Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особое искусство» и студийность: общее и особенное





 

 

В сфере культуры и социально-педагогического творчества термином «особое искусство» обозначается сравнительно новое для исследования социально-художественное направление - занятие искусством людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Основная проблематика, при обсуждении этого вопроса, связывается с утверждением уникальности и самостоятельности нового направления в жизни общества. В рамках общей проблематики обсуждаются вопросы: соотношения социального творчества и искусства, оригинальности и самоценности творческой деятельности людей с ОВЗ, роли искусства, как формы их социальной реабилитации. Совсем недавно (12-13 мая) прошедшая в Москве научно-практическая конференция по данной проблематике, показала, что в мире уже накоплен, более чем двадцалетний, опыт практического развития и теоретического исследования этих вопросов, появилось много терминов, вошедших в практику и исследовательский инструментарий. Например: термины «искусство как творчество социальности», «Особый театр», «Протеатр» (с одноименным названием Фестиваля) и др.

Нам кажется, что на данном этапе это направление социально-культурного творчества обрело форму самостоятельного эстетического феномена и общественного движения, справедливо утверждающего свое право на самостоятельность. В пространстве современного социума жизнь и творчество инвалидов уже давно не считается беспрецедентным эпизодом, а вполне полноправным и, к сожалению, в чем-то закономерным явлением.

Однако именно в этих закономерностях новое направление социально-культурного творчества и художественной деятельности напоминает другую, всем известную, форму деятельности в сфере культуры и искусства - студийное движение. Правда, на сегодняшний день, оно заметно утратило свой былой масштаб и задор. Происходит это, как нам представляется, в силу нескольких причин: растирожированности явления и привычности самого понятия «студия». Может быть, поэтому экспериментальный характер студийности, поиск новых форм культурно-творческой деятельности стал обретать новые названия, более близкие, собственно, к содержанию деятельности. Нам представляется, что именно так происходит в наше бурное время, студийность выходит из моды, но механизм ее действия остается в силе.

Например, «Открытый театр», «Другой театр», «Документальный театр» в сфере театрального искусства не что иное, как действие омолаживающей стихии студийного движения. В этом ряду «Особый театр», как один из прецедентов профессионального и любительского творчества людей с ОВЗ, нам кажется, является «частью» или одной из новых форм проявления студийности. Во всяком случае, общие моменты в них просматриваются довольно отчетливо. В первую очередь, это единство, синкретизм нескольких традиционных видов деятельностей (социокультурная деятельность, художественное творчество, театральное искусство) и пограничное состояние явления на стыке нескольких жизненных сфер. К примеру, само явление «Особого театра» существует на стыке искусства и не терапии, и часто означается как творчество социальности. А по пафосу и педагогическому заряду оно является культурно-образовательным феноменом, если такая интеграция правомерна. Здесь его можно отнести и к педагогическому явлению и к психотерапевтической медицине.

Однако если вспомнить все бурные этапы студийного движения, студийность характеризуются аналогичным «синкретизмом». Социальность – политичность экспериментального искусства и интенсивное воспитание-обучение в студийной общности создавали и создают феномен самостоятельного (особого) вида художественности, характеризующейся целостностью деятельности. Это художественная деятельность, пока еще, не вырванная из контекста жизни. И, может быть, отсюда стремление инициаторов через «особое искусство» познать корневые основы жизни и искусства (Пратеатр).

Другим важным моментом «родственных» отношений является организационная форма творческой деятельности. Большинство творческих объединений нового направления представлено студийными формами. То есть, интуитивно, инициаторы новых начинаний все равно выходят на апробированные, пригодные для экспериментального творчества поисковые формы. В этом смысле, просматривается иная закономерность. Студия выступает одновременно, как организационная форма и коллектив единомышленников. Общность- эксперимент- школа, или общность – школа - эксперимент. Скорее в таком сочетании и последовательности представлены творческие объединения в «Особом театре». В то время как в традиционном толковании студийности постулируется преемственность: школа-студия-театр. Это важно подчеркнуть, ибо реально и объективно в иерархии этих ступенек развития творческого объединения главенствуют в первую очередь духовно-нравственные отношения, отношения человеческой солидарности (Кропоткин П.А.). Именно они становятся исходными стимулами для инициаций и преобразований в общественной жизни в искусстве.

Наконец, принципиальной особенностью, роднящей оба феномена, являются некая оппозиционность деятельности, вновь рождающихся социальных групп и духовных общностей. В них сильны товарищеские и неформальные отношения, стимулирующие духовность и синкретизм деятельности общины, что является антитезой официальной жизни, деловому общению официального мира, чаще всего, требующему прагматичности и профессионализма. В стремлении опозиционироваться по отношению к официальному социуму, и даже к государству, (эта мысль проскальзывала неоднократно в выступлениях участников конференции), признались некоторые зарубежные коллеги. В этом у них просматривается четкое, осознанное стремление избежать любой опеки и нормативов, ради свободы творчества. (Доклад Молины К., Группа «Знаки», Лион, Франция). В то же время, надо понимать, что независимость, как духовная основа творчества, не отменяет экономических отношений «Особого театра» с социальными институтами и спонсорами. (Доклад режиссера театра «Блаумайер А.Хербст, Бремен, Германия»). Именно они, наряду со спонсорами, являются основным источником материального существования этого театра и многих творческих объединений. Но это положение характерно и для многих театров-студий зрелого периода, фактически содержащих себя самостоятельно и существующих вполне легально. Сегодня уже есть опыт создания профессионального театра людей с ОВЗ в России («Круг 1»), сформированного, фактически, студийным путем и стремящегося поддержать дух единомыслия и уникальности творчества внутри профессионального объединения.

Таким образом, проведенные выше параллели, позволяют нам сформулировать нечто общее в развитии двух родственных социально-художественных явлений - «Особого театра» и студийности. Где студийность, как нам кажется, традиционно выступает механизмом, инструментом обновления культуры, позволяя внедрить в жизнь новое содержание культурно-творческой деятельности – «особое искусство». Именно равные права и возможности людей с ОВЗ со всеми другими людьми для занятий всеми видами художественно-творческой деятельности и роднит оба явления. Они являются их «зерном» и сутью и, тем самым, позволяют продвинуть вперед и реализовать проект восстановления, социально-культурной реабилитации лиц с ОВЗ. Привести в действие их полезный социальный и творческий потенциал, то есть интегрировать в общество как полноценных его членов.

Можно со всей убежденностью сказать, что «особое искусство» сегодня - это уже не отдельный частный случай в нашей жизни, а самостоятельное общественно-политическое движение, феномен социальной жизни и искусства.

Date: 2015-06-11; view: 435; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию