Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Численность крестьянских хозяйств 1 page





по обеспеченности тягловым скотом (1845-50 гг.)

Селение Всего хозяйств В том числе
тягловые полутягловые огородники бобыли
Гармацкое      
Дойбаны        
Дубово          
Цыбулевка        

 

Примечание. Тягло – это рабочая единица в 6-8 волов, т.е. упряжка

“полного” плуга; огородники имели только приусадебные участки (у них

не было рабочего скота); бобыли (кутники, халупники, каморники) – без-

домные люди, которые ничего не имели. Они жили и работали у более

состоятельных односельчан (батрачили). Была также такая категория, как

бурлаки, т.е. бродячие рабочие, “служившие” за харчи и одеяние.

 

 

Этапы развития сельского хозяйства

 

Давно пора понять – нет сельского хозяйства самого

по себе. Есть прежде всего крестьяне, люди, живущие

в своем особом мире, к сожалению, нами до сих пор

не познанном и не понятом.

П.Симуш

В условиях постоянных набегов татар, турок, ногайцев (до присоединения к России в 1791 г.) заниматься оседлым хозяйством в Приднестровье было сложно. Кочевое животноводство во всем мире велось и ведется по одним и тем же принципам. В теплое время года стада кочевали вдали от зимовий (Днестра), оставляя там пастбища в неприкосновенности. Здесь с разрешения кочевников жило лишь небольшое количество переселенцев из Молдовы и Речи Посполитой. Наряду с охотой и животноводством они занимались также земледелием.

На зиму кочевники заготовляли минимальное количество кормов, так как скот круглый год находился на пастбищах, добывая корм “из под ноги”. Поэтому здесь разводились кони монгольского типа: относительно низкорослые, с крепкими копытами, уступавшие лошадям лесной зоны в резвости, но приспособленные к дальним переходам. Лошадь, а не корова использовалась кочевником для производства молока.

На дальних пастбищах содержали в основном грубошерстных овец, способных в летнее время накапливать большое количество жира на период зимней бескормицы. Непосредственно в селениях разводили преимущественно грубошерстных смушковых молдавских (волошских) овец, называвшихся в разных селах по-разному: чушка, цушка, чурка, цурка), отличавшихся высокой молочной продуктивностью.

У оседлого крестьянина кормилицей была овца. Она его также одевала. Крупный рогатый скот (в том числе буйволов) для получения молока практически не разводили. Очень выносливый серый украинский скот, известный по изображениям чумаков на картинах (с огромными рогами), давал молоко только для вскармливания телят.

Основными продуктами питания кочевника были в летнее время молоко, дикорастущие растения и фрукты, а зимой – мясо и различные молочные продукты, заготовленные летом. Они консервировались солью или сушкой (мясо нарезали тонкими полосами). Кочевники и в настоящее время готовят из молока более 200 различных продуктов, в т.ч. крепкие спиртные напитки. При этом использовались самогонные аппараты практически одинаковые (очень простой конструкции, сооружаемые даже из подручных средств) во всех зонах, где обитали кочевники.

На котел ставился деревянный цилиндр, а сверху металличес-

кий конус, в котором постоянно меняли воду. Конденсат стекал

в наклонный желоб с веревочкой, выходящей через отверстие в

цилиндре наружу. Такие аппараты автору довелось видеть в

южной части Харьковской области в селах с тюркскими назва-

ниями, у каракулеводов в пустыне Кара-Кум, в Монголии.

В 1965 г. подобную конструкцию устраивали солдаты (тата-

ры из Астрахани) на полигоне в Капустином Яре (на Волге)

из огнетушителя, дерева с дуплом и пожарного ведра.

У других народов применялись более совершенные аппараты со

змеевиком, на которых получаются напитки с меньшим ко-

личеством ядовитых сивушных масел.

В рационе переселенцев с Молдовы и Речи Посполитой большую долю занимали также хлеб, овощи, фрукты и рыба.

После ухода татар, турок, ногайцев, пока население еще было немногочисленным, а необрабатываемых земель много, животноводство оставалось главным занятием крестьян, так как требовало меньших усилий, чем земледелие. В языке молдаван земледельческие термины в основном славянского происхождения. Это указывает на то, что оно пришло к ним с востока и не после 1792 г., а значительно раньше (в период формирования молдавского языка).

Пока орудия были довольно примитивными, для обработки земли требовалась большая тягловая сила. Поэтому предпочтение отдавалось волам. При пахоте целины и крутых склонов они спрягались по 6-8 голов (до 12) в один плуг. Из зерновых культур молдаване выращивали преимущественно кукурузу. Охотно занимались они виноградарством и садоводством (на крутых склонах), поэтому у них были в основном волы. Русские и украинцы преимущественно сеяли просо, пшеницу, ячмень, овес в более отдаленных местах от населенных пунктов, располагавшихся в основном на берегах Днестра, поэтому количество лошадей у них было больше, чем у молдаван.

С увеличением количества населения земледелие все больше выбиралось в более отдаленные от Днестра и относительно равнинные места. Поэтому потребовался более подвижный рабочий скот (лошади). Кроме того, в начале второй половины XIX в. были усовершенствованы орудия земледельца. Они не требовали такой большой тягловой силы (были сделаны “под коня”). Поэтому в течение 1850-60 гг. количество лошадей значительно увеличилось, а волов уменьшилось.

Многие русские и евреи арендовали сады у молдаван и вывозили овощи и фрукты далеко за пределы Дубоссар (в том числе в Одессу), поэтому у них предпочтение коня было наиболее заметным.

Замена вола конем стала возможной также благодаря возросшему производству зерна. Излишки пищевого зерна позволили в большей степени использовать его на корм скоту. По этой причине за период 1850-60 гг. поголовье свиней выросло почти в два раза, а крупного рогатого скота и овец – уменьшилось в 1,8-1,9 раза. Свиней разводили преимущественно на сало, т.к. тяжелый труд земледельца требовал больших затрат энергии и потребления жиров и масел.

Лишь к середине ХIХ в. в наших краях на смену овцам, как производителям молока, постепенно приходили коровы. С увеличением производства зерна увеличилось также поголовье кур, а до этого разводили в основном травоядную птицу: гусей и уток.

Однако овца породы цурка (неприхотливая, высокомолочная) долго еще оставалась основным производителем молока. Она давала также смушки для изготовления молдавской национальной одежды. Этих овец содержали поблизости от селений, т.к. их надо было регулярно доить. Былая важность овцы для молдаван исторически закрепилась в весьма распространенных у них фамилиях: Чабан, Чебан, Цуркан.

Расширение пахотных земель позволило развить полевое кормопроизводство, которое в свою очередь обеспечило разведение более продуктивного, но требовательного к кормам скота.

В отдельные периоды в Тираспольском уезде немецкие колонисты составляли до 10% населения, а в окрестностях Григориополя (подчинявшегося Дубоссарам) значительно больше. Они прибыли в Приднестровье в основном после 1803 г. и завезли красную степную породу крупного рогатого скота. Немцы и русские привезли сюда тяжелоупряжных (тяжеловозов) и легкоупряжных (рысаков) лошадей. С казаками попала сюда верховая лошадь. С переселенцами из России прибыла в наши края еще более продуктивная в молочном отношении ярославская порода коров, требовавшая лучших условий кормления и содержания.

В отдаленных местах от Днестра начали разводить овец цигайской породы и мериносов (тонкорунных). Мериносовую шерсть отправляли в основном в Англию и Голландию, где была хорошо развита ее переработка и изготовление шерстяных тканей. В последней четверти XIX в. мериносовые овцы составляли почти 3/4 всего овцепоголовья. Содержались они крупными стадами (до 15 тыс. голов). Но в крестьянских хозяйствах выгоднее было разводить цурку (чушку).

Серый украинский скот постепенно заменялся красным степным и ярославским после того, как в 60-70-е гг. XIX в. была пущена в эксплуатацию железная дорога до Тирасполя, а затем до Унген, и потерял былое значение чумацкий промысел.

В период заселения нашего края наиболее дорогими для государственной казны были немецкие колонисты. Они должны были стать примером “образцовых поселений в хлебопашестве, скотоводстве и рукоделии” и “проводниками образцового хозяйствования”. Немцы имели ряд дополнительных льгот. На их переселение государство тратило из казны (в расчете на человека) в 2,5 раза больше, чем на болгар (не говоря уж о переселенцах из Молдовы и России, тем более беглых).

Размер немецких семей был в два раза больше, чем у молдаван, русских и украинцев, но в 1,5 раза меньше, чем у болгар. Семьи болгар назывались “стеблевыми” (неразделенными). По сути дела они были маленькими кооперативами родственников, живших в длинных узких домах.

Болгары предпочитали селиться в низинах, у ручьев или других источников воды и заниматься овощеводством, а немцы – в сельской местности в долинах (пример: современное с. Глиное Григориопольского района (бывшая немецкая Glьcksthal – Долина счастья).

Из зерновых культур в ХIХ в. молдаване выращивали в первую очередь кукурузу и просо, а русские и украинцы – просо, рожь, пшеницу, ячмень, овес. Выращивали здесь также сорго, горох, чину, чечевицу, арбузы, дыни, тыкву, огурцы, капусту, свеклу, петрушку и другие культуры.

Лен и конопля использовались не только для производства тканей, но и масла. В первой половине XIX в. подсолнечник лишь вводился в сельскохозяйственную практику и то только “грызовые сорта” (“на семечки”). Масло делать из него тогда еще не умели. В Приднестровье его начали разводить в основном на целинных землях старообрядцы села Плоское (после образования МССР оно оказалось в Одесской области). С незапамятных времен в здешних местах активно занимались пчеловодством.

 

 

Религии в Дубоссарах

 

Можно ли насильственно навязывать крестья-

нину тот или иной тип хозяйствования, напри-

мер, западный образец? У Запада своя история,

в которой особую роль играла, между прочим,

протестантская этика, стимулировавшая пред-

принимательство. У православной российской

деревни – свой собственный путь.

П.Симуш

 

Религия наших давних предков вобрала в себя древнюю мудрость, отражавшую потребность людей в единении и товариществе. Хотя суть язычества уже давно выветрилась, но бессмертные образцы народного искусства, хороводные игры, песни, сказки, бессознательно повторяемые архаичные обряды, символы орнамента все еще остаются своеобразным исполнением заветов наших языческих пращуров.

После 863 г. братья Кирилл (827-869) и Мефодий на базе греческого алфавита разработали письменность для македонского (солунского) говора древнеболгарского (древнеславянского) языка, на который с греческого были переведены богослужебные книги. Через них кириллица распространилась на Балканах, а после крещения Руси (988-989) и в наших краях. Так произошел синтез славянской языческой культуры с византийской христианской.

Молдавия восприняла христианство в форме православия, однако некоторое время в Молдавии существовали католические епископства.

К XVII в. в богослужебных книгах из-за неоднократных переписок вкралось немало искажений, существенно изменилось славянское произношение, из-за ошибок юлианского календаря возникали даже сложности в определении дня пасхи, поэтому в России пытались внести единообразие в церковную жизнь.

В 1654 г. на церковном соборе в Москве было решено начать исправление книг на основе старых русских и греческих оригиналов, а церковную практику привести в соответствие с древнерусской и греческой обрядностью. На соборах 1655 и 1656 гг. реформы патриарха Никона были одобрены, а защитников старых обрядов отлучили от церкви. На соборах 1666 и 1667 гг. сторонников “старой веры” (староверов) признали еретиками и раскольниками. На первых порах ограничивались ссылками, конфискацией имущества, но с 1676 г. перешли к более строгим мерам: “вероотступников” били палками, ссылали в монастыри, содержали “в срубах” и обрекали в них на мученическую смерть или сжигали. Но они не отказывались от “старой веры”. Насилием и гонениями официальная церковь лишь способствовала разрастанию протеста и бегству староверов (раскольников) в малодоступные, пустынные, незаселенные места России, а также в Турцию и Польшу (в том числе на территорию современного Дубоссарского района). Здесь за старообрядчество не преследовали, так как реформы Никона действовали только в России.

При Петре I раскольники обязаны были носить нашивки на воротниках и специальную одежду в обмен на религиозную свободу. Их облагали двойной податью, известной под названием “плата за бороду”.

Во время правления Анны Ивановны (1730-40) нажим на староверов усилился. Но ни гонения, ни религиозные наказания, ни каторжный труд не снижали их численности. По мере продвижения России на запад, староверы вынуждены были также двигаться в том же направлении, уходя от церковной смуты.

Общая церковная организация у “ревнителей благочестия” не сложилась. Разные толки и согласия объединялись, в основном, вокруг двух направлений – поповцев и беспоповцев.

Беспоповцы не “молились за царя”, поэтому преследовались в наибольшей степени. Все религиозные обряды у них совершались “без попа” самими мирянами “на дому” в молельнях отдельных общин. Брак не скреплялся венчанием, а песнопение было “хомовым”, то есть по старому церковно-славянскому образцу с произнесением полугласных звуков (как в древнеславянском языке).

С приходом в Дубоссары российской армии в 1789 г. православие в московском варианте стало официальной религией, но старообрядцы продолжали совершать обряды тайно в молельнях “на дому”.

Несмотря на преследования официальной власти, Г.Потемкин зачислял старообрядцев в казачьи войска, привлекал к заселению Новороссии. Под его влиянием императрица Екатерина II отказалась от традиционных гонений и вызвала их из-за границы на родину, однако, поверили ей немногие.

Постепенно к старообрядцам стали относиться терпимее: с 1769 г. они уже имели право свидетельствовать в судах. С 1782 г. вместо термина “раскольник” официально употреблялся “старообрядец”, отменили ношение специальной одежды и “плату за бороду”. С 1785 г. они могли вступать в общественные должности. По законам 1874 г. в общинах старообрядцев ввели регистрацию браков, метрические книги, а в 1883 был принят закон о легальном совершении богослужения и открытии новых молелен. В 1906 г. старообрядцам было предоставлено право на учреждение религиозных общин, открытие храмов, молитвенных домов, школ, их духовные наставники получили права священнослужителей.

Поповцы, хотя и не игнорировали церковность, но стояли за полное отделение староверческой церкви от государства, за что царское правительство их тоже не жаловало.

Так церковный раскол привел к массовым миграционным процессам в русском народе и переселению в Приднестровье несогласных с официальной религией. К началу ХХ в. в России числилось 13 млн. старообрядцев (фактически их было больше, так как многие скрывали свою приверженность “старой вере”), волей судьбы оказавшихся в основном на ее окраинах. Среди русских, строивших Тирасполь в 1792 году, были в основном старообрядцы. В наше время устои “старой веры” в наибольшей степени сохранились, пожалуй, в с. Плоское.

Много сторонников “старой веры” и людей, убегавших от крепостничества, в XVII в. селилась на Дону и Днепре, пополняя казачество.

Когда территории севернее Ягорлыка входили в Речь Посполиту, официальной церковью там было христианство в виде католицизма. Но фактически контролировали эти земли казаки-запорожцы.

Часто пишут, что поляки и литовцы терпимо относились к вероисповеданию казаков, их традициям и обычаям. Но после знакомства с приводимыми ниже сведениями, читатели могут в этом усомниться.

По Брестской унии (1596) православная церковь на территории Речи Посполитой была объединена с католической. Д.Дорошенко так описывает это “объединение” (униатство).

Сразу обе стороны заняли взаимно вражеское положение и

образовали два отдельных собора: римо-католики и униаты

заседали отдельно, православные – себе отдельно... Обе сто-

роны представляли собой настоящие военные лагеря: вокруг

Бреста стояли пушки и обозы. До военного конфликта не

дошло, но не дошло и до какого-либо взаимопонимания.

Обе стороны отлучили взаимно своих противников от церк-

ви и прокляли. Так произошел разрыв, и обе стороны

повели между собой упорную борьбу...

Лишь в 1599 г. в Вильно состоялся съезд, на котором была

образована конфедерация (союз). На нем стороны обязались

“сохранять меж собою мир и не допускать, чтобы различия веры

и церковных обрядов вели к пролитию человеческой крови и

чтобы кого-то карали за веру конфискацией имущества, лише-

нием чести, кандалами или изгнанием”.

Главой униатской церкви признавался Римский Папа, но богослужение велось на славянском языке и сохранялась православная обрядность. В 1607 г. не принявшие униатство были амнистированы. Так возникло на Украине греко-римское вероисповедание (униатство). С включением земель севернее Ягорлыка в состав России (1793) оно было упразднено, а униаты включены в общины православных. Однако официально Брестская уния была расторгнута лишь на церковном соборе 1946 г. в Львове.

Основываясь на украинских народных песнях, трудно согласиться с попытками представить отношения украинского населения с поляками и литовцами безоблачными. Об этом говорят также восстания украинцев, переросшие в широкое национально-освободительное движение, во главе которого в середине XVII в. стал Богдан Хмельницкий. После победы над королевскими войсками в сентябре 1648 г. у Зборова в ряде украинских воеводств католики (поляки) уже не могли занимать никакие должности.

Запорожские казаки прочно освоили Приднестровье, но, опасаясь турок и татар, свои семьи они оставляли за Бугом и его правыми притоками. Население Правобережья Днестра (Молдовы) боялось селиться на Диком Поле, опасаясь и турок, и татар, и казаков.

Пустынность здешних земель подтверждается письмом атамана С.Наливайко к польскому королю Сигизмунду. Он просил отвести казакам “пустыни” между Бугом и Днестром на татарском и турецком шляху (но ответа не дождался).

По договору от 08.10.1649 г. Польша признала независимую казачью территорию в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводства (в него входили земли севернее Ягорлыка).

После поражения восстания под предводительством К.Булавина (1660-1708) в 1709 г. его новый предводитель И.Некрасов (1660-1737) увел две тысячи донских казаков на Кубань (Таманский полуостров). С.Селиванов, прибывший на Северский Донец, вскоре привел туда еще около тысячи казаков из пяти станиц. К ним примкнули кубанские раскольники. В 1737 г. они были сломлены Российскими войсками. Часть донцов направилась на левый берег Кубани, другие – к Крымскому хану (в южное Поднестровье). Начиная с 40-х гг. XVIII в., они начали переселяться в наши края под названием казаков-некрасовцев, или игнат-казаков (старообрядцев-поповцев).

После воссоединения Приднестровья с Россией сюда в течение года переселилось более 4,2 тыс. человек (в первую очередь молдаван), придерживавшихся православной обрядности (реформы патриарха Никона ее не коснулись), а также казаков (в основном с Дуная – бывших запорожцев), а также староверов.

В течение XVIII-XIX вв. почти половину населения г.Дубоссары составляли евреи, исповедовавшие собственную религию.

Хотя снятие многовековых анафем между католической и православной церковью произошло лишь в 1965 г., приток русских, украинцев, молдаван, немцев, швейцарцев, болгар, сербов, албанцев, гагаузов, армян, чехов, французов, цыган и народов других вероисповеданий (иудаизма, магометанства) в наши края сопровождалось межэтнической и религиозной терпимостью. Их общение в производственной деятельности и в быту, взаимообогащение навыками и профессиональным опытом стимулировали ускоренное развитие отраслей экономики.

Вопреки насаждаемому мнению нынешних “демократических” идеологов и “асфальтных аграрников”, наши прародители к земле относились с наивной непосредственностью как к собственности Божьей и общины. Каждый отдельный домохозяин являлся лишь владельцем (но не собственником!) земли и только в качестве члена определенной общины. Он не мог сказать, что конкретный участок принадлежит именно ему. Русская пословица гласила “Земля ничья – земля Божья!”. Крестьянин лишь наделялся землей через общину.

Так развилась социальная сущность крестьянина, сочетающего в себе черты работника и собственника, индивидуалиста и коллективиста, общинника, поклонявшегося в прямом и переносном смысле земле, почти, как Богу. “Бог далеко, а земля кормилица” гласит пословица. В ней слышатся отзвуки нашего уже далекого языческого прошлого.

При социализме удалось значительно поколебать веру в Бога, но настоящий хозяин села всегда верил и по-прежнему верит в вечного своего бога – землю! Она его вечная кормилица и спаситель!

Сколько говорилось о частной собственности на землю. Она, якобы, сделает человека хозяином, решит все проблемы. Но для крестьянина важна не собственность на землю, а реальный доступ к ней и чтобы ему не мешали работать так, как он того пожелает. “Набожным демократам” следовало бы также прочитать Библию. Там ведь говорится о недопустимости продажи земли. А преклоняющимся перед Западом следовало бы знать, что в США основная часть земель арендуется и средний срок аренды составляет 5 лет.

Что же касается разноликих, разноязыких приднестровцев, Марс не превратился у них из древнеиталийского бога полей и урожаев в бога войны. В разных храмах им пытались внушить ненависть к людям другой веры. Но они следовали Меркурию (покровителю торговли и путешественников), а также самому справедливому из всех богов – терпимости, уважению, согласию,человечности.

В 1989-92 гг. этот разноликий, разноязыкий народ, поклоняющийся разным богам, защищал свое право жить на этой земле по своим обычаям, традициям и верил прежде всего в необходимость жить в добрососедстве, уважая мнение каждого.

 

 

Казаки

 

Едут, едут по Берлину наши казаки...

Из песни 1760 года

 

В средствах массовой информации Молдовы в 1992 г. много говорилось о том, что в Приднестровье казаков, якобы, никогда не было. Однако казачество на Левобережье Днестра уходит своими корнями по крайней мере в пограничные дружины князя Олега (882-912). В половецком языке слово “казак” значило “сторож”, “караул”, а турецком – “вольный человек”, “бродяга”. Начиная с 1449 г., встречаются упоминания о “татарских казаках” – легко вооруженных кавалеристах, которые выполняли сторожевые функции и отличались своеволием. Кавалеристов турецкого войска называли “бешлиу”, а их командира – “бешлягэ” (такие фамилии сегодня довольно широко распространены среди молдаван, считающих себя румынами – потомками римлян).

Известны жалобы крымских ханов литовским князьям на бесчинства “вольных людей” (или “казаков”), разгромивших в 1492 г. под Тигиною (Бендерами) турецкий корабль, а в 1493 г. – турецкую крепость Очаков.

Территории, ограниченные на западе рекой Днестр, на северо-западе – реками Ягорлык-Кодыма, на северо-востоке – рекой Берестовая (в Харьковской области), на востоке – реками Дон и Кубань, в отдельные периоды и разными народами назывались не одинаково: Ханской Украиной, Очаковской землей, Очаковской степью, Очаковской областью (с 1791 г.), Едисаном, Эдиссаном, областью Озу (по имени татарских орд), Западным ногаем, Ногайщиной, Ганщиной, Ханщиной, Черкасскими полями, Малой Скифией. Запорожские казаки называли их Диким Полем.

Земли от Днестра до Буга подчинялись Бахчисараю (столице Крымского ханства до 1783 г.) через его наместника в Дубоссарах – каймакана (такая фамилия также встречается среди молдаван. Происходит она от названия татарской орды кай-макан). С ведома турецкого султана и Дубоссарского каймакана только в окрестностях Дубоссар и Очакова проживало небольшое количество оседлого нетатарского населения. Самовольно возникавшие здесь на короткое время небольшие поселения разграблялись татарами, сжигались дотла, а жители угонялись в рабство или уничтожались.

Согласно энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, Дубоссары были опорным городом в обширной Очаковской земле (турецких владениях). Еще до 1523 г. они неоднократно были разгромлены Москвою, Польшею и особенно Запорожской Сечью.

Заселение здешних мест вызывалось разными причинами, среди которых в первую очередь следует назвать бегство от крепостничества и церковной смуты. Большая часть их селилась на Дону и на Днепре за порогами (Запорожье). У казаков сложилось свое самоуправление (казачий сход) во главе с выборным атаманом. У них не было феодального землевладения и феодальной зависимости. За днепровскими порогами возводились укрепления – “засеки”. Отсюда произошло название “Запорожская Сечь”. Польский король Сигизмунд I (1507-1548) даровал казакам в вечное владение землю по обе стороны от днепровских порогов, чтобы они охраняли границы от татар и турок.

Вопреки советской “в духе вечной дружбы” историографии для массового читателя, взаимоотношения казаков не только с Польшей и Литвой, но и с Россией и Молдовой были далеко не безобидными. Войны велись также между Левобережной и Правобережной Украиной.

Например, на Москву запорожцы ходили вместе с Лжедмитрием I (?-1606), Лжедмитрием II (?-1610), литовцами и поляками. В 1577 г. к ним обратились волохи с просьбой о защите от турок. Атаман И.Подкова (?-1578) захватил столицу исторической Молдовы (Яссы) и провозгласил себя господарем. В 1578 г. турки при поддержке молдавских бояр вынудили его отступить на Украину, где он был казнен польскими властями.

Запорожские казаки, возглавляемые гетманом Г.Лободой (?-1596), воевали с турками в 1595 г. вместе с германским императором и молдавско-волошскими господарями и опустошили окрестности турецкой крепости Тигина (Бендеры).

В то же время атаман С.Наливайко (?-1597) также ходил на правый берег Днестра на турецкую крепость Тигина (Бендеры) и брал ее. Его казаки сожгли по Бугу и Пруту более 500 турецких и татарских селений, захватили до 4 тыс. пленных. Но на обратном пути у переправы через Днестр он потерял большую часть добычи в сражении с молдавским господарем Аароном. В следующем году С.Наливайко вначале разбил Аарона под Сороками, а затем переправился через Прут и сжег господарскую столицу (Яссы).

В 1621 г. гетман П.Сагайдачный (? – 1622) руководил походами против Крымского ханства и Турции и вместе с поляками под Хотином разбил армию султана Османа II. В 1622-23 гг. казаки воевали в Молдове и Валахии, в 1633 г. – разорили турецкие города Аккерман, Измаил, Килию.

В Приднестровье казачество было неоднородным, происходила смена одних формирований другими. Начиная с 40-х гг. XVIII в. в наши края начали переселяться казаки-старообрядцы под названием некрасовцев (поповцев, игнат-казаков). История их такая.

В 1703 г. царское правительство превратило военную службу для казаков в повинность. Они поднялись на защиту своих вольностей под предводительством К.Булавина (1660-1708). После поражения восстания в 1709 г. его новый предводитель Игнат Некрасов (1660-1737) увел две тысячи казаков на Кубань (Таманский полуостров). К ним примкнули кубанские раскольники и еще около тысячи казаков, которых привел с Северского Донца С.Селиванов. Но силы были не равны и в 1737 г. они были сломлены Российскими войсками. Часть донцов направилась на левый берег Кубани, другие – к Крымскому хану, попавшему в зависимость от Османской империи (в которую входило южное Поднестровье).

Так началась двухвековая пора драматических скитаний, в ходе которой казакам пришлось воевать на стороне Турции против своей Родины, на которую удалось вернуться только их потомкам в начале ХIХ в. Большая группа вернулась совсем недавно – лишь в 1962 г.

Проживание в одних и тех же приднестровских слободах запорожцев и некрасовцев привело в конце концов к перемещению одной части некрасовцев на Дунай, а другой – в Маяки. Порта разрешила им жить по своим обычаям и “древнеправославной вере”. После ликвидации Запорожской Сечи в 1775 г. сюда прибыли 5 тысяч запорожцев.

Когда в ходе очередной русско-турецкой войны Россия пришла на Дунай, большая часть донцов ушла с его берегов вглубь Турции на берега Мраморного и Эгейского морей.

Запорожцы (в основном украинцы и молдаване, но в старшину входили и великороссы), действовали в составе армии Г.Потемкина. После взятия Аккермана и Бендер в 1789 г. им разрешили разместиться по Левобережью Днестра (в основном в Слободзее и Чобручах).

Куда бы ни бросала судьба казаков, они, как правило, сохраняли свой жизненный уклад, чтили командиров и “стариков”, пользовавшихся непререкаемым авторитетом. На основе обычного права “старики” выносили решения, обжалованию не подлежащие.

В последующем Дунайская ветвь казаков-донцов (почти на 30 лет ставших кубанцами, а затем еще и днестровцами), хотя и сохранила название “некрасовцев”, но в значительной степени пополнилась бежавшими от крепостнической и церковной неволи, постепенно утратила своеобразный казацкий язык, обычаи, фольклор, специфическую казачью культуру. Другим ветвям некрасовцев удалось их пронести через два столетия скитаний.

Date: 2015-06-11; view: 302; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию