Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наука как социальный институт. Развитие институциональных форм научной деятельностиСтр 1 из 23Следующая ⇒
Социальный формировался в Западной Европе в 16-17 вв. Первые научные школы возникли на Древнем Востоке, в Древней Греции и Древнем Риме. В Средние века создание университетов как центров научной мысли. 2я пол. 19 – нач.20 в. Происходит осознание научным сообществом и обществом в целом экономической эффективности научных исследований. Во 2й пол. 19 в. производство продуктов органической химии, удобрений, взрывчатых веществ, лекарств, электротехнических изделий. Возникает сфера прикладных исследований. Социальный институт - сферы, которые упорядочивают действия, поведение людей и выполняют в обществе определенные функции. В состав науки входят: научно-исследовательские лаборатории, библиотеки, исследовательские цехи. Функции социальных институтов 1)Сохранять накопленные знания и осуществлять передачу знания от поколения к поколению. 2)Постановка специфичных познавательных целей и задач. 3)Социальный институт науки располагает механизмами контроля над поведением и действиями людей. Признание или игнорирование коллегами. 4)Социальный институт науки производит отбор значимого знания. 5)Социальный институт науки определяет систему норм и ценностей. Современная наука - сложнейшая сеть взаимодействующих друг с другом коллективов, организаций и учреждений Функционирование науки как социального института связано с решением вопросов, как внутреннего характера его организации, так и внешнего характера. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализации, раскрытие его содержания и результатов. В античности научные знания растворялись в системах натурфилософов, в Средневековье – в практике алхимиков, смешивались либо с религиозными, либо с философскими воззрениями. Важной предпосылкой становления науки как социального института является наличие систематического образования подрастающего поколения. Сама история науки тесно связана с историей университетского образования, имеющего непосредственной задачей не просто передачу системы знаний, но и подготовку способных к интеллектуальному труду и к профессиональной научной деятельности людей. Появление университетов датируется XII в., однако в первых университетах господствует религиозная парадигма мировосприятия. Светское влияние проникает в университеты лишь спустя 400 лет.
4. Научное и философское знание: общее и особенное. Взаимосвязь философского и научного видов знания в истории и современности Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи с течением времени менялся. 1. Древний мир, средневековье: философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний (древний мир, средневековье). 2. Начиная с XV-ХVI вв. развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Конкретно-научное знание носило преимущественно эмпирический, опытный характер, а теоретические обобщения делала философия чисто умозрительным путем. При этом достигались нередко и положительные результаты, но было нагорожено и немало вздора. 3. Х1Х в. - наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний. Общее: 1. представляют собой рациональный тип знания 2. предполагают мышление с помощью понятий и методы обоснования выводов и точности использования этих понятий. Различее: 1. Философское знание всегда носит личностный характер, научное знание безотносительно к личности. 2. В философии не может быть прогресса. Это – общая черта философии и искусства, современное искусство не стоит на более высокой ступне развития, чем искусство эпохи Возрождения. Также и современная философия не более высокоразвита, чем античная. В отличие от науки, философские вопросы носят вечный характер. 3. Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте, имеет авторскую позицию. 4. Философские понятия формируются путем обобщения всех свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета. Например, каждая конкретная наука будет по-разному полагать человека, фиксируя в понятии определенные его свойства. 5. Наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей (например, математика не может ставить вопрос о том, что такое числа сами по себе и существует ли они реально – это уже философские вопросы). 6. Наука изучает не всю действительность, а только то, что входит в ее предметную область, закономерно, удостоверяется независимым наблюдателем. 7. Научное знание верифицируемо, философское – неверифицируемо. Верифицируемость – это принципиальная проверяемость на истину путем обращения к эмпирическому опыту. 8. Научное знание фальсифицируемо, философское – нефальсифицируемо. Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения эмпирическим опытом.
Date: 2015-06-11; view: 561; Нарушение авторских прав |