Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Авторский Театр Олега Чернигова»





 

Впервые я встретился и познакомился с Олегом Черниговым в городе Братске давно. Наверное, лет 20 назад. А то и больше… И вот уже 20 лет совместной творческой и педагогической работы в театре. Сначала - в Сибири, теперь - в Москве. Все эти годы я внимательно слежу за интереснейшими движениями его безудержной натуры. Творческим ростом в театре и в кино! Переменами в личной в жизни! Географическими перемещениями в пространстве России. Удивительно быстро бежит время у творческих людей!

И для него, вероятно, эти годы промчались очень быстро. Совсем незаметно прошло тридцать лет после окончания Олегом Николаевичем актерского отделения Иркутского театрального Училища. И уже тридцать лет О. Чернигов преданно служит сцене, занимаясь многообразной творческой работой в театре. В 80х – 90х годах он - артист Иркутского, Якутского и Братского драматических театров; а с середины 80-х активно включается в режиссерскую деятельность. Сначала в качестве режиссера и педагога в любительском театре (так начинают практически все режиссеры), а позднее становится режиссером профессионального театра.

Будучи в 80 -е годы членом жюри Фестивалей Любительских театров в Сибири (Иркутск, Байкальск, Ангарск, Братск), я почти на всех фестивалях встречался с коллективом Чернигова, имел возможность наблюдать за художественным ростом театра и организационно-творческой работой режиссера. Уже тогда его постановки отличала яркая индивидуальность, оригинальный, ни на кого другого не похожий индивидуальный стиль. Однако, признаюсь,… В то время я еще не оценивал его театр как «авторский».

В эти же годы сам режиссер и, возглавляемый им театр, неоднократно становятся Лауреатами творческих конкурсов и фестивалей. Любительский студийный коллектив часто выезжает за рубеж и уже там достигает успехов и признания! Примечательно, что возглавляемый О. Черниговым коллектив всегда отличала безукоризненная дисциплинированность, организационная и творческая спайка, напористость, идейная одухотворенность, социальная активность и, даже, в хорошем смысле, задиристость. Решения его спектаклей - всегда яркие, игра актеров - экспрессивная, эмоционально воздействующая на зрителей. С годами эти черты режиссуры О. Чернигова не только не исчезают, а, наоборот, набирают еще больше социальной остроты и зрелости!

Следующая наша встреча произошла 1998 году в Восточно-Сибирской Академии культуры и искусств, где Олег Николаевич повышал свою квалификацию - подтверждение режиссерской профессии, - получив диплом режиссера драматического театра, дающий ему официальное право заниматься этой деятельностью. Случайно Олег оказался в моей режиссерской мастерской на заочном курсе. Случайно-то, случайно! Но он не только был активным студентом группы, но и, фактически, ассистентом и помощником руководителя курса. После выпуска курс разлетелся и в наших отношениях произошел пятилетний перерыв. И вот в 2005 году снова неожиданная встреча! Теперь уже в Москве!

В 2005 году Олег Николаевич Чернигов по приглашению Федерального агентства по культуре и кинематографии и департамента культуры г. Москвы, проходит полугодичную стажировку в театре Моссовета в качестве режиссера, после чего решает сменить прежнее место жительство на Москву. Отныне он продолжает активную работу с молодежью в столице. Но все не так просто, как на бумаге, или как хотелось бы! С этой поры режиссер Чернигов О. подвергается еще большей проверке. Достигнутые в Сибири успехи никому и ничего не гарантируют! Творить в огромном Мегаполисе, в столичном центре дело непростое. Это связанно с удвоением творческих затрат, безусловно, но и с усилением организационной и менеджерской стороны дела. Без своего стационарного театра и эта работы возлагается на режиссера и руководителя коллектива. Слава, Богу, что рядом оказалась верная помощница и талантливый менеджер - вторая половинка Олега - супруга Евгения! Не каждому провинциалу удается выдержать этот натиск и завоевать свою творческую нишу в ряду многочисленных профессиональных и любительских театров Москвы. Черниговы Олег и Евгения не только не сдали своих творческих позиций, но и приумножили их! 127 спектаклей сыграно Театром Чернигова за три года жизни в Москве. Из них две трети по собственной авторской драматургии!

Сегодня театр Чернигова - это не только интересные и острые режис-серские решения спектаклей, поставленных по известным пьесам классиче-ских и современных драматургов, но, прежде всего, и самостоятельная драматургия, созданная Олегом Черниговым. Сибирский зародыш авторского подхода в режиссуре проявил себя и в литературном деле. Именно это дает основание режиссеру называть свой театр авторским - «Театр Олега Чернигова».

Пьесы Чернигова предельно насыщенны социальной проблематикой, они как будто спрессованы острым социальным содержанием, и, по-прежнему, адресуются молодежи! Вероятно, призвание Олега Николаевича, как художника сцены, – дружить с молодежью, помогать ей решать самые жгучие вопросы жизни. Можно сказать по-другому: глубоко драматические сценические тексты Чернигова-режиссера нашпигованы современной проблематикой. И, наверное, именно поэтому, буквально наэлектризованные информацией, современные школьники, неожиданно замирают, когда речь в них заходит о войне («Эшелон войны»), и о потерянных на нескончаемых войнах, совсем молодых ребятах. Или о новом, еще более изощренном, убийце молодежи – наркотике! («Гера + Ин»). Об острейшем, готовом в любую минуту взорваться, национальном вопросе («Нац-?»). И, наконец, о за-бвении нашей истории, - о халатном и черством отношении к ветеранам, нередко спекулирующем народным достоянии и памяти! («Блики из прошлого»).

Вспоминаю, вновь и вновь, поражающие меня минуты общения акте-ров театра Чернигова с молодыми зрителями. Как правило, в самом начале этого общения перед гудящей как улей аудиторией выступает сам автор пьесы, или (если он занят в спектакле как актер) его помощник Евгения Чернигова. Разговор начинается с очень короткого, сдержанного обращения в зал с напоминанием о теме спектакля. Но и этого оказывается достаточно, чтобы успокоить, казалось бы, неугомонных, вечно шумящих школьников. И после 40-50 минутного действия (школы требуют сокращенного варианта) снова предложение зрителям подумать или поговорить о происходящем на сцене! И, как выясняется в ходе обсуждения, далеко не безразличном, для молодежи! Камерность формы острая социальная проблематика и предельно насыщенная психологическая игра актеров делают, практически, каждое выступление «Театра Чернигова» акцией! Или, как сейчас принято говорить, проектом! Акцией протеста и социального неравнодушия!

Нельзя не сказать об особенностях постановочной культуры спектаклей Олега Чернигова. Психологическая насыщенность актерской игры не отменяет условной формы спектаклей и их сценического оформления. Чаще всего сценографию тоже решает драматург и режиссер сам. Оформление спектаклей всегда скупо и немного загадочно для зрителей. А на самом деле, оно весьма метафорично! Конечно, с одной стороны, условность декораций - это вынужденная мера передвижного театра и мобильной труппы. Но, с другой стороны, это творческий и художественный принцип режиссуры Олега Чернигова. Больше того, он отвечает тенденциям современной сценографии и метафорическом решении пространства. Однако, в этом я не увидел отказа от образности в угоду «аскетическим» условиям. Напротив, в этом просматривается максимальное насыщение содержания текстов такой же содержательной и скупой формой, создание концептуального зрительного образа спектаклей.

В полифонии всех, отмеченных мною особенностей «Театр Олега Чернигова» сегодня - это действительно не простое, авторское искусство. Он заставляет думать и сопереживать! Сочувствовать происходящему на сцене! Главное достоинство Театра Чернигова заключается в том, что коллективом не утрачены традиции предыдущих советских десятилетий: тенденции идеологического пропагандистского воспитательного театра и, одновременно, исполнительского искусства актера психологического театра в целом. А, может быть, обе эти черты сознательно восстановлены творческой волей режиссера и драматурга! Пожалуй, даже, они укреплены за счет злободневной (социальной и даже политической) драматургии, подкрепленной актерским переживанием, глубиной режиссерского решения и художественной правдой жизни!

На общем фоне зацикленности современного театра на зрелищном, (часто безыдейном) театре, Театр Олега Чернигова дышит откровенным пафосом, четкой идейной концепцией и воспитательной позицией. И в этом, казалось бы, прошлогоднем значении, в этом новом для режиссера и молодого зрителя, качестве, Театр Чернигова добивается серьезных успехов!

Снова и снова вспоминаю, притихших зрителей-школьников в сцене поединка Отца и Сына-наркомана («Гера+ИН»), трудную «ломку» сына, стоящего перед отцом и перед выбором. Возвращаться в семью, в полноценную полезную жизнь, или оставаться в прошлом и, рано или поздно, встретить неминуемую смерть?! Что же может быть дороже в театре вот этих долгих и трудных для персонажей-актеров минут, этого затаенного сочувствующего дыхания зрителей?! Когда это затаенное дыхание зрителей становится искомым для творчества режиссера и, наверное, заветной целью художественного деяния всех актеров. Школьный зал замирает, ведь это происходит здесь и сейчас, не смотря на условность театра, простейших условий школьной сцены.

Импровизация молодых актеров Театра Чернигова с каждым новым спектаклем все больше завоевывает права, как метод современной режиссуры и принцип режиссера. Последний, увиденный мною спектакль в мае этого года, позволяет мне сказать: труппа авторского Театра Олега Чернигова с каждым спектаклем все больше набирает силу для работы и проявляет себя именно в этом, заявленном ключе. С каждой новой работой растет исполнительское мастерство актеров (теперь уже профессиональных). Как будто весь ансамбль чувствует, что они выбрали единственно правильный, в сегодняшних условиях, фарватер игры и действа, предложенный режиссером и, каждый раз заново, найденные в совместной работе. Для Олега Чернигова и его театра, - социальность, камерность и импровизационность становятся основными художественными составляющими! Театра и молодой труппы! Добавим от себя - и гарантом настоящего живого искусства!

А за окном уже 2012 год! Как же быстро проходят годы у творческих людей! Как много и как мало мы успеваем сделать за свою короткую, но емкую творческую жизнь! А я еще не успел рассказать об актерских работах Олега Николаевича в кино?! А их тоже собралось немало!

Как неожиданно и по-новому складываются наши отношения с Олегом Черниговым, и с его Театром, названным его именем! И эта новая встреча в Москве, в новом времени и в новом пространстве?! В центре России!

Как ни странно, но в начале в названии «Театр Чернигова» я увидел большие претензии, а, познакомившись со спектаклями, понял и его уни-кальность, и действительное авторское начало лидера. Мое позитивное от-ношение и симпатии к Театру Чернигова растут с каждым днем! Они фор-мируются все отчетливее и прочнее! Ибо бескомпромиссность режиссера, ясность гражданской позиции, эстетические, этические и художественные качества спектаклей определяют настоящее, и, надеюсь, будущее этого незаурядного творческого коллектива!

В Добрый путь! У ВАС впереди много работы! Благородной и, очень надеюсь, благодарной!

 

Date: 2015-06-11; view: 819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию