Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефлексия проводится в парах





– Было ли эмоционально комфортно?

– Было ли взаимодействие «на равных»? Если – нет, что мешало?

Урок 2 «Как настроиться друг на друга».

 

Упражнение «Руки»

Процедура проведения. Участники, разбившись по парам, садятся напротив друг друга. Закрыв глаза, протягивают руки друг другу. По сигналу ведущего выполняют ряд действий:

1. Познакомьтесь друг с другом.

2. Боритесь друг с другом.

3. Помиритесь.

4. Танцуйте.

5. Прощайтесь.

На каждое действие по 3 минуты.

Рефлексия упражнения

- Что было трудно делать?

- Что было легко?

- Какое упражнение показалось длинным, а какое коротким?

- Что вы чувствовали в каждой позиции?

- Кто был ведущим, а кто ведомым?

 

Урок 3 «Как быть внимательным к другому»

Ведущий говорит, что одним из важнейших аспектов эмпатии является чувствительность к изменяющимся переживаниям другого человека. Эмпатичный человек может сделать некоторое предположение о том, что чувствует другой человек, до того, как он сам рассказывает об этом, основываясь на его позе, выражении лица и других невербальных признаках. Для проведения упражнения участники садятся в круг. Им предлагается прислушаться к своему состоянию и сесть так, чтобы их поза и выражение лица соответствовали этому состоянию. Ведущий просит участников не слишком утрировать позы, чтобы выполнение упражнения не показалось легким. Один из участников начинает упражнение первым. Он должен внимательно посмотреть на своего соседа справа и, основываясь на своих наблюдениях, сделать предположение относительно состояния и чувств, испытываемых соседом в данный момент. Затем упражнение продолжает следующий участник (тот, о состоянии которого говорил первый участник) и так далее. После этого участники по кругу дают обратную связь относительно своего

 

состояния, поясняя, что было сказано, а что нет. Обычно участники бывают воодушевлены тем, что в большинстве случаев им удается сделать правильные предположения о состоянии другого. После этого участники обсуждают полученный опыт.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было догадаться о переживаниях другого человека?

- Насколько точно было угадано ваше собственное состояние?

- Что именно в позе и выражении лица другого позволило вам сделать предположение о его чувствах? На какие признаки вы ориентировались в наибольшей степени?

 

Урок 4 «Как поставить себя на место другого»

Ведущий говорит участникам, что очень важно уметь поставить себя на место другого, прикоснуться к его чувствам и безоценочно принять их, и предлагается разбиться на пары и разместиться по комнате так, чтобы пары могли разговаривать не мешая друг другу. В парах один из участников первым рассказывает о каком-либо случае из своей жизни, когда он испытывал какие-то интенсивные чувства. Причем эти чувства нельзя называть. Второй участник, выступающий в роли слушателя, должен внимательно выслушать собеседника, высказать свои предположения относительно его переживаний. Рассказчик выражает свое согласие или несогласие с предложениями, при желании дает уточнения или пояснения. Слушатель имеет возможность уточнять свое предположение, после чего вновь должен получить обратную связь от рассказчика, и так до тех пор, пока чувство не будет названо точно. Затем участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

1. Что помогло вам лучше понять рассказчика и его переживания?

2. Как вам кажется, насколько важно сообщать собеседнику ваши впечатления о его чувствах?

Урок 5 «Как правильно слушать другого»

Ведущий говорит группе о том, что при общении люди могут слушать друг друга и слышать друг друга. Между этими похожими фразами есть существенное различие. Ведущий спрашивает у участников, было ли с ними так, что кто-то слушал их и при этом не слышал. Участники рассказывают о таких ситуациях и о чувствах, которые они испытывали при этом. Группа делает вывод о том, что для эффективного общения необходимо, чтобы собеседники внимательно слушали и слышали друг друга, в точности понимая смысл сказанного.

Процедура выполнения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди рассказать о ситуации, когда с ними поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту историю как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика, начав свою речь со слов «Я понял, что…» Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Затем группа переходи к обсуждению.

Вопросы для обсуждения:


– Часто ли с вами бывает так, что когда вы слушаете кого-то, понимаете смысл сказанного неточно или неверно?

Каких правил надо придерживаться, чтобы достичь большего взаимопонимания в общении?

– Как еще можно сделать так, чтобы собеседники более точно понимали друг друга?

Упражнение «Ассоциация в подарок»

Участники говорят, какие ассоциации, символы возникают у них с тем или иным участником группы таким образом, чтобы эти ассоциации осталась в памяти как подарок.

 

Рефлексия занятия:

- Какие люди или социальные группы в наибольшей степени нуждаются в эмпатийном отношении, сопереживании?

- Как вы думаете, нужна ли школа эмпатии в современном мире?

Занятие 3. Сотрудничество

Разминка

Упражнение «Найди себе пару»

Процедура выполнения. Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает опустить голову вниз. На счет «один» нужно поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать руками друг на друга.

Основная часть

Упражнение «Пары»

Процедура выполнения. Ведущий предлагает разбиться на пары участникам и выполнить следующие задания:

Вариант 1. В течение 4 минут молча смотреть друг на друга.

Вариант 2. В течение 4 минут рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами «Я вижу перед собой…», говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях, например, «добрый взгляд». Потом поменяться ролями.

Вариант 3. В течение 5 минут рассказать своему собеседнику, каким он был, когда ему было 5 лет. Можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера. Слушателю необходимо отметить, что в рассказе было наиболее точно, а что не совсем так. После этого пары меняются ролями.

Вариант 4. Ответить на вопрос: «Какой человек мой собеседник?» В заключение ведущий предлагает в течение 1 минуты представить своего партнера группе.

Вопросы для обсуждения:

- Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

- Выполнение какого задания вызвало наибольшие трудности?

- Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?

Основная часть

Упражнение. «Ответы за другого»

Процедура выполнения. Ведущий обращается к участникам: «Проверим себя – насколько хорошо мы можем проникнуть в глубины души человека и понять его вкусы и пристрастия. Способны ли вы на основе той информации, которая уже у вас есть о человеке, предугадать, как он ответит на вопросы». Участникам предлагается разделить лист бумаги вертикально на три части. В верхней части среднего вертикального столбика запишите свое имя. Вверху левой части листа – имя человека, сидящего слева от вас, но не ближайшего, а через одного. Вверху правой – имя человека, сидящего справа. Таким образом, у каждого участника есть два человека, глазами которых он будет смотреть на мир. Участникам даются карточки с вопросами, на листе бумаге нужно записать ответы, которые, по их мнению, дадут участники. В средней части ответить за себя и записать.

 

Карточки:

1. Ваш любимый цвет

2. Ваше любимое мужское имя

3. Самая неприятная для вас человеческая черта?


4. Самое ценное качество?

5. Какого жанра книги вы предпочитаете?

6. С симпатией ли вы относитесь к домашним животным? Если да, то кого

предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок?

7. Смотрите ли вы какой-нибудь телевизионный сериал?

По окончании нужно сравнить результаты и подсчитать количество совпавших ответов.

Вопрос для обсуждения:

– Легко ли было смотреть глазами другого человека и чувствовать его?

Упражнение «Конверт»

Процедура выполнения. Участники делятся на команды по четыре человека и садятся вместе. Каждой группе вручается по большому конверту. Участники выкладывают на стол разные предметы, которые у них при себе есть: монеты, билетик, пилочку для ногтей, губную помаду. Потом они отбирают пять вещей, которые кажутся наиболее интересными, и кладут их в конверт.

Каждая команда передает свой конверт другой группе и сама получает новый конверт. Участники представляют себе, что вещи, которые лежат в конверте, принадлежат одному человеку. Они должны придумать, что это за человек и сочинить о нем историю. В рассказе должны упоминаться все предметы, находящиеся в конверте.

У каждой группы есть полчаса, чтобы сочинить историю, записать и озаглавить ее. В работе должны принять участие все игроки. После этого команды собираются вместе и зачитывают получившиеся рассказы.

Рефлексия занятия:

1. Что нового вы узнали о другом человеке и о себе?

2. Подтвердились ли ваши первоначальные представления о другом

человеке?

3. Интересно ли было работать в группе?

Занятие 4. Я и мы

Разминка

Упражнение «Премьера»

Процедура выполнения. Участникам предлагается найти себе партнера, который ему интересен. Участники получают по 5 - 10 мин. Они не должны говорить или объясняться письменно, даже когда получат карандаш и бумагу. С помощью рисунков каждый участник должен суметь сообщить другому несколько фактов о себе. В заключение каждый участник представляет своего партнера и сообщает то, что узнал о нем. Затем партнер может сам дополнить рассказ.

Упражнение «Моя самая большая ценность»

Процедура выполнения. Каждый участник рисует самую значимую ценность, то, что ему дорого. Это может быть человек, убеждение, надежда. После завершения все участники собираются в кругу, показывают и описывают свою ценность.

Упражнение «Ассоциация в подарок»

Процедура выполнения. Участникам предлагают придумать ассоциации, символы, которые возникают у них в связи с тем или иным участником группы, таким образом, чтобы все это осталась в памяти как подарок.

Основная часть

Упражнение «Рассказываем вместе»

Процедура выполнения. Участникам предлагается составить коллективный рассказ. Проводится короткий «мозговой штурм», чтобы собрать несколько предложений, с которых будут начинаться все рассказы. Можно использовать домашние заготовки:

- Одна девушка…


- Один юноша…

- Он всегда знал…

- Для нее было полной неожиданностью, что…

- Я уже долго ждал…

- Дверь медленно открылась…

Участники сидят в кругу. У одного из них в руках мяч. Он рассказчик. Высказав все, что придумал, рассказчик передает мяч другому игроку, но не своему соседу слева или справа. Получив мяч, участник не должен медлить с продолжением истории.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие чувства возникают при совместном творчестве?

2. Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные

чувства?

3. Что полезного дала вам игра?

Рефлексия тренинга

Упражнение «Обратная связь»

Процедура выполнения. Ведущий обращается к участникам: «Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате».

Варианты неоконченных предложений:

- Я научился…

- Я узнал, что….

- Я нашел подтверждение тому, что…

- Я обнаружил, что…

- Я был удивлен тем, что…

- Мне нравиться, что…

- Я был разочарован тем, что…

- Самым важным для меня было…

После завершения работы ведущий зачитывает все ответы.

Деловая игра «Как противостоять нетерпимости?» [47]

Методические рекомендации: Данное занятие рекомендуется проводить в течение двух часов. Первая часть занятия будет носить теоретический характер, вторая — практический. Для выполнения практической части и ее презентации требуется время для подготовки.

Цель: С оздание условий для мотивированного противостояния нетерпимости в обществе и стимулирование учащихся к активным гражданским действиям против проявлений нетерпимости.

Задачи:

1. актуализировать знания по толерантности и различным видам нетерпимости в обществе;

2. развивать навыки командной работы;

3. предоставить возможность воплотить на практике гражданские решения, проекты, стратегии и проверить их жизнеспособность;

4. содействовать развитию активной гражданской позиции учащихся.

Часть первая

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, поясняет цели, вводит понятие «гражданская акция», «гражданские действия», дает краткую информацию о гражданских акциях, приводит примеры гражданских акций. Затем актуализируются основные понятия: «толерантность», «нетерпимость», виды нетерпимости. Класс делится на равные группы (5—6 человек).

 

Перед группами ставится задача:

- Составьте список проявлений нетерпимости и методом ранжирования определите, какие проявления нетерпимости наиболее болезненны для современного российского общества». В течение 5 минут группы работают самостоятельно. После этого каждая группа представляет свой список классу, объясняя, почему на первое место они поставили ту или иную проблему. Составляется список наиболее острых проявлений нетерпимости в российском обществе. Путем жеребьевки определяется проблема для каждой группы и ставится новая задача: «Необходимо продумать проект гражданской акции «Как противостоять... (например, ксенофобии, шовинизму, нетерпимости к инакомыслящим и т.п.)» и этот проект воплотить в жизнь на следующем занятии, привлекая к своей акции остальных учащихся класса».

Учащимся предлагается следующий алгоритм самостоятельной работы по подготовке гражданской акции:

1. Соберитесь все вместе и обсудите идеи по проведению акции. Постарайтесь обсудить каждую идею и выберите самую оптимальную на взгляд всей группы. Предлагаемые идеи записывайте, избегайте критики идей.

2. После определения идеи для ее воплощения в проект ответьте на вопросы:

1. Что должно быть сделано?

2. Как это должно быть сделано?

3. Какие ресурсы понадобятся?

4. Кто это будет делать?

5. Будет ли акция общественно значимой и привлечет ли к себе внимание?

 

3. Распределите роли по реализации идеи. Например, если вы решите привлечь внимание общества к проблеме путем листовок, определите, кто придумывает текст к листовкам, разрабатывает их дизайн, рисует, размножает, развешивает и т.п.

4. Перед презентацией проекта назначьте встречу и проверьте готовность группы. На любом этапе вы можете воспользоваться помощью учителя.

 

Часть вторая

Второе занятие будет состоять из двух этапов: презентация проектов и обсуждение представленных проектов гражданских акций. После приветствия учителя и учащихся и определения этапов работы группам предлагается жеребьевка, чтобы определить порядок презентаций проектов. Учащиеся презентуют свои проекты гражданских акций противостояния нетерпимости. Каждая группа проводит акцию, стараясь вовлечь в нее весь класс. Можно объявить конкурс на лучшую гражданскую акцию, определив ее путем

выражения эмоций (аплодисменты, поздравительные возгласы и т.п.). На втором этапе предлагается обсудить, как группы готовили акцию, определить, насколько эффективна та или иная акция. От каждой группы выступает один ученик, который рассказывает обо всех идеях, предложенных в группе, почему для воплощения была выбрана идея презентованного проекта, каков был вклад каждого в реализацию проектной идеи, какова была атмосфера при подготовке проекта и т.п.

Затем обсуждается проблема эффективности представленных проектов гражданских акций в противостоянии нетерпимости в обществе, определяются перспективы, выясняется, появилось ли желание воплотить акцию в реальной жизни, готовы ли учащиеся быть участниками гражданских акций или их организаторами. Важным этапом занятия является обсуждение правил поведения на публичных мероприятиях, знакомство с законами, регламентирующими деятельность участников. В заключительном слове учитель благодарит всех участников акций, подчеркивает важность объединения граждан для противостояния негативным явлениям в обществе.

Деловая игра «Пресс-центр»

Цели:

1. Усвоение участниками игры понятия экстремизм;

2. Знакомство с видами экстремизма: политический, националистический, религиозный, молодежно-подростковый; формами проявления экстремизма;

3. Формирование понимания того, что информация, носящая экстремистский характер может быть выражена в любых источниках информации;

4. Выявление форм выражения экстремистских идей, взглядов (текст, визуальный образ).

Форма организации игры: работа в командах (количество человек в команде - 4-5).

Технический инструментарий игры:

1. 5-6 комплектов материалов СМИ (газеты, журналы, рекламные пресс-выпуски). В комплект входят разнообразные выпуски. Выпуски газет должны быть местными, региональными, общероссийскими, не ограниченными по тематике: от общественно-политических до рекламных и конфессиональных. Можно использовать выпуски объявлений.

2. Набор для работы каждой команды: 2 пары ножниц, скотч, клей, 2 листа ватмана или кусок обоев, набор маркеров.

3. Статья Л. Баевой «Молодежный экстремизм в современной России» (можно подготовить выдержки из текста).

4. Словарик по теме игры, включающий не более 10-15 слов.

Ход игры

Стадия вызова (10 - 15 мин.)

Вместе с участниками обращаемся к словарю и выясняем, что такое экстремизм и какие виды экстремизма можно встретить в современной жизни. Задать вопрос участникам насколько часто они сталкиваются с проявлением этого феномена в повседневной жизни. В зависимости от приведенных примеров учитель делает резюме и задает вопрос: а насколько современные СМИ свободны или несвободны от проявления агрессии, пропаганды экстремизма?

Педагог предлагает участникам на практике проверить свои предположения, поработав в отделе критическом отделе пресс-центра. Для этого необходимо создать команды по 4-5 человек, занять удобное для работы команды место.

Фаза осмысления (40 мин.)

 

Педагог или организатор игры раздает командам комплекты материалов и набор средств для работы, и формулирует задачу:

«В ваших руках подборка экземпляров разнообразных СМИ. Ваш отдел должен критически посмотреть на названия публикаций, рекламные объявления, фотографии, графику, рисунки, по возможности, тексты и обнаружить «опасную» информацию, вольно или невольно влияющую на сознание читателя. Вырезайте эти названия, фотографии, объявления и наклеивайте на лист ватмана. Но может быть информация и другого характера, формирующая толерантное отношение к многообразному миру. Попробуйте ее обнаружить, и разместить примеры на втором листе. По ходу работы у вас будет формироваться своя позиция по поводу обнаруженной ситуации. Свое мнение и презентацию мы сможем выразить в последней части нашего занятия. Команды приступают к выполнению работы. Созданные ими визуальные листы размещаются на стенах аудитории.

 

Фаза рефлексии (30 мин.)

 

На этом этапе каждой команде дается до 5 минут для того, чтобы сообщить об итогах работы и своих выводах. Организатор игры подводит общий итог.

Заключение

 

Современное российское общество еще находится в про­цессе внутренней трансформации и закрепления своего места на международном уровне. Это актуализирует этнические и религиозные проблемы, оптимизацию этнической и конфессио­нальной идентичностей в рамках российской гражданской идентич­ности. Данный процесс, проходящий при многочисленных ошибках, просчетах и власти, и гражданского общества, нередко сопровож­дается всплесками экстремизма в различных сферах, в том числе и в межконфессиональных отношениях.

Особенно актуальна профилактика экстремизма в субъектах Северо-Кавказского региона. Здесь, несмотря на общую стабилиза­цию социально-экономической и общественно-политической ситуа­ции, сохраняется напряженная обстановка. В регионе действуют террористические группы, регулярно происходят террористические акты, жертвами которых становятся как сотрудники силовых струк­тур, органов власти и управления, так и служители культа, верующие и просто обычные граждане, мирные жители. Повсеместно нарушаются права человека, подчас самые элементарные.

Дестабилизации способствует целый комплекс объективных и субъективных факторов, среди которых выделяются: высокий уро­вень безработицы, коррупция во власти и в институтах гражданско­го общества, преобладание силовых методов решения проблем, не­оправданное применение внесудебных методов в борьбе с экстремизмом, неэффективность судебной системы и невозможность за­щиты гражданами своих чести и достоинства, отсутствие профилак­тики экстремистских проявлений, недоступность

 

 

образования и карьерного роста для молодёжи, примитивизация сферы досуга, низкий уровень пра­вовой, религиозной и этнокультурной грамотности и политической социализации широких кругов населения.

Все это затрудняет поступательное развитие региона, приводит к снижению темпов социального роста, а также провоцирует межконфессиональную и межэтническую напряжённость.

Решение насущных проблем Северо-Кавказского региона мо­жет быть достигнуто за счет:

1. обеспечения безопасности населения сочетанием эффектив­ных силовых методов и профилактикой экстремизма, радикальных, религиозных и националистических настроений;

2. достижения социального благополучия, гражданского равно­правия и единства населения;

3. создания механизма формирования элит, стоящих на обще­гражданских патриотических позициях;

4. активизации социального служения религиозных организа­ций, участвующих в формировании у населения антиэкстремист­ских взглядов, российского патриотизма, гражданского сознания;

5. снижения уровня безработицы, в частности среди молодого мужского населения, женщин, мигрантов.

Научно-практический семинар, состоявшийся в Кисловодске в 2011 г. «Профилактика проявлений экстремизма, национальной и религиозной вражды и терроризма в Северо-Кавказском и Южном федеральных округах», организато­рами которого стали Центр содействия защите прав человека (г. Москва), Московское бюро по правам человека, Центр разрешения конфликтов (г. Краснодар), предложил комплекс мер, направлен­ных на формирование государственной политики социального со­гласия, доверия, толерантности и противодействия экстремизму. Разработчики данного Пособия согласны с этими рекомендациями и помещают их в качестве заключительного документа.

 

Рекомендации научно-практического семинара

«Профилактика проявлений экстремизма, национальной

и религиозной вражды и терроризма в СКФО и ЮФО» [48]

 

I. Законодательная сфера

1. Разработка на федеральном и региональном уровне блока правовых актов, направленных на пресечение экстремистской дея­тельности, на профилактику экстремизма, национализма, на устра­нение условий, подталкивающих отдельных граждан к радикаль­ным, противоправным действиям. Повышение пределов уголовной ответственности за экстремистские действия, за преступления на почве ксенофобии.

2. Усиление мер прокурорского реагирования за соблюдением антиэкстремистского законодательства в части профилактики экс­тремизма и национализма.

3. Активизация публичного обсуждения проектов соответст­вующих законов, нормативных актов и правоприменительной прак­тики.

 

 

II. Общественно-политическая, управленческая сфера

1. Подготовка ежегодного доклада Президенту РФ, органам го­сударственной власти «Мониторинг социальной напряженности и прогнозирование социальных рисков в СКФО».

2. Повышение эффективности взаимодействия органов власти и местного самоуправления с НПО через:

1. управление и координацию деятельности НПО путем норма­тивно-правового обеспечения деятельности этнокультурных инсти­тутов гражданского общества;

2. поддержку акций и мероприятий НПО в рамках реализации национальной политики РФ и комплексных программ гармонизации межэтнических отношений и этнокультурного развития в системе этноконфликтологического менеджмента.

1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров органов власти и управления, представителей СМИ и обще­ственных организаций в сфере оптимизации межэтнических и меж­конфессиональных отношений, повышения гражданской зрелости, упрочения общероссийской идентичности.

2. Организация на региональном и муниципальном уровнях се­ти Центров толерантности и мониторинга социальной безопасности, направленных на повышение компетентности управленческих ре­шений, предупреждение этнических, религиозных и социальных конфликтов, снижение социальной напряженности, формирование толерантности, веротерпимости.

3. Использование научного потенциала (мониторинг, анализ, прогнозирование и управление), общественной экспертизы и прямо­го участия населения в разработке комплексных, ведомственных и целевых программ, управленческих и общественно значимых реше­ний.

4. Повышение роли НПО, НКА, общественных советов, этниче­ских советов, советов казачества, советов старейшин в противостоя­нии экстремизму, национализму.

5. Активизация конфессиональных институтов в социальном служении при разоблачении экстремизма, терроризма, радикальных вероучений и популяризации идей миролюбия, согласия.

6. Использование диалоговых площадок и переговорных фор­матов при урегулировании конфликтных ситуаций в межэтнических и межконфессиональных отношениях.

7. Создание на региональном и муниципальном уровнях соци­ально-психологических служб кризисных ситуаций, служб социаль­ного кураторства молодёжи, направленных на обеспечение соци­ального здоровья общества, помощи жертвам насилия и жестокости.

1. Социально-экономическая сфера

1. Разработка и реализация комплексных целевых программ со­циально-экономического развития СКФО, включающих меры пре­одоления нарушений в сфере прав человека, антикоррупционные ме­ры, а также механизмы общественного контроля над их реализаци­ей.

2. Согласование решения социальных, политических вопросов с экономическими реформами при учёте конкретных социально-экономических показателей региональных и местных сообществ.

3. Создание программ оптимизации внутренней миграции (адаптации, межкультурного диалога, трудовой занятости мигрантов, а также поддержки бизнес-проектов, проектов гражданского
общества для выходцев из Северного Кавказа в других регионах
РФ).

1. Обеспечение социально-экономического развития на приори­тете прав и свобод личности при интеграции этнокультурных идей и общегражданских ценностей; долговременности, ненавязывания административных методов.

2. Привлечение НКА, НПО к организации этнокультурного ту­ризма и системы этношопов, этнокультурных заповедников и тер­риторий.

1. Информационная сфера

1. Функционирование СМИ в условиях открытой полемики, в рамках правового поля РФ в соответствии с теорией социальной ответственности прессы.

2. Профилактирование и дезавуация проэкстремистских на­строений в СМИ, на интернет-ресурсах при систематическом мони­торинге и оперативной реакции на них власти и общества.

3. Формирование средствами СМИ у населения неприятия экс­тремизма, протеста против вовлечения в террористическую дея­тельность, понимания бесперспективности насилия для достижения каких-либо целей.

4. Организация СМИ - дискуссий, обсуждений («круглые сто­лы», «дискуссионные клубы») с участием «лидеров мнений», при­знанных авторитетов, экспертов, руководителей общественных объ­единений и конфессий, представителей молодежных движений и организаций.

1. Создание специального цикла телевизионных передач, профилактирующих интолерантное поведение, противодействие идео­логии экстремизма, радикального национализма, терроризма.

2. Реагирование на проявления интолерантности в СМИ право­охранительных органов, а также повышение профессионализма и авторитета органов надзора при сохранении свободы мнения.

3. Организация профилактической работы с блогерами и посе­тителями интернет-форумов, использование виртуального поощре­ния авторов конструктивного контента и порицания некорректных авторов.

4. Создание медийных проектов и социальной рекламы «Мы -россияне».

 

 

V. Сфера молодежной политики

1. Содействие высшим учебным заведениям в организации ин­формационно-просветительских, учебно-методических семинаров, студенческих дискуссионных клубов, мероприятий, направленных на развитие межэтнической интеграции, межкультурного обмена, на воспитание культуры мира, на профилактику проявлений национа­лизма, ксенофобии и экстремизма.

2. Осуществление мониторинга социальных настроений, ориен­тиров молодёжи с участием экспертов, НПО, студенчества.

1. Проведение интерактивных тренингов, информационно-методических семинаров для молодежи, лидеров общественных, этнокультурных организаций «Этноконфликтологический консал­тинг», «Практическое миротворчество», «Молодежь Северного Кавказа: взаимодействие и сотрудничество».

2. Проведение интернациональных студенческих фестивалей, семинаров «Противодействие экстремизму и ксенофобии в моло­дежной среде», творческих студенческих конкурсов по проблеме межэтнических отношений, межкультурного обмена.

3. Обеспечение (информационно-методическое, организацион­ное) деятельности молодёжных этнических советов и молодёжных национально-культурных организаций при распространении пози­тивного опыта их деятельности.

4. Организация молодёжных (студенческих) агитационных эт­нокультурных отрядов, представляющих историю, культуру, искус­ство, ремёсла народов региона.

1. Организация волонтёрских групп оперативного реагирования (разъяснение, агитация, осуждение) на факты ксенофобии, национа­лизма, локальных межэтнических стычек молодёжи из актива сту­денчества, казачества, национально-культурных организаций.

2. Акцентирование антиэкстремистской проблематики в про­грамме Всекавказского молодежного лагеря «Машук», в деятельно­сти Всекавказского молодежного альянса.

1. Сфера культуры

1. Проведение культурно-просветительских акций «Искусство против ненависти», флэш-мобов «Мы - россияне», «Мы - вместе», «Все различны - все равны», «Терроризму - нет!».

2. Подготовка комплексной программы идеологических, про­светительских мероприятий под общим концептуальным названием «Российская гражданская нация».

3. Расширение практики фестивалей национальных культур, межкультурного обмена.

4. Разработка и популяризация этнокультурного бренда региона и его субъектов как безопасной, привлекательной территории с уни­кальным соцветием культур.

5. Модернизация форм взаимодействия трёх этнокультурных традиций - горской, казачьей и диаспорной.

6. Расширение взаимодействия этнокультурных НПО с между­народными организациями в гуманитарной и культурной сфере, в практике гуманитарного диалога.

7. Разработка и реализация на уровне местного самоуправления программ этнокультурного развития конкретных муниципальных образований, находящихся в зонах межэтнической напряжённости.

 

1. Сфера науки и образования

1. Внедрение в школьную и вузовскую системы образования концепции полиэтничности и мультикультурности российского об­щества при корректировке учебных программ и подготовке учите­лей и преподавателей.

2. Создание системы достоверного этнологического всеобуча и этнокультурного просвещения при акцентировании противодейст­вия национализму, ксенофобии, национальной и религиозной не­терпимости, агрессивному поведению.

3. Включение в курсы переподготовки преподавателей и учите­лей специальных модулей, обеспечивающих распознавание и предот­вращение конфликтных ситуаций межэтнических и межрелигиоз­ных отношений.

1. Включение проблематики упрочения межэтнических и меж­религиозных отношений в программу религиозных учебных заведе­ний Северного Кавказа.

2. Расширение сферы действия Международного Конгресса «Мир на Северном Кавказе через язык, образование, культуру: Большой Кавказ - Россия - Мировое сообщество».

3. Введение программ дополнительного профессионального об­разования «Консультирование и ведение переговоров в ситуациях социальной напряженности», «Межэтнические отношения и этнополитические процессы», «Этноконфликтологический менедж­мент», «Менеджмент в сфере государственно-религиозных отноше­ний», «Социальная адаптация и политическая социализация моло­дёжи в полиэтничном регионе» для руководителей разных уровней, представителей правоохранительных органов, работников социаль­ной сферы.

4. Повышение качества теологического и богословского обра­зования при акцентировании общероссийского патриотизма, тради­ционных российских духовных ценностей.

 


Глоссарий

Авторитет — принятое широкими слоями населения и узаконенное право руководить поведением и действиями других людей.

Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Акцентуация локуса контроля — чрезмерная выраженность стремления человека приписывать ответственность за особенности и результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения и усилиям (интернальный тип).

Анализ конфликта: прикладной — необходимое условие объективного понимания и разрешения конфликта, предполагающий выяснение следующих факторов: 1) причин конфликта; 2) его объекта; 3) сторон конфликта; 4) их интересов; 5) целей, преследуемых конфликтующими сторонами; 6) соотношения сил, средств, резервов противоборствующих сторон; 7) поводов и предлогов конфликтного взаимодействия; 8) позиций конфликтующих субъектов; 9) возможных этапов развертывания конфликта и его последствий. Итогом прикладного анализа конфликта выступают: 1) выбор стратегии конфликтного поведения; 2) определение тактики конфликтного взаимодействия; 3) построение оптимальной модели разрешения конфликта; 4) выбор адекватной социальной технологии (приемов, способов и т. д.) реализации данной модели.

Анализ конфликта теоретический — построение системы идей, концепций, принципов, ориентированных на изучение, осмысление и интерпретацию основных тенденций и закономерностей развертывания конфликтных взаимодействий.

Амбивалентность — двойственное отношение человека к какому-либо объекту, обусловливающее противоречивость соответствующих поведенческих проявлений.

Атрибуция — приписывание человеком причин и мотивов поведения, личностных качеств и характеристик другим людям на основе обыденного, житейского анализа их действий и поступков.

Антагонизм — одна из форм противоречий, характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил. Разрешима только в логике «или — или».

Альтернативы решений — новые, оригинальные варианты решения проблемы, лежащей в основе конфликта, которые отличаются от подходов, ранее предлагавшихся сторонами в ходе развития конфликта.

Антагонист — непримиримый, враждебный человек, который жестко отстаивает свои интересы в конфликте, не идет ни на какие уступки, придерживается крайних взглядов.

Антипатия — устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку, группе, проявляющееся в неприязни, неприветливости, недоброжелательности.

Аутгруппа — социальная группа, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности, испытывая к ней враждебность, представляя членов такой группы как не «чужих».

Аутоагрессия — агрессивные действия, направленные на самого себя (например, суицидальное поведение),

Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влияний которых субъект не отдает себе отчета.

Бунт — острая и открытая форма межгруппового конфликта, представляющая собой стихийное, неорганизованное выступление народных масс в защиту своих интересов против несправедливости, чинимой социальной группой или индивидом, владеющими собственностью или властью.

Власть — способность и возможность индивида или группы оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои и, навязывая им свою волю, побуждать их выполнять действия не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Война — самая острая, жестокая и деструктивная форма социального конфликта, сложное общественно-политическое явление, продолжение политики насильственными средствами, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества.

Воздействие управленческое на конфликт — действие управляющей системы на участвующие в конфликте стороны (или на одну из них) с целью изменения содержания и интенсивности конфликтного взаимодействия, его масштабов для эффективного разрешения или урегулирования конфликта.

Воля — способность личности и общности осуществлять регуляцию и саморегуляцию деятельности и поведения, в том числе и в конфликте, выражающуюся в активном преодолении трудностей и противоречий, конфликтных противоборств в процессе целеполагания и достижения сознательно поставленных целей.

Внутригрупповой (ингрупповой) фаворитизм — стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы.

Генерализация конфликта — переход в конфликте от поверхностных к более глубоким противоречиям, увеличение диапазона различных точек столкновения, которое сопровождается расширением границ конфликта.

Группа конфликтная — совокупность людей, объединяемая общими интересами, целями и задачами деятельности, осознающая противоположность их интересам, целям и задачам соперничающей группы и ведущая с последней активную конфликтную борьбу.

Границы конфликта — внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

Делинквентность – 1) поведение, связанное с хулиганством и правонарушениями, войственное психопатам и лицам с соответствующим типом акцентуации характера; 2) патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих cтепени преступления, не караемого в судебном порядке.

Дилемма узника — затруднительная ситуация выбора между двумя неприятными возможностями; используется в качестве модели изучения динамики конфликтных взаимодействий и развития коммуникативных процессов в конфликте на основе применения класса игр с ненулевой суммой.

Дискриминация — несправедливое, принижающее личность или группу, их права, обращение с членами определенной общности (территориальной, политической, этнической, субкультурной, религиозной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур, нередко приводящее к возникновению политических, этнонациональных и иных конфликтов.

Жертва конфликта — субъект, который провоцирует возникновение напряженности в отношениях между людьми и обладает таким комплексом психологических и интеллектуальных качеств, которые усиливают по отношении к нему агрессивные формы поведения даже со стороны очень мирных людей.

Забастовка — разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера.

Ид (оно) — в психоаналитической теории 3. Фрейда подсознательное психическое формирование, которое является источником психической энергии личности, стимулируемой стремлением к удовольствию. В случае столкновения с другими психическими подсистемами личности — эго и суперэго — приводит к возникновению внутриличностных конфликтов.

Индивидуализация конфликта — в конфликтологической концепции Р.Дарендорфа процесс вытеснения в общественной жизни массовых конфликтов, субъектами которых выступают большие социальные группы людей — классы, персонифицированными формами конфликтных взаимодействий, субъектами которых являются отдельные индивиды, враждующие по каким-либо причинам между собой

Ингруппа — социальная группа, по отношению к которой человек испытывает чувство идентичности и принадлежности, выражаемое в терминах «мы», «наши».

Институционализация конфликта — процесс включения конфликтных взаимодействий в существующую в обществе систему ценностно-нормативных образцов действия, приведение их в соответствие с требованиями и установлениями Конституции и других правовых актов.

Инцидент — действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.

Квазигруппа — возникающая непреднамеренно и спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой группы или групп.

Ксенофобия – ненависть, нетерпимость или неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному. Восприятие чуждого, как непонятного, непостижимого, а потому опасного и враждебного.

Компромисс — стратегия поведения субъекта в конфликте, ориентированная на определенные уступки взамен на частичные уступки со стороны оппонента.

Конкуренция — это борьба между субъектами или группами, которые не обязательно находятся в коммуникации или контакте, но которые заинтересованы в достижении одной и той же цели.

Консенсус — социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находящихся до этого в конфликтных противостояниях.

Контроль социальный — способ саморегуляции социальной системы (общества, общности, группы), обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством ценностно-нормативного регулирования правовыми, социокультурными, моральными и иными нормами. Контроль социальный может либо усиливать возникающие в обществе конфликтные взаимодействия, либо подавлять их (в случае тоталитарной системы политической власти), либо смягчать и институционализировать их (в демократическом обществе).

Конфликт — форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, которое возникает в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта, и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями осознаваемых или неосознаваемых участниками ситуации действий, направленных на разрешение или снятие противоречия.

Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются: противоречивость интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок; осознание этого противоречия, которое сопровождается негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы.

Конфликтогены — слова, жесты, оценки, суждения, действия или бездействия одной или обеих взаимодействующих сторон, способные привести к возникновению конфликтной ситуации и к ее перерастанию в реальный конфликт.

Конфликтология — отрасль научного знания, опирающаяся на междисциплинарный подход, объектом которой является изучение конфликтов и их роли в жизни общества и личности.

Конфликт с нулевой суммой — конфликт, в котором интересы сторон полностью противоположны. В таком конфликте «выигрыш» одной стороны точно равен «проигрышу» другой, а в итоге сумма выигрышей равна нулю.

Конфликт с отрицательной суммой — конфликт, в котором все его участники оказываются в проигрыше.

Конфликтное поведение — пространственно-временная организация активности субъекта, регуляция которой опосредована образом конфликтной ситуации.

Молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действующим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных молодежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражданам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придерживаются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиозных идей. Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.

Насилие — применение человеком или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т. п.) в отношении других людей, социальных групп и слоев с целью завоевания или сохранения и укрепления господства, приобретения тех или иных прав или привилегий без учета интересов другой стороны.

Национализм — система взглядов и практических действий, основанная на этноцентризме и этноэгоизме, на дискриминации иных этнических групп, приводящая часто к возникновению межнациональных конфликтов.

Объект конфликта — конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Образ конфликтной ситуации — организованная репрезентация конфликтной ситуации в системе знаний субъекта.

Переговоры — механизм разрешения (урегулирования) конфликта; совместная деятельность оппонентов по поиску взаимоприемлемого решения проблемы. Переговоры часто проводятся с участием третьей стороны.

Помощник — третья сторона в урегулировании конфликта, функции которой заключаются в совершенствовании процесса обсуждения проблемы и невмешательстве в полемику.

Профилактика экстремизма– это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Религиозный экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в

этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе – это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность в сочетании с демагогией. Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий.

Суперэго — согласно психоаналитической теории 3. Фрейда, психологическая подсистема личности, руководствующаяся требованиями совести, долга и ответственности и выполняющая функции нравственного контроля и моральной оценки деятельности личности. В случае расхождения ее оценок с требованиями двух других подсистем — Ид и Эго — возникает внутриличностный конфликт.

Терроризм – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Посредник — третья сторона в конфликте, которая обеспечивает конструктивное обсуждение проблемы, однако окончательное решение принимается участниками самостоятельно.

Предмет конфликта — объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая источником раздора между сторонами; основное противоречие, из-за которого возник конфликт.

Расизм – это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества, условие успешной социализации, заключающееся в умении жить в гармонии с самим собой и с миром людей. Чаще всего термин объясняется как "терпимость" – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Не стоит забывать, что у понятия толерантность существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются:

Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам.

Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что "чужие" могут нанести обществу (человеку) вред.

Этноцентризм – отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие.

Фашизм – это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Рэкет — острая форма межгруппового конфликта, представляющего собой агрессивные действия конфликтной группы (рэкетиров) по изъятию ценностей у жертвы (человека, предприятия, фирмы и т. п.) путем шантажа и вымогательства с применением угроз и насилия.

Соперничество — стратегия поведения оппонента в конфликте, состоящая в ориентации на свои интересы, навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения, открытой борьбе по реализации своих интересов.

Сотрудничество — кооперативная стратегия поведения оппонента в конфликте, заключающаяся в ориентации на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.

Третейский судья — третья сторона в конфликте, наиболее авторитарная по своим полномочиям; поочередно выслушав обе стороны, третейский судья принимает решения, обязательные для оппонентов.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как "терпимость"). В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО,

1995 г.) толерантность определяется как: "... ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям" [9]. В Преамбуле Устава ООН характеристика толерантности звучит следующим образом: " …проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи " [28].

Урегулирование конфликта — выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия конфликтеров сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замене его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении самой проблемы, породи­вшей конфликтную ситуацию.

Челночная дипломатия — способ организации деятельности посредника по налаживанию канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон.

Экстремизм – 1) использование насильственных и беззаконных средств для достижения политических или иных целей; 2) приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике).

Этнический экстремизм ориентирован на защиту интересов определенной нации, на утверждение ее привилегированного положения и превосходства.

Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности.

Этноцентризм — совокупность взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса и к недооценке, пренебрежению культурой другой этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликтов в сфере этнонациональных отношений,.содержания проблемы и принятия окончательного решения.


Список литературы по теме

 

1. Антонян Ю. М. Экстремизм и его причины / Ю. М. Антонян. – М: Логос, 2010. – 288с. – ISBN: 978-5-98704-502-2.

2. Антюхов Ю. Если нет противоречия закону и морали. Гражданская активность и экстремистская деятельность. Старшие классы.//Приложение к учительской газете. Граждановедение. 2007, № 6

3. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999.

4. Аль – Умар. Религия истины. - М., 1997.

5. Афанасьева А. Фестиваль – форма этнокультурного воспитания школьников / А. Афанасьева // Воспитание школьников. 2008. № 6. С. 19–21.

6. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. - М., 1984.

7. Белая книга российских спецслужб. - М., 1996.

8. Беляев А.Е. Мусульманское сектантство. - М., 1957.

9. Божественная и земная власть в исламе// А.А. Али-Заде, 2013.

10. Вестник центра исследований проблем терроризма// Ставрополь, 2008.

11. Волков В. Экстремизм "левый" или "исламский"? // www.library.rin.ru

12. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике учебного процесса. Северо-Кавказский психологический вестник № 4, 2009 г. С. 67-72.

13. Гладилина И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе // Воспитание школьников. 2007. № 9 (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе). С. 2–5. Инновационные технологии гражданского воспитания.

14. Голубева Н.Л. Организация чтения школьников в условиях полиэтнического региона (научно-методический аспект) // Школьная библиотека. 2008. № 8–9. С. 55–60.

15. Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html

16. Денисова Г.С. Интеграционные процессы на Северном Кавказе как политическая проблема // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1998.

17. Дьячкова С. Разум против предрассудков [Текст]: Ролевая игра "Катаклизм" // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". 2009. № 5. С. 18–21. Сценарий ролевой игры для детей 13–16 лет, посвященный профилактике социальной нетерпимости.

18. Дядиченко, Е. А. Профилактика экстремизма и терроризма в педагогическом процессе. Доступ через http://scienceport. ru/content/profilaktikaekstremizmaterrorizma-pedagogicheskom-protsesse

19. Женило М. Ю. Тематические классные часы. Беседы и диспуты в 9-11 классах. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – (С нашим классом – жизнь прекрасна!)

20. Зарубежные контртеррористические структуры – http://nak.fsb.ru/nac/cooperation.htm

21. Ислам и актуальные проблемы безопасности Юга России// Бекмурзаев Б.В., Махачкала, 2011.

22. Иоффе А. Н. Манифест мирного сосуществования (ролевая игра) // Преподавание истории в школе. 2010, № 1

23. Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков / Под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2003.

24. kavkazcenter.com [Электронные ресурс]. – Режим доступа: http://www.islamdag.ru/analitika/4477, 2014.

 

25. Ислам. Духовно просветительский журнал// Москва, 2011.

26. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 октября 2009 г. Пр-2640. Национальный портал противодействия терроризму «Россия Антитеррор» (http://antiterror.ru/about/)

27. Королев А.А. Международный терроризм на современном этапе – Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008, № 6. – http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/6/Korolev_terrorism/index.php

28. Косарецкая, С. В. О неформальных объединениях молодежи / С. В. Косарецкая, Н. Ю. Синягина. М.: Владос, 2004. 159 с.

29. Красинский, В. В. Об основных проблемах применения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»/В. В. Красинский//Закон и право. – 2003. – № 8. – С. 22-31

30. Кромин, А. Российская молодежь: проблемы и решения/А. Кромин//ОБНС. –2007. – № 6. – С. 25-31

31. Молодежный экстремизм и терроризм – политические формы проявления агрессивности (проблемы обеспечения национальной безопасности)// Гуманитарный фонд «Кавказ – новые горизонты», Центр системных региональных исследований и прогнозирования ИППК ЮФУ и ИСПИ РАН, 2012 г.

32. Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). Сайт Минспорттуризма. 2011. 7 апреля

33. Наука и образование против террора [Электронные ресурс]. – Режим доступа: http://scienceport.ru/analitics/Suschnost-i-harakternye-cherty-religioznogo-ekstremizma-terrorizma.html, 2014.

34. Новые вызовы региональной безопасности. New challerenges toregional security// ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» Информационное бюро НАТО в Москве, Пятигорск-2013 г.

35. Паин Э. А. Социальная природа экстремизма и терроризма//Общественные науки и современность. - 2002. - №4.

36. Паклина И. А. Пространство толерантности (классный час для учащихся начальной школы)//Начальная школа. 2010, № 3.

37. Панасюк А.Ю. Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия / А.Ю. Панасюк.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 208 с. – (Современные психотехнологии).

38. Перепелкин Г. Е. Молодежный экстремизм как угроза общественной безопасности//Правовая культура. – Саратов: Изд-во Сарат. юрид. ин-та МВД России, 2009, № 1 (6). – С. 147-155

39. Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.) – http://nak.fsb.ru/nac/documents/statements.htm

40. Пути мира на Северном Кавказе// Российская академия наук, Центр по изучению и урегулированию конфликтов, Института этнологии и антропологии, Москва 1999 г.

41. «Религиозный экстремизм в россии» www.elib.org.ru/philosofia

42. Ромадина Т.И., Салахова Л.М. Опыт изучения прошлого: от теории к практике: Учебное пособие. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2009. – 84 с.

43. Савина Н. Жить как люди. Проблемная дискуссия.//«Классное руководство и воспитание школьников» 2010, №18

44. Сазанова Е. Молодежный экстремизм как социальный феномен//Экстремизм и другие криминальные явления. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2008. – С. 43-46

45. Самоделова Т. Формирование толерантного поведения в семье: психологический тренинг // Воспитание школьников. 2007. № 4. С. 36–40 (Психологи – учителю).

46. Северный Кавказ в начале XX века. Очерки Истории//Монография Т.А. Невская, Ставрополь, 2012.

47. Система противодействия терроризму в Российской Федерации – http://nak.fsb.ru/nac/structure.htm

48. Структура аппарата Национального антитеррористического комитета – http://nak.fsb.ru/nac/institution/structure.htm

49. Татаринова И.Г. Этнокультурное направление в деятельности детских библиотек // Молодые в библиотечном деле. 2006. № 1. С. 39–46. Терроризм – http://ru.wikipedia.org/wiki/Терроризм

50. Тренинги повышения межкультурной компетентности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, А.В. Макарчук. М., 2005.

51. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. – http://zakon.kuban.ru/uk96/63fz.shtml

52. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (с изменениями от 2 августа 2006 г.) – http://nak.fsb.ru/nac/documents/ord_law.htm

53. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №14-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 27 июля 2006 г., 10 мая, 24 июля 2007 г., 29 апреля 2008 г.)

54. Методические рекомендации для классных руководителей по профилактике экстремизма в подростковой среде. Екатеринбург: ИД«Гриф», 2012. 38 с.

55. Журавский А. Религиозный экстремизм в конфликте интерпретаций - http://www.sovacenter.ru/religion/publications/2003/10/d1225/;

56. Муминов А.И. Религиозный экстремизм как социальная угроза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2007. - №2. – С.57-62

57. Профилактика проявлений экстремизма и ксенофобии в образовательной среде: Методические рекомендации. – АСОУ,







Date: 2016-08-31; view: 360; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.146 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию