Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пора зрелости. 17 фестиваль «Театральная осень на Байкале»»
В августе этого года на базе отдыха «Утулик», на Байкале прошел очередной, 17фестиваль «Театральная осень на Байкале». Возраст совершеннолетия неминуемо приближается и вопрос будущего фестиваля, путей развития детища Ангарского Нефтекомбината, Дворца культуры «Нефтехимик» и театра «Чудак» приближается также неминуемо. Впервые фестиваль проведен в 1990 году. К сожалению, в последние годы материальной поддержки со стороны промышленных предприятий и государственных структур фестиваль практически не имеет и это, конечно, сказывается на жизни фестиваля. Невольно встает вопрос о его существовании уже в ближайшие годы. (Из-за отсутствия средств уже был двухгодичный перерыв.) Хочется надеяться, что его организаторы выберут правильную стратегию, найдут спонсоров, а сам фестиваль еще много лет будет приносить материальные и духовные дивиденды и тем, и другим. А пока остановимся на программе прошедшего фестиваля. В прежние годы фестивальная жизнь была настолько насыщена, что буквально кипела от спектаклей – ежедневно игралось по 4-5 спектаклей и концертных программ, плюс разнообразные игровые программы, приколы, спортивные состязания и т.д. Нынешняя «Байкальская Осень» оказалась мягче и скромнее. Два-три спектакля в день, плюс ежевечерние программы театрального кафе («Палатка №6»), обсуждение спектаклей и мастер-классы. Эти направления и составили программу фестиваля, как всегда, лишенного ажиотажа и соперничества. На открытии фестиваля, его директор, Елена Васильевна Кириченко откровенно призналась, что «каждый раз она, приезжая в Утулик и открывая фестиваль, с тревогой думает: а произойдет ли чудо на этот раз?». Опыт предыдущих фестивалей вовсе не помощник, каждый раз все начинается заново и происходит чуть-чуть по-другому. Это вызывает тревогу, и творческий азарт, одновременно, страшит и радует. Может быть, поэтому «Чудаки» (театр «Чудак» - организатор фестиваля) берут на себя много: открытие и закрытие, два-три спектакля, львиную долю организационно-творческой работы. Однако, на сей раз, фестиваль отступил от правил и открывался детским театром. Молодые артисты, земляки и коллеги «Чудака», школьный театр «Росток» под руководством Александра Говорина (уже достаточно опытного режиссера-педагога) стали почетными открывателями форума. Александр Говорин поставил себе высокую планку: сыграл с детским коллективом спектакль «Хармсинки» по рассказам Д.Хармса. Стиль клоунады, как ключ к Хармсу, оказался в самую пору парадоксальному автору и помог режиссеру не заземлить экстравагантное творчество писателя (заметим, не всегда поддающегося сценической интерпретации даже во взрослых театрах). Открыв зрелищным спектаклем фестиваль, молодые артисты на следующий же день с теплыми напутственными словами отбыли на детский фестиваль в г. Сызрань. Не часто любителям из Сибири удается представительствовать на театральных форумах средней полосы. А фестивальную программу подхватили - его инициаторы и хозяева – артисты театра «Чудак». Авторский спектакль по новеллам Леонида Енгибарова и песням Булата Окуджавы «Шут был вор» сочинен режиссером и коллективом в этом году, (скорее всего, к юбилею режиссера) и сыгран с огромным пиететом к чудо-клоуну, имя которого ныне почти забыто. В этот же вечер «Чудаки», во главе с ведущей Наталией Андриенко, организовали другое важное фестивальное событие: в «Палатке № 6» (театральное кафе) после 22 часов состоялся поэтический вечер при свечах. Начав вечер с беспроигрышной темы о любви, чудаки быстро «раскачали» аудиторию. И вот уже зрители всех возрастов и всех коллективов спешат на сцену. Чтение стихов, исполнение песен под гитару и даже сольных танцев – все пошло в ход. К концу этого чудного вечера всем стало ясно, что фестиваль, что называется, покатился. В один из последующих дней фестиваль был полностью предоставлен театралам из города Усолье-Сибирское. Любительский театр Усолья имеет не меньше традиций, чем Ангарск, и, пожалуй, он один из первых участников данного фестиваля. Например, многие годы его постоянным участником и спутником является театр «Ковчег» (режиссер Лариса Медведева). Еще более опытный режиссер, Анна Медведева, без малого сорок лет руководит детской и юношеской Студией (ныне театр «Сказка») в ДК «Химик». В ходе обсуждения спектакля ее театра, зрители спросили режиссера: «сколько же лет Вы работаете с детьми?» На что она отшутилась: «так долго не живут». И, наконец, третий коллектив представил взрослое поколение Усольчан (Театр «Общение», режиссер Марина Сизых). Спектакль «Тринадцатая звезда» В.Ольшанского подготовлен Анной Медведевой в театре «Сказка». Это – современная пьеса-сказка о жестокости и зле, таких частых «гостях» новой цивилизации. Однако удивительно чистые, непосредственные артисты сразу нескольких студийных поколений, без ложной фанаберии и притязаний на мастерство, рассказали зрителям очень добрую историю про кроликов и про любовь, про то, как непросто выжить этим слабым созданиям в мире современного шоу-бизнеса, в котором «все на продажу». Главному герою (кролик Джек Боевой конек) удается выжить, лишь благодаря помощи друзей и сородичей. Помогает в этом дружба – традиционный мотив детской сказки. Спектакль пронизан любовью ко всему живому, поэзией и лиризмом. Он зовет к светлому, несмотря на печальный финал. Наверное, этой самой жесткости чуть-чуть не хватило спектаклю (о чем говорили, при обсуждении, члены жюри), но замысел режиссера, его явный педагогический настрой, как раз уводили детей от жестокости, которой «в жизни они видят предостаточно». Знаменательным событием дня стал спектакль молодежного клуба «Ковчег» (руководитель и режиссер Лариса Медведева). Детский спектакль «Золотые шишки» был сыгран в «Саду цветов», созданном на берегу Байкала местным жителем, художником Н.Н. Осипенко («Сад Ириды»). Это был спектакль, так сказать в стиле ландшафтного театра (такой спектакль стал уже традиционным для фестиваля). На прошлогоднем фестивале здесь прозвучала поэтическая композиция о жизни и творчестве М. Цветаевой в исполнении режиссера Нижнеудинского театра Галины Каминской. Нынешняя «Осень» представила зрителям сказку «Золотые шишки». На основе народной сказки режиссер создала кукольное музыкальное представление (частично с живым планом) о грехах человеческих: о скупости, о жадности и др. пороках человечества. Спектакль подготовлен явно в просветительских целях и адресован самым маленьким зрителям. Но тема его оказалась актуальной и для взрослых. Весело и неоднозначно реагировали они на поступки незадачливого охотника промысловика, гоняющегося за легкой добычей, а получающего, в итоге, досадный урок. Спектакль подготовлен силами детей из приюта и артистами молодежного клуба. Вероятно, потому он и несет в себе некий религиозный, назидательный мотив, за что подвергся критике при последующем разборе. Но нужно отдать должное, он вызвал неподдельный интерес зрителей и, главное, он четко вписался в «натуральную сцену» Байкальской фауны, заметно разнообразив художественную палитру фестиваля. Вечером в Доме культуры поселка Утулик прошел третий спектакль Усольчан. Народный театр «Общение» сыграл историю несостоявшейся любви - продолжение известной пьесы Л.Зорина «Варшавская мелодия», - молодых людей, подданных разных государств. Прошло много лет, герой и героиня случайно встретились в аэропорту, но, по воле автора и режиссера, ОН не узнал своей прежней возлюбленной. «Послевкусие» - так назван спектакль. И так определила суть происходящего режиссер спектакля Марина Сизых. Спектакль сыгран ветеранами Народного театра ДК «Мир» (О. Коновалов), когда-то гремевшего на всю Иркутскую область. Замечательно, что молодой режиссер дала возможность принять участие на фестивале ветеранам любительской сцены, специально выбрав для них пьесу на двоих. Театральный день Усольчан ощутимо пополнился молодежными драматическими спектаклями. Еще накануне прошли спектакли сразу двух студенческих театров – «Предместье» из Иркутска, (режиссер Лариса Серикова-Киркица) и «Ковчег» из Томска (режиссер Маргарита Буркина). Спектакли студентов оказались, во-первых, достаточно зрелыми по исполнительскому мастерству и художественному уровню (так же, как сами театры); и, во-вторых, интеллектуальными и социально задиристыми, что вообще свойственно студентам. Предельно напряженный и психологически достоверный разговор затеяли артисты студенческого театра «Предместье» Иркутского Государственного Технического Университета. (Коллективом руководит один из опытнейших режиссеров Сибири Лариса Серикова-Киркица). Спектакль по пьесе А.Родионовой «Кошка на радиаторе» открыто несет в себе социальный заказ, раскрывая непростые отношения в современной молодой семье. В давно ушедшей пьесе А. Родионовой режиссер сумела разглядеть нерв для современной интерпретации вечной темы - «милые бранятся, только тешатся». Введя в канву спектакля вторую пару молодых людей (как бы дублирующих основных героев), режиссер сумела вырваться из бытовой плоскости пьесы и подняться на уровень метафизический, к публицистическим и философским вопросам жизни молодых. Получился интересный спектакль о сущности любви и назначении семьи в нашем сложном мире. Студенческий театр «Ковчег» Сибирского Государственного медицинского университета из г.Томск, впервые принявший участие на фестивале, в спектакле «Олеанна» по пьесе Дэвида Мэмета поднял злободневную тему социального прессинга жизни и его последствий - тотальной некоммуникабельности, разобщенности людей. Спектакль об отсутствии взаимопонимания в современном мире, о сложных взаимоотношениях преподавателей и студентов был сыгран в жестком ключе психологической экспрессии и, конечно, захватил зрителей. Спектакли студентов заметно взбудоражили фестивальную публику, увлекли зрителей своей фантазией, остротой поднятых вопросов, и повернули фестивальную атмосферу в русло серьезного разговора о жизни: о молодежи, об экономических и личностных отношениях в современном обществе. На следующий день программа фестиваля была «сдобрена» еще одной премьерой «Чудаков». Театр показал третью, из четырех премьер сезона (П. Гладилин «Похищение С.»). Как обозначено автором в подзаголовке пьесы, - это «современная история с элементами балета и синхронного плавания». Театр, вместе с незаурядным писателем и драматургом, тоже подняли тему любви, семьи и взаимоотношений мужчины и женщины, но на материале более взрослых персонажей. Как прозвучало на обсуждении, получился своеобразный римейк на классический сюжет «похищения сабинянок». Однако в спектакле «Чудаков» мужчины и женщины поменялись местами: теперь уже не мужчины похищали женщин, как в древности, а женщины усиленно и напористо боролись за единственного мужчину Сабинянинова, механика по профессии (арт. Владимир Путято). Авторским поворотом классического сюжета как бы все сказано – нехватка мужчин ведет к девальвации семейных отношений. Проблема давно уже заявлена в обществе и театре. В спектакле «Чудаков» она решается иронически и, я бы сказал, философски. Точнее, даже и не решается, а только ставится. Глава семьи (а, фактически, сразу двух) оказался, не то излишне благородным (ни одной из двух женщин не может отказать), не то индифирентным к своей собственной судьбе. Тем самым он утратил роль лидера в жизни. Во всяком случае, в прошедшем спектакле, его позиция в сакраментальном вопросе оказалась до конца не ясной. Зато, заявленная спектаклем, тема стала самой обсуждаемой на утреннем «заседании» творческой лаборатории Тем временем, фестиваль оставил позади добрую половину пути. Впереди нас ждали встречи с жюри, мастер классы и новые откровения. Одним из приятных сюрпризов для всех стало выступление будущих мастеров сцены (вокалистов по профессии), студентов Иркутского музыкального колледжа. Поздно вечером предпоследнего дня «Палатка № 6» вновь засветилась призывными огоньками. Педагог сценической речи из Иркутска Галина Стаунэ (совсем недавно защитившая кандидатскую диссертацию), познакомила фестиваль с учебными работами своих подопечных: студентов Петра Соколова и Юлии Боринской. Одним словом, без дополнительных посредников, создал этот чтецкий дуэт безыскусный мир театра. Рассказ Вячеслава Шишкова «Краля» и композиция по стихам молодого, (еще «сибирского»), Е.Евтушенко в их исполнении прозвучали неожиданно свежо и профессионально. Затем, по просьбе зрителей, они исполнили несколько вокальных произведений из учебного репертуара. Будущие вокалисты, неожиданно для театралов, продемонстрировали качества драматических артистов, тем самым, еще раз заострив внимание фестиваля на проблему синтеза музыки и драмы, происходящего в современном искусстве. На сцене вновь студенческий театр из Иркутска. Театр «Откровение» Сибирского института экономики, права и управления предложил фестивалю, классического для театрального мира, драматурга Александра Вампилова. Совсем небольшая история по двум ранним рассказам автора «Девичья память» и «Финский нож и персидская сирень». «Два рассказа» - так и назван спектакль режиссером, сыгранный молодым коллективом, совсем недавно созданным в столь же молодом вузе. И, кажется, именно эти обстоятельства совпали («стечение обстоятельств», столь характерное для драматурга) с мироощущением А. Вампилова. Студенты существовали на сцене органично и естественно, хотя и не поднялись в образах до авторских глубин. Главное, что «неопытный» спектакль избежал, уже ставшей штампом для некоторых зрелых театров, вампиловской деланности и нарочитости. А вечером снова встреча с «Чудаками». (Ах, эти неутомимые «Чудаки»!). В спектакле по пьесе, представителя «новой драмы», Г. Бахиревой «Рондо Морфея» заняты опытные и начинающие актеры театра. В отличие от других спектаклей театра, тяготеющих к форме, в этой работе режиссер попытался соединить зрелищную форму с методом психологического исследования характеров. Проблемы экзистенции и любовной рефлексии оказались и к месту, и к слову и помогли артистам (Сергей Дмитриев и Анна Королева) заинтриговать зрителей не только земной, бытовой историей любви, но и «потусторонними» вопросами (в том числе, реинкарнации). Они буквально приковали их внимание к темам нравственной ответственности деятелей искусства, взаимоотношения поколений. По оценке некоторых молодых зрителей, в отдельные моменты действия, артисты «достигали подлинного трагического звучания». Завершение фестиваля было отменным. Закрывался он двумя неординарными спектаклями, уже знакомых зрителям театров, - В.Распутин «Рудольфио» (Театр «Предместье») и Ж.П.Сартр «За закрытыми дверями» (Театр «Ковчег» г. Томска). И это, несмотря на то, что оба спектакля, на мой взгляд, оказались менее эмоциональными, а больше выверенными и сделанными. «Предместье», как и раньше, продемонстрировало интерес к любви и психологии молодежи («Рудольфио»); «Ковчег» - к сложным вопросам бытия, к его «закулисью» (действие пьесы «За закрытыми дверями» происходит в аду), к поиску смысла жизни. Спектакль не лишенн недостатков, но был с интересом принят даже поселковыми жителями, не говоря, об участниках фестиваля. Вот так, с одной стороны, ровно, без сучка и задоринки, а, с другой, - очень содержательно и наполнено прошел фестиваль «Театральная осень на Байкале 2008». Прощальное ночное бдение в театральном кафе, слова благодарности организаторам, обмен коллективов бесхитростными сувенирами, поздравление нынешних лауреатов премии «Бабы Кати» за лучшие актерские работы (их оказалось целых шесть). Назовем всех (театральная страна должна знать своих героев) Сергей Дмитриев, Анна Королева, за главные роли в спектакле «Рондо Морфея» и «Похищение С.», (Чудак). Петр Ефремов и Константин Шаев за мужские роли в спектаклях «Олеанна», «За закрытыми дверями» (Томский «Ковчег»). Ксения Вершинина и Людмила Козлова за женские роли в спектаклях театра («Предместье», Иркутск). Примечательно, что в этом году «победителями» фестиваля стали молодые артисты из зрелых творческих коллективов. Это внушает надежду, что фестиваль будет жить. Так же, как живут и развиваются любительские театры Сибири. Хочется верить, что фестиваль «Театральная осень на Байкале» (такой домашний и такой серьезный, одновременно) будет и дальше радовать участников, гостей и, самое главное, зрителей. Ведь, как живой организм, он жив новым и молодым. Однако и мудрость ветеранов, интеллект студентов и наивность детей, ему тоже не противопоказаны. Все годно в духовной копилке фестиваля и любительского театра, к сожалению, объективной оценки которым (оценки по достоинствам), в нашем славном государстве, по-прежнему, нет. Но об этом нужен отдельный разговор. Мы уже отмечали некоторый творческий спад фестиваля в этом году. Можно по-разному отнестись к этому факту, например, как к спаду его творческой жизни, вообще. Или, напротив, посчитать такое положение «ветерана» вполне нормальным. Особенно, если учесть, что с некоторых пор на Иркутской земле функционируют два новых фестиваля любительских театров (о. Ольхон, г.Байкальск), что, неизбежно, способствует оттоку коллективов. Но, в то же время, можно сказать, что оба они как бы отпочковались от нынешнего, или родились с оглядкой на него. Полезно вспомнить и то, что главными «закоперщиками» фестивального движения в Иркутской Области были Ангарские «Чудаки», их бессменный руководитель и идейный вдохновитель (теперь уже аксакал движения любительских театров) Леонид Владимирович Беспрозванный. Совсем недавно Леонид Владимирович отметил 75-летние и 50-летие творческой деятельности на любительской сцене. («Не хило?!», - сказали бы нынешние молодые.) Однако не в защиту фестиваля мы вспоминаем эти факты, а для продолжения разговора о судьбе и перспективах развития любительского фестивального движения. Можно отметить, что разветвление, когда-то одного мощного потока (фестивального древа), для любительского театра Иркутской области процесс объективный и вполне закономерный, хотя и не всегда благоприятный. Схожие процессы, наверное, происходят в других областях. Казалось бы, дать жизнь новым росткам, даже опережающим родителей - это ли не благородная обоюдная задача?! Однако в жизни все оказывается сложнее. Рождение новых фестивалей иногда приводит к ненужному соперничеству, что мешает поступательному развитию фестивального движения. Семнадцать лет для любого организма (особенно театрального) возраст солидный и тягаться ветерану с молодыми новыми фестивалями не легко, да и не пристало. И, наверное, объективно данный фестиваль можно оценить и реально понять, отнесясь к нему, как к живому, растущему и развивающемуся творческому организму, сегодня находящемуся в стадии зрелости. Как живой организм, любой фестиваль имеет право на взлеты и падения, на подъемы и спады. Будем справедливы, нынешний фестиваль «Театральная осень на Байкале» - не самый звездный, в сравнении с предыдущими годами. «Были круче и масштабнее», отмечает очевидец почти всех фестивалей, участник и постоянный зритель, Н.Н. Осипенко. Однако не звездный он, скорее, по внешним признакам, так сказать, по фабуле. Внутренняя же жизнь, его сюжет, содержание говорят как раз об обратном. Фестиваль, фактически, содержит в себе все направления поиска современного взрослого и детского театра, будирует его проблемы. Именно поэтому он зрелый и поэтому-то и встает вопрос о судьбе таких фестивалей-ветеранов. Как бы не сложилась в дальнейшем жизнь этого фестиваля, прелести индивидуального бытия у него, как говорится, не отнять и не занять. На этом хочется остановиться особо (на его главной сути и достопримечательности). На мой взгляд, она заключается в духовном общении любителей театра, в его студийном духе, и, уже сопутствующих этой основной «теме», – творчестве, состязании и отдыхе. Созданный 18 лет назад, как форум друзей, он вобрал в себя разные цели. Но чудо общения любителей театра на Байкале (тогда только угадывающееся), постепенно становилось главной изюминкой «Байкальской Осени». Это был и есть основной «мотив» фестиваля. Товарищеская атмосфера, - исходящая от «чудаков» и их доброжелательной «чудаковатости», удивительно ранимой, доброй и, кажется неисчерпаемой, – другое важное слагаемое. Эти цели и сегодня остаются главными, несмотря на солидный возраст: фестивалю 19 лет, театру «Чудак»- 54 года, столько же некоторым из его участников персонально. Представляя зрителям, спектакль Рондо Матфея Г.Бахиревой, Леонид Владимирович определил основную тему спектакля «муки совести», попутно обронив, что ее можно считать и темой театра. Как же не просто, наверное, театру прожить полвека с постоянной оглядкой на совесть. Устал человек-артист, не устал, а переступить порог нельзя, теперь уже, пожалуй, и невозможно. Мне кажется, принцип совестливости и освещает настоящее и будущее студийного театра «Чудак» и его детища, – фестиваля «Театральная осень на Байкале». Ежегодно проводимый фестиваль, - это как бы отчет коллектива перед собой и перед молодыми коллегами, тест на верность, на творческое соответствие своему нравственному и эстетическому предназначению. (Мы не хотим умалить заслуг директора и худ. руководителя фестиваля). Но, именно от их, суммирующей все, «чудаковатости» исходит атмосфера фестивального братства. Невидимыми нитями она объединяет старожилов, и вновь приезжих, в единое театральное студийное сообщество. И это закономерно, что, каждый год, процесс единения начинается с внутренней тревоги – а случится ли чудо нынче, ведь духовное единение вещь хрупкая. Но, каждый раз, тревога оказывается напрасной. Не может быть добро не востребованным и не воспринятым! И на сей раз фестивальное чудо, благодаря усилиям многих людей (организаторов и самих участников), свершилось. С чувством удовлетворения от сделанного, весьма полезного дела, приятного отдыха и творческого общения, покидали мы фестиваль «Театральная осень на Байкале 2008 года». Впереди всех ожидал новый трудовой год (зима, весна, лето) и новая Осень, а с нею, возможно, и новый фестиваль Ангарчан. Теперь уже один из многих на Иркутской земле, а, когда-то, - Первый и единственный!
Date: 2015-06-11; view: 612; Нарушение авторских прав |