Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Состояние лексико-грамматической стороны речи и связной речи
В активном словаре школьников со стертой формой дизартрии представлены все части речи, дети владеют обобщающими понятиями, словообразованием. В устной речи школьников по сравнению с дошкольниками резко уменьшается проявление аномии, использование вербальных штампов. Отмечается правильное употребление предложно-падежных конструкций, при этом в письменной речи детей встречаются многочисленные ошибки: слияние предлогов со словом, замены и др. Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций, последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы. Таким образом, устная речь детей со стертой формой дизартрии к школьному возрасту практически достигает уровня речи нормально развивающихся сверстников. Состояние оптико-пространственных представлений У младших школьников со стертой формой дизартрии обнаруживаются инверсия, сужение объема и фрагментарность зрительного восприятия, дефицитар-ность пространственных представлений, так же как и в дошкольном возрасте. Наиболее ярко это проявляется в письменной речи детей. В чтении и письме отмечаются зеркальность, перестановки, замены букв по оптическому сходству. При выявлении у ребенка оптико-пространственной недостаточности требуется создание специализированных сенсибилизированных условий. Так, например, помимо копирования фигуры Тейлора детям школьного возраста дополнительно предлагается копирование фигуры Рея—Остеррица (Альбом, с. 17) левой рукой (рис. 3). Состояние слухоречевой и зрительной памяти Так же как и у дошкольников, на первый план у школьников со стертой формой дизартрии выступают дефекты избирательности памяти при относительно сохранном ее объеме и прочности (рис. 4). На следах слухоречевой и зрительной памяти отчетливо проявляется недостаточность соответственно фонематического и пространственного звеньев (парафазии, параграфии, реверсы фигур). Например, Оля К., 7 лет, так воспроизводит предъявленные слова: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком: 1) «рыба, печать, рука, рыба»; 2) «рука, трава, печать, дым, пыль»; 3) «рыба, рука, нога, трава, печать, дым, ком»; 4) «рыба, трава, печать, дым, ком, рука». Состояние чтения и письма Чтение. К концу первого класса у школьников со стертой формой дизартрии скорость чтения колеблется от 7 до 14 слов в минуту. Дети читают преимущественно слогами, у некоторых школьников отмечается побук-венно-послоговое чтение и бухштабирование (побук-венное чтение). Понимание и пересказ прочитанного текста вызывает затруднение. Обращают на себя внимание следующие особенности: " Трудность в овладении слиянием букв в слоги. ■ Недифференцированность представлений о слоге ■ Неумение объединять слоги в слово. ■ «Застревание» на каком-либо звуке или слоге. ■ Добавление гласного звука после согласного в ■ Непонимание читаемого слова. • Длительное побуквенное угадывающее чтение. У первоклассников со стертой формой дизартрии при чтении отмечается большое количество специфических фонематических и оптико-пространственных ошибок. Это замены по акустико-артикуляционному и оптическому сходству, пропуски, перестановки, реверсы букв, слогов, слов, левостороннее игнорирование текста (строчки) и др. В отдельную группу выделяются ошибки, связанные с глазодвигательными нарушениями. Так, детям сложно удерживать глазами строчку (соскальзывание взгляда), сужен объем взора, что затрудняет переход к следующему слогу (слову). Во втором — четвертом классах в большинстве случаев школьники со стертой формой дизартрии владеют синтетическим чтением. Однако скорость чтения остается замедленной, чтение малоинтонировано, пересказ прочитанного текста вызывает трудности. Количество специфических ошибок уменьшается. Выделяются наиболее стойкие нарушения чтения: ■ Ошибки, обусловленные глазодвигательными нару " Ошибки, обусловленные недостаточностью оптико-пространственных представлений: перестановки, реверсы слогов, слов; замены по оптическому сходству: б — д, 3 — Е, ц — щ, ш — и, трудности осмысления прочитанного вследствие нарушения понимания падежно-предложных, логико-грамматических конструкций. ■ Ошибки, обусловленные недостаточностью фо Письмо. В первом классе у школьников со стертой формой дизартрии выявляются следующие нарушения: ■ Трудности в овладении буквами письменного ■ Неумение объединять слоги в слово. ■ Недифференцированность представлений о зву ■ Разнообразные нарушения почерка, обусловлен ■ Ошибки, связанные с несостоятельностью опти ■ Ошибки, связанные с несостоятельностью фо Во втором — четвертом классах дети со стертой формой дизартрии в основной массе овладевают навыками письма. Однако в письменной речи по-прежнему наблюдаются нарушения почерка и специфические ошибки, связанные с недостаточностью оптико-пространственных представлений и фонематического восприятия. На этих этапах обучения у детей со стертой формой дизартрии выявляются также орфографические ошибки, связанные с недостаточностью концентрации и переключения внимания, нарушениями избирательности памяти, самоконтроля. У детей, имеющих стертую форму дизартрии, соче-танную с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи, помимо вышеперечисленных особенностей письма, наблюдаются традиционные грамматические ошибки. При чтении такие дети также допускают большое количество грамматических ошибок, не могут осмыслить прочитанное, пересказать его. Пере- сказы изобилуют аграмматизмами, выявляется ограниченность словарного запаса. Недостаточность оптико-пространственных представлений отражается на усвоении математики. Дети не могут твердо усвоить числовой ряд, понятия «больше — меньше», «перед», «между», «после», испытывают существенные трудности в решении логических задач, задач с обратным условием. Во втором — четвертом классах дети обычно преодолевают вышеперечисленные трудности, хотя многим требуется специализированная помощь. Таким образом, в структуре симптомокомплекса стертая форма дизартрии выделяются доминирующие (первичные или обязательные) нарушения общей, тонкой и артикуляционной моторики, просодики, фонематического восприятия, зрительного гнозиса и пространственных представлений, памяти, а также выявляется тенденция к анемическим проявлениям. Вторичными (не обязательно входящими в структуру симптомокомплекса) являются нарушения звукопро-изношения, лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Отличительная особенность проявления стертой формы дизартрии в школьном возрасте — резкая элиминация (сглаживание внешний проявлений) дефекта. Углубленное обследование позволяет обнаружить те же доминирующие нарушения, что и в дошкольном возрасте. Однако, поскольку ведущая деятельность изменяется, наиболее ярко симптомокомплекс проявляется в учебной деятельности. Диагностика стертой формы дизартрии В предлагаемой методике обследования сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович и др.) для оценки состояния высших психических функций. Исследование состоит из трех разделов: анализ анамнестических данных, результатов неврологического обследования, объективных физиологических показателей (при наличии таковых); обследование состояния высших психических функций и процессов (включает 8 серий); обследование состояния чтения и письма у младших школьников. Изучение и анализ анамнестических данных Анамнестические сведения собирают со слов родителей и с использованием медицинской карты ребенка. Особое внимание обращают на вредности пренаталь-ного, натального и постнатального периодов, моторное и речевое развитие ребенка, особенно до года. Важно учитывать, каким образом ребенок включен в систему социальных взаимоотношений, которые оказывают влияние на его развитие в целом (см. Приложение 2). Следует внимательно изучить данные неврологического обследования и объективных исследований, если таковые ранее проводились. Если ранее ребенок не был обследован, желательно направить его к неврологу и на электроэнцефалограмму. Термин «стертая форма дизартрии» не является неврологическим, поэтому такой диагноз невропатолог (психоневролог) не может поставить. В первой главе мы указали примерный перечень диагнозов, обычно зафиксированных в медицинской карте. Обследование состояния высших психических функций и процессов Второй раздел включает восемь серий методик для исследования высших психических функций и процес-соз, нарушенных у детей со стертой формой дизартрии. После описания каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Система оценок строится с учетом того, что у каждой психической функции и функционального звена в онтогенезе есть своя программа развития и что в детском возрасте существуют периоды стабильности и уязвимости отдельных функций. Общим для всех методик является четырехбалльный характер оценки. Балльные оценки определяются на основе шкалы: 4 балла — высокий уровень, 3 балла — средний, 2 балла — ниже среднего, 1 балл — низкий уровень. Основанием для оценки служат нормативные данные по развитию речевых и неречевых функций, разработанные сотрудниками лаборатории нейропсихологии ИНХ им. акад. Н.Н.Бурденко (под руководством Л.И.Московичюте), Л.С.Выготским, Л.А.Венгером и др. 1. Состояние общей, тонкой, артикуляционной моторики, мимической мускулатуры Общая моторика Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показывается правильное выполнение. /. Статическая координация движений: а) поставить стопы на одну линию, руки свободно б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно в) встать на носочки, руки свободно опущены, за Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания. 4 балла — выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу. 3 балла — выполнены пробы «а», «б», ребенок в те 2 балла — выполнена проба «а», ребенок в течение 1 балл — невозможность удержания статической 2. Динамическая координация движений: а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы б) прыгать на правой и левой ноге поочередно (5 м), в) ползать (5 м). Движения производятся по схеме: Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине-зий (непроизвольных согласованных движений). 4 балла — правильно выполнены все пробы, движе 3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», на 2 балла — движения выполняются в замедленном 1 балл — невозможность выполнения тестов. Тонкая моторика 1. Кинестетический праксис: а) по зрительному образцу. Движения выполняются соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); указательный и средний пальцы выдвинуть вперед — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена); соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх); указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижаты к ладони); б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же, Оценка. При оценке пробы учитывается темп, правильность, четкость выполнения движений. 4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения выполняются быстро, правильно,четко. 3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне 2 балла — выполнена проба «а», заданная поза 1 балл — невозможность правильного повторения 2. Динамический праксис. Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по столу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно: рука согнута в кулак; рука ударяет об стол ребром ладони; рука ударяет об стол ладонью. Поочередно проба проводится правой и левой рукой. По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость и правильность выполнения движений. 4 балла — темп быстрый, движения правильные, 3 балла — темп движения при введении сенсибили 2 балла — темп резко замедлен, при введении сен- сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью). 1 балл — невозможность правильного повторения 3. Реципрокная координация движений. Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, выпрямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отрываться от стола. Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выполнения задания — 1 минута. Оценка. При оценке пробы учитывается темп, четкость, плавность, согласованность движений. 4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размеренная, положение рук в пространстве неизменно. 3 балла — в сенсибилизированных условиях отмечается снижение темпа, движений. Амплитуда размашистая, положение рук в пространстве неизменно. 2 балла — движения замедленны, нарушена четкость 1 балл — невозможность выполнения пробы. Date: 2016-08-30; view: 346; Нарушение авторских прав |