Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соотношение веры и разума, науки и религии в Средние века. Символизм и герменевтичность как черты средневекового мышления
Средневековая наука (падение Римской империи 5 в. – 15 вв.) 1. Возникновение Христианства 2. Теоцентризм (понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага) и креационизм (учение о сотворении мира Богом из ничего, актом свободной воли) Черты средневекового мышления – Весь мир в своих вещах и как целое – это символическое свидетельство о Боге; – Каждая вещь и процессы важны не в своих непосредственных физических свойствах и функциях, в них искались скрытые смыслы присутствия Бога, связь в мире не причинно-следственная, а как смысловая, ценностная. – Внимание средневекового ума обращено не к индивидуальности и специфике процессов, а к концепции противопоставления земного и небесного. – Подчинение всех языков (математического, политического и т.д.) христианскому языку. Символизм – стремление к неоднозначности, неопределенности. Характерной особенностью процесса познания является осознание символического содержания бытия. Явления природы выступают в качестве символов, указывающих на другую реальность. Средневековый человек видит символы повсюду. Вселенная у него состоит не из элементов, энергий, законов, а из образов. И каждый образ – символ. Это составило предпосылку возникновения символизма и аллегоризма, который характерен для средневекового способа рассмотрения природных явлений. Поскольку вещи и явления воспринимались как знаки, а мир трактовался как своеобразная книга, написанная «божьими письменами», постольку словесный или письменный знак и сама обозначаемая им вещь могли быть уподоблены друг другу. Отсюда в описаниях и классификациях средневековой науки реальные признаки вещи часто объединяются в единый класс с символическими обозначениями и языковыми знаками. Герменевтика – искусство толкования, общая теория интерпретации. Герменевтика была основной наукой, которую использовал ученый богослов в объяснении природы, в центре внимания – проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытие смыслов, оказало определенное влияние на развитие методологии не только гуманитарных, но и естественных наук. Основатель герменевтики Ф.Шлейермахер, заложил основы герменевтики как общей теории интерпретации. Он рассматривал герменевтику как метод всех наук о духе, доказывая, что с помощью психологического «вживания» можно проникнуть во внутренний мир авторов древних текстов, любых исторических деятелей и на этой основе реконструировать исторические события, понять их более глубоко, чем их осознавали сами участники этих событий. Принцип герменевтики: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. С точки зрения герменевтики, задача заключается не в том, чтобы разомкнуть этот круг, а войти в него. Языковая традиция, в которой укоренен познающий субъект, составляет одновременно и предмет познания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он сам пребывает. В философии науки герменевтический круг разрабатывается как взаимообусловленность теории и факта: факты, на которых строится теория, всегда концептуально нагружены, их отбор и интерпретации обусловлены той самой теорией, которую они должны обосновать.
Date: 2015-06-11; view: 543; Нарушение авторских прав |