Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные институты 3 page
Функция материального обеспечения семьи перестала быть только мужской, зачастую жена зарабатывает больше мужа и берет на себя заботу о материальном благополучии своем и детей. Это касается не только сферы финансовой, зарабатывания денег. Разумеется, нельзя полагать, что эти функционально-ролевые изменения происходят автоматически и безболезненно. Изменение статусно-ролевых диспозиций приводит к тому, что мужчина постепенно утрачивает реальную власть в семье, что зачастую воспринимается им болезненно, формирует скрытый комплекс неполноценности, провоцирует различные формы девиации (пьянство, агрессия) приводит к конфликтным ситуациям в семье. К факторам институциональной трансформации можно отнести существенное изменение в иерархии социальных функций семьи. Традиционно главными функциями считались репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая – т.е. семья интегрировалась прежде всего «внешними» факторами и репрезентировалась прежде всего как «ячейка общества». Тенденция развития современной семьи такова, что она превращается из ячейки общества в «товарищество», содружество и на первый план выходят функции эмоциональная, духовная, то, что связано с взаимной психологической поддержкой и эмпатией. Соответственно, меняется система взаимных ожиданий и требований, предъявляемых супругами друг другу, причем планка этих требований повышается. Большая свобода отношений предполагает более развернутую систему ожиданий. Неудовлетворенность этих ожиданий, в частности, во многом влияет на динамику разводов. Наконец, существенное влияние на изменение семейных отношений оказывает изменение половой морали. Сексуальная революция привела к тому, что на смену репрессивной модели половой морали пришла пермиссивная (основанная на вседозволенности) модель. Лекция 25
3.4. Образование как социальный институт
Понятие образования. Эволюция образовательных систем. Понятие образования обычно рассматривается в нескольких аспектах: гносеологическом (когнитивном), структурно-организационном и коммуникативном. В гносеологическом аспекте образование рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях.» Следовательно, функционирование образования предполагает отбор из широкого массива информации тех знаний, которые считаются в данное время социально необходимыми, их систематизацию в соответствии с определенными стандартами и целями, выработку технологий закрепления этих знаний в определенной форме, разработку соответствующих конвенциональных символических систем (языка), делающих знание универсальным, позволяющих понимать и транслировать его. В структурно-организационном аспекте образование – совокупность устойчивых форм организации, регулирования и контроля процесса трансляции, восприятия и усвоения социально значимой информации. Любая образовательная система, независимо от исторического контекста ее существования и уровня образования предполагает существование следующих необходимых элементов: – образовательных программ (четко сформулированных или неявно предполагаемых), соответствующих определенным целям, различных учебных пособий, стандартов оценки знаний учащихся и качества образования; – системы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и действующих в рамках этой системы или вне ее специалистов в области образования; – структур, осуществляющих контроль над процессом обучения, его содержательным наполнением, качеством образования, его идеологической направленностью и практической значимостью. Иллюстрацией этому может служить ст.8 Закона РФ «Об образовании»: «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: – преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; – сети реализующих их образовательных учреждений, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; – органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций». В коммуникативном аспекте образование может рассматриваться как упорядоченная модель отношений между учащимися и «учителями», и их взаимодействия с различными социальными общностями и институтами. Такая коммуникация предполагает прямое направленное воздействие на поведение индивидов в соответствии с установленными обществом целями и ценностями, то есть их воспитание. Так, в законе РФ «Об образовании», образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…». Известный социолог Карл Мангейм обращал внимание на то, что образование есть средство формирования личности именно для данного общества и одновременно – средство социального контроля над поведением личности. Поскольку, продолжал он, образование осуществляется в групповом порядке, индивид осваивает основные правила социально-ролевого поведения, коммуникации с другими членами группы. Наконец, цели образования, его содержательные и организационные особенности обусловлены конкретно-историческими условиями и спецификой социального строя, в которых оно формируется. Образование как научение чему-либо, как трансляция знаний, умений, навыков, норм и ценностей от поколения к поколению насчитывает такую же длительную историю, как и история человечества. Но на протяжении многих тысячелетий эти процессы осуществлялись в рамках другого, наиболее древнего социального института – семьи. Институциализация образования начинается со времени появления первых цивилизаций, возникновения государства, общественного разделения труда, собственности, системы права. Реализация государственного управления, правового регулирования отношений, развитие экономики требовали достаточно большого числа подготовленных специалистов-профессионалов. Поэтому уже в первых известных нам государственных системах (Междуречье, Древний Египет) мы можем увидеть начало возникновения институтов образования. Разумеется, эти образовательные системы очень отдаленно похожи на современные. Образование было закрытой системой, носило сакральный, эзотерический (тайный, понятный лишь избранным и предназначенный для посвященных) характер. Образовательные функции осуществляли, как правило, священнослужители, жрецы. Содержание образования определялось как нуждами практики (определение времени разливов Нила, измерение площадей, учет урожая), так и, в первую очередь, идеологическими и сакральными представлениями (жизнеописания фараонов, астрономические вычисления для определения времени религиозных празднеств). Обучение осуществлялось в основном при храмах. Впервые светское и массовое (относительно) образование возникло в Древней Греции, эта традиция была продолжена в Риме. Развитие образования в этих цивилизациях было обусловлено особенностями общественного устройства – каждый свободный гражданин должен был принимать участие в управлении государством. Были организованы светские школы, находящиеся под патронажем государства, через обучение в которых должен был пройти каждый мальчик, юноша. Содержание образования было направлено не только на обеспечение технологических и сакральных практик, но и на развитие личности, формирование в ней социально необходимых качеств, физических и духовных. Именно в этих условиях образование органично соединяется с воспитанием (гражданина, воина). Естественно, что это относилось только к свободным гражданам. В эпоху христианской цивилизации, особенно на ранних стадиях ее развития, образование вновь приобретает ярко выраженный сакрализованный характер. Так в условиях европейского средневековья священники и монахи были зачастую единственными носителями грамотности. Образование рассматривалось как функция церкви и обучение осуществлялось при монастырях. Но в то же время в этот период появляются и закрепляются некоторые организационные модели образования, прежде всего высшего, существующие до сих пор – университеты с их традиционной структурой. История современного образования начинается в эпоху Нового времени. Решающую роль в его становлении сыграли следующие процессы. 1. Промышленная революция, происходившая в европейских странах в 17-19 вв. В доиндустриальный период, в условиях примитивной технологии и низкой квалификации рабочей силы, не было потребности в большом количестве образованных людей. Но усложнение технологии, развитие машинного производства потребовали расширения системы образования до массовых масштабов, подготовки квалифицированных кадров, могущих выполнять более сложные функции: инженеров, техников, экономистов. Развитие промышленности и рыночной конкуренции стало мощным стимулом развития системы образования, его стандартизации и универсализации. 2. Антифеодальные демократические революции, происходившие под лозунгами свободы и равенства. Равные права всех людей предполагают равные возможности их реализации, а это равенство может быть гарантировано массовым образованием. Образование начинает восприниматься как один из важнейших каналов восходящей вертикальной мобильности. Все шире начинает распространяться всеобщее и бесплатное начальное образование, затем принцип всеобщности распространяется и на среднее образование. Образование постепенно становится предметом особой заботы общества и государства, и превращается в один из самых значимых социальных институтов. 3. Как отмечает Н. Смелзер, фактором, способствующим расширению системы образования, стало развитие самого института образования. Процессы институциализации ведут к тому, что в сферу действия института вовлекается все большее число людей, которые объединяются общими институциональными интересами и целями, и начинают осуществлять активные действия по реализации этих целей. Таким образом, формируется своеобразное «лобби», оказывающее влияние на правительства, общество, общественное мнение. В настоящее время институциональная система образования является весьма сложной и дифференцированной. Как правило, выделяются такие уровни образования, как начальное, среднее, высшее (университетское), постуниверситетское (аспирантура). Существуют также и национальные модели образования: американская, европейская, российская и др., но в настоящее время различия между ними постепенно сглаживаются.
Функции образования. Образование как фактор социальной стратификации. Основной функцией любого социального института является удовлетворение значимых социальных потребностей. Но осуществление этой функции предполагает функциональную дифференциацию, выделение отдельных частных функций, работающих на реализацию общей цели. Применительно к институту образования можно говорить о следующих функциях. 1. Еще Эмиль Дюркгейм (1858-1917) отмечал, что главная функция образования заключается в трансляции культурных ценностей от поколения к поколению и в закреплении этих ценностей. Молодые люди воспитываются, социализируются в соответствии с этими ценностями. Но поскольку в разных типах общества, как и в любом обществе существуют различные субкультуры с различными ценностными ориентациями и нормативными предписаниями, содержание образования, его приоритеты будут весьма различными. Так, упоминавшаяся выше промышленная революция привела к выходу на первый план технического, инженерного образования. 2. По мере развития общества, экономики, политической жизни, научных исследований все большее значение приобретает функция подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства, государственного управления, культуры и др. В развитии образования до настоящего времени все более отчетливо проявлялась тенденция к профессионализации, специализации. 3. Любая система образования и воспитания предполагает формирование конформности и толерантности по отношению к устоям общества, господствующей системе ценностей, нормам и правилам. Следовательно, одной из значимых функций образования является закрепление и воспроизводство системы общественных отношений. Знание, особенно гуманитарное, часто выполняет функцию обоснования рациональности, целесообразности, справедливости этих отношений и образование выступает важнейшим каналом трансляции и закрепления такого знания. 4. Каждая институциональная система имеет свои правила, нормы, кодексы поведения. В полной мере это касается и института образования. Обеспечение стабильности системы осуществляется через функцию социального контроля. Среднее образование в России, как и в большинстве стран мира, является обязательным, и эта обязательность касается не только посещения школьных занятий. Учащиеся обучаются по планам и программам, выстроенным в соответствии с едиными стандартами, успешность усвоения материала проверяется с помощью регулярных контрольных процедур, кроме того, пребывая в школе, они находятся под постоянным присмотром педагогов, регламентирующих их поведение. В какой-то степени это распространяется и на высшее образование. Но наряду с явными, прямыми контролирующими функциями, образование предполагает существование непрямого, косвенного контроля. Так, сопоставление своих успехов в учебе с успехами других может стимулировать индивида к более интенсивной, напряженной учебе. Но в данном случае это связано со стремлением не к знанию как ценности, а к повышению собственного престижа и статусных позиций в группе. 5. Коммуникативная функция образования связана, во-первых, с выстраиванием и закреплением определенных моделей взаимодействия в рамках внутриинституциональных связей, отношений между различными субъектами и группами, вовлеченными в образовательные процессы (преподаватели, учащиеся, администрация). Во-вторых, эта функция предполагает распространение информации, выработанной в данном институте, во внешней социальной среде. Институт образования, так же как наука и средства массовой информации, специально предназначен для реализации этой задачи. 6. Функция социального отбора и фильтрации. Реализация тех или иных социальных, профессиональных функций предполагает наличие у человека соответствующих способностей, знаний, умений, навыков. Система образования и обеспечивает отбор и распределение индивидов по тем или иным профессиональным позициям в соответствии с их способностями, направленностью интересов, квалификационными характеристиками. Разумеется, такой отбор не всегда эффективен, зачастую человек, получивший соответствующее профессиональное образование, работает совсем в другой сфере, но в целом такая система оправдывает себя и селекция, осуществляемая образованием, является необходимым условием деятельности других социальных институтов. Кроме того, образовательный ценз выступает в качестве своеобразного социального фильтра, открывающего доступ к каким-либо достаточно высоким профессиональным и статусным позициям для людей, имеющих необходимое образование, и закрывающего его для других, не имеющих такого образования. Скажем, для того, чтобы работать врачом, необходимо пройти курс обучения в медицинском вузе, и иметь диплом, подтверждающий профессиональную квалификацию. Но образование выполняет не только селективные функции. Оно является, особенно в условиях современного общества, одним из значимых факторов социальной стратификации. Образование, его уровень (начальное, среднее, высшее), характер (техническое, экономическое, юридическое), место получения (элитный столичный вуз или малоизвестный провинциальный университет) является маркером социального положения индивида, статусной принадлежности, места, занимаемого в социальной иерархии. Иными словами, образование – один из ранговых показателей социального неравенства. Поэтому образование, наряду с практическим, имеет и символическое значение. С одной стороны, человек, получая образование, стремится овладеть определенными знаниями и навыками, которые он сможет применить в последующей профессиональной практике. Но с другой – диплом является символом социального статуса, престижа и его получение позволяет ему идентифицировать себя с привилегированными статусными группами. Поэтому развитие тех или иных образовательных специальностей вызвано не только потребностями общества в квалифицированных профессионалах, но и не в последнюю очередь стремлением символически обозначить себя как носителя высокого статуса. Образование удовлетворяет потребность людей в повышении собственного престижа. Следовательно, образование в современном обществе является одним из важнейших каналов восходящей вертикальной мобильности. «Открытость» или «закрытость» этого канала для большей, или, во всяком случае, значительной части населения является одним из важнейших показателей уровня социальной дифференциации и социального неравенства. Так, в условиях современной России многие представители ряда социальных групп практически лишены возможности доступа к получению высшего образования, особенно в элитных вузах, на престижных факультетах. Лекция 26 3.5. Религия как социальный институт
Понятие религии. Структурные характеристики религии. Сложность определения религии обусловлена сложностью самого объекта, его многоплановостью. В социологии можно выделить два основных подхода, различным образом трактующих сущность этого явления. Первый из них представлен идеями Э. Дюркгейма, определявшего религию с точки зрения ее социальных функций. По его мнению, религия – это система соотносимых с областью сакрального убеждений и ритуалов, объединяющих людей в социальные группы (под которыми понимаются религиозные общины, секты, церкви). По-другому определяет религию М. Вебер, делающий акцент на экзистенциальную, смыслозадающую функцию религии. Религия – это реакция людей на экзистенциальные проблемы бытия: старость, болезнь, смерть. Религиозное сознание структурирует мир, делая его более понятным и эмоционально близким. Эти подходы не противоречат друг другу, скорее, они могут рассматриваться как взаимодополняющие. Религия как подсистема духовной жизни общества может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, религия включает в себя эмоционально-чувственную компоненту, связанную с определенными переживаниями, настроениями, чувствами, связывающими человека с миром сверхъестественного, божественного. В основе их лежат состояния веры, надежды, любви, страха, упования, связанные с отношением к высшему существу, Богу (или богам). Во-вторых, религия – это определенная когнитивная система (система знаний), объясняющая мироустройство. В основе лежит представление о разделении реальности на сакральную (священную) и земную, чувственную. В отличие от такой когнитивной системы, как научное знание, предполагающей соблюдение логических принципов и определенную процедуру доказательств, религия основана на вере – основанном на божественном откровении иррациональном принятии религиозных постулатов. В-третьих, религия включает в себя поведенческий аспект, предполагающий совершение определенных действий, ритуалов, призванных установить мистическую связь между сакральным и земным мирами и обеспечить организованное взаимодействие между адептами данной религии. Рассмотрение религии как институциональной системы предполагает выделение ряда структурных элементов, образующих эту систему. К важнейшим из них относится вера в существование мира сверхъестественного, священного, мира, не подчиняющегося земным законам. Иногда этот мир проявляет себя в мире земном в виде чуда – явления или события, не поддающегося рациональному объяснению (например, воскрешение Иисусом Лазаря). Своеобразной квинтэссенцией этого мира выступает идея Бога – высшего существа, повелевающего всем сущим. Нужно отметить, что для некоторых религий характерен политеизм – многобожие. Характерной чертой большинства религий является идея креационизма – сотворенности этого мира высшими силами. Любая религия предполагает упорядоченную систему верований, объясняющих природу человека, Бога, окружающего мир а. Эта система воплощается в символах веры - религиозных постулатах, составляющих основу мировосприятия. Как правило, данные постулаты представлены в канонических священных текстах (Библия, Коран). Религиозное поведение представлено определенными обрядами и ритуалами. По определению Н. Смелзера, «ритуалы – образцы поведения по отношению к священным и сверхъестественным силам. …Сами ритуалы не заключают в себе религиозного смысла. Однако они приобретают религиозное значение, когда люди используют их в определенных ситуациях для выражения своей связи со священными силами». Так, например, обряд причастия в христианстве, связанный с вкушением хлеба и вина, символизирует связь верующего с Христом – «причащение тела и крови Христовой». Принятие тех или иных религиозных убеждений предполагает и то, что верующий обязуется соблюдать некоторые моральные нормы и правила поведения в различных жизненных ситуациях. Эти нормы закреплены в религиозных заповедях, являющихся важной составной частью символа веры. Примером могут служить христианские десять заповедей. Необходимое условие существования религии как социального образования – существование сообщества верующих с определенной организацией и иерархией. Такие сообщества могут быть представлены различными церквями (католическая, православная и др.) или сектами – объединениями, образуемыми группами, неудовлетворенными правилами и постулатами господствующей религии. Церковная иерархия предполагает деление на священнослужителей и массу рядовых верующих.
Функции религии. Выше отмечалось, что религия представляет собой сложное, многоаспектное образование, охватывающее собой все стороны человеческого существования. Соответственно, столь же многообразны и ее функции. Нужно отметить то, что в разных религиях, в соответствии с их спецификой, культовыми, социально-организационными, иными особенностями на первый план выходят различные функции. Но в целом в качестве важнейших функций религии можно выделить следующие. 1. Мировоззренческая функция. Суть ее заключается в том, что религия наделяет смыслом различные ситуации человеческого существования, прежде всего те, которые не поддаются рациональному контролю и возможности коррекции со стороны человека и общества: несчастье, болезнь, смерть, социальные и природные катаклизмы. Такое объяснение связывается с действием неких высших сил, «божественным промыслом» – жизнь отдельного человека, таким образом, включается в контекст мироздания, функционирующего по божественным законам, и человек осознает и переживает свое единство с миром (с Богом). Кроме того, религиозные постулаты представляют собой объяснительные модели, позволяющие интерпретировать и понимать в определенном (соответствующем данной религиозной системе) аспекте различные события природной и социальной действительности, закономерности развития и функционирования мира. 2. Компенсаторная функция. В реальной, земной жизни человек сталкивается с неизбежными и психологически болезненными проблемами: болезни, утрата близких людей, бедность, неравенство, эксплуатация, переживает состояние беспомощности, страха и страдания. Поэтому люди стремятся найти защиту от бед у любящего и всемогущего бога, как в христианстве, либо, как сторонники буддизма, надеются на перерождение в следующей жизни. Религия обещает своеобразную компенсацию страданий в этой жизни обретением блаженства в потусторонней, небесной жизни. Она дарует надежду: как сказал К. Маркс, «Религия – это сердце бессердечного мира, прибежище от жестокой повседневной реальности». 3. Функция личностной и социальной идентификации. Сторонники того или иного вероучения, разделяющие его принципы и правила, соотносят себя с данной системой религиозных ценностей (Я – христианин, иудей, буддист), что во многом определяет их сознание, ценности, мотивационную структуру, систему установок. Естественно, что такая идентификация распространяется и на конкретное сообщество, членство в котором связано с конфессиональной принадлежностью (Мы – христиане, иудеи, буддисты). Конфессиональная идентичность подтверждается различными символическими и жизненно-стилевыми характеристиками: внешний облик, знаки принадлежности к данной религии (например, ношение креста у христиан), соблюдение определенных обрядов и поведенческих правил, взаимоотношения с представителями других конфессий. 4. Интегративная функция. Общая система верований и коллективная идентификация ведут к формированию религиозных сообществ, объединяющих людей в организационно упорядоченных формах: религиозная община, секта, церковь. Осознание общности взглядов, ценностных ориентаций ведет к усилению значимости контактов между членами данной группы. Такая интеграция не обязательно предполагает территориальную, пространственную близость, так, например, католики всего мира связаны узами общности, принадлежат к одной церкви. 5. Функция социального контроля. Выше отмечалось, что любая религиозная система задает модели, образцы поведения, обязательные для верующих, а значит, предполагает соблюдение определенных норм. Религиозные нормы определяют поведение верующих в различных ситуациях, как связанных с отправлением религиозного культа, так и относящихся к мирской жизни. Они регламентируют взаимодействие между «своими» – людьми, принадлежащими к данному исповеданию, формируют отношение к «чужим» – иноверцам, выстраивают отношения между паствой и клиром – священнослужителями. Религиозные ценности и нормы выступают своеобразным сакральным фундаментом морали, задавая онтологические представления о добре и зле. Как и любой социальный институт, религия предполагает наличие «встроенных механизмов» социального контроля – процесса, обеспечивающего упорядоченное взаимодействие индивидов и групп, принадлежащих данной системе и препятствующего возникновению отклонений. Религиозный социальный контроль может выражаться в различных формах: внутренний контроль, основанный на действии интериоризированных в процессе религиозной социализации ценностей и представлений о добре и зле, истинном и ложном, благодаря которым человек сам регулирует свое поведение; групповой контроль, связанный с ожиданиями единоверцев, групповыми стандартами восприятия и оценки религиозного поведения; институциализированный контроль, осуществляемый в соответствии с основными требованиями данной религии религиозными организациями (церковью) и полномочными их представителями и подкрепляемый действием определенных санкций (покаяние, отлучение от церкви и т.п.).
3.6. Средства массовой информации как социальный институт
Понятие масс-медиа, их институциональная структура. Средства массовой информации (коммуникации) – наверное, самый молодой из описываемых социальных институтов, но в тоже время один из самых дифференцированных, сильных и влиятельных. Под средствами массовой информации (часто используется английский термин mass media of communication или просто mass media) понимаются «методы и учреждения, посредством которых централизованные поставщики передают или распределяют информацию и другие формы символической коммуникации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории » (Большой толковый социологический словарь (Collins). М.: Вече, АСТ, 1999. Т. 2. С. 284). Институциональная структура СМИ представляет собой дифференцированный комплекс, включающий в себя: организационные структуры, выстроенные по принципу внутриорганизационного разделения труда (например, на телевидении – репортер, редактор, диктор и пр.) и характеризующиеся иерархическим строением и наличием определенных целей и функций; социальные группы профессионалов, осуществляющих производство и распространение информации (журналисты, менеджеры, технические работники); материально-техническая база, предметные средства коммуникации – типографское оборудование, телеаудиоаппаратура и т.п. каналы коммуникации с другими институтами и аудиториями, обеспечивающие распространение информации и социальное функционирование масс-медиа. система подготовки и переподготовки кадров, их профессионального обучения, включающая формирование корпоративной этики; Кроме того, на функционирование комплекса СМИ оказывают сильное влияние и внеинституциональные факторы: идеология, государственная политика по отношению к СМИ, источники финансирования, характер аудитории и ее ожидания. Масс-медиа как социальный институт включает в себя различные образования, отличающиеся по способу репрезентации информации. 1. Пресса, представленная периодическими печатными изданиями: газетами, журналами, альманахами и т.п. Характер подачи информации определяется, тем, что читатель имеет дело с текстом, воспринимаемым визуально, поэтому существенное воздействие на это восприятие оказывает компоновка текста, его структура – шрифт, размер заголовков, расположение иллюстраций, размещение информации на полосе. (Как правило, опровержения предыдущей информации, помещаемые в газетах, печатаются мелким, почти «слепым» шрифтом, и размещаются в самом незаметном месте). Типологические различия между различными видами печатных изданий определяются их специализацией (профессиональные и массовые издания) и целевыми аудиториями (женские журналы, молодежные издания, «желтая пресса»). Date: 2016-07-25; view: 378; Нарушение авторских прав |