Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальные институты 4 page
2. Радио, транслирующее аудиальную информацию. Сила воздействия радио заключается в его массовости, общедоступности и широкой распространенности. Если пресса читается целенаправленно, то есть человек осознанно покупает или выписывает газету, сосредоточивается над ее чтением, самостоятельно выбирая интересующую его информацию, то радио зачастую выступает своеобразным «фоном», звучащим в то время, когда человек занимается другими делами. Степень самостоятельности выбора здесь значительно меньше, слушатель пассивно потребляет уже препарированную информацию, которая (в силу указанной «фоновости») зачастую воспринимается на уровне подсознания. Именно вседоступность радио делает его эффективным средством воздействия на поведение и манипулирования массовым сознанием. 3. Телевидение является в настоящее время наиболее влиятельным средством массовой информации, далеко опережая по силе своего воздействия прессу и радио. Сила эта определяется его синтетичностью, возможностью совмещать звук, изображение и даже текст (например, в виде бегущей строки). Психологическое воздействие телевидения обусловлено, во-первых, тем, что оно создает «эффект присутствия»: прямой репортаж с места событий создает иллюзию включенности в действие, созерцание различных шоу- программ, особенно с элементами конкуренции, соревновательности («Поле чудес») порождает сопереживание, идентификацию себя с тем или иным действующим лицом. Во-вторых, пребывание перед экраном создает «эффект личного общения» – ведущий, использующий соответствующие интерактивные технологии, интонации как бы адресуется персонально к телезрителю. В настоящее время телевидение стало основой индустрии масс-медиа, привлекающей огромные финансовые ресурсы, оказывающей серьезное влияние на экономику путем формирования потребительского спроса, стимуляции «символического потребления», на политику путем формирования общественного мнения, интерпретации тех или иных политических событий, или действий политиков. 4. Интернет – самый молодой вид масс-медиа, всемирная сеть, образующая принципиально новое информационно-коммуникативное пространство, обеспечивающее сверхбыстрое синхронное общение большого числа коммуникаторов. Интернет радикально изменяет характер коммуникации: общение в интерактивном режиме не знает ни географических, ни политических границ. Как отмечалось выше, основным содержанием и функцией масс-медиа является коммуникация. Их коммуникативная структура может быть представлена схемой, предложенной американским политологом Гарольдом Лассуэлом (1902-1978). Эта схема включает следующие элементы: «КТО сообщает – ЧТО сообщает – по какому КАНАЛУ сообщает – КОМУ сообщает – с каким ЭФФЕКТОМ сообщает». Кто говорит – коммуникатор, отдельное лицо или структура, его характеристики, социальный статус и функции; Что сообщает – содержание информации; Канал трансляции – средство или совокупность средств передачи информации, используемые знаковые системы: текст, устная речь, изображение Кому адресовано сообщение – аудитория, ее социально-демографические и психологические характеристики, устойчивость; Эффект воздействия – результаты усвоения информации, характер и степень ее влияния на изменение взглядов и поведения.
Функции масс-медиа. Институт масс-медиа является полифункциональным образованием. К числу важнейших функций можно отнести следующие. 1. Информационно-коммуникативная функция, связанная с трансляцией социального опыта, знаний, ценностей, норм и моделей поведения. Характерной чертой информации, транслируемой через масс-медиа, является ее универсально-обезличенный, деперсонализированный характер, обусловленный тем, что сообщение адресовано не конкретному человеку, а достаточно широкой аудитории, поэтому информация должна быть предельно внятной, доступной, стандартизированной. Каждый из видов масс-медиа использует при передаче информации специфические символические формы и средства: видео- или звуковой ряд, текст, изображение, которые по-разному воздействуют на реципиента. Восприятие информации происходит не только на рациональном уровне, психоэмоциональное воздействие ее фиксируется на уровне подсознания (отсюда известный миф о двадцать пятом кадре). Масс-медиа не только транслируют информацию, но и создают определенные модели коммуникации, своеобразные, как написано в Энциклопедическом социологическом словаре, «виртуальные сообщества», такие, как аудитория – «устойчивая совокупность людей, возникающая на основе общности их информационных интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей» Совершенно уникальное сообщество образуют пользователи Интернет. 2. Функция распространения идеологического и политического влияния на различные аудитории, или функция пропаганды. Американский социолог Герберт Блумер следующим образом определяет пропаганду: «Пропаганда может пониматься как умышленно спровоцированная и направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точку зрения, настроение или ценность. …В сфере общественной дискуссии и общественного обсуждения пропаганда функционирует с целью формирования мнений и суждений не на основе достоинств данного предмета, а главным образом играя на эмоциональных установках и чувствах. Ее цель – навязать некую установку или ценность, которая начинает восприниматься людьми как нечто естественное, истинное и подлинное и, таким образом, как нечто такое, что выражается спонтанно и без принуждения» В условиях современного общества масс-медиа являются главным каналом реализации пропаганды, и в связи с этим их политическая роль постоянно возрастает. 3. Функция к онструирования общественного мнения. Общественное мнение выражается в системе коллективных представлений больших социальных групп, в которых представлено их отношение к каким-либо значимым социальным явлениям и оценка этих явлений. Эти коллективные представления представляют причудливую смесь обыденного сознания, здравого смысла, научных представлений, стереотипов, предрассудков, даже явных заблуждений. Общественное мнение может формироваться стихийно, в ходе непосредственного взаимодействия людей, их прямого или косвенного участия в коллективных социальных действиях, но чаще оно, особенно в современных условиях, конструируется через направленные усилия некоторых влиятельных групп, структур или институтов. Средства массовой информации выступают главным инструментом такого конструирования, распространяя, поддерживая и закрепляя в массовых представлениях определенные модели восприятия и оценки явлений социальной действительности, а, значит, и соответствующих моделей поведения. Известному французскому социологу Пьеру Бурдье принадлежит мысль о том, что общественное мнение, представленное результатами социологических исследований, зафиксированное на страницах газет, журналов, телеэкране и т.п. не только отражает коллективные представления, ожидания, тревоги, но и формирует их, направляя поведение людей. 4. Рекреационно-развлекательная функция, связанная с тем, что средства массовой информации в значительной своей части ориентированы на досуг, отдых, развлечение. Это различные телевизионные игры и шоу, музыкально-развлекательные программы и радиоканалы, таблоиды, компьютерные игры и специальные сайты в Интернете. Электронные средства массовой информации стали одной из важнейших составляющих индустрии развлечений. 5. Функция просвещения. Во многих источниках эта функция называется в числе основных, но трудно судить, насколько это соответствует реалиям современной жизни. Действительно, масс-медиа транслируют некоторые социально значимые знания, существуют специализированные газеты, журналы, телевизионные каналы (например, «Культура»), но насколько велико их просветительное влияние? Вопрос остается открытым. Так, многие специалисты полагают, что электронные масс-медиа реально не являются инструментом просвещения, преподнося некоторые заменители, эрзацы его. В то же время трудно оспаривать большую и постоянно растущую просветительскую и образовательную роль Интернет. В заключение можно отметить, что данный социальный институт превратился в необходимый фактор социального взаимодействия в социетальном масштабе, без него невозможно функционирование и развитие современного общества. Это связано с тем, что современное общество переживает информационную революцию, по своей значимости равной промышленной революции 17-18 вв. и научно-технической революции середины двадцатого века. Лекция 27
3.7. Политические институты
Политика как институциональный комплекс. Понятие власти. Политические институты представляют собой разветвленную систему различных организованных структур, осуществляющих реализацию властных функций. В широком смысле под властью понимается возможность одних индивидов или социальных групп навязывать свою волю другим индивидам или группам с целью направить их действия в желаемом для властвующих направлений. Исходя из этого, как властные, могут рассматриваться отношения в различных системах взаимодействия: между родителями и детьми в семье, бригадиром и рабочим на производстве, учителем и учеником в школе. Но такое определение делает акцент на субъективном характере взаимодействия, на личном аспекте власти, связанном с индивидуальными или групповыми особенностями. Политическая власть обладает своей спецификой. Она выступает как структурное отношение, существующее во многом независимо от воли индивидов, и регулирующее взаимодействия между социальными группами, классами, слоями, связанные с распределением социальных ресурсов (богатство, престиж, привилегии) и легитимизацией (узаконением) механизмов такого распределения. Субъектами политической власти выступают не столько отдельные личности, руководствующиеся своей волей и желаниями (хотя, несомненно, они персонифицируют эту власть), сколько специализированные институты и организации, наделенные специальными легитимизированными полномочиями. Так, можно говорить об институтах президентства, представительной и законодательной, исполнительной властей и т.д. Реализация властных полномочий предполагает использование силы. Под силой в данном случае не обязательно понимается прямое принуждение, связанное с физическим или иным насилием. По мнению американского ученого Л. Кригсберга, термин «сила» относится к индивидуальному или групповому использованию (действительному или угрожаемому) негативных или позитивных санкций для побуждения других действовать так, как этого желает владелец силы. Таким образом, сила– это обладание индивидом, социальной общностью или потенциалом действия или угрозы действием относительно другого субъекта для достижения собственных целей в данной ситуации. Сила предполагает возможность реального или потенциального причинения ущерба за счет каких-либо санкций или возможность вознаграждать другую сторону за кооперацию и послушание. В политическом «измерении» сила как возможность воздействия на общество связана с понятием господства. Наиболее распространенной является теория господства немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920). «Господство, – по его мнению, – означает шанс встретить повиновение определенному приказ у». Но готовность к повиновению связана с определенной мотивацией. Вебер выделяет три основных мотивов поведения, которым соответствуют три типа господства. Первый тип господства называется им «легальным», в основе подчинения лежит рациональное действие, человек подчиняется не личности, а закону, который объективно отражает и защищает его интересы. Чистым типом легального господства является бюрократия, аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, действующих по рациональным формальным правилам, т.е. законам, чиновник служит не лицу, а государству, представляемому как рационально организованная обезличенная структура. Второй тип господства Вебер называет «традиционным». Он основан на традиции, обычае, привычке к определенному поведению, вере в священность существующего порядка, системы власти, личности правителя. Чистым типом такого господства является патриархальное монархическое государство: правитель выступает как «господин», административный аппарат – «слуги», народ – «подданные». Отношения между господином и слугами построены на личной преданности, служении личности, а не закону. Третий тип – это харизматическое господство (от греческого харизма – божественный дар). Под харизмой понимается некая сверхъестественная способность, дарованная человеку: пророческие способности, полководческий или государственный талант, художественный гений, способность творить чудеса. В данном случае не столь важно, обладает ли человек этой способностью на самом деле, может ли он творить чудеса, важно то, что окружающие верят в это, и именно на такой вере основана власть носителя харизмы. Преданность харизматическому лидеру связана не с традицией или формальным правом, а с эмоциональным отношением к нему, сочетающем в себе любовь, страх и веру. Примером таких лидеров выступают основатели мировых религий – Будда, Иисус, Магомет, великие завоеватели – Александр Македонский, Наполеон. Разумеется, типы господства, сконструированные Вебером как идеальные типы, нельзя рассматривать как прямые аналоги конкретных государств или политических режимов, скорее, они выступают как методологический инструмент, объясняющий некоторые внутренние механизмы власти. Как говорилось выше, политические институты образуют разветвленный институциональный комплекс, политическую систему. Последняя включает в себя следующие основные подсистемы. 1. Государство, представленное, прежде всего, организационными структурами, административным аппаратом, т.е. системой публичной власти. Далее этот элемент политической системы будет рассмотрен более подробно. 2. Политические партии. Партии как структуры, представляющие определенные политические силы и социальные слои, стали необходимым элементом политической системы относительно поздно, в период Нового времени. В словаре Collins политическая партия определяется как «ассоциация, основанная с целью достижения, как правило, но не исключительно избирательными средствами». Существует множество видов партий и партийных систем, классифицируемых по разным основаниям. Видимо, нет необходимости перечислять все эти типологии; можно два типа партийной организации, основанные на разных принципах: партии интеграции, основанные на единой идеологии, принципы которой их члены воплощают в своей деятельности и в социальной практике (например, коммунистические партии) и партии представительства, не связанные какой-то идеологической замкнутостью и стремящиеся прежде всего овладеть голосами избирателей на выборах и позиционирующие себя в качестве представителей этих избирателей (примером может служить российская политическая партия «Единая Россия»). Партийные системы, связанные с организацией политической власти, обычно разделяются на три вида: однопартийные, характерные в основном для тоталитарных политических систем, двухпартийные, представленные США и отчасти Великобританией и многопартийные, существующие в таких европейских странах, как Франция, ФРГ и в современной России. 3. Политические движения отличаются от партий более низким уровнем институциализации, отсутствием четкой организационной структуры, формального членства и постоянного руководства, зачастую гораздо большей массовостью. Их можно рассматривать как вид социальных движений, которые английским социологом Э. Гидденсом определяются как «коллективная попытка осуществить общие интересы или добиться общей цели посредством коллективного действия вне рамок установленных институтов». Политические движения можно рассматривать как массовую реакцию на какие-либо значимые социальные процессы, явления, события, выражающуюся в форме протеста, отвержения или, напротив, поддержки этих процессов и явлений или сил (групп, личностей), их олицетворяющих. Примером массовых политических движений может служить движение протеста против войны во Вьетнаме в Америке 60-70-х гг. либо движение «зеленых» на стадии его формирования. По мере институциализации таких движений может происходить их структурирование, организационное оформление, что становится причиной возникновения на их базе политических партий. 4. «Группы влияния», под которыми понимаются институциально не оформленные ассоциации людей, организующиеся с целью влияния на политику и властные структуры, изменение общественного мнения. Эти группы могут преследовать экономические и иные интересы путем установления отношений с правительством, иными политическими институтами, лоббировать принятие выгодных им властных решений. В качестве таковых могут выступать, например, объединения промышленников, ученых, иные неформальные объединения. 5. Легитимизированные формы участия в политической жизни более или менее широких слоев населения, к которым относится избирательная система, включая процедуру голосования, система представительства в государственных органах, легально организованные забастовки, митинги, демонстрации. 6. Неинституциализированные (нелегитимные) политические действия, возникающие в той ситуации, когда отдельные группы людей полагают, что их цели и идеалы не могут быть реализованы в рамках существующей политической системы. Эти политические действия могут быть представлены стихийными движениями протеста, групп и слоев, неудовлетворенных своим положением, либо ситуациями, складывающимися в тех или иных сферах социальной жизни. Примером таких действий могут служить различные акции, осуществляемые движением антиглобалистов. Наиболее жестким и драматичным вариантом нелегитимных политических действий выступает революция – насильственное ниспровержение существующего политического порядка.
Государство как основа политической системы. Типы политической государственной власти. Государство является главным из политических институтов, своеобразным центром всей политической системы. Традиционно государство рассматривается как «политическая форма организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти – особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения» (Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ, 1995. С. 141). Можно выделить две противоположных позиции, объясняющих историю возникновения государства, его становление и сущность. Первая из них представлена К. Марксом и марксистской политической традицией, согласно которой возникновение государства связано, прежде всего, с появлением частной собственности и антагонистических классов. Класс собственников, владеющих средствами производства, занимает господствующее положение не только в экономике, но и в политической жизни и монополизирует власть. В этих условиях, по мнению Маркса, государство выступает как орудие классового господства и эксплуатации угнетенных классов. Революционное преобразование общества, ликвидация частной собственности на средства производства приведет к ликвидации классового антагонизма, исчезновению классов, что, по мысли марксистов, станет основой для постепенного отмирания государства. Вторая позиция берет свое начало от идей английского философа Томаса Гоббса (1588-1679). Он полагал, что естественное состояние общества – это «война всех против всех». Руководствуясь своекорыстными интересами в борьбе за жизненные блага, люди могут просто уничтожить друг друга во взаимной борьбе. Поэтому государство возникает как результат своеобразного «общественного договора», оно призвано примирять противоречия между людьми, координируя жизнь общества и взаимодействие людей, используя при этом в том числе и механизмы легитимного принуждения. В современной социологической традиции эта позиция представлена взглядами американского социолога Талкотта Парсонса (1908-1979), считавшего, что государство выражает и отстаивает базовые ценности всего общества. Государство, как и любой социальный институт, на протяжении исторического развития претерпевало существенные изменения, но для любого типа государства характерны некоторые базовые признаки. К важнейшим из них относятся следующие: 1. Государственный аппарат, представленный правительством и государственными служащими, чиновниками. В традиционном обществе это монархи, их двор, приближенные; как отмечалось выше, государственные служащие, административный аппарат выступают как «слуги» государя, занятие той или иной государственной должности обусловлено не квалификацией и профессиональной компетентностью, а благорасположением монарха или вельможи. В современных политических системах высшая исполнительная власть (президент, премьер-министр) и законодательная власть носят выборный характер, а функции государственного управления осуществляют профессионально подготовленные чиновники. 2. Территория и территориальное деление. С понятием государственной территории тесно связано понятие суверенитета, означающее, что правительство управляет конкретной территорией с определенными границами, в пределах которой оно является верховной властью. Для большинства современных государств характерно внутреннее территориально-административное деление, на области, округа, штаты и т.п., управляемые структурами, подчиненными верховной власти (характер отношений местной и верховной власти и разграничение полномочий между ними зависит от типа государственного устройства: унитарное или федеративное). 3. Наличие правовой системы, законов, которые распространяются на всю территорию государства и на всех граждан (впрочем, нужно отметить, что принцип равенства всех граждан перед законом возникает достаточно поздно, только в государствах современного типа). Именно благодаря существованию такой системы государство в лице своего аппарата реализует, по словам М. Вебера, «монополию законного использования насилия в пределах своей территории». Действие правовой системы обеспечивается специальной системой правоохранительных организаций: полиция, прокуратура, суды и т.п. 4. Необходимым элементом всех государств выступают вооруженные силы, армия, выполняющая оборонительные функции, защищающая страну от внешнего врага, а, в ряде случаев, и внутренние функции. Специфика государственного устройства, характер реализации основных функций государства определяются типом политической власти, политическим режимом. Существуют следующие виды политических режимов: 1. Тоталитаризм. Для тоталитарного государства характерно стремление к полному контролю всех сфер жизнедеятельности общества и отсутствие всякой политической конкуренции. «Огосударствлению» подлежат экономика, политика, идеология, частная жизнь граждан. Как правило, для тоталитарного государства характерно господство единой идеологии, доминирование ее над всеми сферами духовной жизни. Отклонение, даже малейшее, от идеологических догм рассматривается как политическое преступление и жестко карается государством. Тоталитарная идеология претендует на статус абсолютной истины и не нуждается в каком-либо научной, философской рефлексии, критике, она самодостаточна. Одна из важнейших функций идеологии – формирование «образа врага». Сохранение существующего режима при тоталитарном общественном устройстве предполагает не только жесткое подавление всякой оппозиции, но и использование методов массового террора, направляемого не только против конкретных политических врагов, но и достаточно широких слоев населения, с целью изначального подавления даже минимальных проявлений недовольства, «запугивания» людей. 2. Авторитаризм. Как политический режим авторитаризм тесно связан с традиционной формой господства. Он основан на личной власти монарха или диктатора, зачастую поддерживаемой принуждением, силой оружия. Но отличие от тоталитаризма заключается, прежде всего, в том, что авторитарный режим контролирует прежде всего политические отношения, подавляет политических врагов, но в гораздо меньшей степени вмешивается в экономическую жизнь, искусство, религию, идеология не имеет самодовлеющего значения. Сохраняется «пространство автономии» личности, социальных групп от государства. 3. Демократия. Демократия имеет очень длительную историю. Ее исторические формы очень разнообразны: афинская демократия, древнерусское вече и пр., но мы выделим признаки, характерные, прежде всего, для современной демократии. К ним относятся: Представительный характер правления, при котором властные функции осуществляют в течение определенного законом периода избираемые представители народа. По истечении этого периода они подлежат переизбранию. Наличие политической конкуренции и политической оппозиции. Для демократического устройства характерно наличие многопартийной или двухпартийной системы, при которых партии конкурируют в борьбе за голоса избирателей и власть. Равенство всех перед законом, которому подчиняются все ветви власти и все граждане, вне зависимости от социального положения. Для демократии характерен легальный тип господства, описанный М. Вебером (см. выше). Права человека являются важнейшим приоритетом и гарантированы конституцией. Лекция 28 3.8. Экономические институты общества
Понятие экономической системы. Экономические институты и их функции. Экономическая система представляет совокупность большого числа различных подсистем, благодаря которым осуществляется хозяйственная жизнедеятельность общества, а индивиды и социальные группы могут пользоваться различными благами и ресурсами для удовлетворения своих потребностей. В своем развитии экономика прошла длительную историю. Собственно экономические отношения возникают тогда, когда возникает достаточно сложная структура общественных отношений, на смену примитивному архаическому обществу приходят новые формы социальных отношений, связанные с переходом от потребительского хозяйства, связанного с охотой и собирательством, к производящему, основанному на земледелии, скотоводстве, ремесле. По мере развития хозяйства усиливалась его внутренняя специализация, появляются новые отрасли, производящие свою продукцию, что ведет к необходимости развития механизмов обмена. Общинная форма совместного владения постепенно вытесняется частная собственность. Развивается торговля, появляются деньги как инструмент обмена. Таким образом, начинается процесс институциализации основных сфер экономической жизни. Важнейшими институциональными элементами экономики, условиями ее существования являются производство, обмен, распределение и потребление. Производство – процесс создания благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей и нормальной жизнедеятельности людей в обществе. Производство включает в себя: а) труд – целесообразную деятельность, направленную на преобразование природных или социальных объектов; б) предметы труда – то, на что направлена деятельность; в) средства труда, с помощью которых осуществляется деятельность. Предметы труда и средства труда в совокупности образуют средства производства. Характер производства обусловливается рядом факторов, к важнейшим из которых относятся уровень его технической оснащенности и формы собственности на средства производства, доминирующие в данном обществе (общинная, корпоративная, частная, государственная). Обмен – переход продуктов труда из собственности одних субъектов в собственность других, сопровождающийся компенсирующим встречным движением материальных благ или их знаков (денег). Обмен определенными продуктами и услугами существовал всегда, даже в самых простых общественных системах, например, в форме дарения, но такой обмен носит случайный, спорадический характер. Условиями существования обмена как устойчивой институциональной формы общественных отношений являются: а) общественное разделение труда, при котором производители различных продуктов вынуждены обмениваться результатами своего труда; б) развитие товарного производства (т.е. производства продуктов, специально предназначенных для обмена) и существование денег как средства обмена, всеобщего эквивалента. Распределение – упорядоченный способ закрепления определенного объема благ и ресурсов за различными статусными группами, выполняющими различные функции в общественном разделении труда. Этот способ выражается прежде всего в характере собственности на средства производства и в узаконенных формах распределения произведенного общественного продукта между субъектами экономической деятельности. Например, в первобытном обществе существовало уравнительное распределение, при котором каждый член общины имел право на долю произведенного продукта в силу принадлежности к данному коллективу. В более сложных социальных системах с развитой экономикой распределение связано с выработкой критериев оценки трудового вклада в соответствии с оценкой значимости труда. Универсальные критерии такой оценки формируются в системе рынка, где объем вознаграждения определяется соотношением спроса и предложения на тот или иной товар (в качестве которого может выступать продукты промышленного или сельскохозяйственного производства, услуги, рабочая сила и т.п.). Date: 2016-07-25; view: 451; Нарушение авторских прав |