Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационно-методический материал к дискуссиям и дебатам





«Толерантность в вопросах и ответах» [43]

Материал, который мы предлагаем Вам ниже подготовлен на основе методических материалов, опробованных в работе со студентами. Она может использоваться и в организации дискуссий, и в организации дебатов и для подготовки лекционного материала для проведения тренингов. В любом случае для тренера или преподавателя, работающего в области профилактики религиозного экстремизма вопрос толерантности чрезвычайно значим. И при подготовке тренеров или докладчиков по вопросу толерантности данный материал будет чрезвычайно полезен.

 

В чем актуальность проблемы развития толерантной личности?

По этническому составу Россия одна из многонациональных стран мира. На территории России проживают более 190 народов. В последние годы в нашем обществе ощущается социальная напряженность, которая проявляется в сложностях процесса гражданской идентификации (принятие решения о месте личности в системе гражданских, профессиональных, национальных, религиозных, политических отношений), в неопределенности ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы. Начинают возникать и обостряться старые формы ксенофобии.

Как раскрывается понятие ксенофобия?

Это неприязнь, враждебность и страх по отношению к другим, непохожим на тебя, людям и целым группам. Ее психологическая функция – защита от других.

Ксенофобия – центральный психологический механизм формирования интолерантных установок и предрассудков.

Это психологическая причина конфликтов и войн. Может приобретать разные формы: этнофобия, русофобия, цыганофобия, религиозная фобия, мигрантофобия и др.

Что такое толерантность?

В философском понимании толерантность человека основывается на его уверенности в своих позициях и проявляется в терпимости к иным взглядам, нравам, привычкам, при отсутствии боязни сравнения и конкуренции различных точек зрения, а также рассматривается как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды.

 

В социологическом понимании толерантность – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, различным мнениям, непредубежденность в оценке людей, наций и событий.

В психологическом понимании - это установка на диалог и сотрудничество. Это личностное свойство, это умение отстаивать собственную позицию, сохраняя уважительное отношение к позиции другого человека.

Толерантность предполагает корректную сопротивляемость, не уход от ситуации жесткого взаимодействия, а демонстрацию того, что вы способны в напряженной ситуации взаимодействия внутренне держать удар, не раскручивая эмоции, а вводя их в нужное русло.

Толерантность можно рассматривать как устойчивость личности, которая проявляется на психическом, социальном, психологическом уровнях.

1. Психическая устойчивость – способность человека противостоять внешним воздействиям, выводящим человека из состояния нервнопсихического равновесия.

2. Социальная устойчивость - терпимость к многообразию мира, к этническим, культурным, социальным, мировоззренческим различиям, которая выражается через систему социальных установок и ценностных ориентаций.

3. Психологическая устойчивость – особое проявление человеческого духа, нравственная сила.

Толерантность – это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления нервнопсихического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром.

Толерантность связана с умением отстаивать собственную позицию, сохраняя уважительное отношение к позиции другого человека.

Каковы функции толерантности?

Толерантность как норма поддержки разнообразия и устойчивости разных систем выполняет следующие функции:

1. Обеспечение устойчивого развития человека, разных социальных групп и «человечества как единства разнообразия» в изменяющемся мире.

2. Подчеркивание ценности каждого человека его индивидуальности и права «быть иным».

3. Поддержание баланса и способствование гармонизации интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия отдельных личностей, больших и малых социальных групп.

4. Обеспечение возможности диалога, переговоров, накопления потенциала солидарности, согласия и доверия различных мировоззрений, религий и культур.

Как можно определить понятие «толерантная личность»?

Толерантная личность – это человек, хорошо знающий себя и признающий других, проявляющий сочувствие, сострадание как важнейшие ценности толерантного общества.

Что значит интолерантность (толерантность по отношению к себе)?

Это формирование позитивного отношения к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и способности к пониманию: работа над принятием своей негативной стороны, своих негативных эмоций и чувств.

Это развитие способности не предавать себя и свои интересы. Такая позиция означает принятие мира и себя в нем во всем многообразии позитивного и негативного, приятного и неприятного, привычного и непривычного.

 

Почему толерантность формируется сложнее, чем интолерантность?

Можно выделить несколько причин:

1. Негативные стереотипы формируются легче и быстрее, и труднее поддаются изменениям. Интолерантность более проста и доступна для понимания, чем толерантность.

2. Толерантность – внутренне более напряженная категория, чем интолерантность. Английский философ Питер Николсон считает, что всякое толерантное отношение включает примирение со значимым отклонением. Причем человек должен морально не соглашаться со значимым для него отклонением. Необходимо с чем-то расстаться, например, с желанием оскорбить, подавить, вытеснить, и в то же время сохранить приверженность собственным взглядам.

3. Легче изучать интолерантность, чем толерантность. Больше изучается агрессивное, отклоняющееся поведение, чем поведение людей, совершающих хорошие поступки.

 

Каковы критерии и показатели толерантности?

Условно можно выделить пять критериев толерантности:

устойчивость личности, эмпатия, дивергентность мышления, мобильность поведения, социальная активность), каждый из которых включает показатели, раскрывающие понятие толерантности:

1. устойчивость личности: эмоциональная стабильность,

2. доброжелательность, вежливость, терпение, социальная ответственность как ответственность перед людьми за данные им обещания (обязательства"), самостоятельность;

3. эмпатия как понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир:

4. чувствительность партнера, высокий уровень сопереживания, учтивость, экстравертность, способность к рефлексии;

5. дивергентность мышления (вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов): отсутствие стереотипов, предрассудков, гибкость и критичность мышления;

6. мобильность поведения: отсутствие напряженности в поведении, отсутствие тревожности, умение найти выход из сложной ситуации, контактируемость, общительность;

7. социальная активность: групповая идентификация, социальная адаптированность, креативность, социальный оптимизм, инициативность.

 

Как можно определить понятие «коммуникативная толерантность»?

Коммуникативная толерантность – характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Толерантность необходимо отличать от манипуляции, которая, к примеру, проиллюстрирована в басне И.А. Крылова, где «кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку». Толерантность предполагает принятие другого таким, какой он есть с исходной посылкой поиска в нем хорошего.

До какой степени можно быть толерантным, что можно терпеть, что нельзя? Где кончается толерантность и начинается равнодушие и циничное безразличие?

В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы – все эти люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе.

Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы терпимыми и снисходительными в таких случаях?

 

В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным считается только активное противодействие их распространению?

Таким образом, проблема границ толерантности – это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием. Между толерантностью и интолерантностью нет четкой границы ни для отдельного индивида, ни для целых групп. В том числе по этой причине английский философ Бернар Уильямс назвал толерантность «нескладной добродетелью».

 

В чем заключается интолерантный путь развития личности?

Это представление о собственной исключительности, стремление переносить ответственность на окружающих, высокая тревожность, потребность в порядке, желание сильной власти. Это проявление нетерпимости.

Нетерпимость – неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе - просто за то, что он существует.

 

Каковы основные проявления нетерпимости?

1. выражения пренебрежения, насмешка:

2. игнорирование;

3. негативные стереотипы;

4. этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами,

5. поиск врага;

6. запугивания, угрозы;

7. расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одна раса превосходит другую):

8. ксенофобия:

9. национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав):

10. религиозное преследование:

11. репрессии;

12. акции экстремистского и террористического характера.

 

Можно ли дать однозначное определение: толерантен ли человек или он, напротив, ксенофоб?

Человек может не любить евреев вообще, но любить своего друга-еврея или нормально относиться ко всем расам и национальностям, но отказываться выдать свою дочь за армянина или татарина. Нет стопроцентного, неисправимого ксенофоба, особенно если речь о молодом человеке, и нет стопроцентного, во всех проявлениях толерантного человека. Он может быть толерантен в своей философии, в общественном поведении, но не толерантен в личном, семейном кругу.

 

В чем выражается этнорелигиозная нетерпимость?

Этнорелигиозная нетерпимость – одна из наиболее значимых форм проявления кризисных трансформаций идентичности. Проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижающая людей другой культуры или религии, негативные стереотипы или предубеждения. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этнорелигиозный эгоизм, национальный или религиозный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосходстве над «чужими».

 

В межэтническом и межконфессиональном взаимодействии гиперидентичность проявляется в различных формах этнорелигиозной нетерпимости: от раздражения по отношению к членам других этнорелигиозных групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, есть вероятность, что формирование этнической или религиозной идентичности подростка пойдет по типу гипоидентичности, этнонигилизма или религионигилизма, который характеризуется отчуждением от своего народа или традиционной религии, нежеланием поддерживать собственные этнокультурные ценности, нигилизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу. Ни гиперидентичность, ни гипоидентичность не могут обеспечить толерантного поведения.

 

Что может служить основой толерантного отношения к человечеству?

Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам. Позитивную этническую идентичность можно рассматривать, с одной стороны, как условие самостоятельного и стабильного существования этнической группы, с другой, как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире.

 

Что предполагает формирование позитивной этнической идентичности?

Ее формирование предполагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения и в то же время постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противоположностей «меньшинство - большинство», «титульный - нетитульный», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероисповедания, понимание непохожести и единства как двух сторон одного и того же процесса, выстраивания отношений преимущественно на основе моральных и нравственных оценок (надежный, верный, добрый, трудолюбивый, честный, благородный, свой).

 

Каковы принципы формирования толерантности?

Можно выделить два принципа: принцип мультикультуризма и принцип активной толерантности.

Принцип мультикультуризма – комплекс идей, ценностей, действий,

способствующих мирному, равноправному и взаимовыгодному сосуществованию различных культурных этнических и социальных групп в одной стране. Необходимым его условием является обоюдное участие всех представителей культур и конфессий, их готовность к компромиссу.

Принцип активной толерантности - это позитивная направленность личности, креативность и развитие способности контролировать свои поступки в отношениях между людьми в соответствии с формулой: понимание и принятие плюс сотрудничество, плюс дух партнерства. Толерантность не должна сводиться к конформизму, ущемлению собственных интересов. Она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

 

Какова задача формирования толерантности?

Это, прежде всего, формирование социальной компетентности подрастающего поколения, которая включает в себя комплекс знаний и умений строить позитивные отношения в многообразном и многоликом мире с людьми, непохожими по самым разным параметрам: расовым, этническим, религиозным, социальным, мировоззренческим.

Каковы шаги на пути к толерантности?

Готовность прийти на помощь человеку, который в этом нуждается, и при этом не навязывать ему свои взгляды. Быть требовательным к себе больше, чем к другим, уметь брать на себя ответственность за то, что происходит вокруг, чаще улыбаться людям и стремиться поддерживать хорошее настроение и у себя, и у окружающих.

 

 

Существуют правила, которые могут помочь каждому в развитии этого качества:

1. Безразличие к людям порождает соответствующее отношение с их стороны, отношение окружающих к нам зависит только от нас самих.

2. Не буду искать «соринку в чужом глазу», а обращусь к себе, к своей ответственности за человечность наших поступков.

3. Права свои лучше начинать отстаивать тогда, когда хорошо понял и помнишь свои обязанности.

4. Насилием и силой можно подчинить себе другого, но это лишь иллюзия успеха.

5. Люди судят о нас не по нашим словам или намерениям, а по реальным делам.

6. Постоянно бояться ошибок, думать об ошибках вредно. Ошибка – это наша обратная связь, которую предоставляет нам сама жизнь. Для того, чтобы эта обратная связь была конструктивной, ошибку надо найти и исправить, думая больше о будущем, чем о прошлом.

7. Общаясь, вместо повелительного наклонения полезнее чаще употреблять сослагательное («Было бы хорошо сделать еще то-то», «Я был бы рад, если бы ты…»)

8. Полезно не допускать перерастание критики в элементарную ссору и не преследовать за критику – это избавит от ошибок и только укрепит авторитет.

9. Здоровый юмор скрашивает темные стороны нашей жизни и подбадривает других, вселяет в них веру.

10. Успешный человек хорошо взаимодействует с людьми и тем самым оказывает на них положительное влияние.

11. Уважайте людей, не унижайте их достоинство.

 

Как проводить в жизнь идеи толерантности? Кто должен этим заниматься?

Ключевую роль играет система образования. Ксенофобия или толерантность у человека формируются в процессе социализации, сначала семейного, а затем школьного воспитания.

Цель системы образования – воспитать ответственного гражданина России с широким кругозором.

Он должен знать свою страну, кто в ней живет, историю войн и конфликтов – что такое, например, геноцид или холокост, какую плату людям приходится платить за то, что они прибегают к насилию и не признают разнообразие. Школьник должен понимать, что наша страна всегда была поликультурной, что важно сохранить культуры ее больших и малых народов.

 

С какими трудностями сталкивается школа при формировании толерантного гражданина?

Прежде всего, школа должна преодолеть негативное семейное влияние, если таковое возникает, и в достаточной мере подготовить к этой работе учительский корпус. Самое важное – учитель должен быть толерантным.

 

Почему игры можно и нужно использовать в развитии толерантности?

Игра выполняет следующие функции:

1. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышает интерес; палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна: это и удовольствие, и чувство гордости и ощущение неизвестности, таинственности (эмоциогенная функция).

2. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, поскольку в игре участник ведет себя естественно; игра побуждает к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности (диагностическая функция).

3. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему сильными переживаниями. Игры

 

используются для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья (релаксационная функция).

4. Реализация идеи дополнения жизни: взрослый «пробует», «переживает» в игре уже не использованные возможности игры; ребенок «примеривает» еще не использованные возможности (компенсаторная функция).

5. Игра всегда вводит человека в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра – деятельность коммуникативная, компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит их на подлинное сотрудничество (коммуникативная функция).

6. Процесс игры – это всегда пространство для самореализации, возможность для практики, область применения накопленного опыта (функция самореализации).

7. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка (социокультурная функция).

8. Игротерапевты используют игру для снятия стресса от неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для преодоления различных трудностей (терапевтическая функция).

Таким образом, игра снимает с человека целый ряд барьеров – таких, как боязнь ошибиться, выглядеть смешным. Снятие барьеров позволяет импровизировать, выходить за рамки привычных способов действия и мышления, испробовать себя в разных амплуа. Неудачи, ошибки, погрешности не влекут за собой серьезных последствий, наказания, насмешки – всегда можно переиграть заново и иначе. Испытание себя в новых ролях расширяет кругозор, позволяет развивать эмпатию независимо от уровня подготовленности в игре. Отсутствие боязни совершить ошибки и отвечать за них позволяет человеку ощутить свободу, испробовать новые формы поведения, экспериментировать, переигрывать по-разному одни и те же ситуации.


 

 

 

Тренинг «Развитие толерантности» [44]

Тренинг предназначен для школьников подросткового возраста. Подростковый возраст - важный период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для формирования отношения будущих поколений в пользу мира, мирного сосуществования.

Цель тренинга: развитие толерантного поведения, развитие умений находить общие точки соприкосновения с другими, становиться на другую точку зрения. Программа тренинга рассчитана на 16 часов и предполагает проведение 4 занятий по 4 часа.

План проведения тренинга

Занятия п/п Название занятия Задачи:
Занятие 1. Толерантность: что это? Ознакомление с понятиями «толерантность», «толерантная личность»; стимулирование воображения в поисках собственного понимания толерантности.
Занятие 2. Толерантность к себе Развитие чувства собственного достоинства; повышение самооценки через получение позитивной поддержки от группы.
Занятие 3. Толерантное общение Осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии; развитие умения уважать достоинства других; развитие коммуникативных навыков.
Занятие 4. Толерантность к другим Развитие у подростков способности понять мысли и чувства собеседника, встать на его точку зрения.

 

Занятие 1. Толерантность: что это?

Вводная часть

Процедура проведения. Принимаются правила групповой работы. Затем ведущий рассказывает участникам, что такое толерантность и интолерантность (или нетерпимость), об их проявлениях и о последствиях нетерпимости.

Знакомство

Упражнение «Направленное интервью» (К. Фопель)

Подготовка

Для каждого участника нужно приготовить карточку «Направленное интервью» (см. ниже).

1. Скажите следующее: «Сейчас у вас появится счастливая возможность лучше узнать других членов группы, задавая им вопросы в определенной последовательности. Каждый из вас выбирает партнера, которого будет интервьюировать с помощью вопросов,

 

представленных на карточке. Ответы или мысли, возникающие у вас по ходу интервью, можно записывать здесь же».

2. Решите, кто будет отвечать первым (назовем его А), кто — вторым (Б). В первом раунде первый вопрос задает А, а Б отвечает. Потом Б задает тот же самый вопрос, А отвечает.

3. На втором вопросе игроки меняются местами: теперь первым должен спрашивать Б. Далее спрашивающий - отвечающий меняются при каждом новом вопросе.

4. Игроки распределяются попарно. Пару должны составить интересные друг другу люди. На выполнение задания отводится 20 минут. После окончания интервью группа собирается вместе. Каждый участник представляет партнера и рассказывает о нем то, что показалось ему самым интересным.

 

Карточка участника игры «Направленное интервью»:

1. Когда ты бываешь счастлив?

2. Что тебе особенно удается?

3. Какие качества ценят в тебе друзья?

4. Что ты сам больше всего ценишь в людях?

5. Чем ты гордишься?

6. Что ты больше всего любишь делать?

7. О чем ты мечтаешь?

8. Чему ты больше всего удивляешься?

9. Твое любимое занятие в свободное время?

10. Что доставляет тебе наибольшее удовольствие?

11. Если ты получишь по наследству очень много денег, как ты будешь их тратить?

12. Из-за чего ты волнуешься?

13. Твои сильные стороны?

14. Какую книгу ты возьмешь с собой на необитаемый остров?

15. Если бы мы с тобой могли провести вместе целый день, как бы он проходил?

16. Если бы прекрасная фея позволила тебе загадать три желания, каковы бы они были?

Разминка

Упражнение «Чем мы похожи»

Процедура проведения. Участники группы рассаживаются по кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители земли, или мы одного роста и. т. д.): Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким образом по другому признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

 

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам продумать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент, например: «Катя, у тебя замечательная прическа» или «Дима, ты добрый мальчик». Получивший мяч участник бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.


Основная часть

Упражнение «Что такое толерантность»

Подготовительный этап: написать определение толерантности на плотных листах бумаги формата А3 и прикрепить их перед началом занятия к доске оборотной стороной к аудитории.

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3 – 4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана. После того, как группы представят свои определения, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники получают возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Вопросы для обсуждения:

1. Что отличает каждое определение?

2. Есть ли что-то, что объединяет некоторые из предложенных

определений?

3. Какое определение наиболее удачно?

4. Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения обратите внимания на следующие моменты:

1. Понятие «толерантность» имеет множество сторон.

2. Каждое из определений выявило какую-то из граней толерантности.

 

Упражнение «Эмблема толерантности»

Материалы: бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы, скотч.

Процедура проведения. Участникам предлагают самостоятельно нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на документах, флагах (процесс рисования занимает 5-7 минут). Затем участники рассматривают рисунки друг друга. После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна презентовать свои эмблемы, объяснить, что

общего в их рисунках и выдвинуть лозунг, который бы отражал сущность их эмблем.

Упражнение «Лукошко»

Материалы: лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из киндер-сюрпризов, значками и т. п.).

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут по одному предмету. После этого каждому участнику предлагается найти связь между понятием «толерантность» и предметом, доставшимся ему. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку, например: «Мне достался мячик, он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».

Рефлексия занятия:

1. Некоторые из вас впервые познакомились с понятием

«толерантность». Какое из определений вызвало наибольший отклик?

2. Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да,

то почему?

Занятие 2. Толерантность к себе

Разминка

Упражнение «Рукопожатие или поклон» (К. Фопель)

(Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах – 10 мин.)

Процедура проведения. Ведущий предлагает группе рассказать о жестах приветствия, принятых у разных народов, предупреждая участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

- Объятие и троекратный поцелуй в обе щеки (Россия).

- Легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай).

- Рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция).

- Легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия).

- Легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония).

- Поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания).

- Простое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками

пальцев (Малайзия).

- Потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Упражнение удобнее проводить в кругу. Один из участников начинает «круг знакомства»: выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник доложен приветствовать партнера новым жестом. При этом он представляет свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого.

Примечание. В ходе этой игры поддерживается атмосфера толерантности,

уважительного отношения друг к другу.

 

Упражнение «Обмен карточки с именами»

Каждый пишет свое имя на карточке, далее указывает 3-5 слов, которые его характеризуют (например, «пользователь Интернета», «любимая дочь», «саксофонист»). Карточки собираются и раздаются по принципу случайности. Каждый должен найти хозяина карточки.

 

Упражнение «Разыскивается»

Участникам предлагается оставить объявление о себе (примерный портрет, рост, цвет волос, хобби), завершить текст словами: «последний раз видели…». Повесить листы на стене. Участники группы пытаются найти автора каждого объявления.

 

Основная часть

Упражнение «Пять добрых слов»

Материалы для рисования.

Процедура проведения. Участники разбиваются на подгруппы по пять человек. И получают следующую инструкцию: «Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. На одном из пальчиков полученной чужой ладошки вы пишите какое-нибудь привлекательное качество ее обладателя, например: «Ты очень добрый», «Мне очень нравятся твои стихи». Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться,

кому они предназначаются.

Вопросы для обсуждения:

 

1. Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей ладошке?

2. Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

 

Упражнение «Что моя вещь знает обо мне»

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Один из участников берет в руки какой-нибудь из своих предметов и от лица этого предмета рассказывает о хозяине. Например: «Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…». Таким образом, рассказывают о себе все участники группы. При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрываться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия, но платой за это становится невозможность построить искренние отношения, неумение просить о помощи.

 

Рефлексия занятия:

1. Удалось ли вам на этом занятии узнать о себе что-нибудь новое, ранее неизвестное?

2. Насколько хорошо вы знаете себя?

Занятие 3. Толерантное общение

Разминка

Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

Материалы: бумага и скотч.

Процедура проведения. В четырех углах комнаты раскладываются 4 листа. Участникам предлагают сделать выбор. Собравшиеся в одном углу рассказывают друг другу, почему они сделали именно этот выбор. После каждого раунда все собираются вместе.

Выбор:

1. цвет;

2. название времени года;

3. муз. инструменты: скрипка, саксофон, арфа, барабан;

4. геометр. фигуры: треугольник, квадрат, круг, неправильной формы;

5. города: Париж, Рим. Москва, Шанхай;

6. напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко.

Рефлексия:

1. Какие участники оказывались чаще в одной группе?

2. Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще не оказались ни разу?

3. Что интересно каждый узнал о других?

Упражнение «Это здорово»

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о каком-нибудь своем качестве, умении, желании или таланте (например: «Я обожаю танцевать», «Я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.

Основная часть

Упражнение «Замороженный»

Задача: Совершенствование навыков эмоционального контакта.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй – «реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение одной минуты «реаниматор» должен оживить «замороженного». Он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимики. Критерии «размораживания» - изменение в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».

 

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Задача: Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения. Ведущий говорит группе, что каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Например, кто-то из участников предложил следующую ситуацию: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Затем два участника разыгрывают данную ситуацию. «Обидчик» выступает в роли мамы, а «обиженный» – в роли сына. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации.

Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты кричала на меня при ребятах…»

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…»

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказать свои замечания не в присутствии моих друзей…»

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»

Данное задание предлагается выполнить нескольким парам участников. Затем происходит обсуждение результатов упражнения.

Вопрос для обсуждения:

- Какой из способов, предложенных в группе, выхода из конфликтной ситуации оказался наиболее удачным и почему?

 

Упражнение «Я»-высказывание и «Ты»-высказывание»

(это упражнение является продолжением и закреплением предыдущего)

 

Задачи:

- научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные эмоции и чувства, такие, как недовольство, обида, огорчение и. т. д.;

- сделать общение более непосредственным и свободным.

Приложение: Ситуации для составления «Я - высказываний».

Процедура проведения. Ведущий объясняет разницу между Я и Ты - высказываниями. Например, использование в речи Я - высказываний делает общение более

 

непосредственным, предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как Ты – высказывание, на то, чтобы обвинять другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!). Если мы используем Ты - высказывание, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я – высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить. Ведущий просит участников составить Я-высказывание для предложенных ситуаций.

Ситуации:

Твоя подруга попросила у тебя кофточку и порвала ее.

Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.

Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.

Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную у соседа.

Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал его полчаса, а он так и не пришел.

Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

Рефлексия занятия:

1. О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали?

2. Как вы считаете, какое поведение характерно для вас в конфликтных ситуациях?

3. Каковы преимущества толерантного общения?

Занятие 4. Толерантность к другим

Разминка

Упражнение «Глаза в глаза»

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трех минут партнеры смотрят друг другу в глаза, не используя слов, пытаясь понять мысли и чувства партнера, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся ощущениями с группой.

Вопросы для обсуждения:

1. Удалось ли кому-нибудь понять друг друга без слов?

2. Какие чувства испытывают люди при длительном контакте глазами?

3. Возникает ли ощущение понимания, доверия, духовной близости?

Упражнение «Успей вставить слово»

Процедура проведения. Участники бросают мяч друг другу. Бросающий называет какое-нибудь существительное, а тот, кому адресован мяч, должен быстро назвать глагол, подходящий по смыслу. Кто говорит бессмыслицу – выбывает из игры. Тот, кто правильно подобрал глагол, называет свое существительное и бросает мяч другому и т. д. Игра ведется в быстром темпе.

Упражнение «Рисунок в два этапа»

Процедура проведения. Участникам предлагается разбиться на пары и сесть напротив друг друга. Положить между собой лист ватмана и взять по одному фломастеру. Поставить фломастером точку в центре листа и, не отрывая руку, закрыть глаза. В течение двух минут (пока звучит музыка) путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги. Рисовать во все стороны, пока вам не покажется, что вы побывали во всех уголках ватмана. Потом открыть глаза и за 5 – 7 минут сделать картину из того, что нарисовано на бумаге. Если есть желание, можно разговаривать друг с другом. Далее рисунок демонстрируется всей группе.

Вопросы для обсуждения:

1. Как в вашей паре происходило дорисовывание картины?

 

2. Каким образом вы находили общий язык со своим партнером?

3. Как вы сотрудничали со своим партнером?

Основная часть

Упражнение «Любопытная история» (К. Фопель)

Материалы: бумага и карандаши для каждого игрока.

Процедура проведения:

1. Объясните участникам цели игры: мини-команды должны сочинить историю, при этом, наверняка, придется в полной мере задействовать свою фантазию.

2. Каждый игрок пишет на карточке любое слово, пришедшее ему на ум.

Это может быть существительное, глагол, прилагательное или наречие.

3. Группы делятся на команды по четыре человека в каждой. Теперь членам команды предстоит объединится и сочинить историю так, чтобы в ней были использованы все слова с имеющихся у них карточек. Объем текста не должен превышать страницу. Готовые истории в течение тридцати минут, должны быть названы и представлены в письменном виде.

4. После этого команды собираются вместе и каждая зачитывает свою историю.

5. В конце игры подведите итоги, отвечая на следующие вопросы:

- Какие слова были написаны на карточках и, какое из них было труднее включить в рассказ?

- Каким было настроение в команде во время работы?

- Доставило ли каждому участнику удовольствие творить вместе с другими?

- Были ли похожие истории, сходные сюжетные линии?

- Как можно охарактеризовать ту или иную команду (творческие способности ее членов, интересы, потребности), исходя из того, какая история написана?

 

Упражнение «Поэма толерантности»

Процедура проведения. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма (например: «толерантность – это уважение и уверенность в том, что ты будешь понят» и т. д.). Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим, как поэму.

Рефлексия тренинга.

- Что больше всего запомнилось в тренинге?

- Какая тема была особенно актуальной?

- Какие вопросы, касающиеся темы «Толерантность» было бы интересно обсудить в подобном цикле?

- Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

 

Тренинг уверенного (ассертивного) поведения [45]

Данный тренинг предназначен для социальных педагогов, психологов, классных руководителей, имеющих первичные психологические знания по возрастной и социальной психологии и работающие с молодежью в возрасте от 16 до 20 лет. Тренинг направлен на формирование уверенного (ассертивного) поведения. Трудоемкость тренинга составляет 16 аудиторных часов. Режим работы: 4 аудиторных часа в день. Целесообразнее проводить тренинг методом погружения – занятия проводятся ежедневно. Рекомендованное число участников 12 -16 человек. Состав группы может быть как моногамным, так и полигамным. Обязательными условиями являются: добровольное участие и постоянство состава группы. Содержание тренинга носит рекомендательный характер.

Справка: Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него.

День первый

Тема дня: Признаки и последствия неуверенного поведения.

 

Введение (5 мин.)

Если тебя часто вынуждают делать то, что тебе не нравится…

Если ты испытываешь дискомфорт, а иногда и страх в преддверии публичного выступления…

Если тебя не понимают и не принимают в коллективе…

Если тебе сложно убедить оппонентов в своей правоте, то пришло время задать себе вопрос: «почему это происходит со мной?»

Все это результат неуверенности в себе!

Неуверенность, неуверенное поведение не позволит тебе построить успешную карьеру, не даст возможности быть рядом с тем, с кем бы тебе хотелось. Неуверенное поведение может привести тебя в асоциальную компанию, исключит возможность быть самим собой. Неуверенное поведение – это путь к зависимости, агрессивности или пассивности. Если вы хотите сами управлять своей судьбой, сохранять свою независимость и неприкосновенность, то надо что-то изменить в себе!

В течение нескольких дней мы будем диагностировать степень вашей уверенности, изучать, чем отличается уверенность, агрессивность и неуверенность; формировать уверенное тело, уверенный голос, уверенное поведение. Чтобы наши встречи привели к желаемому результату, необходимо оговорить несколько правил.

Правила работы в тренинге:

«Замкнутость круга». Если вы решили изменить себя, то надо быть на занятиях всегда. Не пропускать, не опаздывать. Целостная, закрытая группа способствует самораскрытию и позволяет эффективно формировать навыки уверенного поведения. Только люди, которым ты доверяешь, могут подсказать тебе, как сделать лучше и от чего целесообразнее отказаться.

«Здесь и сейчас». Суть этого правила заключается в том, что каждый участник говорит от первого лица и обсуждает события, происходящие в данное время и в данном месте.

«Конфиденциальность». Каждый из участников тренинга берет на себя обязательство неразглашения информации об участниках и событиях, происходящих в аудитории.

На заметку тренеру: Правила могут дополняться участниками. Каждое правило обсуждается и должно быть принято каждым участником. Если кто-то из участников не согласен, то правило корректируется.

Упражнение 1 «Снежный ком»

Время проведения: 10 мин.

Цель: Знакомство участников и создание доброжелательной атмосферы в группе.

Ход упражнения: Участник называет свое имя и качество личности, отличающее его от других участников. Качества личности не должны дублироваться. Каждый последующий участник повторяет имя и качество личности предыдущих членов группы, затем присоединяет свою информацию. Завершается работа, когда игрок, начавший упражнение, повторит всю озвученную информацию.

Рефлексия:

• Легко ли вы справились с заданием?

• Почему было сложно придумать качество личности, отличающее вас от других?

Упражнение 2 «Насколько вы уверены в себе?»

Цель: Самооценка уверенности в себе.

Время проведения: 20 мин.

Инструкция: Вам предстоит самостоятельно оценить, насколько вы уверены в себе. Для этого вам необходимо ответить на вопросы теста, представленные ниже.

Прочитайте нижеприведенные высказывания и решите, насколько вы с ними согласны. В правой части таблицы приведена шкала с ответами от 0 до 100. «0» означает, что вы совершенно не согласны с приведенным высказыванием, «100» — что вы можете полностью с ним согласиться. Попытайтесь долго не раздумывать. По возможности, принимайте решение спонтанно и честно по отношению к самому себе. Перечеркните число, которое соответствует степени вашего согласия с тем или иным высказыванием.

 

 

Высказывание Не согласен                   полностью согласен
  Я часто боюсь сделать что-нибудь неправильно                      
  Мне трудно сказать «нет»                      
  В большинстве случаев мне не удается настоять на своих требованиях                      
  Я не знаю, как себя вести на вечеринке, где я никого не знаю.                      
  Если я отклоняю чью-то просьбу или не выполняю требования других, то меня мучает совесть                      
Сумма баллов  

Завершив диагностику, подсчитайте сумму всех баллов.

Рефлексия:

Подумайте о том, какой суммы баллов вы хотели бы достичь (но не предъявляйте к себе слишком завышенные требования: тот, кто честно отвечает на вопросы теста, никогда не достигнет суммы меньше 100 баллов). В конце тренинга вы сможете проверить, достигли ли вы уже своей цели, или вам следует еще поработать над собой. Сравнив результаты диагностики в начале и конце тренинга, вы увидите, насколько увереннее и смелее стали.

Упражнение 3 «Карниз»

Цель: Снятие мышечного напряжения, повышение степени доверия.

 

Время проведения: 10-15 минут.

Инструкция: Все участники выстраиваются в шеренгу по одному. Первый участник должен пройти рядом с каждым участником приставляя свои носки вплотную к носкам стоящего в шеренге не оступаясь, не теряя равновесия. Участнику, осуществляющему движение, можно слегка придерживаться за всех, выполняющих роль «карниза». Упражнение выполняется по принципу «змейки»: первый идет, за ним – второй и т.д. Прошедшие «карниз» занимают места в конце шеренги и становятся частью «карниза».

Рефлексия:

• Понравилось ли вам упражнение?

• Возникали ли сложности при его выполнении?

Упражнение 4 «Правила уверенного человека»

Цель: Знакомство и обсуждение правил уверенного человека. Определение необходимости и возможности жизни по данным правилам.

 

Оборудование: Правила, написанные на ватмане или электронном слайде.

Время проведения: 10 минут.

 

Date: 2016-08-31; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию