Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Символизм белого, красного и черного цвета в черной Африке
В Черной Африке, что характерно для любой цивилизации, в особенности же для древних культур, принято различать три основных цвета: белый, красный и черный. Чтобы лучше понять это культурное явление, необходимо хотя бы на мгновение забыть наши собственные представления о цвете, в основании которых лежит интерпретация спектра, а также оттенков в соответствии с законами распространения световых волн и их длиной, — концепция, лишь в начале XVIII столетия пришедшая на смену символизму более ранних периодов. Только абстрагируясь от западного культурного подхода, мы сможем судить об отношении к цвету в других традициях, которое столь же достойно интереса, как и ставшее привычным для нас благодаря современной физике. Однако прежде чем касаться сути вопроса, будет, пожалуй, нелишне уточнить три положения, которые существенны для обсуждения данного предмета: 1. Говоря, что африканцы различают три основных цвета, мы не подразумеваем, что они не способны воспринимать другие. Их сетчатка и клетки коры головного мозга, без сомнения, функционируют так же, как наши с вами, как у любого другого человека. Эту оговорку следовало сделать лишь затем, чтобы подчеркнуть: а) для обозначения различных, иногда в высшей степени варьирующих оттенков африканский язык использует (47) выражения, которые относятся к трем вышеупомянутым основным цветам; б) белому, красному и черному придается очень специфический эмоциональный, социальный, религиозный, эстетический и нравственный смысл. 2. В действительности по своему содержанию рассматриваемые понятия трех основных цветов намного богаче, чем, казалось бы, предполагает цветовой словарный запас тех или иных народностей. Для бамбара из долины Нигера, например, красный включает: лимонно-желтый, кофейно-коричневый, нежно-зеленый и пурпурный; черный — светло-синий, темно-синий, темно-зеленый и серый; белый — ярко-белый и тускло-белый. Таким же образом мы находим, что у племени мбея в Республике Чад в качестве красного выступают следующие цвета: розовый, светло-розовый, розовато-лиловый, желтовато-зеленый, ярко-зеленый, желтый, оранжевый и теплый коричневый; белый включает: светло-серый, светло-зеленый, светло-бежевый; под черным же подразумеваются: серый, темно-серый, очень темный оттенок красного, тепло-зеленый, синий и темно-коричневый. Наконец, тонга в Юго-Восточной Африке ассоциируют черный с темно-синим; красный — с карминовым или малиновым и даже желтым; цвет водорослей отождествляется с небесно-голубым. Это означает, что три цвета, которые мы рассматривали, фактически охватывают целый световой диапазон или ряд градаций цвета, со всеми их модификациями, в зависимости от культуры или ареала обитания этих народов на африканском континенте. Подобный феномен не ограничивается только Африкой. Мы знаем, что для римлян античности слово luteus обозначало как желтый, так и оранжевый, а понятие purpureus включало, по меньшей мере, следующие цвета: пурпурно-сиреневый, пурпурно-розовый, карминово-красный, черновато-красный, красновато-коричневый и темно-коричневый. 3. Сегодняшняя Африка является точкой соприкосновения двух культурных феноменов, что необычайным образом способствовало обогащению чувства цвета у народов этого континента. С одной стороны, развиваются традиционные техники окрашивания. Как мы увидим далее, (48) обратившись к одной из этих народностей, эти техники имеют свою собственную историю и в культурном плане оказали свое влияние на цветовую семантику. С другой стороны, произошло вторжение западных промышленных красителей в мир африканцев. Эти краски поражают их взор богатством и разнообразием цветов, которые выходят за рамки природных. В то же время такое мощное внедрение западных технологий внесло свой вклад и в определенное отдаление черного человека от толкования цветов, унаследованного им от прошлого. До сих пор африканец привык понимать контрасты и противоположности двух основных цветов — черного и белого — на языке света и тьмы, неба и земли, с точки зрения того, как выражаются в природе наличие или отсутствие света. Что же касается красного, то африканец носил его в своих венах, видел в крови жертвенных животных и в огне своего очага. По всей Африке природа всегда была первым учителем цветовосприятия. Когда были изобретены методики окрашивания, африканцы не пытались искать цвет вне природы; вместо этого они использовали ее в своих интересах, подражая ей. На крайних границах диапазона они поместили черный и белый цвета, а по центру или "в верхней точке" — красный, как цвет, выполняющий более высокую функцию по сравнению с двумя другими. Таким образом, для африканцев эти три цвета образуют своего рода континуум, простирающийся от белого к черному, через афелий, - где отведено место красному. Как мы увидим далее, это — не что иное, как образ, представляющий жизнь индивида в обществе.
Date: 2015-07-17; view: 777; Нарушение авторских прав |