Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цветовой символизм
Ряд оборотов речи, встречающихся в большинстве частей Африки, позволили нам до некоторой степени обобщить символизм черного и белого, особенно на уровне нравственных оценок. Так, например, считается, что у хорошего и приветливого человека, открытого и не скрывающего своих намерений, "белый живот". Живот, место расположения большинства жизненно важных органов, некоторым образом определяет человека в целом, с точки зрения социальных отношений. Если более конкретно, то "иметь белый живот" означает соответствовать тому, чего ожидает общество от своих членов, а общество хочет взаимопонимания и мира. Белый — это прежде всего праздник гармонии и радости. В отношении пространства этот цвет ассоциируется с югом, так как цвет атмосферы в период между весенним и осенним равноденствием более белесый, чем в любое другое время года. Ассоциируясь с социальным согласием и с югом, белый является также цветом предков, которые, как полагают бамбара, обитают в южных районах мира и с которыми люди должны жить в мире. Это объясняет присутствие белого в культе почитания предков. Животные, приносимые в жертву умершим, которые были добры и милостивы, должны иметь белую шкуру, в то время как другие подношения состоят из белой просяной муки, растворенной в воде, или измельченных орехов колы, тоже белого цвета. Более того, белый также связан с домом. Когда для приготовления белой краски начали применять каолин, люди использовали ее главным образом для побелки своих жилищ. Вместе с тем, дом — это то место, где в первую очередь должен царить мир. В особенности же это касается входа в дом, через который в дом попадает любое живое создание, двери как образа гармонии и мира, определяющих хорошее общество. В связи с этим дверь считается надлежащим местом для получения подношений и передачи подношений предкам. Такие подношения выливаются наружу на оба косяка дверного проема. (57) Белый также символизирует изобилие и пищу, поскольку время года, которому он отвечает, — это сезон уборки урожая и изобилия, когда создаются пищевые припасы после тяжких трудов сезона дождей. Подобно природе, которая, кажется, "отдыхает" между двумя равноденствиями, человек также приостанавливает свою работу, предается веселью в чередовании разнообразных празднеств, дабы вкусить от своих богатств. Черный — это цвет севера, сезона дождей, цвет растений и воды. Северные части мира ассоциируются с темнотой. С возвращением солнца в северное полушарие собираются тучи и небо темнеет. Приходят дожди. Свет теряет свою яркость по сравнению с предшествующим сезоном. Особенно, когда пробуждается дремавшая до этого природа, начинает расти новая трава и всходят зерновые; снова зеленеют деревья. "Земля одевается в черное", — говорят бамбара. Но со сменой сезона человек меняет свой неторопливый образ жизни на изнурительную обязанность обрабатывать землю. Земля, работа, результат которой никто не может предугадать, так как никто не может быть совершенно уверен, что своевременно начнутся дожди, от которых зависит урожай, — все это причины, в силу которых черный цвет также символизирует работу и боль, неопределенность и сомнение. Черный цвет отнюдь не представляется человеку как нечто объективное и абстрактное, не оказывающее на него существенного влияния. В религиозных отправлениях черный цвет активизируется, с тем, чтобы обрести действенность. Все просьбы о том, чтобы с небес вовремя пошел дождь и оросил семена, подкрепляются принесением в жертву животных с черной шкурой. Люди надеются, что это привлечет плодородие к их алтарям, подобно тому, как они надеются на то, что дожди заставят прорасти семена. Таким образом, фермер сам вселяет в себя надежду. Будучи далеко не печальным и не ненавистным цветом, черный является могущественным психологическим фактором, апеллирующим к терпению и умению ждать. Красный — это цвет центра или "вершины" мира. Он ассоциируется с зенитом и той частью года, когда по (58) причине нахождения у апекса, солнце "сжигает" все, чего касается. Красный цвет характеризует сухое и жаркое время года, когда так легко потерять самообладание, когда возбуждаются страсти. Так как он связан с таким состоянием ума, то ассоциируется также со справедливостью, которая должна исправить зло, найти и покарать злодеев. В результате красное стало ассоциироваться с вождем, который, подобно солнцу в зените в верхней точке небесного свода, занимает самое высокое место в социальной иерархии. Красный цвет также является символа войны со всеми ее смертями и кровопролитием. Воин представляется как мужчина с красными глазами. Что касается жертвоприношений, жертвенное животное с красной шкурой приносится на алтарь для поддержания пуата общества, индивида и всего мира. Nyama — это обычно затаенная сила, которое скрывается во всех предметах, а также в телах всех существ, главным образом — в крови. Считается, что кровь жертв с красной шкурой более действенна и активна, так как она содержит больше энергии пуата. Из-за того, что этот цвет ассоциируется с энергией и силой, создания, которым он присущ, вызывают страх. Вождей и воинов боятся, потому что они могут пролить кровь тех, кто находится в их власти; боятся и кузнецов, потому что они являются повелителями огня и раскаленного до красна металла, из которого куют в своих мастерских оружие, которое проливает, кровь и инструменты, которые "ранят" землю. Как мы только что видели, символизм красного, главным образом, сосредоточен на активности и возбуждении. Из трех цветов красный — единственный, который содержит в себе какой-то динамизм, вселяя в сердца людей и благоговение, и страх. Само собой разумеется, что символизм трех рассматриваемых цветов накладывает значительные ограничительные рамки. Никто не может и помышлять о том, чтобы нарушить традицию. Поступить таким образом — значит свести на нет всю действенность символа, определяемую этой традицией. Для жертвоприношения не всегда оказывается возможным найти жертву, цвет которой соответствует намерениям жертвователя. Поэтому с целью (59) точного соблюдения предписаний человеку иногда приходится красить шкуру имеющейся у него жертвы в цвет, требуемый для обряда. Это не является проявлением излишнего формализма, это стремление человека привести вещи к необходимому соответствию, поскольку, в конечном счете, именно благодаря этому религиозное действие становится эффективным. В 1924 году Леопольд де Соссюр опубликовал очень интересную статью "Происхождение названий Красного моря, Белого моря и Черного моря", в которой, продемонстрировав сначала влияние китайского языка на эти наименования, он предполагает связь между названиями этих трех морей и фундаментальным характером китайско-иранской космологии. Автор утверждает, что последняя основана на концепции "полюса, центра небес, то есть на концепции дневных, а значит экваториальных обращений, так как круговой шкалой дневных обращений является небесный экватор, называемый китайцами древности "контуром неба". Согласно нашим теперешним знаниям, связь, устанавливаемая некоторыми африканскими народностями между этими тремя основными цветами и их основными концепциями, указывает на то, что в своих космогониях эти народности наделяют небесный экватор аналогичным смыслом. С точки зрения черного человека, человеческим существам отведено место между двумя тропиками, то есть между положительным и отрицательным склонением солнца. Бамбара называют экватор, который разделяет это пространство на две половины, "прямой дорогой, выбираемой солнцем при движении с востока на запад". На небе она отмечена особыми планетами, а на земле — двумя соотнесенными точками на восточном и западном горизонте. Фактически три рассматриваемых цвета находят свое место в этом пространстве. Таким образом, они связаны со взглядом на мир, согласно которому склонение движения солнца от севера к югу является куда более важным, чем его ежедневное движение с востока на запад. Считается, что не свет, как таковой, дает человеку возможность различать цвета, а действие, оказываемое им на (60) экологическое окружение, в котором человек живет. Цветовые перемены, происходящие в природе, главным образом обусловлены началом или окончанием сезонов, другими словами — двойной осцилляцией солнца от одной стороны экватора к другой.
Date: 2015-07-17; view: 358; Нарушение авторских прав |