Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ХVIII Фестиваль «Театральная осень на Байкале -2012», посвященный памяти Леонида Беспрозванного
(Фестиваль фестивалю – рознь…) Долгое время, задумываясь о театральных фестивалях, о их неожиданном возникновении и выполняемой в обществе функции, меня не покидала мысль о преходящем характере этой формы любительского творчества. С утратой многочисленных смотров и конкурсов художественной самодеятельности в прежней стране, возникли первые фестивали, в то время в еще Советской России. Сейчас я смотрю на вопрос иначе – хлынувшие из-за рубежа, фестивали стали такой же неотъемлемой частью нашей культуры, частью нового общественного строя, необходимым элементом новой социально-экономической системы и урбанизированного общества. Сегодня обилие театральных Фестивалей зашкаливает и многие из первых фестивальных «ласточек» теряют свое прежнее лицо и значение; другие, порой и молодые, просто не выдерживают конкуренции и сходят с арены, едва появившись на свет, вследствие трудоемкости организации и проведения. Самый малый минимум, необходимый для рождения и проведения Фестиваля, это идея или концепция его содержания, и обязательно материальная составляющая - деньги спонсоров или государства, а лучше, то и другое вместе, так как бюджет государства или муниципалитетов элементарно не выдержит такого мощного изобилия форумов. Поневоле задумаешься о целесообразности столь большого их количества и жизненной необходимости каждого персонально. Другой характерной приметой и проблемой Фестивального движения является его индивидуальное творческое и социальное лицо. Первое возникает вместе с концепцией и исходит, как правило, от режиссера или менеджера (директора фестиваля). Художественное начало возникает и поддерживается в дальнейшем творческим ядром - организаторами, творческим коллективом во главе с его лидером – режиссером одного из театров и, «по совместительству» идеологом, худруком фестиваля. Фестиваль «Театральная Осень на Байкале» был одним из первых в театральном любительском движении в Иркутской области. Да, пожалуй, и в Восточной Сибири. Родился он по инициативе, и при непосредственном участии талантливейшего Человека, журналиста и режиссера, Заслуженного работника культуры России Леонида Владимировича Беспрозванного и его студийного театра «Чудак». Название «Чудак» вполне объясняет суть творческой жизни и деятельности коллектива, и происхождение самого фестиваля. Жизнедеятельности коллектива насквозь парадоксальной и, наверное, поэтому притягательной для зрителей-ангарчан, почитателей театра и самих участников, уже около 60-ти лет. Артисты «Чудака» – это те Россияне, которым чужд дух стяжательства, прагматизма и прочей меркантильной суетности, так усиленно и мощно захватившей уже не одно поколение российских граждан, и молодежи новой России. Именно вечные ценности: бескорыстие и доброта, творчество и самоотверженность, составляют индивидуальное творческое лицо «Чудаков» и его лидера – режиссера Беспрозванного. Пожалуй, это жизненное и творческое кредо определило весь творческий путь коллектива театра и, неизбежный на этом пути, Фестиваль «Театральная осень на Байкале». С первых шагов его отмечала определенная мета демократичности и дружеского общения, хотя дух состязательности, при этом, оставался таким же важным целевым компонентом. Со временем, география Фестиваля расширялась, стали приезжать на Фестиваль театральные коллективы из других регионов и «волостей». В том числе, и зарубежные театры. Но все побывавшие впервые сразу были покорены именно этим сущностным качеством фестиваля. Один из лидеров молодежного любительского театра того времени Семен Трессер (Театр-клуб «Суббота») лет тридцать назад сформулировал этот закон студийного движения и экспериментальных театров.Они, как садоводы-экспериментаторы, первые 10 лет выращивают новое «театральное семечко» для себя, а вырастив и удивившись, уже хотят поделиться своим открытием с другими. Около 20-ти лет с разной степенью интенсивности и успешности процветал и развивался Фестиваль Леонида Беспрозванного (Правда, в то время он так назывался только в приватных беседах). За это время сформировалась окончательно творческая позиция, театральная вера и платформа: «В театре все наоборот» «Осень на Байкале» - это весна». (Л. Беспрозванный). И, несмотря на дождливый августовский характер, Театральная Осень – это всегда расцвет творчества и радость общения. Проходил Фестиваль всегда в последнюю декаду августа. Есть у творческого лица фестиваля еще одна примета – на него съезжались, как правило, единомышленники - те, кто, однажды побывав на нем, уже не могли, да и не хотели расставаться с ним, да и друг с другом. Можно сказать, они навсегда оказались покоренными непритязательностью отношений фестивальной братии, доброжелательностью организаторов «чудаков», высокой требовательностью творчества и сотоварищества. Впервые попав на фестиваль в 1999 году, я также был полностью захвачен этой чудодейственной атмосферой, покорен этим густым замесом творчества и общения, а если не приглашали, скучал по ней. Творческие лидеры фестивалей хорошо знают этот фестивальный почерк. Наверное, по этой же причине навсегда привязались к детищу Ангарчан многолетние гости и участники - Народный артист России Виталий Венгер, театральные критики Виталий Нарожный и Сергей Захарян; Юлия Лихачева, Валерий Кирюнин и многие другие. Счастливые и самые буйные периоды в жизни фестиваля связаны с мощной экспансией северных театров из Железногорска (А.Колодченко), Братска (О.Чернигов, А. Магидин), Усть-Илимска (Е.Пендюрин), старейших театров из соседнего Усолья (Л. и М. Медведьевы), земляков (А.Кононов, Т.Хамитов). Теперь всех и не назовешь. Однако всему свое время. Пятнадцать лет оказалось и для фестиваля сроком оптимальным для успешного и менее успешного развития. За эти годы он прошел свой пик, звездный час и почувствовал спад. Активно этому «способствовали» перестройка и последующие не очень стабильные годы российской действительности. Причастность «Чудаков» к профсоюзной сети (в советский период Дворец Культуры «Нефтехимиков» считался одним из самых богатых в культуре Ангарска), сыграла для них не совсем приятную шутку в новое время. Постепенно Дворец и Театр оказались вне бюджетного финансирования. С самого начала это способствовало ежегодному росту и развитию театрального фестиваля и «Чудаков». Однако уже через десяток лет стало мощным тормозом для движения вперед. Вскоре детище Л. Беспрозванного и «Чудаков» начало постепенно сдавать. Параллельно материальным условиям происходили и объективные изменения внутри мощного театрального синдиката (и до сего дня в Иркутской области насчитывается до сорока театральных коллективов), появились новые отростки - новые театральные фестивали. Выросшие из рядов участников, крупные лидеры любительского театрального движения (Т. Хамитов, А. Кононов), в прошлом ученики Леонида Владимировича, затеяли собственное направление, стали проводить свои фестивали, в чем-то, может быть, альтернативные творческой линии Л. Беспрозванного. Уже в начале 90-х годов в Иркутской области возникает фестиваль детских театров «Театральная карусель» под руководством талантливого режиссера-педагога Тагира Хамитова. Вскоре стал набирать силы Бамовский Фестиваль в Усть-Куте во главе с лидером Г. Байковым. И, наконец, в конце 90-х годов зародился Международный Фестиваль любительских театров на Ольхоне «Сибирская рампа» во главе с художественным руководителем Александром Кононовым при непосредственном кураторстве главного специалиста по театральному творчеству Дома народного творчества Иркутской области Валерия Кирюнина. Теперь уже творчески соревновались между собой не только театры, но и фестивали, ведь каждый имел свою собственную идейно-творческую программу и перспективу роста. За тридцать лет фестивального движения много воды утекло, лихорадило и наш фестиваль «Театральная Осень на Байкале». Не хватало материальных средств на проведение у организаторов, да и у самих творческих коллективов с ними было не густо. В предыдущие три года заметно ослаб творческий дух фестиваля, лидеры сбавили свой пыл. Все чаще Леонид Беспрозванный поднимал иронический тост «за наше, в общем-то, безнадежное дело». Были периоды, когда Фестиваль не проводился совсем – не было средств у Ангарского Отдела по Культуре, прежние участники и единомышленники не поспевали сразу на несколько фестивалей, а хотелось все посмотреть, везде поучаствовать. В чем-то, наряду с кризисными явлениями 2008 года, причиной спада стала болезнь его бессменного лидера и закоперщика Леонида Беспрозванного. Крайняя точка кризиса всегда настигает дело неожиданно. В феврале 2012 года оборвалась его жизнь, жизнь режиссера и учителя, вдохновителя Фестиваля Леонида Беспрозванного. Неизбежным сиротством повеяло на театральную жизнь «Чудака», театралов и жителей Ангарска, да и в целом, на театральных любителей Иркутской Области. И даже научившимся держать удар «чудакам» стало не по себе. Жизнь, уже в который раз, поставила перед ними барьер, и снова, как уже много раз, они оказались на пороге своей судьбы. Нужно было делать какой-то шаг… Но, уже как будто сделанное ранее режиссерское завещание своего учителя – передача эстафеты руководства театром старейшему участнику и ученику Александру Говорину - настраивало коллектив на борьбу и продолжение традиций, не смотря на мощные препятствия жизни, нужно было двигаться вперед. Сам уход Л.В. Беспрозванного как бы подталкивал к однозначному вызову-ответу – не сдаваться, не останавливаться, двигаться вперед по пути обновления. Нужно было как-то реагировать, откликнуться на этот вызов времени, сдаться на волю рока или победить судьбу. Можно было бы, и отложить решение вопроса на год или два, так сказать, собраться с силами, и уже тогда двинуть полки... Совсем не так были воспитаны «чудаки», ученики Л.В. Беспрозванного. Лишь немного «отлежавшись» чудаки мощно двинулись к возрождению Фестиваля. И понятно, что первыми людьми, и по долгу службы, и по зову души. стали его Директор, Начальник Отдела по культуре администрации Ангарского муниципального образования, Кириченко Елена Васильевна, и новый Художественный руководитель фестиваля, режиссер театра «Чудак» Александр Говорин. Узнав о намерении уже в этом году провести фестиваль памяти Леонида Беспрозванного, я не сомневался ни минуты, что нынешний август соберет на Байкале своих поклонников, и, в первую очередь, почитателей творчества и учеников Л. Беспрозванного. Да, фестиваль был нужен именно нынче, и посвящение его зачинателю было конечно основной данью памяти. А в глубине души у многих уже затеплилась надежда о продолжении жизни фестиваля, в последние два года чуть было не погасшая совсем. Как бывает в подобных случаях, не было для реализации задуманного ни денег, ни коллективов участников, рассыпавшихся по другим фестивалям Иркутской Области. Не было и столь очевидного лидера. Александр Говорин совсем недавно возглавил коллектив как режиссер, и создал свой первый спектакль в «Чудаке». Наверное, и сомневающихся в успехе было больше, чем доброжелателей. Но у «Чудаков» оставался внутренний стержень и, как всегда бывает, в творческих начинаниях подобного рода, добрая доля авантюризма и «нахалина» (Стагниславский), без которых трудно, или почти невозможно, сделать столь большое дело. Сохранив, при этом, его живой характер и индивидуальное лицо. Тревог было много, и у организаторов и у участников. Да и у меня, лично, получившего приглашение возглавить жюри, головной боли прибавилось. Целевая программа – провести «Фестиваль памяти Леонида Беспрозванного», конечно, придавала силы в подготовительной работе и особую окраску самому форуму. Отбирались коллективы и персональные участники из числа друзей, или хорошо знавших Беспрозванного и сам Фестиваль. Показательно, в этом смысле, что первыми откликнулись на призыв и приглашение участники самого Первого фестиваля – коллектив из Новосибирской области поселка Ленево. Правда, приехали уже не первые участники, а их последователи и коллеги, любители как бы принявшие эстафету у своих предшественников. И это тоже оказалось символичным, ведь они не понаслышке знали о фестивале «Театральная осень на Байкале» и его организаторах – «Чудаках». В центре организации и инициативы по проведению «фестиваля памяти», конечно, были сами «Чудаки» и ученики Леонида Владимировича, которых к этому периоду уже насчитывалось достаточно много, и не только в Иркутской Области. Хочу снова забежать вперед. В один из дней «Театральной Осени на Байкале 2012» на мастер-классе «Учитель и ученики», я как ведущий, спросил присутствующих воспитанников Беспрозванного, настоящих и бывших участников «Чудака»: «Кем бы сейчас назвали они Леонида Владимировича – педагогом, преподавателем или учителем?». Ответ оказался единодушным – «Леонид Беспрозванный был их Учителем», значит, режиссером, педагогом и преподавателем в одном лице… Именно «Учителем» с большой буквы был для них мастер, так как учил он своих питомцев и Театру, и Жизни! Эта объективная оценка оказалась наиболее убедительной в отношении к теперь уже ушедшему из реальной жизни большому Человеку и театральному деятелю. Ушедшему из их физической жизни, но не из духовной, ушедшему, но не забытому. Напротив, - воспоминания казались еще острее с каждым конкретным ярким эпизодом, хотя, может быть, далеко не благодушным для обеих сторон. Честно сказать, отправляясь в поездку, я не ожидал, что после такого длительного перерыва и за короткий период подготовки, сам фестиваль и обойма участников окажутся такими полными и разнообразными, а главное, наполненными жизненной и творческой энергией. И, слава богу, был приятно обескуражен – добрый десяток творческих коллективов разных уровней, стилевых пристрастий вновь покорили присутствующих (в том числе, зрителей), гостей и коллективов-участников. Среди них были долгожители: Нижнеудинский «Экспромт» Галины Каминской; Ангарский «Факел» Александра Кононова; «Предместье» из Иркутска во главе с Ларисой Сериковой-Киркицей. Были достаточно опытные коллективы - «Ковчег» (Усолье-Сибирское), «Наш дом» (пос. Линево, Новосибирской области). Были и новички: впервые приехавший из далекой Чуны коллектив зрелых исполнителей Лиры Барановой, или, только народившиеся детские театры - «Театр масок» (Ангарск), театр «Буратино» (Нижнеудинск). Особой строкой звучало на фестивале имя многолетнего творческого организатора фестиваля театра «Чудак». Но об этом чуть позже. Много откровений для жюри оказалось и по ходу фестиваля. Конечно же, была минута молчания и вечер памяти леонида Беспрозванного, с которых с самого начала открыли фестиваль «Чудаки», Директор Фестиваля Елена Кириченко и новый Худрук Александр Говорин. Приятным сюрпризом для всех стал подарок гостям и коллективам, – выпущенная накануне, и приуроченная к фестивалю, новая книга Леонида Владимировича, уже 10-ая по счету. Конечно, грустная нота была неизбежна, но с каждым вечером грусть эта становилась светлой, фестиваль обретал мужественные черты, и, как будто, сама память о Беспрозванном становилась более зрелой, буквально перерастая в метафизическое присутствие Леонида Владимировича на этом, когда-то созданном им форуме. Очень деликатно и тщательно отобранная А.Говориным программа фестиваля, а ранее, не менее глубокое и содержательное приглашение (Е. Кириченко, А. Говорин) сделали свое доброе дело. Всех приехавших «спонсировали» местные органы власти. Каждый день фестиваля приносил радость и горечь одновременно, но, главное, - будоражил наши театральные умы, независимо от того, дети выступали на сцене или взрослые артисты-чудаковцы. В диалоге о Вампилове - три спектакля «Вампиловского дня» под руководством Виталия Нарожного или в обзоре театральных новостей Москвы и центральных городов России (Тришин В., Нарожный В.) везде присутствовал незримо автор «проекта» Леонид Беспрозванный. Все шло в копилку фестиваля, наполняя до краев его, на глазах полнеющие закрома. И, не случайно, при подведении итогов в заключительный день фестиваля Виталий Нарожный беспристрастно заявил, что он, как участник всех Фестивалей Байкальской Осени «не помнит столь высокого творческого уровня». Близкой к этой была оценка Министра культуры и архивов Иркутской Области Виталия Владимировича Барышникова на вечере встрече с участниками фестиваля, которой он поделился с режиссерами и руководителями коллективов. Пожалуй, из его уст впервые громко, вслух прозвучало пожелание и дальше продолжать начатое дело - «фестиваль Беспрозванного». Это пожелание было высказано в повседневном диалоге (Поэтический спектакль памяти Беспрозванного «Здравствуй грусть») фестивальной братии. «Фестиваль Беспрозванного» должен жить, ибо именно его лицом красен этот замечательный форум. У других фестивалей другие лица. Особый пиетет был высказан буквально всеми участниками и гостями фестиваля артистам Театра «Чудак». Как и в прежние времена, львиную долю нагрузки в проведении фестиваля, (и что особенно важно, без претензий на заслуги) приняли на свои плечи «Чудаки». Нужно сказать, что плечи эти стали действительно мужественнее и мощнее. Как мне показалось, коллектив за этот год стал еще более зрелым и мужественным и социально и творчески повзрослевшим. Вечер памяти Леонида Беспрозванного «Режиссер. Журналист. Человек», ежевечернее театральное кафе «Палатка №6», два собственных спектакля, Бенефис старейшего артиста театра Сергея Метелкина, ОФ Программы (не менее содержательные, чем спектакли фестиваля), - это дело рук организаторов-чудаковцев. Все свидетельствует о зрелости коллектива, которому в этом году исполнится 59 лет. Следует отдать должное и незаметной, но важнейшей работе Директора Фестиваля Елены Васильевны Кириченко. Это не только «спонсирование» и вся организационно-методическая работа, а, прежде всего, высокая отдача делу и памяти, может быть, одного из самых верных ее помощников Леонида Владимировича Беспрозванного. Да, большинство, выступивших на заключительном вечере режиссеров и гостей предлагали сохранить, сберечь и развивать дело Леонида Беспрозванного и, в том числе, Фестиваль «Театральная Осень на Байкале». И не только из чувства долга, в силу преданности своему учителю и одному из аксакалов театрального любительства Иркутской области, но и в силу действительной значимости этого форума для развития любительского театра Ангарска, Иркутска и Иркутской области. Лично у меня к концу фестиваля сформировалось такое ощущение, будто он и не останавливался в своем развитии, а лишь прервался на короткое время, набрал новые силы и дыхание для будущей долгой жизни. Такому фестивалю нужно и должно жить, ибо есть в нем что-то неуловимое, делающее его Живым, неповторимым, не похожим на другие форумы театрального любительства. Может быть, потому, что в нем сохранилась душа его организатора-закоперщика и бессменного лидера, Чудака по натуре, Леонида Беспрозванного. Фестиваль Театральная Осень на Байкале! Даже само название дорогого стоит. А к нему можно справедливо добавить – «имени Леонида Беспрозванного». Но главное не во внешних атрибутах - названии и регалиях, - а в том, чтобы сохранить дух чудачества, то, чем был силен именно этот фестиваль. Хочется, чтобы дух этого фестиваля еще долгие годы удовлетворял зов души самоотверженных любителей театра и культуры Ангарска, Иркутска и близлежащих регионов. Есть в нем какая-то неизбывная пята. Надеюсь, что продолжение следует… Date: 2015-06-11; view: 634; Нарушение авторских прав |