Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пунктов (ойконимов) в Молдавской ССР по состоянию на 1990 г





Происхождение ойконимов Северные районы Центральные районы Южные районы Всего
кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %
Молдавское 490 26,4 400 21,6 170 9 1060 57
Славянское 279 15 187 10 74 4 540 29
Тюркское     130 7 130 7
Неясное 56 3,1 44 2,3 30 1,6 130 27
В с е г о 825 44,5 631 33,9 4041 21,6 1860 100
                 

 

Из приведенных данных видно, что количество ойконимов славянского происхождения в Молдове даже по оценке самих молдавских ученых в 1990 г. все еще оставалось довольно высоким, хотя многие из них, конечно, уже к этому периоду либо исчезли с переселением жителей, либо были заменены на молдавские в процессе ассимиляции славянского населения, в результате которых Каменки становились Петроссами (“пятрэ” значит “камень”) или Кетроссами (диалектная форма) и др.

 

 

Из Польши и Турции снова в Россию

 

... Предостеречь будущее

от скорбных ошибок прошлого...

В.Пикуль

Казачья Переяславская Рада 08.01.1654 г. провозгласила воссоединение Украины с Россией и ее границы достигли Днестра, но пока больше формально. Сын Б.Хмельницкого – Юрий (1641-85) – разорвал союз с Россией и подписал договор с Польшей, а в 1670 г. перешел на сторону Османской империи.

В результате почти непрекращающихся 20-летних сражений между Левобережьем и Правобережьем Днепра, в которых принимали участие Россия, Польша, Турция, Крымское ханство, на территории современной Украины и Приднестровья – в центре этого благодатного края – была создана почти безлюдная пустыня. Только весной 1681 г. в Бахчисарае Крым, Россия и Турция заключили перемирие на 20 лет. По договору никто из них не имел права заселять территории между Бугом и Днестром. Д.Яворницкий в книге “История запорожских казаков” пишет о гетмане П.Дорошенко (1627-98): “Гетмановать ему не над кем теперь, потому что от Днепра до Днестра и духа человеческого нет”.

Но турки (в нарушение договоренностей) в этом же году “отдали” Правобережную Украину молдавскому господарю И.Дуке, который, самозванно титулуя себя господарем земель молдавских и земель украинских, попытался колонизовать Левобережье Днестра. Тогда не стали соблюдать условия Бахчисарайского перемирия Польша и Левобережье Украины. В Днепровско-Бугское междуречье снова переселили совсем недавно насильно согнанное оттуда население. В ходе сражений 1683-84 гг. Турция потерпела ряд поражений и И.Дука больше не присылал на Левобережье Днестра “господарских” грамот.

Этот исторический миг политики Молдовы любят приводить в качестве доказательства, что Левобережье Днестра, якобы, является исконно молдавской территорией, а Н.Дабижа в книге “Заднестровская Молдова – исконная наша земля” в 1990 г. утверждал, что Молдова простиралась даже до Дона и Кубани. На это можно было бы не обращать внимание или просто принять за невежество, но этот “историк” был депутатом Парламента Молдовы от ХДНФМ, представители которого заняли все ключевые посты в Парламенте и Правительстве. Книга широко обсуждалась в средствах массовой информации и ложилась в основу решений, принимавшихся Парламентом Молдовы.

Еще по Андрусовскому перемирию с Речью Посполитой 30.01.1667 г. Россия получила земли к востоку от Днепра, а к западу от него – город Киев на два года. С Польшей был заключен очередной “вечный мир” (до первой драки), в 1686 г. закрепивший принадлежность Киева России “на вечные времена”.

После Переяславской рады (1654) Россия была обречена воевать с Польшей, Литвой, Швецией, Крымским ханством и Турцией. Другие христианские народы (сербы, болгары, волохи, молдаване и др.) предпочитали быть под покровительством единоверной России, а не мусульманской Турции.

Первая из известных просьб (их было не менее 17) о принятии Молдовы “под руку Москвы” относится к 01.04.1654 г. Ее принес гонец молдавского господаря Г.Штефана – Ион Григоре. Однако, в случае положительного решения против России могли объединиться Венгрия, Пруссия, Италия, Франция, поэтому Россия решила повременить.

Во многом формальное воссоединение Украины с Россией в 1654 г. стало реальностью лишь после разгрома шведов под Полтавой (27.06.1709).

В 1711 г. назначенный Турцией новый господарь Молдовы Д.Кантемир (1673-1723) перешел на сторону Петра I, заключив договор о границах между Россией и Молдовой по Днестру и о переходе Молдовы в подданство России. Однако после поражения России в битве с турками (16.07.1711) Д.Кантемир вынужден был перебраться в Москву. Пришедших с ним четыре тысячи молдаван расселили на Дону. Этого исторического факта достаточно “историкам” Молдовы и Румынии, чтобы считать земли до Дона “всегда принадлежавшими Великой Румынии” (возникшей, как говорилось выше, лишь в 1859-61 гг.).

В июне 1738 г. русский фельдмаршал Б.Миних сжег Сороки и Могилев, а 1 сентября взял Яссы. Молдавская депутация признала русскую императрицу Анну Ивановну (1693-1740) государынею Молдовы (т.е. территорий современной северо-восточной части Румынии). Следуя парламентариям Молдовы 1990 г., в равной степени можно было бы утверждать, что земли Румынии являются “исконно” российскими. И это выглядело бы одинаково абсурдно.

После 1738 г. начались массовые переселения молдаван, бежавших от Оттоманской Порты на Левобережье Днестра и в Елисаветград, называвшийся тогда Новой Сербией (с 1924 – Кировоград), где они смешивались с раскольниками, бежавшими от церковных преследований из России, а также с переселявшимися сюда затем в 1751-52 гг. сербами.

Екатерина II 22.03.1764 г. издала Указ “План о поселении в Новороссийской губернии”. Ей советовали назвать новую губернию Екатеринославской, но она начертала “Называть – Новороссийская губерния”.

После переселения сербов в 1751-52 гг. между ними и запорожскими казаками стали возникать недоразумения, которые переходили в настоящие военные столкновения (например, на реке Ташлык в 1764 г.). На запорожцев жаловалась и Польша (“за поддержку гайдамак”). Екатерина II решила уничтожить самовольную, неспокойную, автономную Запорожскую Сечь, тем более, что она намеревалась ликвидировать все автономии и превратить их в губернии. Но началась война с Турцией 1768-74 гг. и осуществление этих планов пришлось отложить.

То ли запорожцы (императрица отрицала их причастность), то ли гайдамаки сожгли Дубоссары 07.07.1768 г. (называвшиеся тогда Новыми Дубоссарами, в отличие от села на правом берегу Днестра – Старых Дубоссар), погубив 1800 татар, турок и молдаван. Несмотря на наличие этих документов, политики Молдовы вместе с историками Академии Наук утверждают, что Дубоссары возникли лишь в 1792 г. Находятся также историки в ПМР, которые вторят им.

В начале 1769 г. в Петербург прибыла очередная молдавская делегация просить Екатерину II защитить от турок. Поход князя Голицына за Днестр весной 1769 г. оказался неудачным, но в сентябре он занял Хотин. Отступая, турки опустошили Левобережье Днестра. Русские войска уже под командованием графа Румянцева заняли Яссы, а затем Бухарест. Турецкая крепость Тигина (Бендеры) была взята в 1770 г. В 1773 г. русские войска были уже на берегах Дуная.

Первая перепись в наших краях была проведена в 1795 г. По мнению украинских ученых (Д.Багалей), в Днестровско-Бугском междуречье в начале 70-х годов XVIII в. население составляло всего лишь 12-15 тыс. человек. С позиций сегодняшнего дня выглядит как-то неправдоподобно, что во всей Новороссии (от Кубани до Днестра) в 1784 г. проживало около 200 тыс. человек, в 1787 – 800 тыс., а к началу 90-х гг. XVIII в. (в связи с военными действиями) население уменьшилось до 20 тыс. человек и состояло в основном из казаков: русских, украинцев, молдаван.

По Кучук-Кайнарджийскому договору (10.07.1774) территории между Бугом и Днестром остались турецкими, а между Бугом и Днепром – до Кубани – отошли к России. По этому договору земли между Бугом и Днестром должны были оставаться “в пустоте”, “без всяких населений и заведений, включая и деревни, кои ныне там находятся”, однако фактически здесь хозяйничали казаки. Дубоссары уже после 1774 г. назывались уездным российским городом, а на карте Молдавии и Валахии Я.Шмидта 1774 г. Дубоссары находятся в Очаковской земле (хотя границы ее четко не обозначены).

Было решено разделить Россию на 50 губерний и на уезды, упразднив всякие автономии и самоуправления в 1775 г. Зная, что казаки не согласятся с этим, императрица неожиданно двинула российскую армию, возвращавшуюся с войны, на Запорожскую Сечь и 04.06.1775 г. уничтожила ее. Пять тысяч запорожцев спаслись и направились в основном на Правобережье Днестра и Дунай, где они встретились с казаками-некрасовцами.

В Приднестровье начали переселяться сербы с 1723 г.; после 1737 г. – в больших количествах молдаване, бежавшие от турок; после 1750 г. – старообрядцы из Черниговской, Калужской, Московской губерний; после роспуска в 1751 г. в Австрии Сербского народного войска сюда вновь устремились сербы, а в 1770 г. из Молдавии и Бендер перекочевали цыгане.

Еще в конце XIX в. на старейшем еврейском кладбище Дубоссар (по дороге на Лунгу) было еврейское захоронение, датируемое 466 г. (то есть 1704 г. по нашему летоисчислению). Это еще раз говорит о том, что наш город возник явно не в 1792 г., как заявлял президент Молдовы М.Снегур в 1990 году на Великом национальном собрании, проводившемся на стадионе с. Лунга (рядом с этими захоронениями).

Как уже упоминалось выше, в Бессарабии евреи появились при Романе I (1393-1394). В начале XVI в., получив льготы, они усиленно переселялись сюда из Германии и Польши (они говорили на средневерхненемецком наречии), но уже при Петре Рареше (1527-1538) начались их преследования. В 1652 г. в Молдове отмечались жестокие еврейские погромы. Видимо, именно в этот период, большое количество их поселилось на Левобережье Днестра (здесь погромы не удались).

В 1787 г. Турция направила в Левобережное Приднестровье буджакских татар и неоседлых ногайцев для опустошения и истребления всего народонаселения. Оставляя навсегда приднестровские земли, турки в 1789 г. полностью истребили здешнее население и ему предстояло заново возродиться. Но это не может служить основанием для заявлений, что город Дубоссары, якобы, возник лишь в 1792 г.

В период 1787-1791 гг. на земли Левобережья Днестра из Молдовы было переселено 6,5 тыс. русских старообрядцев. В 1792 г. от императрицы получили земли 26 молдавских бояр. Только в течение этого года с Молдавского княжества на Левобережье Днестра переселилось 4244 человека, что по тем временам представляло весьма значительную величину. Армяне вначале ходатайствовали о поселении в Дубоссары в 1792 г., но, обнаружив здесь большое количество евреев и не желая с ними конкурировать, обосновались в Григориополе. Имелись в Приднестровье также колонии немцев, шведов, французов, болгар...

В ходе войны России с Турцией часть войск российской армии 28.03.1789 г. при Новых Дубоссарах (т.е. нынешнем г. Дубоссары) стала лагерем, а с 10.08.1789 г. здесь была ставка главнокомандующего – генералиссимуса князя Г.Потемкина.

Несмотря на заключенный мир с Турцией, Екатерина II отозвала А.Суворова с финляндских границ “во благо Отечества созидать” на границах с Оттоманской Портой. Уже в конце 1792 г. в Дубоссары прибыли из Санкт-Петербурга два “инженерных офицера” для закладки крепости. А.Суворов заложил ее напротив турецкой крепости Бендеры 22.06.1793 г. Его ставкой были Дубоссары – в то время самый крупный город Приднестровья.

По Указу императрицы от 26.01.1792 г. территория Очаковской области была включена в состав Екатеринославской губернии под началом губернатора В.Каховского, а по Указу от 27.02.1792 г. на Днестре был построен город Григориополь для поселения там пришедших из-за Днестра армян. Город получил свое наименование в память священномученика Григория, проповедовавшего в Армении христианскую веру.

В историко-краеведческом музее г. Дубоссары есть Указ Екатерины II о переводе в наш город в 1792 г. типографии из Ясс. Ее назвали “Новая типография”. Книги издавались на греческом, русском, молдавском и других языках. Возглавил типографию протоиерей Михаил Стрельбицкий.

В первом донесении, направленном из пока еще уездного города Дубоссары, 05.05.1792 г. В.Каховский сообщил о плодородных здешних землях, садах, источниках хорошей питьевой воды и наличии в Днестре большого количества рыбы, а во втором – 27.09.1792 г. – о намерении сделать Дубоссары первым уездным городом нашего края. В качестве одной из причин такого выбора он назвал то, что “место сие известно своею от дальних лет не только соседственной Польше и Молдавии, но и отдаленнейших мест жителям...” Как же после этого можно говорить о возникновении Дубоссар лишь в 1792 г.?

В.Каховский сообщал также 27.09.1792 г. о намеченной организации таможни. Она вскоре была открыта в селе Карантин (южная часть с. Дзержинское Дубоссарского района).

В подозрительные по эпидемиям годы (в первую очередь чумные, холерные и оспенные) следовавшие в Дубоссары проходили здесь шестидневную выдержку (карантин) у единственной тогда паромной переправы через Днестр под Карантинною горою против турецкого селения Криуляны. После этого по пропускному билету можно было ехать в Дубоссары. В годы эпидемий в карантине выдерживали 16 дней с обязательной очисткой и окуриванием одежды.

Карантинно-таможенный тракт пролегал через “лощину” между Дубоссарами и с. Лунга и направлялся на Балту. Эта же дорога (этапная) служила одновременно почтовою и военно-грузовою. Вдоль Днестра через Карантин – Дубоссары – Ягорлык шла большая почтовая дорога из Бессарабии в Санкт-Петербург, поэтому не удивительно, что в заштатном городе Дубоссары в XIX в. была почтовая контора 1-го класса, а в ставшем уездным городе Тирасполе – только 2-го класса.

В 1793 г. В.Каховский получил указание принимать самые решительные меры по устройству желающих поселиться в Новороссии. Хотя законодательство запрещало укрывать беглых, здесь под разными предлогами их почти не разыскивали, понимая, что в противном случае они будут уходить за границу. Им даже предоставлялись льготы. Вскоре 56 молдавских помещиков, перешедших в русское подданство (это было обязательным условием), получили в этих краях более 250 тыс. десятин земли. Начиная с 1794 г., на них селились также выходцы из Черногории.

По Именному Указу Сенату от 27.01.1795 г. к Тираспольскому уезду Вознесенской губернии приписывались города Одесса, Балта, Дубоссары, Овидиополь, Григориополь. Согласно этому Указу Тирасполь стал уездным, а Дубоссары заштатным городом. Указ был официально утвержден 03.06.1795 г., но уже 12.12.1795 г. Вознесенскую губернию ликвидировали и образовали Новороссийскую губернию из Екатеринославской.

Название “Новороссия” дала Екатерина еще в 1764 г. территории Херсонской, Екатеринославской, Таврической губерний. Екатеринослав (названный в честь императрицы) по указу от 12.12.1796 г. был переименован в Новороссийск (в 1802 году его снова назовут Екатеринославом, а в 1926 – Днепропетровском).

На 31.12.1796 г. в Новороссии было 12 уездов, среди них Тираспольский (в него входили Дубоссары, Одесса и др.), а на востоке – Ростовский с землей Войска Донского. С 1796 по 1801 гг. земли Новороссийской губернии простирались от Днестра до Кубани. 08.10.1802 г. она разделилась на три губернии: Николаевскую (куда входил Тираспольский уезд), Екатеринославскую и Таврическую. 15.05.1803 г. Николаевская губерния была переименована в Херсонскую.

В 1805 г. Россия в третий раз овладела Бендерской крепостью и оттеснила турок за Дунай. Однако после поражений от французов, она была вынуждена, заключив Тильзитский договор (25.06.1807), покинуть Валахию и Запрутскую Молдову (т.е. современную территорию Румынии). При этом в Приднестровье прибыла часть казаков с Подунавья. Они принесли с собой многочисленные украинские народные песни, в которых главной темой была подготовка казака к отъезду на Дунай, а также сцена расставания его с родным краем и любимой девушкой.

 

 

Дубоссарское крестьянство

Южная зона (южнее р. Ягорлык)

 

Современное состояние села необходимо

правильно понять во всей его драматичности,

во всех его противоречиях.

П.Симуш

 

Приднестровская полоса южной зоны (южнее Ягорлыка) в начале XVIII в. была заселена полуоседлыми татарами, ногайцами и (с разрешения татар) небольшим количеством выходцев из-за Днестра и Подолии (“польских украинцев”, “волохов”, армян, евреев).

В 60-е гг. XVIII в. в Дубоссарском округе (от села Роги до Незавертайловки) были все известные в настоящее время селения, расположенные на берегу Днестра. Они нанесены на карте № 7 “Атласа Россий-ского” (издан Санкт-Петербургской Академией Наук в 1745 году), на карте “Театр войны при Днепре, Днестре и Дунае” (Санкт-Петербург, 1738), на карте Я.Шмидта “Пограничная карта Российской и Турецкой империи и Польши” (Санкт-Петербург, 1769). Селения многократно разрушались в ходе войн между Россией, Польшей и Турцией, а затем возрождались. Как уже отмечалось, навсегда покидая эти земли в 1789 г., турки полностью уничтожили здешнее население.

Севернее Ягорлыка (до 1793 г. – это были земли Речи Посполитой) крестьяне жили на землях частных землевладельцев.

Крестьяне южной зоны при турках не были крепостными. Работали они на “откупных землях” и отдавали “Думбасарскому” (так он именовался в документах запорожских казаков) каймакану “десятину” (но это не значит “десятую часть”, а установленную долю) “со всякого прибытка” или платили оброк в денежной или натуральной форме. Барщины здесь не было. Платили также “с плуга”, “от борозды”, “от избы”. В селениях же, “кои хлеба не пашут” размер оброка устанавливался “по пропорции их состояния”.

Административная власть в “Думбасарском” округе осуществлялась каймаканом – наместником крымского хана. Занимались здесь в основном охотой и животноводством. Пишущим о том, что кочевники, якобы, занимались также земледелием, следует напомнить, что у многих кочевых народов даже в настоящее время религией осуждается не только возделывание земли, но и ловля и потребление рыбы. Кроме того, сам кочевой образ жизни делает земледелие невозможным.

После прихода сюда России в 1789 г. крестьяне жили на казенных землях (государственные крестьяне и колонисты), поэтому она стала более привлекательной, в том числе для населения из северной (до 1793 г. еще польской помещичьей) зоны.

По приказу В.Каховского по р. Ягорлык были созданы подвижные кордоны для приема и охраны крестьян, бежавших от польских вельмож северной зоны. Беженцев из-за Днестра (молдаван, русских, поляков и др.), спасавшихся от турок, принимали через Перерытский кордон.

В 1795 г. в Гоянах жили 273, Дубово – 236, Коржево – 269, Кочиерах – 335, Кошнице – 779, Лунге – 1160, Маловатом – 274, Перерытом – 396, Погребах – 181, Рогах – 116 человек.

В южной зоне после 1791 г. царское правительство “жаловало” земли в награду “за службу”. Когда здесь попытались закрепостить переселенцев, их приток почти прекратился, а в 1798-1802 гг. возникли крестьянские бунты. Александр I 09.05.1802 г. издал указ о запрете закрепощения “иностранных выходцев”. 20.05.1803 г. он писал: “... открывшееся по сему следствию присвоение (т.е. закрепощение крестьян. – В.Д.) не имеет... никакого законного основания”.

После этого у берегов Днестра земли “не жаловались”, чтобы не заводить здесь крепостнические порядки и ускорить заселение. 20.09.1804 г. было принято “Положение об обязанных поселениях”, согласно которому появилось новое сословие – лично свободных крестьян, т.е. свободных от закрепощения.

Если помещикам не удавалось в течение трех лет на 30 десятинах поселить одного человека мужского пола (женский пол в расчет не брался и права голоса не имел), то землю отбирали в казну. Поэтому о каких-то препятствиях для переселения молдаван с Правобережья Днестра (о чем много писалось в националистических газетах и говорилось в парламенте Молдовы в 1990 г.) не может быть речи. Подтверждением тому является также национальный состав большинства Левобережных сел современного Дубоссарского района (они населены в основном молдаванами).

После 1812 г. приток беженцев резко увеличился, как с восточных, так и с западных земель. Царское правительство предпочитало заселять эти земли выходцами из Бессарабии и предоставляло им всевозможные льготы. С восточных земель переселенцы прибывали большей частью самостоятельно (многие из них убегали от помещиков). Они старались жениться на местных женщинах, так как в этом случае не подлежали выдаче прежним хозяевам. Вливаясь в молдавские семьи, они обычно теряли свой язык, одновременно привнося свое в язык и обычаи молдаван.

Дубоссары имели статус города, но имели аграрный облик. Даже купцы и мещане располагали обширными участками земли.

В нашем городе по первой переписи (1795 г.) числилось 1075 человек, из них 627 (151 семья) “казенных поселянина”. В селах преобладали молдаване, но в Кошнице и Дубово было также много русских и украинцев, в Дороцком, Перерытом и Кошнице – болгар.

Налоги среди крестьян распределялись сельской общиной “под наблюдением экономии” (помещиков). В случае неуплаты в установленный срок их вносил помещик, а крестьяне затем отрабатывали “по добровольному условию” или отдавали долг деньгами. В связи с большими долгами отработки нередко превращались в круглогодовые и крестьяне становились по сути дела крепостными, хотя таковыми не числились. В 1858 г. само царское правительство констатировало: “Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностью законом, место которого заступали предания, обычаи и добрая воля помещика”.

Раскладка платежей и их выполнение осуществлялись по общинному принципу: между ревизиями крестьяне платили не только за себя, но и за умерших, беспомощных, старцев, беглых. Вновь прибывающих крестьян освобождали от налогов, сборов и всевозможных повинностей. В обложение попадали только лица мужского пола. Такой принцип платежей заставлял самих крестьян следить за соседями (чтобы они не сбежали) и агитировать знакомых к переселению в наши края (их нередко записывали под чужими фамилиями вместо умерших). По той же причине в селах все обо всех знали, что является нормой и современной сельской жизни. В этих условиях со стороны государства не требовалось значительного вмешательства в вопросы самоуправления крестьянской общины, а роль сельского схода была велика.

Государство устанавливало размер подушной подати, разных повинностей и мирских сборов: на содержание дорог, почт, мостов, на строительство, содержание, отопление и освещение воинских и полицейских зданий, перевозку казенных грузов, обслуживание воинских команд и арестантских партий, обеспечение переезда чиновников, поставку подвод и рабочей силы при постройке и ремонте дорог, предоставление жилья воинским частям и проезжающим чиновникам и др. Со временем их заменяли на денежный оброк. Но денежные отношения среди крестьян были развиты слабо.

Бессарабское население не отбывало рекрутской повинности. В Левобережье она была введена лишь после войны 1812 г. В рекруты отдавали также провинившихся. Богатые дворы часто откупались от нее, за плату нанимая других (следует отметить, что налоговые и другие льготы для сел правого берега Днестра сохранялись и в Молдавской ССР вплоть до ее ликвидации в период развала СССР).

Были и экстренные повинности, связанные с ведением войн: реквизиции, заготовка фуража, строительство оборонительных сооружений. Церковь вводила свои повинности.

Зажиточность крестьян селений южной зоны была неодинаковой (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Обеспеченность государственных крестьян

лошадьми и рогатым скотом (1820 г.)

 

Селение Число дворов Лошади Рогатый скот
всего на двор всего на двор
Гояны     1,3    
Дороцкое         17,3
Кочиеры          
Кошница     0,9   2,5
Лунга         5,4
Магала     0,6    
Маловата         11,5
Перерыта     8,2    
Погребы     0,8    
Роги     0,9   5,7

 

Исполнение полицейских и судебных функций было независимым от крестьянских обществ, однако часть административных дел было в их ведении (например, вопросы налогов). За нарушения порядка предусматривалась система штрафов. Решение дел колонистов и казаков было больше приближено к местам, а крестьянских к центру.

В книге А.Шмидта “Материалы для географии и статистики России. Херсонская губерния”, (Санкт-Петербург, 1863) говорится, что в Лунговской волости и в особенности в селах Кошница и Перерытом было распространено шелководство. Уже в XVIII в. в этих селах добывался и обрабатывался жерновой камень “в великом множестве”. В Кошнице была обозная валка Касьяна Филиппова и 17 других крестьян. Здесь устраивались также “заездные дворы”, где торговали “съестными припасами”, “горячими напитками”, фуражом для скота, предоставляли выпасы.

Но чумаки, перевозившие соль с низовьев Днестра и Дуная, старались обходить стороной большие пути, чтобы избежать лишних затрат, в том числе за выпас волов (неприхотливый украинский серый рабочий скот обходился часто выпасом).

Одним из торговых центров в районе Дубоссар было с. Ягорлык (во время строительства Дубоссарской ГЭС оно оказалось на дне Дубоссарского водохранилища). Здесь дважды в месяц собирался базар и несколько раз в году – ярмарки. Тут от дороги из Бессарабии в Санкт-Петербург отходил путь на Ольвиополь, располагавшийся на левом берегу р. Буг и впадающей в него р. Синюхи. Наряду с Дубоссарами и Григориополем в с. Ягорлык на Днестре была пристань, но в летнюю пору суда по Днестру не поднимались выше Дубоссар.

 

Северная зона (севернее р. Ягорлык)

 

Особую актуальность представляет освещение

крестьянской проблематики в аспекте анализа

духовного мира села, рассмотрение его соци-

альных и духовно-нравственных ценностей.

П.Симуш

 

Как уже говорилось, до 1793 г. эта зона была территорией Речи Посполитой. Она входила в Подольское или Брацлавское воеводства (Надднестровская экономия, Ягорлицкий ключ).

Переселенцы оседали на помещичьих землях на крепостнической основе. В конце XVII в. эти территории значительно обезлюдели в связи с частыми набегами турок, ногайцев и татар.

Нередко приходится читать, что у кочевников не было городов. Они, якобы, постоянно двигались всем народом в походных войлочных домах на телегах. Но это не совсем так. Европейцу трудно усмотреть, например, даже в современных окраинах столицы Монголии (Улан-Баторе) привычный город. В действительности весной кочевники движутся с юга на север, а осенью в обратном направлении в сторону зимовий, которые устраиваются в основном на зимний период вблизи незамерзающих водных источников (у рек или родников).

Такая система кочевого скотоводства требовала сохранения в неприкосновенности пастбищ, расположенных у зимовий (городов). Поэтому всякие самовольные поселения в районе Дубоссар жестоко пресекались. Селившихся без разрешения уничтожали или угоняли в плен.

В 1787-89 гг. ногайцы уничтожили села не только в южной зоне, но и севернее Ягорлыка. Так, в 1790 г. в Цыбулевке было всего четыре двора, но по ревизии 1795 г. их было уже 45. В южной зоне крепостничества не было, поэтому крестьяне из сел, расположенных севернее Ягорлыка, нередко убегали сюда. Но и в села северной зоны прибывало немало беглых крестьян из-за Днестра. Так, в течение 1795 г. из Сорокского цинута (уезда) на Левобережье Днестра перешли почти все крестьяне.

Часть земель северной зоны после 1795 г. государство (Россия) выкупила. Но основная доля их продолжала принадлежать частным собственникам: местной шляхте и магнатам. Покупались только земля и крепостные крестьяне. Дворовые, “свободные от крепости”, чиншевая шляхта (вносившая плату за землю в установленный срок) и “вольные люди” не продавались. Деревни часто сдавались в аренду.

Царское правительство конфисковало имения польских помещиков и передавало их в казну несколько раз: 03.05.1795 г., 24.08.1809 г., 17.12.1809 г., 12.12.1812 г. (за участие в мятежах и войнах на стороне Наполеона, а также за эмиграцию), а также в 1830-31 гг. “Вследствие неблагополучного финансового положения государства” эти земли опять неоднократно продавались вместе с государственными крестьянами, а затем государство их снова выкупало. К 1861 г. почти все земли были помещичьими.

Барщина (называвшаяся здесь по-украински “панщиной”) формально устанавливалась до трех дней в неделю. Фактически таких дней иногда бывало до 200-300 в год. Кроме того, платили оброк (называвшийся также по-украински “данинами”) в натуральной форме и несли всякие повинности. Постепенно хозяйства переводились на оброк, но окончательно они такими стали лишь к 1858 г.

Феодальные отношения исключали формирование здесь фонда частнособственнической крестьянской земли, так как по законодательству крепостной не мог быть юридическим лицом. Он мог купить землю только на имя своего помещика. Николай I называл крепостных крестьян “вещью, принадлежащей другому”.

В селах севернее Ягорлыка проживали преимущественно молдаване и украинцы, меньше – поляки, а в городах – поляки, евреи, греки, армяне.

Главной отраслью в северной зоне было земледелие, поэтому по количеству рабочего скота можно (в какой-то мере) судить о зажиточности крестьянских дворов в разных селениях и степени их расслоения по этому показателю (табл. 4).

Сравнивая эти данные с приведенными по южной зоне, можно сделать вывод, что в южной зоне уже в 1820 г. расслоение крестьян было больше, чем в северной, даже через 25-30 лет. Там произошло большее накопление капитала у отдельных лиц, что способствовало частному предпринимательству и формированию капиталистических производственных отношений в деревне.

 

 

Таблица 4

Date: 2015-06-11; view: 368; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию