмидта 1774 г. (“Атлас

ПМР, Тирасполь, 1997) наш город также обозначен Дубоссарами,

а не Дубэсарь. На немецких картах XIX в. наш город обозначен

как Dubossary, что противоречит мнению ученых из АН МССР

относительно происхождения его имени.

Слова с корнем “дуб” и “думб” (в том числе и “дубасы”,

“думбрава”, “Думбравены”) в молдавском языке происходят от

славянского слова “дуб”, тогда как румыны используют для

этого слово “stejar” (у молдаван – “стежар”).

Без выяснения точного времени и условий возникновения

Дубоссар, настаивать на любой версии не стоит. Простые люди

нередко переиначивали имена, приспосабливая их к привычным

нормам родного языка. Нередко они придавали названиям но-

вое звучание, похожее на старое, но имеющее какой-то опреде-

ленный для них смысл. Когда имя переходит от народа к народу,

перестройка его почти неизбежна. Новый язык подгоняет чужое

слово под формы своих слов (не всегда заботясь о его смысле),

особенно, если языку оказывается “против шерсти” звуковой

состав, если имя трудно запомнить и произнести.

Мог он японское яма – “гора” превратить в русскую яму,

как многие украинцы сегодня ошибочно переводят название

ближайшего к нам районного центра Одесской области – Крас-

ные окны – в Червонi вiкна (окна красного цвета), хотя на са-

мом деле – это “красивые источники (родники)”. Полякам, на-

пример, вместо чужой и непонятной “тумбы” в имени нашего

города захотелось услышать вселяющее надежду слово “хоро-

ший”, “добрый” (“добре”) – Добрессары. А для русскоязычного

населения “дубо” ассоциируется с могучим “дубом” или выдалб-

ливавшимися из него когда-то дубассами (а для кого-то с

дублением кож).

Замечу также, что некоторые спелеологи (специалисты, за-

нимающиеся изучением пещер), побывавшие в так называемых

“турецких подвалах”, предполагают, что они были построены

еще печенегами, которых Я. Мудрый разгромил в 1036 г. По-

этому имеет право на жизнь и такая версия, ведь в с. Дороцком

обнаружены монеты начала новой эры. Но это лишь версия.

Так, может быть, разгадка в печенежском языке (относящемся

также к тюркской группе)? Если так, то не “взойдем” ли мы тогда

на “холм Сары” – тюркской (а не еврейской!) красивой девушки

из печальной легенды или “желтый холм”? А если окажется,

что наш город был основан еще славянами в первом тысячеле-

тии, то можем “поплыть” и на старославянских дубассах с ува-

жаемым Максимом Владимировичем Сергиевским?

Кстати, маловероятно, чтобы тюрки, давая название нашему го-

роду, использовали славянское слово “дуб”. Вполне вероятно, что

всякий раз новые пришельцы переводили старое название нашего

города на свой язык, либо приспосабливали его к своему произ-

ношению, многократно переделывали имя. Частые уничтожения

населения, жившего здесь, могли этому лишь способствовать.

Дубоссарские следы давно минувших дней могли зате-

ряться где-то в крымских, турецких, польских, литовских, мон-

гольских архивах, а также у запорожских казаков, которые

оспаривали территории современного Дубоссарского района в

далекие уже для нас времена. Немало архивов разбрелось по

странам Запада и нам пока недоступны. Многие из них исчез-

ли в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Следы

первых поселений скорее всего можно найти в районе Большого

и Малого Фонтана, где находятся источники незамерзаю-

щей и вкусной питьевой воды, а также “желтые холмы”.

К сказанному выше следует добавить, что в состав Дубос-

сар сегодня входят населенные пункты, известные намного

раньше 1792 г. Это Магала, Коржево, Кричешты, Большой Фон-

тан, Малый Фонтан. Вплотную к Дубоссарам примыкает с. Лунга,

которая до 1990 г. также входила в состав города. История этих

сел – это также история Дубоссар. С учетом этого говорить о

возникновении нашего города лишь в конце XVIII века тем

более неправомерно.

Наш край видел киммерийцев; скифов (так называли разные народы); греков; сарматов, аланов (иранцев); даков, гетов (фракийцев); римлян; готов (германцев), гуннов (урало-алтайские или тюрко-фино-монгольские племена); камских болгар, аваров, печенегов, половцев, хазар, татар разных орд, ногайцев (тюрков) и, конечно, славян.

В этой книге уже упоминалось, что названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай – есть не что иное, как видоизмененное слово “вода” по-ирански. В Осетии и Иране несут свои воды десятки разных “донов”. Названия больших рек не меняются с такой легкостью, как наименования улиц или населенных пунктов. А это еще раз подтверждает, что тюрки жили здесь задолго до молдаван и славян. Так, может быть, перестанем спорить, кто на этой земле коренной, а кто пришелец? Лучше направим усилия на укрепление дружбы и благополучия народов, населяющих ее!

Приведенные сведения показывают лживость политиков Молдовы, утверждающих, что Левобережье Днестра “является исконно румынской территорией”.

Впрочем, это не соответствует действительности и в отношении современной Молдовы (со столицей в Кишиневе), так как исторически Молдавское государство возникло лишь в 1359 г. в северной части современной Румынии (на реке Молдова), а не в Днестровско-Прутском междуречье. Поэтому молдаване и люди других национальностей на территории современной Молдовы сами являются пришельцами. Но это вовсе не значит, что их оттуда надо выселять, показывая лозунг “Чемодан! Вокзал! Румыния!” и ставить его напротив лозунга молдавских прорумынских националистов “Чемодан! Вокзал! Россия!”.

Что же касается дубоссарских земель, то они в обозримом прошлом еще до возникновения Молдавского государства входили в Киевскую Русь, в Галицкое, а затем Галицко-Волынское княжество. Начиная с 1241 г., здесь господствовали монголо-татары. В 1362 г. Приднестровье отошло к Литовскому княжеству и во времена князя Витовта (1410-1430) укрепления строились по всему Левобережью Днестра.

Как уже говорилось, после объединения в 1569 г. Литвы и Польши возникла Речь Посполита. Земли севернее р. Ягорлык отошли к ней, а южнее – к татарам. В конце XV в. Крымское ханство само попало под власть турецкого султана. Таким образом, земли современного Дубоссарского района оказались в разных государствах с их уникальными экономическими, социально-правовыми, политическими системами и этническими различиями.

Первые известные упоминания о молдаванах на Левобережье Днестра относятся к концу XIV в. (вскоре после прихода их из-за Прута в Днестровско-Прутское междуречье, т.е. на территорию современной Молдовы), но постоянные поселения их здесь появились лишь в XVI в. Располагались они как на территории Польши (севернее Ягорлыка), так и Крымского ханства (южнее Ягорлыка), что наложило отпечаток на язык, быт и культуру молдавского населения этих мест.

После 1791 г. Лунга, Магала, Коржево и Кричешты (урочище между Магалой и Коржево) считались одной с Дубоссарами единицей. Затем выделилась Лунговская волость с селами Кричешты, Коржево, Кочиеры, Маловата, Роги, Дойбаны, Гояны, Дубово, Погребы, Кошница, Пырыта, Дороцкое. После образования карантинной линии (1792) у Карантинной горы возникло селение под названием Карантин. Между Лунгой и Карантином находилось небольшое селение Павловка.

В 1818-1825 гг. из Лунговской волости выделилась Дубовская, в которую входили также Кричешты. Затем ее упразднили, а после 1861 г. снова воссоздали в составе сел Дойбаны, Гояны, Дубово. Лунга временами входила в состав города, временами была самостоятельной административной единицей.

Первая перепись населения в крае была проведена 27.01.1795 г., поэтому в ряде источников эта дата ошибочно называется временем образования Дубоссар. В связи с периодическими войнами и преобладанием переселенцев, количество мужчин на 27.01.1795 г. в Дубоссарах было в 1,5 раза больше, чем женщин (622 и 413). Население Тирасполя в это время составляло 2448, Одессы (входившей в Тираспольский уезд) – лишь 2349 человек. В 1797 г. в Дубоссарах жило 1560, в 1798 г. – 1937 человек. В Тираспольском уезде молдаване проживали, в основном, в селах поблизости от Днестра и в городах Дубоссары и Григориополь. В Дубоссарах на Большом и Малом Фонтанах преобладали украинцы, на Лунге – молдаване, на Магале и особенно в Кричештах – болгары. Центр был еврейским.

В 1816 г. в Дубоссарах население достигло 3320 человек (из них 1414 евреев), в 1833 г. – 3958 (1841 еврей), в 1850 г. – 4922, в 1860 г. – 6196 (2616 евреев), в 1869 г. – 6101 (2652 еврея). В 1897 г. здесь проживало 5326 евреев, 3383 молдаван, 2841 малоросс, 395 великоросс, 62 немца. В 1906 г. в Дубоссарах жило 11396 человек; в 1816 г. в нашем городе числилось 108, а 1833 г. – 219 цыган, относившихся к ремесленникам.

Согласно “Военно-статистическому обозрению Российской империи” 1849 г. в Дубоссарах числилось (в числителе – мужчины, в знаменателе – женщины) всего 4857 жителей (2683/2174). Они принадлежали следующим сословиям: духовенство белое – 17/30, дворяне потомственные – 1/2, дворяне личные – 21/38, купцы 3-й гильдии – 38/38, мещане и посадские – 2570/2032, разночинцы – 4/4, крестьяне помещичьи – 8/12, вольные матросы – 19/17, прочие отпускные нижние чины – 5/1.

Следует заметить, что Дубоссары при этом описываются как “город, построенный в долине левого берега р. Днестра, растянут на 21/2 версты, в полуверсте от реки”, то есть говорится о населенном пункте, в который входила Магала. В этот период городской земли числилось 2924 десятины, из них под строениями и садами 403 десятины, а остальная земля составляла городской выгон.

Хлебопашеством занимались прежде всего украинцы, русские и молдаване. В 1804 г. евреям предписывалось до 1808 г. переселиться из сел в города (срок затем продлевался до 1810 г.). В 1835 г. указ был отменен, но и после этого евреи землей не владели.

Скотоводством занимались преимущественно на Магале. На лето много скота скупалось евреями, а на зиму он снова продавался жителям, имевшим животноводческие постройки и корма.

В 1812 г. из 387 еврейских хозяйств 73 были ремесленными (шапочники, башмачники, портные). Охотнее всего евреи торговали в шинках винными напитками и устраивали харчевни.

До 1791 г., живя под угрозой разорительных набегов, немногочисленные жители сел, примыкающих к Дубоссарам, не строили капитальных строений. Им приходилось часто поджигать свои лачуги и скрываться в лесу. Там они хранили зерно в кувшинообразных ямах, обжигаемых изнутри. Они не сажали плодовых деревьев и винограда. Молдаване стали виноградарями лишь после прихода сюда России. Многие технологии ценных и вкусных вин пришли сюда из Франции. В период массовой гибели в конце XIX в. европейских сортов винограда в Испании, Португалии, Франции, Италии Бессарабская губерния и левобережье Днестра выдвинулись в передовые регионы земного шара по производству вина. Но еще 200 лет назад здесь не обрезали виноградную лозу.

Лучшими виноделами в это время считались молдаване и евреи, огородниками – болгары. Выращиванию сахарной свеклы и производству сахара дубоссарцы учились у немцев, а производство табачного листа пришло сюда из Ближнего Востока еще в средние века.

Лунгские и магальские сады в основном арендовались евреями и русскими (из села Плоское). Признанными пивоварами были немцы, кузнецами – цыгане. Занимались кузнечным делом также молдаване и великороссы.

В 1861 г. в городе проживало 350 земледельцев, 575 – торгово-промышленников, 125 – находились “в личных услугах”. В 1869 г. здесь было 14 магазинов, 144 лавки, 14 мельниц, семь заводов. Производством и продажей спиртных напитков могли заниматься только люди высших сословий.

В начале XIX в. в Дубоссарах было много саловаренных заводов (самганов), однако в 60-е гг. остался только один. Сальные свечи теперь выпускались евреями на дому (чтобы не платить налоги). Кожевенные предприятия и маслобойки также принадлежали в основном евреям.

На Б.Фонтане строили ветряные мельницы, а в низовьях – “земляные”, где в качестве “движителя” использовался рабочий скот. Жернова изготовлялись в Кошнице и Перерытом, где добывался и обрабатывался “жерновой камень”.

Еще в конце XVIII в. сформировался Дубоссарский район табаководства, охватывавший полтора десятка сел. Дубоссарский (маловатский) сорт табака (смесь турецкого и других сортов) считался “лучшим по всей европейской Турции”. Его в больших количествах вывозили в Крым, Россию, Польшу, Турцию. Представитель Санкт-Петербургской табачной фабрики А.Н.Богданова и Ко” следил за соблюдением технологии его выращивания и заготовки табачного листа.

Кирпич-сырец производили ручным способом в основном на М.Фонтане. Большинство домов были плетеными. Во второй половине XIX в. все больше строилось каменных домов (из камня-известняка – котельца). Крыли их камышом и соломой, а нередко и бурьяном.

Среди русских и украинцев довольно много было “отходников”, работавших сезонно в качестве каменщиков, плотников, штукатуров, маляров и т.д. Уезжали в Одессу мостить дороги или на озера в низовьях Днестра и Дуная на соляные разработки. Соль добывали только вблизи этих рек, так как при этом требовалось большое количество пресной воды для поения животных и частых обмываний тела рабочих (иначе оно от соли покрывалось язвами).

С Молдавией до 1840 г. торговля велась через паромную переправу против турецкого села Криуляны, а после 1840 г. – также напротив правобережного села Устье. Из Молдавии поступали вина и другие товары и напитки, а за границу вывозили шерсть, масло, брынзу, хлеб. В ходе “черноморской” торговли из Дубоссар вывозили табак, масло, сыр, брынзу, сало, икру белужью (осетровых), пшеницу, ячмень, просо, волос, шкуры, лошадей, рогатый скот.

В нашем городе владельцами постоялых дворов, появившихся в начале XIX в., были великороссы, а затем также евреи и немцы. В 1870 г. армянин устроил здесь цирюльню. Он оказывал жителям также медицинскую помощь.

“Продажею фрукт и винограда почти все жители снискивают себе пропитание на целый год”, – так говорилось в коллективных прошениях губернаторскому начальству в 1842 г.

Базар в Дубоссарах издавна собирался один раз в неделю (по воскресеньям, а потом по понедельникам), а с XIX в. – три раза в неделю. В городе торговали за деньги, а в селах – больше менялись на хлеб, яйца и другие продукты. Крупная торговля велась также в с. Ягорлык. Даже через 20 лет после вхождения этого края в состав России здесь неофициально все еще ходили турецкие левы.

До 1917 г. в Дубоссарах нынешняя улица им. Ворошилова называлась Базарной, район 25-го Октября и им. Кирова – Старобазарной (Тираспольской), им. Котовского – Соборной (Синагоги), им. Дзержинского – Балтской, им. Ленина (на Б.Фонтан) – Почтовой, а от бывшей старой милиции вниз к старой больнице – Цыганской, или Думиника (которому принадлежали здесь многие дома).

Деготь в Дубоссары завозили из Киевской губернии, шелковые ткани – из Турции, плуги, жатки, косилки, веялки – из Харькова, Одессы, Елисаветграда, Москвы, Каменец-Подольска.

Начиная с 1812 г., для получения должностей обязательно было знание одного из языков: русского, немецкого или польского.

Старообрядческое богослужение долгое время совершалось подпольно на дому. Но к концу столетия за старообрядчество уже не преследовали и оно проводилось в молельнях, располагавшихся в основном у дороги на Б.Фонтан.

Первое двухклассное приходское училище открылось в городе в 1821 г. Россия была разделена на шесть округов. Дубоссары вначале входили в Харьковский учебный округ, а с 1831 г. – в Одесский.

В уездных училищах преподавали Закон Божий, священную историю, катехизис, евангелие, должности человека и гражданина, грамматику российскую и местных языков, чистописание, правописание, правила слога, арифметику, всеобщую географию, географию Российского государства, всеобщую историю с географией древнего света, российскую историю, начальные правила геометрии, начальные правила технологии, рисование, сокращения естественной истории и физики. Те, кто готовились поступать в гимназию, с 1819 г. изучали латинский и немецкий языки.

В гимназиях изучали также логику, психологию и нравственность, философскую грамматику, историю коммерции, физику, бухгалтерию, познание фабрик и товаров, греческий, итальянский, французский языки и другие предметы. Отдельным предметом было изучение родного языка.

В 1918 г. в Тираспольском уезде было 197 одноклассных и 6 двухклассных школ, из них: 107 – русских, 54 – молдавских, 31 – немецкая, 9 – болгарских, 2 – еврейских, в том числе одна в Дубоссарах. Евреи говорили на диалекте средневерхненемецкого наречия, поэтому многие из них учились в немецких школах. В этом же году учителя прошли курсы “українознавства” и только после этого была открыта украинская школа.

В Тираспольском уезде в начале ХХ в. первое место занимали украинцы, второе – молдаване, третье – русские, четвертое – немцы, пятое – евреи. В городах русские занимали первое место, второе – евреи, третье – молдаване, четвертое – украинцы. Немцы жили, в основном в селах.

В определение национального состава населения не раз вмешивалась политика. Так, Первый заместитель наркома внутренних дел УССР в 1924 г. (со ссылками на переписи населения 1897 и 1920 гг.) привел численность молдаван, проживавших на Украине – 177,7 тысяч человек. Однако Председатель Совнаркома УССР на сессии Всеукраинского ЦИК 11.11.1924 г. численность молдаван в образующейся МАССР оценил в 58% от всего населения, что должно было составить 396 тысяч человек. Но в 1925 г. обнародовали данные, в соответствии с которыми в МАССР проживало 545598 человек, из них: молдаван – 32,07%, украинцев – 38,8, русских – 11,72, евреев – 11,3, немцев – 3, прочих – 3.

Откровенная фальсификация состава населения при образовании МАССР подтвердилась после проведения переписи 17.12.1926 г. В МАССР проживало всего 572339 человек, из них: молдаван – 172419 (30,13%), украинцев – 277515 (48,49%), русских – 48868 (8,54%), евреев – 48564 (8,48%), немцев – 10139 (1,87%), болгар – 4853 (0,85%), прочих – 3355 (0,59%).

О создании МАССР в составе Украины было объявлено 12.10.24 г. Она создавалась с политическими целями в качестве плацдарма для возврата Бессарабии (политбюро ЦК РКП(б) 25.09.24 г. приняло постановление, в котором говорилось, что западной границей МАССР должна быть государственная граница СССР, то есть проходить не по Днестру, а Пруту и Дунаю, включая земли, захваченные Румынией). Но, как бы там ни было, МАССР имела свои Конституцию, флаг, герб, законодательные и исполнительные органы власти, суд, прокуратуру, т.е. атрибуты государственности. Бессарабия была провинцией Румынии, т.е. своей государственности не имела. В 1938 г. Бессарабия как административная единица была официально ликвидирована. На ее территории были образованы Прутский, Нижне-Дунайский, Хотинский и Днестровский края. Было объявлено, что молдавская нация вообще не существует.

Между первой и второй мировыми войнами различия в образе жизни и психологии между жителями МАССР и Бессарабии стали еще больше. Молдаване Приднестровья активно участвовали в гражданской войне, в событиях на озере Хасан и реке Халхин-Гол, в финской и польской кампаниях, в присоединении к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии. Здесь формировались свои воинские традиции. Молдаване Бессарабии в это время служили в Румынской армии.

Молдаване Левобережья Днестра (как и Правобережья) традиционно использовали кириллическую графику, и лишь в 1932 г. в МАССР попытались внедрить латиницу, однако, в 1938 г. было решено вернуться к кириллице (Румыния перешла на латиницу в январе 1860 г.).

Во время существования МАССР лингвисты занимались языковыми исканиями. Вначале преобладали настроения использовать в качестве литературного языка говоры центральной части Бессарабии (пока надеялись на присоединение к МАССР Днестровско-Прутского междуречья), затем возобладало мнение о необходимости ориентироваться на румынский литературный язык. С 1938 г. создавался литературный язык на основе Левобережных молдавских диалектов, т.е. языка молдаван современной ПМР.

В начале 50-х гг. проблема литературного молдавского языка была разрешена в пользу языка молдавских классиков XIX века, мало отличавшегося от румынского литературного языка. При этом своеобразие языка Левобережных молдаван совершенно не учитывалось. Молдавская орфография была утверждена постановлениями Совета Министров МССР от 2 августа 1957 г. и 17 мая 1967 г. Но в реальности в Левобережье в школьном общеобразовательном процессе использовался местный диалект. В средних и высших учебных заведениях преимущественно использовалась русская, а не румынская терминология (нередко также учебная литература на русском языке в молдавских группах студентов). Молдавский язык обогатился многими русскими терминами и выражениями, относящимися к различным областям производства, науки и техники. Поэтому сегодня аналогичные румынские термины не понятны очень многим молдаванам.

02.08.40 г. была образована МССР. От бывшей МАССР в нее вошла приблизительно 1/3 ее территорий (Григориопольский, Дубоссарский, Рыбницкий, Каменский, Слободзейский, Тираспольский районы, а также г. Тирасполь). Остальные 2/3 бывшей МАССР остались в составе Украины. От Бессарабии в состав МССР вошли г. Кишинев, а также Бельцкий, Бендерский, Кишиневский, Кагульский, Оргеевский и Сорокский уезды. Это составляло почти 2/3 бывшей территории Бессарабии. Остальная часть бывшей Бессарабии перешла к Украине. В отношении этих земель народнофронтовцы в 1989-90 гг. высказывали претензии к Украине, приходя на митинги с лозунгом “От гор до моря”.

МССР была создана без актов правомочных высших государственных органов власти и в нарушение Конституций бывших УССР, МАССР и СССР. Их заменил росчерк красного карандаша И.Сталина, и народ Приднестровья, живя на своей исконной земле, у могил своих предков, оказался в примаках у Бессарабии, а циничным решением от 27.07.90 г. (см. далее) Парламент Молдовы лишил его права на территорию. Не выдерживают юридической критики следующие акты:

1. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10.07.40 г. “Об образовании союзной МССР”. Оно противоречит:

– ст. 14 “в” Конституции СССР 1936 г. (ведению СССР принадлежало “принятие в состав СССР новых республик”, но не их образование);

– ст. 18 той же Конституции (территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия);

– ст. 15 Конституции УССР 1936 г. (территория УССР не могла быть изменена без согласия УССР. Такое согласие даже Верховным Советом УССР не было выражено).

2. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 20 июля – 26 августа 1940 г. № 176 “О включении Песчанского, Кодымского, Ананьевского, Балтского, Валегуцоловского, Котовского, Красноокнянского, Чернянского районов в состав Одесской области”. Оно противоречит ст. 18 Конституции СССР 1936 г., ст. 15 Конституции УССР 1936 г. и ст. 15 Конституции МАССР 1938 г. (решение принято не высшим законодательным органом, а партийным органом СССР. Расчленение территорий УССР и МАССР было произведено без решения на то их высших органов власти).

3. Закон СССР от 02.08.40 г. “Об образовании союзной МССР”, предусматривавший “передел” государственного устройства республик, в том числе включения в состав союзной Молдавской ССР города Тирасполя, Григориопольского, Дубоссарского, Каменского, Рыбницкого, Слободзейского и Тираспольского районов Молдавской АССР. Он противоречит по указанным выше основаниям:

– ст. 14 (пп. “в” и “е”), ст. 18 Конституции СССР 1936 г.,

– ст. 15 “в” и ст. 19 Конституции УССР 1936 г.;

– ст. 15, ст. 30 Конституции МАССР 1938 г.

Изменение границ и районного деления УССР и МАССР, передача своих территорий другим союзным республикам могло быть произведено только после всенародного опроса (референдума). Но на этот счет нет даже соответствующих правовых актов Верховных Советов УССР и Молдавской АССР.

Вследствие этих неправомочных решений, живя на своей исконной земле у могил своих предков, не входя ранее в состав Молдавского государства, приднестровцы оказались в примаках у Бессарабии.

Германия напала на СССР 22.06.1941 г. Румыния выступила на ее стороне. По договоренности с Гитлером И.Антонеску (1882-1946) обязался отвечать за “администрацию и экономическую эксплуатацию территории между Днестром и Бугом”, а затем поддерживать “порядок и безопасность на всей территории между Днестром и Днепром”. Далее аппетиты возросли еще больше и он претендовал уже на земли до Дона и Кубани.

Фашистский диктатор И.Антонеску правобережные районы Днестра включил в состав созданного губернаторства “Бессарабия”, а из территорий между Днестром и Бугом образовал “Транснистрию” (“Заднестровье”). При этом в Правобережье Днестра была восстановлена помещичья и капиталистическая собственность, а в Правобережье вся собственность перешла фашистской военной диктатуре. Колхозы были названы “трудовыми общинами”, а совхозы – “государственными хозяйствами”.

В связи с этим следует заметить, что при известном неприятии социалистической собственности даже фашисты в годы войны учитывали психологию населения Левобережья и не сочли нужным ликвидировать коллективную организацию труда, разгонять колхозы и совхозы, чего не скажешь о реформаторах 90-х гг. ХХ в. Видимо фашисты лучше бывших первых коммунистов знали слова К.Маркса: “... придется пережить еще 15, 20, 50 лет гражданских войн и международных столкновений не только для того, чтобы изменить существующие условия, но и для того, чтобы изменить самих себя...”.

Хотя политика фашистов 30-40 гг. ХХ в. хорошо известна, приведу слова И.Антонеску на заседании Правительства Румынии 08.07.40 г.: “Я выступаю за насильственную миграцию всего еврейского элемента Бессарабии и Буковины, его нужно выставить за пределы наших границ. Также я за насильственную миграцию украинского элемента, которому здесь нечего делать в данный момент... Если нужно, стреляйте из пулеметов”.

Губернатор Бессарабии 15.11.41 г. издал следующий приказ:

“Гражданским служащим запрещается разговаривать во время

службы на чужом языке... Лицам, служащим на частных предприя-

тиях общественного пользования, запрещается разговаривать на

чужом языке при публике, которую они обслуживают.

Персоналу торговых предприятий запрещается говорить на

чужом языке во время торговых операций.

Учащимся запрещается разговаривать на чужом языке, за исклю-

чением языков, преподаваемых в лицее (обязательным иностранным

языком был немецкий. – В.Д.).

Запрещена публичная реклама товаров на чужом языке. Кате-

горически запрещено ношение русских фуражек.

Нарушение предписаний... карается тюремным заключением

сроком от одного месяца до двух лет...”

Лидеры Народного Фронта Молдавии в 1989-92 гг. почти полностью следовали духу и букве этого фашистского приказа, именуя себя при этом непременно демократами, а тем, кто выступал против такой фашистской политики, приклеивали ярлык “красно-коричневые”, или “фашисты”. Мощная пропагандистская машина, захваченная такими “демократами” вдалбливала людям в мозги эту ложь.

Date: 2015-06-11; view: 296; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию