Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние оптико-пространственных представлений





Описанные выше особенности можно наблюдать при выполнении задания на опознавание «химер». Дети называют одну составляющую часть изображе­ния, чаще правую или нижнюю, обнаруживая тенден­цию к сужению объема восприятия и левостороннему игнорированию. Например, изображение «гусеница — бусы» опознается как «бусы»; «веник — букет» — как «букет».

Несравненно более грубые нарушения выявляются в оптико-конструктивной деятельности. В норме все компоненты пространственных представлений дости­гают взрослых нормативных показателей к девяти го­дам, и у шестилетних детей имеются все предпосылки к нормальной оптико-конструктивной деятельности. Однако у старших дошкольников со стертой формой дизартрии при копировании фигуры Тейлора (Альбом*, с. 16) отмечается пофрагментарная и хаотичная страте­гия деятельности. Рисунок воспроизводится либо без

*См.: Альбом для диагностики стертой формы дизартрии.



ясной последовательности действий, либо по элемен­там — фрагментам. У детей отмечаются метрические ошибки: изменение пропорций, растяжение или со­кращение фигуры; структурно-топологические ошиб­ки: разрушение целостного образа фигуры, смещение фрагментов относительно друг друга, несовпадение линий и точек пересечения. Для всех дошкольников с данным дефектом характерно обилие координатных ошибок. Они проявляются в воспроизведении рисунка справа налево, неправильном расположении фигуры и/или ее фрагментов в пространстве, реверсе (поворо­те) целой фигуры и/или ее фрагментов на 90, реже на 180 градусов. У значительной части детей отмечается тенденция к левостороннему игнорированию, которая проявляется в «пренебрежении» левой половиной ли­ста при копировании рисунка, воспроизведении толь­ко правой части фигуры (рис. 1).

Состояние слухоречевой и зрительной памяти

У старших дошкольников со стертой формой ди­зартрии объем и прочность запоминания относительно сохранны. В большинстве случаев для воспроизведе­ния необходимого количества слов требуется не более трех предъявлений стимулов (слов или фигур). При относительной сохранности отсроченного воспроизве­дения отмечается дефицитарность непосредственного воспроизведения. Грубо нарушены процессы избира­тельности: не удерживается эталонный порядок слов, фигур, большой объем литеральных и вербальных па­рафазии и параграфий.

При выполнении пробы «2 группы по 3 слова» обна­руживается большое количество замен слов близкими по звучанию («игла» — «игра», «дом» — «том»), асе-мантичных замен («дом» — «дон», «пирог» — «пиро»). Отмечается замена слов близкими по смыслу словами («пирог» — «торт»). Характерно повышение смысло-образования запоминаемого материала, в основе кото­рого также лежат дефекты фонематического восприя­тия. Например, Денис Г., 6 лет, запоминает группу слов «ночь, игла, пирог» как «ночь клала перо», а Ксения Ч., 5,5 лет, группу слов «дом, лес, кот» как «в дом влез кот».

Отмечаются координатные нарушения в виде ревер­са фигур на 90, реже 180 градусов (рис. 2). При воспро­изведении фигур детьми используются смысловые зна­ковые опоры (тенденция к речевому опосредованию). Например, Милана Ф., 6 лет, при запоминании исполь­зовала следующие смысловые опоры: крест с мушкой, сосулька, карман, четверка, лифт, молния.

Характеристика младших школьников со стертой формой дизартрии

У младших школьников со стертой формой дизар­трии в анамнезе также отмечаются осложнения пре-натального, натального и постнатального периодов («цепочки вредностей»), легкая дисфункция раннего психомоторного и речевого развития.


Рис. 1. Образцы копирования фигуры Тейлора старшими

дошкольниками со стертой формой дизартрии:







Date: 2016-08-30; view: 439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию