Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика «Я–концепции» в психологии





«Я−концепция»–это социально-психологическая схема личности. Теория «Я−концепции» опирается на положения феномено­логического подхода, гуманистической психологии, символического интеракционизма, психоанализа. «Я−концепция»–это «сложный составной образ, или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально−оценочными компонентами этих представлений. «Я–концепция» личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействий со своим психологическим окружением и реализует мотивационно−регуляторную функцию в поведении личности».

Данный термин впервые появился в книге американского психолога У. Джемса «Принципы психологии». Это время, когда развивалось учение о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. У. Джемс ввёл данный термин и занимался разработкой «Я–концепции». Так, по Джемсу, личность представляет собой глобальное «Я» и состоит из эмпирического объекта и субъективного оценивающего этот объект сознания. В том числе Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя: Самооценка = Успехи/Притязания.

Структура «Я–концепции». «Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:

· духовное «Я»;

· материальное «Я»;

· социальное «Я»;

· телесное «Я».

Данные аспекты «Я» в совокупности с представлениями человека о себе как о личности составляют его уникальный образ.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут быть его тело, таланты, способности, социальные отношения и прочее. На основе самовосприятия индивид выстраивает взаимоотношения с самим собой и другими людьми.

«Я–концепция» имеет следующие составляющие:

§ Когнитивная–это представления индивида о самом себе, характеристики себя, набор убеждений о самом себе. Иерархия убеждений меняется со временем и/или в зависимости от контекста. Значимость характеристик в конкретный момент обусловливают убеждения индивида и его ожидания относительно себя. В сознании индивида когнитивная составляющая представлена в виде социальных ролей и статусов.

§ Оценочная−данная составляющая основывается на том, как индивид оценивает и относится к описанным выше характеристикам. В формировании данной оценки участвует соотнесение представлений о себе с идеальным «Я» и с социальными ожиданиями, а также оценка эффективности своей деятельности с позиции своей идентичности.

§ Поведенческая–данная составляющая включает в себя то, как человек в действительности поступает, и зависит от степени осознанности поведения и его эффективности, что позволяет охарактеризовать её как «объективную» «Я−концепцию».

Все эти компоненты формируются и развиваются в общении и деятельности. В рамках психологии личности особое значение имеет самосознание как высший уровень развития сознания. Символично, что фундаментальный курс «Общая психология» начинается и завершается понятием «сознание», охватывая все стадии его развития в онтогенезе человека [7, c.173].

Современные представления о «Я–концепции» в психологической науке. Понятие «Я−концепция» нашло своё развитие в феноменологической, гуманистической психологии [А. Маслоу, К. Роджерс] [24, c.293], которая была устремлена к рассмотрению целостного человеческого «Я» как фундаментального фактора поведения и развития личности. «Я–концепция» стала связующим принципом в гуманистической психологии, интерпретирующим поведение личности на языке феноменологических категорий. «Я–концепция в гуманистической психологии также понимается как субъективно воспринимаемая и осознаваемая реальность индивида. Можно выделить следующие положения теории «Я–концепции» в рамках феноменологического подхода:

1. Поведение имеет феноменологическую природу и является продуктом восприятия индивида: психологическая реальность индивида–продукт его субъективного восприятия в конкретный момент.

2. «Я–концепция» является центральной точкой феноменального поля индивида, вокруг которой организуются все образы восприятия.

3. «Я–концепция» дуалистична: это и продукт восприятия, и совокупность представлений и ценностей, привнесенных из социокультурной среды.

4. «Я–концепции» регулирует поведение.

5. «Я–концепция» обладает прогностической ценностью, так как относительно согласована во времени и ситуативных контекстах.

6. Формирование «Я–концепции» протекает параллельно с развитием потребности в положительном отношении других людей. Через принятие положительной оценки других возникает потребность в положительной самооценке.

7. Для снятия расхождений между данными текущего жизненного опыта и «Я–концепцией» используются различные защитные стратегии.

8. Потребность в самоактуализации, в поддержании и повышении ценности своей «Я–концепции»–это одно из главных мотивационных побуждений личности.

В результате развития теории «Я–концепции» появилось представление о ней как о совокупности или структуре установок индивида на самого себя, что отражает структурно-динамический характер «Я–концепции» [9, c.349].

Из отечественных психологов проблемой «Я–концепции» занимались такие представители ученого мира как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Иващенко, И.С. Кон, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.

В отечественной психологии в структуре «Я–концепции» выделяют следующие компоненты:

- когнитивный, содержащий образ своей внешности, способностей, личностных качеств, своего статуса в коллективе и др.;

- эмоциональный, отражающий отношение к себе;

- оценочно-волевой, выражающий стремление индивида повысить свою значимость, социальную роль, авторитет и т.п.

«Я–концепцию» можно определить как совокупность всех представлений индивида о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т. п. Разрешение проблемы «Я–концепции» прежде всего сводится к выявлению ее отличий и взаимосвязей с понятием «Я», «личность», «сознание». Анализ исследований, проведенных А.В.Иващенко и В.С.Агаповым, показал, что в отечественной психологии выделяют экзистенциональный, субъект–объектный, смыслодинамитеский и этический аспекты изучения категории «Я». В отечественной психологии изучается в большей степени экзистенциональное «Я», содержание которого раскрывается как: 1) ощущение себя субъектом деятельности, источником активности или пассивным объектом воздействия; 2) способ переживания человеком своей личности; 3) переживание себя субъектом собственной жизни; 4) объект внешних воздействий; 5) субъектно−деятельностное проявление, которому соответствует саморегуляция и самоконтроль.

По мнению С.Л. Рубинштейна, существование человека предполагает его деятельностное, познавательное и созерцательное отношение к миру. По мнению А.В. Брушлинского, «Я» выражает субъективную сторону личности, творческую природу субъекта с одной стороны, с другой «Я» становится объектом полицентрической реальности: объектом самопознания на различных уровнях: в системах «Я и другой», «Я и Я»; то есть соотнесения себя с другими и себя самим собой. Как особое образование «Я−концепция» - это, во-первых, структура, обладающая механизмами «встроенными» в личностную систему, во-вторых, свой способ функционирования, адекватный, имманентный личности. В структуре личности «Я−концепция» осуществляет интеграцию индивидуальных и субъектно−деятельностных характеристик. Если личность обретает качество субъекта жизненного пути, то ее концепция Я приобретает характер мировоззрения, мировоззренческих чувств. Она включает высокий уровень абстракции, философское отношение к жизни, понимание позиции других людей. Уровень субъектности придает более высокий категорально-ценностный духовный статус самой «Я–концепции» [С.Л.Рубинштейн].

«Я–концепция» выполняет следующие функции:

1. Содействие согласованности внутреннего мира личности. Перед личностью стоит задача не только достичь гармонии с окружающим миром, но и добиться самосогласования. «Я–концепция» обеспечивает относительную стабильность внутреннего мира человека (переживаний, идеалов, жизненных планов, намерений) и поведения, несмотря на постоянные изменения и проблемы в окружающем мире.

2. Определение характера интерпретации опыта «Я–концепция» является своеобразной «призмой», сквозь которую преломляется вся информация, происходит ее «сортировка» на важнейшую, менее значимое и вовсе в безразличную для конкретной личности. «Я–концепция» действует как внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, обеспечивает ее переосмысление согласно представлениям человека.

3. Источники ожиданий. У человека возникают определенные ожидания и представления о том, что может или должно произойти во время развития конкретной ситуации. Например, уверенные в собственной значимости люди ожидают, что другие будут воспринимать их так же. Те кто сомневается в своей ценности, заранее уверены в негативном отношении к себе со стороны других, и поэтому они начинают избегать любых социальных контактов. Основой зависимости между ожидан6иями и поведением, по мнению английского психолога Роберта Бернса, является механизм самореализующего пророчества механизм развития событий своей жизни, реализации планов. На этапе ранней взрослости самопророчество формируется на основе собственного опыта, приобретенных знаний, созданных под влиянием оценок, значимых других установок восприятия. Личность вначале самоактуализации часто использует пророчества значимых других для определения направления своего развития, выбора целей и средств их достижения. Иногда эти пророчества интериоризуются в самопророчества.

4. Самоопределение личности по стратегии жизни и поведения. «Я–концепция» позволяет личности локализовать себя в физическом и психологическом времени. Она является основой определения главной цели жизни, выбору стратегии жизнедеятельности, личностной установки по определенному поведению (например, творить добро, любить или творить зло, ненавидеть их)

5. Обеспечение саморегулирования. «Я–концепция» является основным фактором саморегулирования жизнедеятельности, становления личности, ее развития и саморазвития. Она обеспечивает осознание собственных наклонностей, выбор деятельности, формирование индивидуального стиля жизни, приближение к своей сути личностного идеала. Любые поступки человека во многом обусловлены его «Я–концепцией».

Итак, «Я–концепция» позволяет утвердить самопознании личности, чувство определенности в социальном и материальном мире, сфере морали и духовности, идентифицироваться с конкретным окружением, достигнуть приемлемого самоотождествления. Она определяет, как человек будет действовать в конкретной ситуации, как интерпретировать свои действия и поступки других, чего ожидать от близкого и отдаленного человека [12, c.163].

 

Date: 2016-08-30; view: 531; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию