Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление «Я−концепции» у детей дошкольного возраста
Становление индивидуальности связано с развитием содержательного и конструктивного «Я» ребенка. Познание собственной индивидуальности рассматривается в литературе как познание своеобразия и неповторимости личности. В дошкольном возрасте идет активное освоение не только картины мира, но и составление собственной картинки «Я», образа себя, «Я–концепции», что проявляется в последующем поведении личности ребенка, сказывается на личностном росте. Известные исследователи Р. Берне, К. Блага, М. Шебек и другие утверждают, что в поведении ребенка нет ничего, чтобы не было бы связано с его «Я–концепцией». Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном детстве такой значимой группой выступают члены семьи. Важно, чтобы они относились к ребенку как к достойному существу, способному к определенным видам деятельности, сто, в свою очередь, формирует в нем чувство собственной значимости. Какие бы формы не принимала семья, она все же является важнейшей единицей общества. Именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, какой он есть, сопутствуют ли ему успех или неудачи. До того, как ребенок пойдет в школу, его научение фактически предопределяется только с семьей. Как считают многие психологи, именно в первые пять лет жизни у человека в основном формируется структура личности, закладываются основы «Я−концепции». В течение дошкольного детства дети формируют некие генерализованные отношения к самим себе: например, считают себя «хорошими» или признают себя «копушами» и «неумехами». Многие из этих эмоционально окрашенных представлений появляются очень рано, еще на невербальном уровне. Детей могут сильно тревожить некоторые из таких чувств и предложений, тогда как другие не вызывают у них никакого беспокойства. Кроме того, в эти годы у детей формируется ряд идеалов, и они учатся оценивать себя относительно того, какими-то их представлениям -они должны быть. Часто самооценки детей являются прямым отражением отношений к нему окружающих. Эти ранние отношения к себе со временем становятся базисными элементами «Я−концепции» человека, хотя их трудно выявить впоследствии, поскольку они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет их адекватно реализовать. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, в цвете волос, происхождении, симпатиях и антипатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять. Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов: о том, откуда они появились, почему им становятся малы их ботинки, хорошие они дети или плохие и.т.д. Знание о том, какими нас видят другие люди, является важнейшей ступенью в развитии самопознания. Младшие дошкольники склонны характеризовать себя исходя из своих физических качеств [«У меня темные волосы»] или предметов собственности [«У меня есть велосипед»]. Рассказывая о себе, старшие дошкольники чаще упоминают о своих занятиях: «Я хожу в детский сад», «Я играю в футбол», а также говорят о том, что им довелось пережить и какие отношения у них сложились с окружающими. Дошкольники, описывая себя, обычно рассказывают о своих семьях. Эта склонность детей характеризовать себя через социальные отношения в дошкольном детстве возрастает. По мере того как дети узнают, кто они и что собой представляют и когда они начинают расценивать себя как активную силу в своем окружении, они создают из разрозненных знаний когнитивную теорию себя, или личный сценарий, помогающий им интегрировать свое поведение [22, с.144]. Наши представления о появлении у ребенка чувства своего «Я» находятся под сильным влиянием теорий Фрейда и Пиаже, поскольку каждый из них полагал, что к началу жизни у ребенка отсутствует чувство раздельности. Фрейд указывал на символические взаимоотношения между матерью и маленьким ребенком, в которых два существа объединены вместе, как если бы они были одним целым. Он полагал, что сначала младенец не осознает себя отдельным от матери существом, только постепенно ребенок понимает, что он особый. Это представление изучала Маргарет Малер, хорошо известный теоретик психоаналитической ориентации, которая выдвинула предположение о том, что у ребенка происходит «психологическое рождение» через несколько месяцев после биологического рождения. Однако еще более влиятельными, чем теории Фрейда или Пиаже, стали работы американского психолога Вильяма Джеймса, который проводил важное различие между двумя аспектами себя, названными «Я» и Мое. Аспект «Я», часто называемый субъективным «Я», относится к внутреннему чувству «я есть», «я существую». Аспект «Мое», иногда называемый объективным «Я», охватывает набор свойств или качеств, которые объективно известны или присущи личности: сюда входят физические характеристики, темперамент и социальные навыки. Именно аспект «Мое» является «Я–концепцией»−набором представлений или убеждений каждого из нас о своих собственных качествах. Однако именно наше «Я» определяет «Я–концепцию» и имеет убеждения и представления о себе. Поэтому, когда мы описываем себя кому-нибудь другому или отвечаем на вопрос «Кто я?», как я просила вас в начале статьи, вы описываете «Мое», но именно ваше «Я» делает это описание. Такое разделение, изначально предложенное Джеймсом, мы можем встретить в большинстве современных работ, посвященных исследованию формирования чувства себя, хотя современные исследователи и теоретики используют иные названия для этих двух аспектов. Например, Майкл Льюис в своих работах называет «Я» механизмом себя, а «Мое»−представлением о себе. Робби Кейс проводит аналогичное различие между категориями подразумеваемого «Я» [Я] и описываемого «Я» [Мое]. В дальнейшем я буду использовать понятия субъективное «Я» и объективное «Я», поскольку считаю их самыми четкими из имеющихся альтернатив. Следует также отметить положения психологии о том, что у дошкольников формируются новообразования, которые содействуют становлению внутреннего «Я». В раннем возрасте ценным является «Открытие Я», появление линий «Я есть», «Я могу», «Я хочу», «Я имею», первичной рефлексии, освоение правил и обязанностей, регулирующих поведение ребенка. Особо следует выделить важнейшее психологическое новообразование–эмоциональную децентрацию [умение принимать во внимание чувства и мысли других людей]. Уже у ребенка третьего-четвертого года жизни появляется первичная потребность в саморазвитии. Постепенно ребенок начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества, более осознанно это происходит в возрасте пяти-шести лет. Потребность в самоизменении, хотя и имеет свою специфику в этом возрасте, но может выражаться не только вербально, но и посредством проявления реальных Я−усилий. Таким образом, тенденции поведения, заложенные в «Я–концепции», проявляются в конкретных поступках ребенка. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно» «нельзя» становятся, как справедливо считает О.В. Хухлаева, основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы мысленно произносятся самим ребенком, постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли. Происходит стабилизация Я ребенка, он начинает задумываться над тем, какой он–плохой или хороший [9, c.349]. Важнейшее значение для стабилизации «Я» играет процесс идентификации с родителем своего пола. Поскольку в дошкольном возрасте активно развивается самосознание, ребенок осознает, что он в целом хороший, но имеет некоторые недостатки. Расширяется сфера общения за счет включения в нее сверстников и воспитателя детского сада−первого чужого взрослого. Таким образом, дошкольный период является важнейшим психологическим пространством, в котором формируется «Я» ребенка. Именно в этот период ребенок становится энциклопедистом, философом, мыслителем, так как впервые открывает многие грани окружающего мира, выстраивает собственную Картину мира, совершает «открытия», развивается как субъект деятельности и саморазвития. Как в теоретических, так и в экспериментальных исследованиях, посвященных влиянию семейной ситуации на формирование «Я–концепции», широко используются понятия идентификации и научения как процесса приобретения нового опыта. Вследствие зависимости ребенка от родителей и его любви к ним родители, по мнению многих психологов, имеют уникальную возможность оказывать избирательное подкрепляющее воздействие на весь процесс научения у ребенка, на его представления об идеале поведения, на самовоспитание (включающее, быть может, негативные чувства и ограничения положительной самооценки). Адекватность «Я–концепции» ребенка может отчасти зависеть от безусловного позитивного отношения к нему значимых других, в особенности родителей. Даже 2-летние дети имеют некоторые представления о себе. Речь 2-летнего ребенка полна утверждений обладания. В одном исследовании 2-летних детей, игравших попарно, большинство из них начинало игру с многочисленных притязаний. Прежде всего, они устанавливали границы своих владений: «мой ботинок, моя кукла, моя машинка». Автор этого исследования считает, что такое поведение свидетельствует не о детском эгоизме, а об успехах когнитивного развития: у детей возрастает понимание себя и другого ребенка как отдельных существ. Обзор других исследований, посвященных изучению «Я–концепции» детей и социальной игры, показал, что более социализированные дети обладают более развитой «Я–концепцией». Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста понимание себя тесно связано с пониманием социального окружения, социального мира.
Date: 2016-08-30; view: 1609; Нарушение авторских прав |