Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Практической методологии РФО
Захаров А.А. д.ф.н.
Председатель секции
Практической методологии РФО
Www.ooo245.ru
Шаги аспиранта
ВВЕДЕНИЕ
| Основная масса научных работников, получив хорошую подготовку по специальности, плохо знает, как организовать свой труд; в большинстве случаев они руководствуются здравым смыслом и традицией. Не лучше подготовлен и руководящий персонал. В результате эти вопросы нередко решаются поверхностно и бессистемно.
|
| Варшавский М.К. (1975)
|
Низкий уровень методологических и методических знаний аспирантов является серьезным препятствием при подготовке диссертации. К такому выводу мы пришли в ходе наших занятий с аспирантами. И это вполне естественно. Овладение этими знаниями не предусмотрено программой. Информация в этой области знаний не достаточно систематизирована. Для педагогической науки проблема, связанная с вопросами усиления методологической подготовки, не является новой, однако в дидактике, а тем более в методике она еще недостаточно разработана. Остаются невыявленными следующие вопросы:
а) какой комплекс знаний необходим для усвоения студентами методологического компонента;
б) как включить эти знания в содержание образования в целом и каждого предмета в отдельности;
в) какое влияние оказывают методологические знания на формирование умений и навыков в описании какого-либо эксперимента.
Объясняют это следующими причинами: отсутствием в дидактике однозначного ответа на вопрос о том, зачем нужны студентам знания о знаниях и методах научного исследования, т.е. каково значение этих знаний для повышения эффективности обучения; многозначностью термина "методы научного познания" и т.д. Эти вопросы влекут за собой и другие: каков результат усвоения предметных знаний после включения методологического компонента, как результат сказывается на процессе усвоения знаний.
На первых занятиях с аспирантами по методике информационно-поисковой деятельности исследователя, были заданы вопросы: с чего вы будете начинать исследование, какими методами вы будете пользоваться. На эти вопросы некоторые аспиранты не могли дать четкого ответа. Это опрос позволил сделать вывод, что степень сформированности методологических знаний у начинающих аспирантов находится на низком уровне. Было выяснено, что некоторые аспиранты не имеют даже представления о структуре и видах определения.
Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что аспиранты должны прослушать спецкурс с обязательным обсуждением того, как ими были конкретно применены те или иные методы в их исследовании, как им помогло то, что в науковедении называется "технологией научного исследования".
Первым шагом при подготовке к таким занятиям должно быть составление дневника исследования, где в общих чертах должны быть перечислены все необходимые действия исследователя-аспиранта в ходе проведения исследования и оформления результатов его в диссертации. Такое перечисление позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности.
В приложении к дневнику должно быть дано более детальное описание некоторых составляющих операций.
Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда имеешь представление обо всех ее элементах и этапах в целом. Но планировать их надо для того, чтобы заранее учесть возможные затруднения, а главное для того, чтобы, выполняя какую-то часть работы, не утратить представления о целом. При этом нужно иметь в виду, что границы между этими этапами достаточно размыты и весьма субъективны. По этой причине некоторые действия, которые описаны в плане работы над диссертацией, повторяются на разных этапах.
Шаг первый:Начальный
А. Выбор темы.
| Выполнение [1]
| 1. Обосновать:─
|
| а) актуальность темы (а ктуальность – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач);
| ─
| б) теоретическое и практическое значение;
| ─
| в) новизну (н овизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов)[2];
| ─
| г) перспективность;
| ─
| д) возможность подведения теоретической базы для ее выполнения.
| ─
|
|
| Б. Конкретизация темы.
|
| 1. Определить задачу,[3] которая должна быть решена работой
| ─
| 2. Уяснить:
| ─
| а) каков непосредственный[4] и опосредованный предмет предлагаемой теории. Какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование;
| ─
| б) отграничить данную тему от примыкающих к ней.
| ─
| 3. Конкретизировать методы исследования.
| ─
| 4. Определить сроки выполнения этапов, а также отдельных стадий.
| ─
| 5. Конкретизировать тему, т.е. найти научную проблему, подлежащую решению.
| ─
| 6. Составить предварительный план исследования.
| ─
| В. Определение теоретических основ исследования.
| ─
|
| ─
| 1. Уточнить идеализации [5] основным термином объекта, необходимые для решения задачи, требующей использования этого термина;
| ─
| 2. Выяснить закономерности изучаемого явления.
| ─
| 3. Составить методику исследования:
| ─
| а) определить методы;
| ─
| б) процедуры;
| ─
| в) приемы.
| ─
| 4. Уточнить терминологию, завести картотеку применяемых терминов, заносить на карточки определения их значения.
| ─
| 5. Определения понятий подвергнуть мыслительной обработке посредством операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
| ─
| 6. Результаты проведенного поиска и обработки могут быть зафиксированы в виде совокупности следующих записей:
| ─
| а) текст N 1 (констатирующий, текст – рассуждение) - описывает основные понятия, затрагиваемые в исследовании, и логические связи между ними, т.е. задает понятийный аппарат будущего исследования;
| ─
| б) текст N 2 (констатирующий) - дает толкование основных понятий, даваемых различными авторами (с указанием ссылок), но без анализа - одно их перечисление;
| ─
| в) текст N3 (собственно творческий текст)
| ─
| - анализирует;
| ─
| - сравнивает;
| ─
| - сопоставляет различные толкования одного и того же понятия;
| ─
| - классифицирует выделенные понятия по выбранному параметру;
| ─
| - делает предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.
| ─
| |
| Г. Изучение истории вопроса.
|
| 1. Выяснить, не ставился ли уже вопрос.
| ─
| 2. Найти и ознакомиться с ранее составленными:
| ─
| а) программами исследований;
| ─
| б) собранными тогда материалами;
| ─
| в) предварительными тезисами;
| ─
| г) черновиками.
| ─
| 3. Осветить литературную историю изучаемого вопроса, составить исторический обзор:
| ─
| а) охарактеризовать основные этапы развития предмета изучения;
| ─
| б) оттенить переломные моменты;
| ─
| в) отразить главные направления.
| ─
| 4. Анализ современного состояния вопроса:
| ─
| а) выяснить круг вопросов, оставшихся неразрешенными;
| ─
| б) показать вклад предшественников;
| ─
| в) оценить их методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность предложений.
| ─
|
Шаг второй:
ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
А. Подготовка условий для работы.
|
| 1. Материально-техническая подготовка:
|
| а) обеспечить себя: бумагой, тетрадями, переснимающей фотоаппаратурой, папками, большеформатными конвертами (примерно 50) для рассылки авторефератов;
| ─
| б) подать заявки на литературу по МБА.
| ─
| 2. Организационная подготовка:
|
| а) уточнить расстановку сил;
| ─
| б) установить сроки исполнения;
| ─
| в) уточнить сроки командировок, конференций.
| ─
| 3. Подготовка к командировке и конференции:
|
| а) заранее определить ее задачи;
| ─
| б) материалы, которые нужно собрать;
| ─
| в) вопросы, на которые следует получить ответ (см. приложение 1)
| ─
| г) выяснить, с кем надо встретиться (см. приложение 2);
| ─
| д) программу командировки записать и отчитаться.
| ─
| 4. Самоподготовка:
|
| а) овладеть
|
| - методикой и техникой исследования;
| ─
| - мнемотехникой (см. приложение 2);
| ─
| - праксеологической культурой (см. приложение 3);
| ─
| б) ознакомиться с литературой по общеметодологическим дисциплинам:
| ─
| -теории систем;
| ─
| -моделированию;
| ─
| - прогнозированию;
| ─
| - теории подобий и т.д.;
| ─
| в) развить способность понимать текст (см. прил.4);
| ─
| г) посетить лекции и практические занятия по:
| ─
| - методике исследования;
| ─
| - теме близкой к Вашей;
| ─
| д) составить реферат по теме и методам исследования.
| ─
| 5. Создать эмоциональный настрой.
| ─
|
|
|
Шаг третий:
СБОР И ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ [6]
Date: 2015-06-11; view: 407; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|