Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность вербальной самопрезентации как когнитивного компонента «я - концепции» в трудах отечественных и зарубежных психологов





«Я–концепция», согласно энциклопедической литературе–это устойчивая система представлений индивида о самом себе, образ собственного «Я», установка по отношению к самому себе, образ собственного «Я», установка по отношению к себе и другим людям, обобщенный образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости; предпосылка и следствие социального взаимодействия. В классической психологии принято различать реальное «Я», идеальное «Я», динамическое «Я», (то, каким индивид намерен стать). Понятие «Я−концепция» возникло в 50-х годах прошлого века в трудах психологов: К.А. Маслоу и К. Роджерса. Ученые рассматривали данное понятие как аутоустановку, то есть установку личности в отношении самого себя. Данная установка имеет осознаваемые и неосознаваемые аспекты. «Я–концепция» связана со стремлением личности относить себя к определенной социальной группе (половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой) и проявляется в различных способах ее самореализации [25, c.263].

Осознаваемое индивидом расхождение между реальным и идеальным «Я» может вызвать негативные эмоциональные особенности личности и внутриличностные конфликты. «Я–концепция» обеспечивает целостность и ситуативную устойчивость личности, ее самоутверждение и саморазвитие в русле принятой личностью стратегией жизни. Синонимом «Я–концепции» является «самосознание» личности. Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли она на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формирования, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми разнообразными. Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и.т.п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие менее. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания–это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт [24, c.442].

Вербальная самопрезентация–сообщение о себе окружающим в принятых в данном языке речевых конструкциях. Первым систематично изучать данный феномен стал американский социолог И. Гофман (интересующей нас проблеме посвящена, в частности, его книга «Представление себя другим в повседневной жизни»). Теоретический анализ И. Гофмана сделал самопрезентацию предметом социально-психологических исследований, задал несколько направлений разработки её проблематики. «Большое внимание И. Гофман уделил описанию различных приёмов, используемых субъектом для контроля за впечатлениями, которые он производит на аудиторию».

Все современные социально-психологические концепции самопрезентации можно условно разделить на мотивационные (анализируют процесс самопрезентации с точки зрения базовых мотивов, на реализацию которых она и направлена), личностные (в данном случае внимание уделяется личностным характеристикам субъекта, индивидуальным особенностям, связанным со склонностью управлять впечатлениями о самом себе) и ситуационные (изучают детерминанты, связанные с особенностью ситуации взаимодействия).

Рассмотрим соотношение понятий «Я–концепции» и самопрезентации. Ж. Тедеши и М. Риесс определяют самопрезентацию как «намеренное и осознаваемое поведение, направленное на создание определённого впечатления о себе у окружающих. Поэтому часто синонимами самопрезентации становятся «самоподача», «самопредъявление», «управление впечатлением».

Согласно теории когнитивного диссонанса, самопрезентация является одним из приёмов устранения диссонанса в случае противоречий личных представлений и установок, отдельных когнитивных элементов. Личность ищет приёмы, чтобы восстановить свою согласованность и поддерживать привычный «образ Я». Эти неосознаваемые способы позволяют личности поддерживать определённый уровень самоуважения и сохранять единство «образа Я».


Самопрезентация может быть рассмотрена как поведенческая составляющая «Я – концепции». Самопрезентация, в первую очередь, служит целям проверки и подтверждения когнитивной и оценочной структур. В зависимости от потребностей индивида целей самопрезентации может быть гораздо больше, как и соответствующих стратегий социального поведения.

Выделяют следующие цели и стратегии самопрезентации:

§ желание понравиться;

§ продвижение себя;

§ служение примером;

§ стремление вызвать сочувствие;

§ стремление запугать.

Самопрезентация, помимо этого, соотносится с сутью имиджа, помогающего человеку чувствовать себя уверенно. Самопрезентация позволяет воздействовать на людей с помощью эффектного облика. В.М. Шепель в книге «Имиджеология: Секреты личного обаяния» пишет: «Отсутствие внешних данных не перекрывает дорогу к личному имиджу. Только надо хотеть или уметь наилучшим образом самовыразить свои сильные личные качества. Более того, в каждом имеется дарование нравиться людям. чем больше прилагается усилий нравиться людям, тем ярче высвечиваются интеллектуальные, художественные, телесные и информационные характеристики личности».

Одной из форм самопрезентации является самоописание, когда индивид в процессе произвольной коммуникации или по заданию формулирует в речевой форме образ своего «Я» таким, как он видит себя сам, или таким, каким бы он хотел представить себя окружающим. Основными информативными параметрами вербальной самопрезентации служат языковые (лексические и семантические) единицы, а также порядок представления человеком отдельных компонентов самоописания. «Самопрезентация» происходит от американского слова «презентация» и русского «сам себя», хотя феномен выявили американцы (в США данное понятие звучит так: «own presentation»). «Самопрезентация» - вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций. Попросту говоря, это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах всего вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города. Существует две основных формы «самопрезентации»: «природная» и «искусственная». «Природная самопрезентация» свойственна всем людям без исключения, причем она приобретается человеком с рождения. Уже с младенчества человек имеет определенную, так сказать, «окраску» в глазах окружающих: «какой спокойный ребенок!», «какая темпераментная девочка», «у малыша видно семь пядей во лбу». Главная цель «искусственной самопрезентации» -завоевание лояльности к своей персоне со стороны референтно значимой для «презентуемого» группы людей.

Одним из значимых новообразований дошкольного возраста является формирование представлений ребенка о себе как физическом и социальном субъекте и способность к их знаково-символическому опосредованию, которая, по мнению Л.С. Выготского, служит основой взаимодействия с социальным окружением, как в пределах семьи, так и при более широких контактах. Ребенок стремится продемонстрировать свои индивидуальные особенности, включая в их спектр не только телесные и психические параметры, но и обладание предметами (игрушками, одеждой), способность к выполнению определенных действий. В дошкольном возрасте процесс представления себя окружающим не имеет четко выстроенной стратегии и тактики, он в большей мере обусловлен уровнем речевого, психического и социального развития ребенка и направлен преимущественного на установление контактов с окружающими. Демонстрируя себя окружающим в ходе спонтанных и направленных контактов, ребенок отражает в вербальной и невербальной формах основные компоненты представлений о том, какой он есть или каким хочет быть. Независимо от источника информации, которая является основой формирования представлений ребенка о самом себе, основным способом ее передачи служат вербальная и невербальная коммуникации. Ряд исследований позволил выявить, что становление «Я - концепции» ребенка взаимосвязано и взаимообусловлено началом активного усвоения языка, резким ростом лексического запаса и широким использованием речи во всех областях деятельности. Через речевое опосредование предметом осознания ребенка становятся физические, психические и социальные компоненты, происходит их (когнитивная и эмоциональная) оценка. Сообщая о себе в принятых в данном языке речевых, ребенок одновременно структурно оформляет представление о себе сознательно или бессознательно самопрезентует личность для окружающих [5, C.8-20].


Бернс Р., Маслоу А., Роджерс К., Скиннер Б.Ф., Фрейд З., в зарубежной психологии, Божович Л.И., Выготский Л.С., Кон И.С., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Петровский А.В., Реан А.А. в отечественной психологии посвятили свои исследования теме развития личности и формирования «Я–концепции». Так,опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, выведенные Выготским Л.С., Божович Л.И. показала как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Леонтьев А.Н. представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности.

Исследователями Н.П. Колесниковой, М.В. Крулехт, Т.А. Репиной и многими другими выделяются предпосылки к самовоспитанию у детей старшего дошкольного возраста. По мнению В.И. Слободчикова, зарождение и проявление парциальной субъективности, которая характерна для дошкольников, обнаруживается в саморегуляции некоторых форм психической активности, самостоятельном осуществлении некоторых видов деятельности, реализации различных способов обращения с социальной действительностью и другими людьми, в элементарном самоконтроле и самооценке. Особенно элементы самовоспитания у старших дошкольников закладываются в условиях ведущей деятельности.

Современными исследованиями доказывается, что сознательное «Я» вырастает в социальном процессе (Г.А. Андреева, Н.Ф. Голованова, О.В. Хухлаева, Т. Шибутатти и др) [6, c.296]. Маленький ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с социумом. То, как сообщают взрослые первую информацию ребенку о нем, как оценивается его достижения, как осуществляется педагогическая и психологическая поддержка, во многом определяет, что может лечь в основу формирования «Я» ребенка. Дети дошкольного возраста, пока у них мал собственный опыт, «примеривают» и присваивают себе все позитивные и негативные характеристики, неслучайно они ссылаются на высказывания и мнения взрослых.


К. Блага и М. Шебек отмечают, что между третьим и четвертым и шестым годами развиваются и укрепляются все создавшиеся оси структурного «Я». Они же констатируют, что в дошкольном возрасте глобальное «Я» более сцеплено, чем в раннем возрасте. Ось идеала «Я» у детей дошкольного возраста часто включает идентификационные модели родителей, бабушек, дедушек, старших детей, сверстников. Важно и то, что дошкольник начинает постепенно создавать о себе критическое представление. Это вызвано тем, что «структурное−Я» обогащается еще одной осью–осью совести, т.е. появляются «идущие изнутри» правила поведения.

Осваивая социальные понятия, маленькие дети часто задают вопрос: «Почему так делают?» Распространенный ответ основан на атрибуции свойств. Становясь старше, дети все более склонны судить о себе и других людях исходя из устойчивых психологических свойств.

До наступления среднего детства ясного когнитивного понимания дружбы не происходит; понятия доверительных отношений и взаимности еще слишком сложны для дошкольников. Тем не менее, с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 4 - и 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе и внимании отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются некоторых правил, подразумеваемых дружескими отношениями.

Исследователи лишь недавно обратили внимание на детские социальные конфликты, или споры. Если судить по словесной аргументации, то в спорах со сверстниками, братьями, сестрами и родителями дети демонстрируют поразительно высокий уровень социального понимания и способность выстраивать доказательства, исходя из социальных норм и понятий. Даже 3-летние дети могут обосновывать свое поведение, исходя из социальных норм «Сейчас моя очередь!» или доказывать неправоту других, указывая на последствия их действий «Стой, так ты можешь ее сломать!». Фактически, наблюдения за детскими словесными перепалками в дошкольные годы обнаруживают неуклонное развитие понимания детьми социальных норм, их способности учитывать позицию другой стороны и аргументировать свою собственную [20, c.196].

Среди наиболее значимых социальных понятий и норм, усваиваемых дошкольниками, оказываются понятия и нормы, связанные с соответствующим полу поведением. Дети осваивают некоторые аспекты половых ролей, подражая поведению значимых для них людей и получая от них подкрепления за соответствующее полу поведение. Развивающееся у детей понимание связанных с полом представлений гендерных схем способствует определению того, какие установки и модели поведения будут ими усваиваться [19, с.384].

«Я–концепцию» часто определяют как совокупность установок, направленных на себя. Важнейшей её функцией является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости её поведения. «Я−концепция» имеет огромное влияние на собственно становление, развитие личности, деятельности и поведения индивидуума.

Большинство психологов утверждают, что первые пять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и «Я–концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

В детстве «Я–концепция» является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной и легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование «Я–концепции», и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Влияние родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирования его «Я–концепции» [23, c.304].

 







Date: 2016-08-30; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию