Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эдисон
|
| А. Действия, предшествующие непосредственному информационному поиску.
| Выполнение
| а) просмотреть аналитические обзоры, написанные ведущими специалистами в некоторой области философии, науки (как правило, такие обзоры завершаются перечнем нерешенных научных проблем и перспектив развития некоторой научной области);
| ─
| б) выяснить темы ранее выполненных исследований, подумать, нельзя ли провести те же исследования с использованием новых, более совершенных методов, заведомо дающих новые результаты;
| ─
| в) ознакомиться со специальной литературой в избранной области знаний, с новейшими результатами обществоведческих, философских исследований, особенно в пограничных областях науки, поиск темы на "стыке" наук (этот путь постановки проблемы исследования требует особо широкой эрудиции от исследователя);
| ─
| г) выяснить, какие гипотезы были выдвинуты, но не доказаны, не проверены отдельными крупными учеными;
| ─
| д) проконсультироваться с ведущими деятелями науки и экономики для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение;
| ─
| е) проверить выбранную тему на актуальность и новизну. (Актуальность темы проверяется в процессе изучения решений директивных органов, научно-координационных советов, - статей постановочного или проблемного характера. Новизна предполагаемого исследования проверяется в процессе всестороннего библиографического поиска.)
| ─
| Выбор темы и постановка конкретной проблемы исследования завершается написанием текста, фиксирующего проделанный поиск и содержащего:
|
| 1) формулировку темы исследования;
| ─
| 2) характеристику данной темы в некоторой, более широкой, области знания;
| ─
| 3) описание проблемы в той области знания, которую собираетесь решать;
| ─
| 4) перечисление исследовательских вопросов, на которые собираетесь ответить.
| ─
|
|
| Б. Личные контакты.
|
| 1. Определить число собеседников (см. прил.1).
| ─
| 2. Разработать планы бесед.
| ─
| 3. Написать письма: - исследователям;
| ─
| - в редакцию.
| ─
| В. Составление библиографии.
|
| 1. Определить параметры требуемой библиографии:
| ─
| а) круг стран;
| ─
| б) языков;
| ─
| в) хронологические рамки;
| ─
| г) заготовить библиографические таблицы.
| ─
| 2. Определить виды искомой литературы:
| ─
| а) книги;
| ─
| б) статьи;
| ─
| в) рецензии;
| ─
| г) сборники статей;
| ─
| д) труды научных учреждений;
| ─
| е) материалы конгрессов, конференций;
| ─
| ж) реферативные журналы.
| ─
| 3. Просмотреть библиографические указатели.
| ─
| 4. Узнать о работах, которые появятся в ближайшем будущем.
| ─
| 5. Посмотреть зарубежную библиографию.
| ─
| 6. Составить систематический и предметный каталоги по теме исследования.
| ─
| 7. Составить библиографические таблицы и библиографический обзор.
| ─
| 8. Составить первый вариант плана просмотра, ознакомления и изучения первичных источников по теме исследования.
| ─
|
|
| Г. Изучение информации.
|
| 1. Овладеть культурой чтения научной литературы (см. список литературы и прил.4).
| ─
| 2. Осознать общую позицию авторов по отношению к исследуемой проблеме со слов самих авторов во введениях к работе.
| ─
| 3. Понять общую структуру работы (исходя из оглавлений), круга затрагиваемых проблем (исходя из предметных указателей) и местонахождения в источнике мест (глав, параграфов), с которыми следует ознакомиться в первую очередь.
| ─
| 4. Сделать выписки, отражающие основные цели написания научных работ (со слов самих авторов во введениях).
| ─
| 5. Составить краткие аннотации к работам.
| ─
| 6. Переписать или ксерокопировать оглавления и предметные указатели в случае, если книга оказывается чрезвычайно нужной.
| ─
| 7. Узнать общие подходы к позиции научных школ и течений в решении исследуемой проблемы.
| ─
| 8. Составить список релевантных, пертинентных работ, и ориентировочный список прототипных работ[7].
| ─
| 9. Подготовить аннотационный обзор.
| ─
| 10. Понять, как конкретно решают авторы проблему вашего исследования:
| ─
| - в чем особенность предлагаемых ими решений;
| ─
| - на каких аспектах затрагиваемой проблемы делают акценты;
| ─
| - какую методику исследования используют и т.д.
| ─
| 11. Выявить работы коллег-единомышленников и работы, которые следует подвергнуть критике.
| ─
| 12. Узнать о конкретных принципах и имеющихся подходах к разработке темы исследования.
| ─
| 13. Выделить круг прототипных работ.
| ─
| 14. Подготовить: - аннотации прототипных и наиболее важных
пертинентных работ;
| ─
| - сводный аннатационный обзор по проблеме
исследования.
|
| 15.Детально познакомиться с наиболее значимыми для вас работами:
| ─
| - ее принципами;
| ─
| - методами;
| ─
| - методиками;
| ─
| - теоретическими и экспериментальными результатами.
| ─
| 16. Сделать развернутые выписки, конспекты, тезисы, планы (сложные), граф – схемы, концептуальную информационно-поисковую систему (КИПС) по проблеме исследования.
| ─
| 17. Подготовить рефераты и реферативные обзоры по отдельным аспектам проблемы исследования.
| ─
| 18.Завершить поиск и фиксацию научной информации по теме написанием целостного обзорного текста, обобщающего и систематизирующего всю извлеченную информацию.
| ─
|
Шаг четвертый:
ПОСТАНОВКА ОСНОВНОГО ВОПРОСА (ПРОБЛЕМЫ), РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ, МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
И РАЗРАБОТКИ ПЛАНА
"Главное - это план, а работа - это самое легкое. Когда есть план, то знаешь, как
собирать материал"
(Ф.М.Достоевский.)
А. Постановка вопроса (проблемы).
| Выполнение
| Постановка вопроса (проблемы) предполагает выполнение следующей группы действий:
| ─
| 1. Формирование проблемы, состоящее из:
| ─
| - вопрошания (выделения центрального вопроса[8] проблемы);
| ─
| - контрадикции (фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы);
| ─
| - финитизации (предположительное описание ожидаемого результата).
| ─
| 2. Построение проблемы, представленное операциями:
| ─
| - стратификации ("расщепления" проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос);
| ─
| - композиции (группирование и определение последовательности решения подвопросов, составляющих проблему);
| ─
| - локализации:
а) ограничение поля изучения в соответствии с потребностями исследования и возможностями исследователя
| ─
| б) ограничения известного от неизвестного в области, избранной для изучения;
|
| - вариантификации (выработка установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиск альтернатив для всех элементов проблемы).
| ─
| 3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями как:
| ─
| - кондификация (выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и т. п);
| ─
| - инвентаризация (проверка наличных возможностей и предпосылок вопросов);
| ─
| - когнификация (выяснение степени проблемности, т.е. соотношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для решения проблемы;
| ─
| - уподобление (нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой);
| ─
| - квалификация (отнесение проблемы к определенному типу).
| ─
| 4. Обоснование, представляющее собой последовательную реализацию процедур:
|
| - экспозиции (установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами);
| ─
| - актуализации (приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения);
| ─
| - компрометации (выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы);
| ─
| - демонстрации (объективный синтез результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации).
| ─
| 5. Обоснование, состоящее из:
|
| - экспликации понятий;
| ─
| - перекодировки (перевод проблемы на иной научный или обыденный языки);
| ─
| - интимизации понятий (словесная нюансировка выражения проблемы и подбор понятий, наиболее точно фиксирующих смыл проблемы).
| ─
| Это типичный порядок реализации действий, необходимых для постановки проблемы. В зависимости от характера исследований исследователя возможно изменение последовательности процедур и операций.
|
|
|
| Б. Построение и подтверждение гипотезы.
|
| 1. Выделить группу явлений, причину существования которых невозможно пока объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.
| ─
| 2. Всесторонне изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена.В процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоятельства:
| ─
| - предшествующие явления;
| ─
| - сопутствующие явления;
| ─
| - последующие явления и т.д.
| ─
| 3. Формулирование гипотезы, т.е. научного предположения о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов.
| ─
| 4. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности была найдена.
| ─
| 5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.
| ─
| 6. Согласовать гипотезу с руководителем.
| ─
| 7. Обсудить: - со своими товарищами;
| ─
| - специалистами.
| ─
| 8. В процессе исследования гипотезу следует непрерывно уточнять, дополнять, совершенствовать.
| ─
| 9. Вовремя отказаться от гипотезы, оказавшейся неверной.
| ─
| 10. Собрать все гипотезы, какие можно выдвинуть и какие имеют то или иное отношение к избранному для изучения вопросу.
| ─
| 11. Отмечать на отдельных листках сильные и слабые допущения, правдоподобные и фантастические теории, высказывания ученых, философов.
| ─
|
|
| В. Определение методов и методики исследования.
|
| 1. Выяснить, какие методы и приемы необходимы для исследования.
| ─
| 2. Составить список данных методов и приемов.
| ─
| 3. Убедиться в том, что выбранная методика соответствует современному уровню науки.
| ─
| 4. Определить основные и вспомогательные методы.
| ─
| 5. Проверить возможность использования методов, применяемых в смежных дисциплинах.
| ─
| 6. Изучить данные методы.
| ─
| 7. Приступить к составлению рабочего плана.
| ─
|
| ─
|
Г. Составление рабочего плана.
|
| 1. Уточнить: а) формулировку темы;
| ─
| б) общие, частные и побочные исследования.
| ─
| 2. Составить объяснительную записку, где должны содержаться:
| ─
| - обоснование темы;
| ─
| - краткая информация об ее современном состоянии;
| ─
| - развернутая характеристика целей и задач;
| ─
| - изложение выдвигаемой исследователем рабочей гипотезы (или гипотез);
| ─
| - мотивировка выбора методов и объектов исследования.
| ─
| 3. На основе объяснительной записки составить рабочий план. В рабочем плане должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как это сделать.
| ─
| 4. Познакомить с ним руководителя и товарищей по работе.
| ─
| 5. Учесть сделанные им замечания.
| ─
| 6. Установить сроки выполнения.
| ─
| 7. Составить перечень дополнительных дел по теме «Исследования» (см. прил.6).
| ─
| |
| Д. Построение плана диссертации.
|
| 1. Уточнить поставленный вопрос диссертации путем четкого определения основного термина (ключевого слова) вопроса, т.е. путем выяснения того, о каком объекте требуется дать информацию и какого рода эта информация должна быть.
| ─
| 2. Выбрать подходящее основание редукции поставленного вопроса к вспомогательным вопросам. Выбор этого основания может быть самым разнообразным, но определяется он, в конечном итоге, поставленной задачей.
| ─
| 3. Произвести деление основного понятия по выбранному основанию.
| ─
| 4. Поставить полученные члены деления под вопрос и получить вспомогательные вопросы.
| ─
| 5. Если вспомогательные вопросы окажутся вопросами оптимальной энтропии, то редукцию закончить. Если же какой-то из этих вопросов окажется прагматически некорректным, то редукцию этого вопроса продолжить и т.д.
| ─
| 6. На основе проведенной подготовительной работы составить план, в котором за основное заглавие всей научной работы принимается исходный вопрос (основной вопрос, т.е. вопрос нулевого уровня редукции), за заглавие 1-го уровня (например, за заглавие глав) – вспомогательные вопросы 1-го уровня, за заглавия 2-го уровня (например, за заглавия параграфов) – вспомогательные вопросы второго уровня и т.д.
| ─
|
Шаг пятый:
ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
А. Создание и обработка научной информации.
| Выполнение
| 1. Получить новую научную информацию на основе проведения исследования, доказывающего выдвинутую гипотезу, применяя необходимые методы:
| ─
| а) наблюдения;
| ─
| б) эксперимента;
| ─
| в) опроса;
| ─
| г) логического анализа и синтеза;
| ─
| д) метода абстрагирования;
| ─
| е) формализации;
| ─
| ж) моделирования;
| ─
| з) восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. (Для удобства работы представьте необходимые вам методы в виде последовательности исследовательских операций, выполнение которых по заданным правилам обеспечивает достижение искомого результата. В качестве примера см. прил. 3, 5).
| ─
| 2. Проверить, удовлетворяет ли полученная информация следующим требованиям:
| ─
| а) новизны, т.е.
| ─
| - введены ли в научный оборот новые, ранее неизвестные факты;
| ─
| - введены ли в научный оборот новые научные, философские положения или концепции;
| ─
| - разработаны ли новые методы или приемы исследования, новые методики;
| ─
| - пересмотрены ли старые знания с помощью новой методологии, методики и с новых позиций, если при этом знания претерпевают существенное приращение либо иную структурную организацию, открывающую новые возможности для приращения;
| ─
| - обобщены ли и всесторонне исследованы ранее известные материалы, которым была придана не имевшая ранее места обозримость; или разрозненный ранее материал был подчинен единым принципам, приведен в систему;
| ─
| - выявлены ли новые связи и закономерности;
| ─
| б) достоверности и объективности, т.е.
| ─
| - были ли произведены исследовательские операции лишь с безусловно реальными фактами, четко отделяемыми от гипотез и допущений;
| ─
| - обобщения и выводы проверяемы;
| ─
| - исследовательские операции воспроизводимы;
| ─
| - не были ли случайно фальсифицированы научные данные;
| ─
| в) доказательности, т.е.:
| ─
| - выдвинутые положения должны быть доказаны, а не декларированы;
| ─
| - доказывать обязан автор, а не оппонент;
| ─
| г) полноты, т.е.:- все ли аспекты проблемы освещены.
| ─
| 3. После завершения всех этих этапов обработки информации принять решение:
| ─
| - признать основную часть работы законченной;
| ─
| - провести дополнительный сбор и отбор материала;
| ─
| - признать работу удавшейся или не удавшейся.
| ─
|
|
| Б. Построить выводы и предложения.
|
| 1. Проверить завершенность каждой отдельной части работы и доказательность аргументации в масштабе всей работы в целом.
| ─
| 2. Сформулировать выводы:
| ─
| а) по существу поставленной проблемы;
| ─
| б) по побочным вопросам;
| ─
| в) по вопросам практического значения и использования полученных результатов.
| ─
| 3. Наметить дальнейший ход работы:
| ─
| а) уточнить, как продолжать исследование;
| ─
| б) выяснить, какой избрать метод и т.д.
| ─
| 4. Сравнить ранее выдвинутую гипотезу с полученными выводами.
| ─
|
Шаг шестой:
ТРАНСЛЯЦИОННО-
ОФОРМИТЕЛЬСКИЙ
А. Композиционное построение и оформление диссертации.
| | Диссертация включает в себя:
|
| 1. Титульный лист.
| ─
| 2. Оглавление.
| ─
| 3. Предисловие или введение.
| ─
| 4. Основной текст.
| ─
| 5. Список используемой литературы.
| ─
| Во введении должна быть дана:
| ─
| а) краткая аннотация освещения степени разработанности данной темы;
| ─
| б) изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы;
| ─
| в) основные положения, которые автор выносит на защиту, т.е. дается: обоснование актуальности темы исследования; изложение целевой установки; определяются задачи и назначение работы.
| ─
| Объем введения - 10-15 страниц.
| ─
| Основной текст содержит:
| ─
| - обзор литературы по теме;
| ─
| - изложение научной гипотезы;
| ─
| - методику исследования;
| ─
| - комментарии (оценку полученных результатов);
| ─
| - заключение (выводы);
| ─
| - список используемой литературы.
| ─
| В обзоре литературы – очерк основных этапов и переломных периодов в развитии научной мысли по своей проблеме.
| ─
| Сжато, критически осветив работы предшественников, диссертант должен назвать те вопросы, которые остались неразрешенными, и, таким образом, определить свое место в решении проблемы.
| ─
| Закончить обзор кратким резюме о тех конкретных научных задачах, которые автор стремится поставить и разрешить в своей диссертации.
| ─
| В следующих разделах излагается собственное исследование диссертанта с особенным выявлением того нового и оригинального, что он вносит в разработку проблемы.
| ─
| Все мысли и положения автора должны быть обстоятельно обоснованы на базе принятой автором методики, вытекающей из сущности предмета диссертации. Весь порядок изложения в диссертации должен быть подчинен руководящей идее, четко высказанной автором. Каждая глава должна иметь определенное целевое назначение и являться базой для последующей.
| ─
| В каждой главе – выводы (ответы на подвопросы, сформулированные в названии глав).
| ─
| В заключении формулируются общие выводы по результатам исследования (ответ на основной вопрос всей работы, сформулированный в названии публикации).
| ─
|
|
| Б. Подготовка к литературной обработке.
|
| 1. Устранить неоправданные отступления.
| ─
| 2. Учиться выражать свои мысли по теме:
| ─
| а) выступить с сообщениями;
| ─
| б) статьями;
| ─
| в) докладами
| ─
| г) популяризовать тему в стенной печати, в газетах, в журналах.
| ─
| д) опубликовать статьи;
| ─
| е) прочитать лекции по теме (см. прил.7).
| ─
| 3. Составить план изложения.
| ─
| 4. Составить несколько вариантов плана. Выбрать лучший.
| ─
| 5. Определить объем каждой части.
| ─
| 6. Привести в порядок весь накопленный материал:
| ─
| а) отсеять все лишнее;
| ─
| б) распределить по главам, параграфам все то, что планируется использовать.
| ─
|
|
|
В. Требования к заглавию диссертации.
|
| 1. Заглавие должно существенно определяться основным результатом.
| ─
| 2. Для правильного выбора заглавия необходимо правильно найти ключевое слово диссертации (правильно подобрать "ключ"). Для этого надо задать себе два вопроса:
| ─
| а)- о чем утверждается в работе?
| ─
| б)- что именно утверждается?
| ─
| 3. Следует соблюдать приемлемость терминологии заглавий; термины в заглавии должны быть ограничены только теми словами, которые указывают на существенное содержание работы.
| ─
| 4. Заглавие не должно быть ни слишком частным (узким), ни общим (широким) относительно представляемых в работе результатов.
| ─
|
|
| Г. Требования к постановке цели научной работы.
|
| Цель научной работы ставится для того, чтобы сразу же информировать читателя, какого рода основные результаты будут излагаться и обосновываться в данной работе.
| ─
| 1. Постановка цели научной работы должна быть совокупностью вспомогательных вопросов, ответы на которые являются наиболее общими и существенными вспомогательными результатами.
| ─
| 2. Цель научной работы должна быть конкретизацией ее заглавия и в конечном итоге детерминироваться основным результатом научной работы.
| ─
| 3. Цель работы формулируется ясно либо в предисловии, либо во введении.
| ─
|
|
| ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: В практике нередко цель достижения результатов полностью подменяется целями исследования, хотя цели эти бывают различны. Например, диссертанты нередко пишут, что целью диссертации является "исследовать то-то и то-то", "дать анализ того-то и того-то", при этом не указывают, какие результаты они хотят получить в процессе исследования и анализа. Так в одной из диссертаций соискатель пишет: "Цель работы. Философско-методологический анализ ситуации выбора в деятельности человека", но не указывает, какие результаты он намерен получить.
| ─
| Д. Требования к введению в научную работу.
|
| 1. Сформулировать проблему исследования, описать условия постановки и причины ее исследования.
| ─
| 2. Изложить: цель, область, общий метод исследования.
| ─
| 3. Во введении основные и общие для всей работы термины (понятия) должны быть явно и достаточно четко определены (разъяснены)
| ─
| а) во введении ко всей научной работе определяются термины, являющиеся основными для всей работы в целом.
| ─
| б) во введениях к главам (пусть явно и не выделяемых) определяются основные термины соответствующих глав
| ─
| в) во введениях к параграфам - основные термины для этих параграфов и т.д.
| ─
| 4. Указать условия, при которых он рассматривает исследуемый объект. Эти условия могут касаться:
| ─
| - места
| ─
| - времени
| ─
| - аспекта, в каком рассматривается объект
| ─
| - того, что автор принимает за известное и т.п.
| ─
| 5. Указать на результаты других авторов, полученные при исследовании изучаемого в данной работе явления.
| ─
| 6. Изложить результаты диссертации, т.е. защищаемые тезисы:
| ─
| - показана их новизна
| ─
| - актуальность
| ─
| 7. оговорить в явном виде все те условия и ограничения в исследовании и описании объекта, при которых только и могут быть утверждения об этом объекте истинными.
| ─
| ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Во введении нельзя злоупотреблять описанием результатов других авторов. Не заполняйте пустоты не имеющими прямого отношения к делу сведениями.
| ─
|
Е. Требование к основному содержанию научной работы.
|
| I. Свести основной вопрос к вспомогательным вопросам оптимальной энтропии.
| ─
| 1) сведение основного вопроса к вспомогательным осуществляется с помощью логических методов деления и определения понятия.
| ─
| 2) сведение основного вопроса к вспомогательным должно продолжаться вплоть до вспомогательных вопросов оптимальной энтропии
| ─
| 3) заглавия некоторого уровня должны быть заглавиями одного и того же уровня сведения основного вопроса к вспомогательным вопросам
| ─
| 4) одновременно сведение может производиться только по одному основанию.
| ─
| II. После сведения основного вопроса научной работы к вспомогательным вопросам оптимальной энтропии необходимо дать ответы на эти вопросы. (Если никакого истинного ответа на данный вопрос не существует, то он является некорректным. Последнее эквивалентно тому, что не все предпосылки истинны).
| ─
| 1) проверить, чтобы все предпосылки вопросов, выражаемых заглавиями научной работы, были истинными.
| ─
| 2) проверить, чтобы предпосылки были:
| ─
| - истинными
| ─
| - необходимыми и достаточными для обоснования ответа
| ─
| - явно, ясно и кратко изложенными
| ─
| 3) никаких лишних, не имеющих прямого отношения к обоснованию ответа на вопрос, сведений не приводить. Избавиться от привычки приводить в работе "все, что кто-то сказал" по данному вопросу. Перечень явно указанных предпосылок должен быть достаточным для обоснования ответа.
| ─
|
|
| Ж. Требования к заключению научной работы.
|
| 1. Показать, из каких вспомогательных результатов и основных предпосылок следует основной результат
| ─
| 2. Показать научно значимые следствия из основных результатов и общего содержания работы.
| ─
|
З.Логико-методологические требования к введению понятий в научную работу
|
| 1. Основные понятия диссертации должны быть непременно определены с помощью явных, достаточно точных в четких определений, причем определены до их использования при решении поставленных в данной работе задач.
| ─
| 2. Введение понятий в научную работу должно осуществляться с помощью определений, адекватных поставленной в этой работе задаче.
| ─
| Характерные черты адекватности и соответствующие им требования к научной работе:
| ─
| а) Существенность определяющего признака (определяющий признак предмета - это тот признак, через который определяется понятие о данном предмете). Определение понятия должно производится через признак специфический и существенный с точки зрения поставленной перед научной работой задачи.
| ─
| б) Познавательная простота определяющего понятия. Последняя должна удовлетворять следующему требованию:
| ─
| - при введении понятий в научную работу необходимо пользоваться определениями, наиболее простыми с познавательной точки зрения, но удовлетворяющими решению поставленной в данной работе задаче.
| ─
| в) Оптимальная эффективность определений
| ─
| - следует прибегать к оптимальной эффективности определений вводимых в научную работу понятий.
| ─
| г) согласованность явных и контекстуальных определений
| ─
| - в научной работе явные и контекстуальные определения терминов должны быть согласованы
| ─
| 3. Не принимать суждение в качестве определения. Суждение нередко принимается за определение на основании их внешнего сходства по написанию, когда и в первом и во втором случае фигурирует связка "есть" тире и т.п. Такой ошибки следует избегать, ибо сами по себе суждения могут быть истинными, но принятые за определения они не будут правильными.
| ─
| 4. О тождестве или различии терминов следует судить только на основе их определений.
| ─
|
|
| И. Логико-методологические требования к обоснованию результатов научной работы.
|
| 1. Истинность результатов научной работы необходимо обосновать исходя из специфики:
| ─
| а) явных определений введенных в данную работу понятий;
| ─
| б) явно принятых в данной работе и ясно сформулированных предпосылок.
| ─
| Это требование обязывает автора:- дать явные и ясные определения основным понятиям,
| ─
| - явно оговорить необходимые и достаточные предпосылки научной работы,
| ─
| - обосновать результаты, эффективно используя именно эти определения и предпосылки.
| ─
| Если среди них окажутся неиспользуемые, таковые следует удалить из работы.
| ─
| 2. Обоснование результата.
| ─
| а) должно производиться на основе законов и правил формальной логики;
| ─
| б) не должно иметь методологических ошибок содержательного характера.
| ─
|
|
| К. Требования к результату научной работы.
|
| 1. Результаты (положение, тезисы) должны быть корректными суждениями.
| ─
| 2. Основные понятия (термины) в формулировке результатов научной работы должны быть явно и четко определены.
| ─
| 3. Истинность результата научной работы должна быть обоснована.
| ─
| 4. Если автор научной работы претендует на получение собственных результатов, то эти результаты должны быть четко выделены и отличимы от результатов других авторов.
| ─
| 5. Новизну результата обосновать сравнением результата автора с другими результатами, чтобы показать отличие первого от вторых.
| ─
| 6. Если к научной работе предъявляется требование актуальности, то автор должен указать конкретные научно-практические задачи, которые могли бы, по мнению автора, быть решены с помощью полученных результатов.
| ─
|
|
| Л. Окончание литературной обработки.
|
| 1. Получить окончательные результаты и сформулировать выводы.
| ─
| 2. Дать рукопись: товарищам, руководителю.
| ─
| 3. Устранить, длинноты, повторения, противоречия, неудачно подобранные эпитеты, проверить цитаты.
| ─
| 4. По завершению каждой главы внимательно прочитать ее.
| ─
|
Date: 2015-06-11; view: 385; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|