Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Практической методологии РФО





Захаров А.А. д.ф.н.

Председатель секции

Практической методологии РФО

Www.ooo245.ru

Шаги аспиранта

 

ВВЕДЕНИЕ

  Основная масса научных работников, получив хорошую подготовку по специальности, плохо знает, как организовать свой труд; в большинстве случаев они руководствуются здравым смыслом и традицией. Не лучше подготовлен и руководящий персонал. В результате эти вопросы нередко решаются поверхностно и бессистемно.
  Варшавский М.К. (1975)

 

 

Низкий уровень методологических и методических знаний аспирантов является серьезным препятствием при подготовке диссертации. К такому выводу мы пришли в ходе наших занятий с аспирантами. И это вполне естественно. Овладение этими знаниями не предусмотрено программой. Информация в этой области знаний не достаточно систематизирована. Для педагогической науки проблема, связанная с вопросами усиления методологической подготовки, не является новой, однако в дидактике, а тем более в методике она еще недостаточно разработана. Остаются невыявленными следующие вопросы:

а) какой комплекс знаний необходим для усвоения студентами методологического компонента;

б) как включить эти знания в содержание образования в целом и каждого предмета в отдельности;

в) какое влияние оказывают методологические знания на формирование умений и навыков в описании какого-либо эксперимента.

Объясняют это следующими причинами: отсутствием в дидактике однозначного ответа на вопрос о том, зачем нужны студентам знания о знаниях и методах научного исследования, т.е. каково значение этих знаний для повышения эффективности обучения; многозначностью термина "методы научного познания" и т.д. Эти вопросы влекут за собой и другие: каков результат усвоения предметных знаний после включения методологического компонента, как результат сказывается на процессе усвоения знаний.

На первых занятиях с аспирантами по методике информационно-поисковой деятельности исследователя, были заданы вопросы: с чего вы будете начинать исследование, какими методами вы будете пользоваться. На эти вопросы некоторые аспиранты не могли дать четкого ответа. Это опрос позволил сделать вывод, что степень сформированности методологических знаний у начинающих аспирантов находится на низком уровне. Было выяснено, что некоторые аспиранты не имеют даже представления о структуре и видах определения.

Исходя из такого положения дел, можно прийти к выводу, что аспиранты должны прослушать спецкурс с обязательным обсуждением того, как ими были конкретно применены те или иные методы в их исследовании, как им помогло то, что в науковедении называется "технологией научного исследования".

Первым шагом при подготовке к таким занятиям должно быть составление дневника исследования, где в общих чертах должны быть перечислены все необходимые действия исследователя-аспиранта в ходе проведения исследования и оформления результатов его в диссертации. Такое перечисление позволит иметь представление об общей структуре предстоящей деятельности.

В приложении к дневнику должно быть дано более детальное описание некоторых составляющих операций.

Подобная работа необходима по той простой причине, что успешное обучение и выполнение исследовательской деятельности, как деятельности сложной, возможно тогда, когда имеешь представление обо всех ее элементах и этапах в целом. Но планировать их надо для того, чтобы заранее учесть возможные затруднения, а главное для того, чтобы, выполняя какую-то часть работы, не утратить представления о целом. При этом нужно иметь в виду, что границы между этими этапами достаточно размыты и весьма субъективны. По этой причине некоторые действия, которые описаны в плане работы над диссертацией, повторяются на разных этапах.

 

Шаг первый:Начальный

 

А. Выбор темы. Выполнение [1]
1. Обосновать:─  
а) актуальность темыктуальность – это способность результатов данной работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач);
б) теоретическое и практическое значение;
в) новизну (н овизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов)[2];
г) перспективность;
д) возможность подведения теоретической базы для ее выполнения.
   
Б. Конкретизация темы.  
1. Определить задачу,[3] которая должна быть решена работой
2. Уяснить:
а) каков непосредственный[4] и опосредованный предмет предлагаемой теории. Какие явления, предметы, закономерности должно охватить исследование;
б) отграничить данную тему от примыкающих к ней.
3. Конкретизировать методы исследования.
4. Определить сроки выполнения этапов, а также отдельных стадий.
5. Конкретизировать тему, т.е. найти научную проблему, подлежащую решению.
6. Составить предварительный план исследования.
В. Определение теоретических основ исследования.
 
1. Уточнить идеализации [5] основным термином объекта, необходимые для решения задачи, требующей использования этого термина;
2. Выяснить закономерности изучаемого явления.
3. Составить методику исследования:
а) определить методы;
б) процедуры;
в) приемы.
4. Уточнить терминологию, завести картотеку применяемых терминов, заносить на карточки определения их значения.
5. Определения понятий подвергнуть мыслительной обработке посредством операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
6. Результаты проведенного поиска и обработки могут быть зафиксированы в виде совокупности следующих записей:
а) текст N 1 (констатирующий, текст – рассуждение) - описывает основные понятия, затрагиваемые в исследовании, и логические связи между ними, т.е. задает понятийный аппарат будущего исследования;
б) текст N 2 (констатирующий) - дает толкование основных понятий, даваемых различными авторами (с указанием ссылок), но без анализа - одно их перечисление;
в) текст N3 (собственно творческий текст)
- анализирует;
- сравнивает;
- сопоставляет различные толкования одного и того же понятия;
- классифицирует выделенные понятия по выбранному параметру;
- делает предварительный вывод о тех толкованиях терминов, которые будут приняты за основу в данном исследовании, или о собственных толкованиях основных понятий работы.
   
Г. Изучение истории вопроса.  
1. Выяснить, не ставился ли уже вопрос.
2. Найти и ознакомиться с ранее составленными:
а) программами исследований;
б) собранными тогда материалами;
в) предварительными тезисами;
г) черновиками.
3. Осветить литературную историю изучаемого вопроса, составить исторический обзор:
а) охарактеризовать основные этапы развития предмета изучения;
б) оттенить переломные моменты;
в) отразить главные направления.
4. Анализ современного состояния вопроса:
а) выяснить круг вопросов, оставшихся неразрешенными;
б) показать вклад предшественников;
в) оценить их методику, полноту, правильность, значимость сделанных выводов и эффективность предложений.

Шаг второй:

ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАНИЮ, ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

А. Подготовка условий для работы.  
1. Материально-техническая подготовка:  
а) обеспечить себя: бумагой, тетрадями, переснимающей фотоаппаратурой, папками, большеформатными конвертами (примерно 50) для рассылки авторефератов;
б) подать заявки на литературу по МБА.
2. Организационная подготовка:  
а) уточнить расстановку сил;
б) установить сроки исполнения;
в) уточнить сроки командировок, конференций.
3. Подготовка к командировке и конференции:  
а) заранее определить ее задачи;
б) материалы, которые нужно собрать;
в) вопросы, на которые следует получить ответ (см. приложение 1)
г) выяснить, с кем надо встретиться (см. приложение 2);
д) программу командировки записать и отчитаться.
4. Самоподготовка:  
а) овладеть  
- методикой и техникой исследования;
- мнемотехникой (см. приложение 2);
- праксеологической культурой (см. приложение 3);
б) ознакомиться с литературой по общеметодологическим дисциплинам:
-теории систем;
-моделированию;
- прогнозированию;
- теории подобий и т.д.;
в) развить способность понимать текст (см. прил.4);
г) посетить лекции и практические занятия по:
- методике исследования;
- теме близкой к Вашей;
д) составить реферат по теме и методам исследования.
5. Создать эмоциональный настрой.
   

 

 

Шаг третий:

СБОР И ИЗУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ [6]

 

Date: 2015-06-11; view: 372; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию