Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цвета и одежда
Человек мог бы никогда и не задуматься об использовании красок, если бы он не изобрел одежду. Одежда позволила ему обособиться от своих собратьев. Она дала ему социальный язык, то есть средство общения, в котором ключевое место заняли цвета. Бамбара, подобно другим африканским народностям, разработали настоящую теорию в отношении обнаженного и одетого тела. Первое считается низким и бессовестным, в то время как второе достойно внимания, так как принадлежит истинному человеку, обладающему речью. Считается, что одежда обладает своим могуществом, которое может увеличивать или уменьшать могущество ее владельца. Она является источником силы. И в то же время она отражает энергию (пуата) носящего ее человека. (54) Роль цветов заключается в выявлении "силы" или "энергии" (пуата) и ткани, и индивида, а также в защите человека от опасностей, исходящих от предметов и существ, с которыми ему приходится сталкиваться. Воздействие цветов определяется сочетанием красок на ленте из хлопка, а также от места на одежде, к которому эта лента крепится. Совершенно белая одежда наделяет одетого в нее превосходством над другими и способностью зачаровывать их. Как правило, ее надевают жрецы при совершении религиозных обрядов или при жертвоприношении. Она защищает их от опасностей, таящихся в определенных запретных местах и некоторых алтарях. Хлопчатобумажная лента с небольшими клеточками, образующимися пересечением двух белых нитей основы ткани двумя поперечными черными (так называемая лента buguni) предназначена защищать носящего ее от определенных болезней. Мужчины пришивали такие ленты к своей белой одежде в местах, покрывающих наиболее уязвимые части тела: на плечах и ребрах (спереди и сзади), на груди и позвоночнике. Женщины с этой же целью пришивали подобные ленты из хлопка к своим белым набедренным повязкам. Иногда из buguni изготавливалась вся набедренная повязка. Красная одежда всегда была и продолжает оставаться исключительно редкой. В прошлом она предназначалась для царей, что до сих пор еще практикуется у моси в Республике Верхняя Вольта. Лишь царь как верховный правитель и главнокомандующий может приговаривать к смертной казни и объявлять войну, то есть вызывать кровопролитие. По этой причине он был единственным мужчиной, имеющим право носить ткани, окрашенные в цвет животворной жидкости. Однако в виде полосок расположенных на белой одежде в определенном порядке красное носят кузнецы и старики. В случае кузнецов это соответствует тому, что они управляют огнем в своем искусстве ковки, а в случае стариков — тому, что они являются носителями иного "огня" — высших знаний и мудрости. Черная одежда является обязательной для всех, кто пребывает в печали или переживает боль. Предполагается также, что ее должен носить всякий, кто завершил тяжелый труд. Однако, главным образом, ее носят (55) сараколе, которые, согласно преданию, являются открывателями методов окраски индиго, и кожевники. Прерогативой последних она является в связи с их профессией. Черная одежда, считается, предназначена для кожевенников, поскольку они работают со шкурами, покрывающими тела животных, а шкура сравнивается с небом, которое окутывает землю. Ношение желтой одежды особенно характерно для охотников и подростков, которые недавно подверглись обрезанию. Следует помнить, что желтый является частью поддиапазона красных цветов. По этой причине он также ассоциируется с кровью, как и две упомянутые выше категории людей: охотник проливает кровь убитых им животных, а обрезание проливает кровь подростка. В зависимости от цвета, каким пропитана одежда, она может указывать на социальный статус человека, его профессию, физическое или душевное состояние, а в некоторых случаях и на социальную группу, к которой он принадлежит. Однако, наряду с этим, цветам и тканям придается свойство определенного воздействия на мысль тех, кто их носит, поскольку они защищают от опасностей и болезней. С точки зрения западного человека, такие верования подпадают под категорию предрассудков или "магии". На самом же деле, все обстоит несколько иначе. Считается, что так называемая лента buguni дает защиту от болезней не потому, что сама обладает нужным качеством, а потому, что в ней конкретизировано соотношение разных начал, необходимое тому, кто ее носит, таких как болезнь и здоровье. Этот кусочек хлопка соткан таким образом, чтобы показать, что белое (нити основы ткани) удерживают черное (поперечные нити), а это означает, что мир и довольство предотвращают высвобождение бед и невзгод. Надетая на человеческое тело ткань должна, таким образом, предвещать соотношение между здоровьем (представляемым белыми нитями основы ткани) и болезнью (представляемой черными поперечными нитями). Другими словами, цвета раскрывают свой потенциал полностью лишь в случае их перенесения в сферу символизма и скрытых значений. Однако их воздействие обусловлено лишь тем, чем наделяет их человеческий разум. (56)
Date: 2015-07-17; view: 357; Нарушение авторских прав |