Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II Театральное образование
8. «Театр жив памятью и преемственностью поколений».
Развитие театрального искусства связано с именами конкретных людей, как живых, так и ушедших из жизни. Заметное влияние на отечественный театр второй половины ХХ века оказал З.Я. Корогодский, особенно на детский театр и на любительский театр в целом (в то время он назывался самодеятельный). Незаурядная личность, режиссер и педагог З.Я Корогодский, как оказалось, и ныне влияет на театральный процесс – через своих учеников, последователей, через оставленные, и только теперь по настоящему серьезно оцениваемые, взгляды на театральное творчество и театральную педагогику. Во многом этому помогают память о нем и наши общие специальные усилия. К ним относится, уже ставшая традиционной Межвузовская научно-практическая конференция, ежегодно проводимая в Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете Профсоюзов и посвященная изучению и развитию театрально-педагогических идей школы Корогодского З.Я. В марте этого года конференция собрала не только коллег родного вуза, педагогов созданной им в последние годы кафедры, но и серьезных ученых других вузов, театральных педагогов, учеников, всех интересующихся вопросами развития отечественного театра и театрального образования. Более двадцати участников конференции выступили с докладами и сообщениями по проблемам театрального образования и месте в нем школы Корогодского. Состояние театрального образования, как впрочем, и общего, и профессионального, в силу их не эффективного реформирования, остается актуальной и злободневной проблемой по сей день. Поэтому так важно изучать и углублять все лучшее, что накоплено мастерами предыдущих поколений. Конференцию открыл заведующий кафедрой режиссуры и мастерства актера СПБГУП Народный артист России Р.Б. Громадский. Во вступительном слове он сказал о «простых и больших» задачах, стоящих перед кафедрой – о личном долге продолжить дело мастера, которое сегодня остается в руках учеников, коллег и последователей. Но с уходом мастера острее встает вопрос не только о сохранении его творческого и педагогического наследия, но и о необходимости отсеять главное от второстепенного, объективное от субъективного, присущего только времени и самому мастеру, его индивидуальной педагогической практике. В ходе выступлений становилось все отчетливее понимание того, что ценность и уникальность методики З.Я Корогодского, на данный момент, по-настоящему, не поняты и не изучены. В этом и состоит основная задача конференции – не только почтить память, не только не забыть все ценное и уникальное, но и развить его наследие применительно к сегодняшнему дню. Практически все узловые вопросы методики Корогодского, так или иначе, были затронуты в докладах и сообщениях: это и личностно-ориентированная педагогика, его особое обаяние; этико-нравственное преломление Корогодским системы Станиславского; частные приемы и присущее только ему умение увлечь будущих артистов высоким предназначением театра; неимоверные воля и труд, так характерные самому педагогу и режиссеру, и главному принципу его методики воспитания артиста. Особенно много об этом говорили его ученики, ныне ведущие артисты театров. Огромный интерес у присутствующих вызвало выступление почетного гостя конференции, одного из нынешних лидеров театральной педагогики, профессора СПАТИ В.М. Фильштинского, поднявшего, кажется уже подзабытый, вопрос об этюдном методе. В дискуссионном сообщении он говорил о значительной роли Корогодского З.Я. в культивировании этого понятия и даже раздела театральной педагогики, о связи этюдного метода с последними открытиями Станиславского, об этюде как основном технологическом инструменте актерского мастерства и сценического искусства. Замечательными наблюдениями сопровождалось выступление доктора педагогических наук Триодина В.Е., отметившего высокую философскую и социальную подоплеку педагогической и режиссерской практики Корогодского последних лет, огромную роль его провидческих усилий, направленных на укрепление семьи, как уникального социального института. Укреплению семьи средствами театра и самого театрального братства Корогодский З.Я. действительно уделял большое внимание. На значительную роль и взаимосвязь физического поведения актера и пластического воспитания в интерпретации этого вопроса Корогодским обратила внимание слушателей профессор Катышева Д.Н., много лет посвятившая изучению проблем театрально-педагогического мастерства и эффективности обучения молодых мастеров сцены. Своеобразным итогом теоретической части конференции стало выступление, горячо любимого (судя по реакции зала) всеми студентами профессора, доктора философии Ю.М. Шора. В социально заостренном и эмоциональном выступлении он говорил о кризисе цивилизации, выбивающем основы, фундамент для «нормального» творчества, о кризисе театральной культуры и о необходимости не прерывать преемственных связей с прежними высокими образцами, не снижать планки обучения. Умение сохранить духовное начало в творчестве, - особенно на этапе подготовки молодежи к сцене, - в этом заключается гуманистическое предназначение театральной педагогики Корогодского. По выражению выступающего, она была «резервуаром пестования человечности». В истолковании Корогодского «творчество – это выход в высокие, духовные пласты человеческого существования». А именно этих базовых основ не достает современному театру и театральному образованию. Брать все самое ценное от ушедших мастеров. Не в этом ли заключена сущность педагогического процесса и залог развития настоящего и будущего театра, всей театральной культуры?! Практическая часть конференции была представлена мастер-классами двух курсов студентов во главе с их художественными руководителями, в которых педагоги и студенты показали «на деле» как закрепляются навыки актерского ремесла. Мастер-классы Заслуженного Артиста России, доцента Самочко М. А. и Народного Артиста России Р.Б Громадского (педагог – режиссер Постников В.Е.) показали, что кафедра, педагоги вместе со студентами кропотливо проходят этот тернистый путь. В промежутках между теоретической и практической частями конференции, официальных процедур ее открытия и закрытия, гости возложили цветы к памятнику З.Я. Корогодскому, дух которого постоянно присутствовал в залах, благо этому способствовал и вид опрятно одетых студентов и, самое главное, искренние старания его соратников и учеников. Общая атмосфера и содержание, поднятых на конференции, проблем еще раз подтвердили простую истину – памятью жив человек, памятью не только о близких нам по крови людей, но и памятью о профессиональных родителях и учителях, можно сказать, праотцев театрального дела. Хочется, чтобы начатые усилия и уже имеющиеся результаты исследовательской работы кафедры СПБГУП и дальше множились и служили делу театрального образования и развитию отечественного театра. ТРИШИН Валерий - участник конференции, режиссер-педагог, профессор АПРИКТ (Москва)
Date: 2015-06-11; view: 612; Нарушение авторских прав |