Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Валерий Тришин канд. педагогических наук, режиссер-педагог, профессор АПРИКТ
3. «И один в поле воин….» (Пятидесятилетию Народных театров Якутии)
В марте прошлого года я был приглашен в Саха (Якутию) на празднование 50-летия Народных театров и 1-го Народного театра – Театра Таттинского района имени П.А. Ойунского. Многое я открыл для себя за эти пять дней в понимании развития любительского театра в целом, да и народного творчества Саха (Якутии) в частности. Оказалось - культурная жизнь Якутии далеко не простой и уже не только провинциальный феномен, об этом можно писать и говорить долго и много. Суровый край, как это ни странно, не озлобил северный народ (правда, это я замечал и раньше), а только истончил его душу. Конечно же, не просто живется людям на земле, с одной стороны, богатой алмазами, а с другой - вечной мерзлотой. Не просто, не в смысле тяжело. К этому уже как-то притерпелись и другого «рая» им не надо. Скорее не просто, в зависимости от востребованности этой жизни. В понимании национальной культуры этого народа я увидел много парадоксов, что и бросается в глаза в первую очередь. На фоне общей лихорадки, денежной и миграционной, в состоянии которой находится, практически, вся Россия (бывший Союз), Якутия, мне показалось, регион более благополучный. Благополучный, в том смысле, что нет здесь большого разрыва между внешней материальной жизнью и внутренней, духовной. Происходит это, вероятно, по многим условиям-причинам, в том числе, и экономическим. Хотя, сказать, что люди живут в материальном достатке, вряд ли возможно. Но я хочу коснуться собственно культуры – культуры не только не отстающей от современных тенденций, но и в чем-то опережающей центральные регионы и сглаживающей проблемы суровой жизни. Не знаю в силу чего: в силу ли отдаленности и, казалось бы, потенциальной оторванности от центра России; а, может быть, благодаря той же суровости климатических условий, но культурный край этот живет своей полноценной и особой жизнью. И я бы никогда не назвал ее провинциальной. Даже по внешним показателям; близким и понятным мне, по роду занятий. В Республике сохранились 48 Народных театров, причем, многие из них не прерывали свою творческую деятельность, не приостанавливали творческую жизнь уже пятьдесят лет. Все это, как в зеркале, отразилось в проходящей декаде Народного искусства Саха (Якутии). Первые два дня Недели театров были посвящены традиционному искусству – якутскому эпосу «Олонхо». Как все традиционное искусство, «Театр Олонхо» далеко не ровный по уровню исполнительского мастерства, зрелищности (внешней занимательности) и художественному уровню в целом. Но зато, какая глубина духовности народа, его прошлого и будущего угадывается в каждой программе. Я бы сказал, какое разнообразие и богатство творческих индивидуальностей, а, главное, личностей, включая представителей всех поколений, представлено в этой многоцветной палитре. Да, в какой-то мере это пробуждение и возрождение прерванной чьей-то, может быть и не злой волей, социальных преобразований. И как точно угадано, что потребность в новом, хорошо забытом, искусстве есть у самого народа, и она точно направляется в русле социальных преобразований, что не замедлило воплотиться и реализоваться в представлениях, программах и спектаклях. И не как локальные островки, а как мощный поток духовного творчества всего коренного народа. И совершенно правильно охарактеризовал это явление Министр культуры Саха (Якутии) А.С. Борисов как «аналог идеологии», компенсирующий ее отсутствие в современном российском обществе. В отсутствии устойчивой идеологии в целом в России, народный эпос, народное искусство действительно может стать национальной идеей и идеологией народа, ибо в его синкретической природе отражаются все компоненты жизни – от трудовой, социальной до личностного самовыражения и мечты о будущей, конечно же, лучшей жизни. Не случайно, в самом Якутске, опять же, благодаря целенаправленному руководству министерства культуры и государственной политике, создан и уже начал функционировать профессиональный «Театр Олонхо». Об этом можно было бы написать отдельную статью. Но ограничимся кратким резюме. В условиях повальной Европеизации Российской культуры и тотальной шоуизации искусства центральной и средней полосы России, якутский народный эпос – это явная, причем благоприятная в воспитательном плане, альтернатива этим, далеко не лучшим тенденциям. Это направление культуры неустареваемо и неисчерпаемо. А, при разумной корректировке и направлении предпринимаемых поисков и усилий руководящими работниками культуры на местах, уже сегодня плодотворно сказывается на жизни людей, на развитии культуры. Однако было бы неоправданно, если бы все Театры разом развернулось в этом направлении, в сторону коренного культурного промысла. Слава Богу, этого не произошло в Республике Саха. Следующие дни показали, что в Республике живы и глубокие традиции, и Народные театры, сформированные культурой ХХ столетия - обретшее высшую форму самодеятельное искусство в 50-60-ые годы. Народные театры России – явление уникальное, в теории мало осмысленное, и, к сожалению, постепенно уходящее с горизонта культуры. Уникальность Народного театра Якутии второй половины ХХ столетия (по нашему субъективному опыту) заключается в том, что в это время они были крепко привязаны: а) к местным авторам и классике; б) развивались, преимущественно, в русле реализма и психологической драмы, сдобренных колоритными национальными характерами и юмором. В этой тенденции, безусловно, присутствовала некоторая ограниченность, что, на мой взгляд, сдерживало развитие любительского драматического театра. В какой-то мере, эту общую тенденцию дополняли или скрашивали недостатки эксперименты профессионального драматического театра Якутии (Режиссура Борисова, Федотова и др.) по внедрению в классическую драматургию эпических национальных мотивов («Король Лир», «Добрый человек из Сезуана» «Буранный полустанок» и др.) и современные поиски молодого драматурга из Нерюнгри С. Ермолаева. Однако последующие два дня смотра показали, что и эта веточка театрального народного творчества не стоит на месте. Например, спектакль Алтанского народного театра Амгинского улуса по пьесе А. И. Сафонова «Алампа «Будуруйбут» в постановке отличника культуры РС (Я) Валерия Лобанова продемонстрировал не только не только владение режиссером выразительными средствами современного визуального театра, владение формой. Но режиссер сгустил семейно-бытовую проблематику, (помноженную на Фрейдовскуюую раздвоенность личности), метания молодого главы семьи между привязанностью к семейному очагу и прагматической, эгоистической устремленностью к свободе, что, при всей своей психологичности, спектакль обрел трагическую высоту. Спектакль этот оказался вполне показательным для сегодняшних преобразований и модернизации любительского театра, сочетающего высокое исполнительское мастерство и концептуальный режиссерский театр. Эта новая тенденция для Европейского драматического искусства с некоторым опозданием завоевывает и сцену Народного театра Якутии. Много еще полноценного и полезного можно было бы рассказать о развитии Народного театра Саха (Якутии). Остановимся на 2-х заслуживающих общего внимания, моментах. Декада показала, что Народные театры не останавливаются на этих двух программных направлениях. Весь исторический опыт народного искусства показал, что сужение синкретического эпоса «Олонхо» до драматического искусства не ограничивает универсальности народных талантов и актерского исполнительского искусства, в том числе. На третий день, параллельно с выступлением драматических коллективов, вечернюю сцену организаторы смотра отдали музыке, хоровому и вокальному исполнению и эстраде. Любительские народные хоры, вокальные группы и солисты (причем, в академической и современной манере исполнения) были полноценно представлены, достаточно грамотно технически озвучены и бережно преподнесены публике. По ходу выступления выяснилось, что очень часто эти жанровые ответвления также были представлены театрами, которые выставляли «Олонхо» и драматические спектакли в самом начале декады. Заключительным аккордом декады Народных театров стали Вечер Юмора и Сатиры. И здесь тоже не обошлось без сюрпризов – некоторые драматические артисты, неожиданно заявили о себе блестящими эстрадными эксцентриками, великолепными импровизаторами и авторами сценических миниатюр. Набор такой многообразной деятельности народных театров не только вызвал у меня восхищение, но и породил серьезные размышления. Сам, выросший на любительской сцене, я лишний раз убедился в том, сколь многообразен народный талант, который невозможно «ужать» рамками одной драмы. Но, главное, даже не в этом. На примере форума я убедился в жизнеспособности народного театра Якутии, не смотря на мощные тенденции (в целом по России) к их временной приостановки, а то и прерывания этого когда-то мощного духовного потока. Не может остановиться духовная энергия человека, если она у него есть. Правда, она может быть направлена не туда - в ночные клубы, казино и во внешние шоу эффекты, то есть, не в полезное русло, а в потребительское корыто. Отчего душа становится праздной, а корзина потребительства бездонно пустой и бесперспективной. И, НАОБОРОТ, ПРИ УМЕЛОМ, ЧУТКОМ И БЕСКОРЫСТНОМ УПРАВЛЕНИИ ПРОЦЕССАМИ КУЛЬТУРЫ, ДУХОВНОЕ ТВОРЧЕСТВО НАРОДА НЕ ОСТАНОВИТСЯ, С КАКИМИ БЫ ИСКУССТВЕННЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ И ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПЕРЕСТРОЙКАМИ И ПРЕПЯТСТВИЯМИ ОНО НЕ ВСТРЕТИЛОСЬ НА СВОЕМ ПУТИ. Мысли эти пришли ко мне в ходе участия в знаменательном для Якутской культуры форуме. И они оказались не случайными, не «сливками» от происходящего, а результатом планомерной, повседневной и грамотной работы опят так и лидеров данной отрасли и организаторов этого крупного мероприятия. И последнее, на чем хотелось бы заострить внимание. Кто же руководит сегодня культурой и всеми процессами, которые и попытался описать? И почему именно в отдаленной Якутии оказался не нарушен, не прерван тот благодатный процесс народного творчества и инициативы, который как главное завоевание Советской России, оказался незаслуженно брошен на произвол судьбы, а, фактически, забыт во многих регионах. И вот, спустя несколько десятилетий, с большим трудом восстанавливаем. Хочется вернуться к началу статьи. А так ли уж много получают труженики культурного фронта отдаленного Севера? Быть может это и стимулирует их инициативу. Оказалось, что по столичным меркам, не только не много, но чудовищно мало. Также невелика зарплата в глубинке, у режиссеров, сумевших сберечь Народные театры. Чем же тогда объяснить столь устойчивый интерес к их деятельности Народного Театра руководителей творческих коллективов и самих участников? В приватных беседах и на круглом столе, посвященном модернизации деятельности Народных театров Саха (Якутии), не один раз прозвучал этот же вопрос. И удивительно простой оказался ответ: «Зимой у нас очень холодно. Но не будешь целый вечер сидеть в доме или в квартире, вот и идут люди в театр!». Как просто и скромно. Действительно, театр манит и объединяет. По-прежнему, объединяет и спасает людей от духовного одиночества и социального прозябания, а то и коллапса. А в новых постперестроечных условиях, театр еще и возглавил духовный напор людей. И не случайно, постепенно изживающие себя, клубы в Саха (Якутии) почти повсеместно преобразовываются в Театры и Центры. Некоторые районы даже отстраивают для этого специальные помещения. Сегодня не Клуб, а Театр объединяет под своей крышей людей и все виды искусства и жанры, имеющие место в прежнем клубе, - певческие и танцевальные, эстрадные коллективы. Всем хватает места под крышей театра. И этим процессам совсем не нужна дополнительная модернизация: уже появились первые полупрофессиональные самоокупаемые организмы, муниципальные творческие объединения. Здесь важно не перегнуть палку администрирования, чутко прислушаться к самому живому процессу. Ведь в этом живом характере и инициативе и заключается вся сила. Сила и мудрость действительно народной культуры. Скорее всего, без дотаций эти молодые начинания не проживут, нужен правильный расчет и чуткое внимательное отношение, гибкость со стороны управленческих организаций. Народному театру, как и народу, нужны одобрение и поддержка, а за самим народом дело не станет. Главное, чтобы не была искусственно прервана эта духовная жилка, это вековая тяга человека выразить себя, свою душу в творчестве, а не только в труде. В Саха (Якутии) этим процессом, как мне показалось, занимаются не формально, не в угоду прагматическим условиям рынка, который повсеместно диктует зрелищ и хлеба. Руководители культуры пока еще борются с его дурным влиянием, не принимая ложного и наносного, суррогатного продукта массовой культуры. Вспоминается народная мудрость. И один в поле воин. Вспоминается она потому, что не так часто на культурной ниве России встретишь сегодня столь плодородные поля. И оказалось, что одна из не многих, Республика Якутия оказалась могущей противостоять повсеместной тенденции обыдливания и спаивания народа, новых молодых поколений. Именно в этом противостоянии я увидел залог будущего Саха (Якутии) и якутского народа, какие бы трудности он не испытывал временно, а, может быть, и всегда. Может быть, он уже привык к этим вековым трудностям и потому его не свернуть с духовного пути?! Конечно, эти процессы не стихийны и направляются руководителями культуры. Несколько слов об организаторах форума. Почти два десятилетия руководит в местном Республиканском Центре культуры и традиционного художественного творчества им. А.Е Кулаковского специалист по театрам Светлана Григорьевна Лукина. Она из тех энтузиастов культуры, которым чем тяжелее воз, тем легче. (Еще один парадокс творческих работников). В 1983 году закончила режиссерское отделение Восточно-Сибирской Академии культуры и искусств, долгое время сама руководила Народным театром в отдаленном районе. Знает почем «фунт лиха» не понаслышке. И сегодня продолжает сама ставить массовые мероприятия и праздники. Теперь она перенесла энергию на все театры Республики. Видно велик запал любви к театру и к своему народу, что она тянет воз в полсотни народных театров, к некоторым из которых только самолетом и можно долететь. Велик, да не бесконечен, об этом должны помнить руководители Министерства. И на этот раз, не смотря на поддержку общественных помощников, львиную долю организационной и методической работы проделала сама Светлана. Дай бог, чтобы женские плечи не подкачали. Но руководителям министерства надо бы особое внимание обратить на работу таких энтузиастов, решая не вопросы премии и благодарностей, а серьезные проблемы материальной, а может быть и личной жизни. Не знаю, можно ли сравнить ее работу с работой московских чиновников от культуры. Думаю, что вряд ли, и, пусть меня простят, не в пользу последних. Однако к такому же энтузиазму я отношу и деятельность самого руководителя Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Борисова Андрея Савича. За второе десятилетие руководства отраслью, оставаясь сам режиссером, он уже обзавелся немалым кругом помощников и учеников, много лично своим творческим и управленческим трудом внес в развитие культуры Республики, и непосредственно театра. И еще многое может сделать. Ведь художник-творец что родник, не иссякает долго. Он может стареть, уставать, но не иссякать. И дай Бог нашим энтузиастам (я назвал двоих, а их намного больше) долгих лет и здоровья! Хотя люди они и государственные, но именно государство в лице России и Правительство Саха (Якутии) должно объективно оценивать вклад людей в культуру, которую сегодня на энтузиазме уже не вытянуть. Уж слишком большой возок! Иногда я думаю, может потому сохранился и успешно развивается Народный театр в Якутии, что во главе стоят два режиссера?! Возможно и так! Скорее всего, так! Ведь режиссеры, как правило, и организаторы хорошие. Режиссер-чиновник - это тебе не просто чиновник, а чиновник-художник! Вот и подошел к концу мой «отчет» о поездке в Якутию. Давно я здесь не был, лет двадцать, а то и больше. С тревогой ехал познакомиться с Народными театрами, беспокоясь по аналогии с их незавидным состоянием в других регионах. Но сейчас вспоминаю с добрым чувством поездку и не потому, что хорошо принимали. Гостеприимство - это для Якутов знаковая данность, а потому что дело у них движется, и радость в душе от сознания того, что не все еще потеряно. Если дальние регионы живы, жива и Россия, только нужно уметь видеть все доброе и перенимать полезное, независимо от провинциальности и удаленности. Добрые чувства остаются и ко всем людям, проявившим кроме своих творческих дел, внимание, доброжелательность и бескорыстие. Видимо суровый край и рождает эту доброту и понимание ценности человеческого общения и радости творчества. А Театр (Народный или профессиональный) остается квинтэссенцией этого желания. Он и дает возможность быть добрыми и делает людей еще добрее. Уезжаю с надеждой, что Народные театры Севера и дальше будут жить, жить и развиваться. Чувствую, что без этой поездки и встреч моя сегодняшняя жизнь в Москве была бы не полной!
Date: 2015-06-11; view: 449; Нарушение авторских прав |