Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общие характеристики языческой живописи⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
Предметом художественного осмысления выступала жизнь богов. Их бессмертные лики создавались с помощью линии, цвета, пластической формы, композиции, перспективы, прочих выразительных средств, и были другим признаком разумной жизни, управляемой таинственной силой. Боги изображались язычниками: 1) в полный рост; 2) по законам обратной перспективы; 3) раскрашенными в яркие цвета. Объяснение этим особенностям следующее. Прямая перспектива годится лишь для изображения видимых предметов мира. Сущность же мира глубже, в его невидимости, беспредметности, а это качество может быть воссоздано только по законам обратной перспективы. Она предполагает: а) изображения богов в плоскостной манере; б) воспроизведение специфической объемности плоскостных фигур через рисование одних частей тела в профиль, а других — в фас; в) расположение богов в пространстве картины без выделения близкого, среднего и дальнего планов; г) ограничение пластических форм контурной линией, усиливающей ощущение устойчивости, гармоничности мистического мира; д) использование орнамента и рельефа (углубленного, выпуклого) как изобразительных форм, с одной стороны, приспособленных к созданию образов средствами беспредметного искусства, а с другой — тесно связанных со скульптурой, убедительно доказывающей идею сакральности мира. Яркий цвет отличается особой чистотой, именно эта чистота, намертво соединенная с изобразительной поверхностью, и становится, по мнению язычников, достойной для изображения богов. Кроме того, яркий цвет требует постоянного наращивания силы красок, а сильные краски увеличивают эффективность воздействия на зрителя плоскостной «картины», они обостряют ощущение мистичности мира, стремятся к выявлению структуры действующих сил, делают настоятельно необходимым распределение красок и изображаемых предметов по уровням и стихиям мира. Так, в Древней Греции выделялось четыре первоначала мира (огонь, воздух, вода, земля), им соответствовала четырехцветная живопись, использующая белый, черный, красный и желтый цвета. Отсюда же сюжеты, где изображается колесница с четырьмя лошадьми и возницей. Четыре лошади соответствуют четырем элементам мира. Первая лошадь изображена очень резвой, на ее сияющей попоне обозначения планет и созвездий; вторая — не такой резвой, сияющей лишь с одной стороны; третья — еще более медленной, а четвертая — переступающей на одном месте. И, несмотря на то, что все лошади разные («горячее дыхание первой зажигает гриву второй, а третья орошает своим потом четвертую»), вместе они выступают символом устойчивости и стабильности мира. Колесница соответствует сиянию, она выявляет верхний и средний уровни мира посредством их пересечения. Возницей, естественно, выступает бог, управляющий этими элементами. В Древнем Китае и Древней Японии выделяются не четыре, а пять первоэлементов мира: земля, дерево, огонь, металл, вода. В том же порядке им соответствуют пять цветов: желтый, сине-зеленый, красный, белый и черный. Астрологическая символика цвета концентрировалась вокруг идеи семи планет, являющихся источниками жизни и порядка внутри космоса. В архитектуре святилищ-пирамид каждая из ступеней посвящалась определенной планете: первая (нижняя) была черного цвета и посвящалась Сатурну; вторая — оранжевого цвета (Юпитеру), третья — красного цвета (Марсу), четвертая — золотая (Солнцу), пятая — желтого (Венере), шестая — синяя (Меркурию), седьмая — серебряная (Луне). В геральдическом искусстве также различают пять цветов красок и два цвета металла (все они относятся к активному – духовному – элементу, воздействующему на пассивный четырехчастный материал, представленный поверхностью щита): золото (Солнце), серебро (Луна), красный цвет (Марс), зеленый (Венера), лазурный (Юпитер), пурпурный (Меркурий) и черный (Сатурн). История живописи есть история бесконечно сменяющих друг друга цветовых систем, основание которых составляли каких-нибудь два противоположных цвета. В вазописи Древней Греции таковыми были красный и черный цвета (красная и черная вазопись); в Узбекистане — желтый и бирюзовый, в России — кумачового оттенка красный и зеленый (по результатам исследования художника Петрова-Водкина); во многих странах существовала потребность выразить мир через идею металлов, и тогда предпочитали цвет золота и серебра; в Древнем Китае, Древней Японии и в других странах Дальнего Востока склонялись к использованию черного и белого цвета оттенков, способных выразить мистические свойства мира. И чем более эти цвета соответствовали признакам беспредметного искусства, тем сакральнее они считались, тем большими возможностями для постижения таинственной природы мира обладали. Видимо, с учетом именно этой особенности язычник и раскрашивал многообразные предметы: тела человека и животных, буквы алфавита, скульптуру, храмы, святилища, гробницы, культовые и бытовые предметы. Естественно, что в каждом отдельном случае он располагал цвета на предметах особым образом и в особой комбинации (См.: Керлот Х.Э. Словарь символов. – М.: REFL-book, 1994. Ст.: «Геральдические символы». С. 133; «Символизм фонетический», где говорится о соответствии гласных, звука и цвета. С. 464-468; «Символизм». С. 463-464; «Живописный образ». С. 196-197; «Пейзаж». С. 383-388; «Орнаментация». С. 366; «Цвет». С. 549-560.).
Date: 2015-07-17; view: 328; Нарушение авторских прав |