Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ТЕМА 3. Конкурентные преимущества. Конкурентоспособность. Стратегический потенциал предприятия
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. Для обеспечения будущего процветания компании она должна в первую очередь формировать конкурентные преимущества. В основе любой стратегии должны лежать конкурентные преимущества – высокая компетентность предприятия в какой-либо области, которая создает наилучшие возможности преодолевать влияние конкуренции, привлекать потребителей и сохранять их приверженность товарам фирмы[21]. Конкурентные преимущества обеспечивают предложение потребителям такого продукта, который представляет для них известную ценность и за который они готовы платить деньги. Важно ориентироваться на запросы потребителей и убедиться в том, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые. Иначе может оказаться, например, что компания считает себя известной на местном рынке и не тратит средств на рекламу, а потребители не имеют о ней информации. Табл. 3 Конкурентные преимущества[22]
Формы конкурентных преимуществ [23]: 1. основанные на экономических факторах - высокая норма прибыли, небольшие сроки окупаемости кап. вложений, благоприятная динамике цен, отсутствие неплатежей, инфляционных процессов; большая и растущая емкость рынка, невысокая чувствительность потребителей к изменению цен, слабая цикличность и сезонность спроса, отсутствие товаров-заменителей; эффект масштаба производства (предприятия, имеющие большие объемы производства, могут рассчитывать на существенно более низкие удельные затраты, что позволяет им успешно конкурировать по цене предложения), эффектом масштаба (возможность удовлетворять самые разнообразные запросы потребителя, устанавливая при этом высокие цены на конечный продукт за счет его комплексного характера), эффект опыта (большая эффективность труда вследствие специализации по видам и методам работы), экономическим потенциалом предприятия (определяет возможность компании обеспечить свою стратегическую гибкость, которая, в свою очередь, зависит от многих факторов, и в том числе от способности фирмы быстро изыскивать и эффективно использовать источники финансирования). 2. нормативно-правового характера - льготы или иные привилегии, предоставленные региону или отдельным предприятиям органами власти, создание зон с особым экономическим режимом, направленные налоговые льготы; возможность беспрепятственного ввоза-вывоза товаров; исключительные права на интеллектуальную собственность, обеспечивающие монопольные позиции в течение определенного периода. 3. структурного характера - определяются главным образом высоким уровнем интеграции процесса производства и реализации в компании: внутрикорпоративные связи в виде трансфертных внутренних цен, доступ к совокупным инвестиционным, сырьевым, производственным, инновационным и информационным ресурсам, сбытовой сети; антиконкурентные соглашения и согласованные действия участников групп. При этом интеграция приобретает следующие формы: интеграция назад, чтобы получить во владение или поставить под жесткий контроль поставщиков; интеграция вперед с целью внедриться в систему распределения производимой продукции; горизонтальная интеграция в результате объединения или усиления взаимодействия фирм, выпускающих однородные товары. Мощным источником усиления конкурентных позиций компании является использование взаимосвязей между ее различными подразделениями и СЗХ. Синергизм. =Явление, когда доходы от совместного использования ресурсов превышают сумму доходов от раздельного использования тех же ресурсов, называют эффектом «2 + 2 = 5» или(Термин «синергизм» происходит от греческого слова Synergos, что означает «совокупный эффект различных сил). Источником синергизма может быть: использование одних и тех же производственных мощностей, общей технологической базы, общих запасов сырья; координация усилий в таких видах деятельности, как закупка оборудования, внедрение новых технологий, управление человеческими ресурсами; централизация управления отдельными видами деятельности на различных уровнях (например, использование результатов деятельности отдела исследований и разработок различными СЗХ, совместное использование маркетинговых возможностей и т.п.). Однако следует помнить, что синергизм может быть как положительным, так и отрицательным: при правильном выборе степени синергии конкурентные позиции фирмы укрепляются, и наоборот. 4. технологического характера - определяются высоким уровнем прикладной науки и техники в отрасли; специальными техническими характеристиками машин и оборудования, технологическими особенностями сырья и материалов, используемых в производстве товаров; техническими параметрами продукции. 5. связанные с уровнем информационного обеспечения - базируются на наличии обширного банка данных о продавцах, покупателях, рекламной деятельности, информации об инфраструктуре рынка. 6. основанные на географических факторах - связаны с возможностью экономического преодоления географических границ рынков (локальных, региональных, национальных, мировых), а также выгодным географическим расположением предприятия. 7. основанные на демографических факторах - увеличение численности целевой группы населения, его половозрастного состава, миграция населения, а также изменение образовательного и профессионального уровня. 8. достигаемые в результате противоправных действий - недобросовестная конкуренция; недобросовестное выполнение представителями федеральных и местных органов власти своих обязанностей, бюрократизм, взяточничество, коррупция, криминальные действия. Защита конкурентных преимуществ [24] Главное требование — отличие от конкурентов должно быть реальным, выразительным, существенным. Фирма должна иметь несколько (четыре-пять) конкурентных преимуществ, которые необходимо защищать. Средствами защиты конкурентных преимуществ могут быть: • монополия (на российском рынке это, например, монополия в сфере коммунальных услуг); • патенты, ноу-хау (например, рецепты изготовления напитков), секретность; • доступ к источникам сырья или коммуникациям (газовая отрасль в России). Конкурентные преимущества завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов: 1. Источники конкурентных преимуществ. В зависимости от источника конкурентные преимущества подразделяются на два вида: • преимущества высокого ранга - связанны с наличием у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, а также ведением перспективных НИОКР, развитым маркетингом, со временным менеджментом, долговременными связями с покупателя ми и т.д.. Дольше сохраняются и позволяют достигать более высокой прибыльности; • преимущества низкого ранга - связанны с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и т.д. Не столь устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами. 2. Очевидность источников конкурентных преимуществ. При наличии явных источников преимуществ (дешевое сырье, определенная технология, зависимость от конкретного поставщика) возрастает вероятность того, что конкуренты постараются лишить фирму этих преимуществ. 3. Инновации. Инновационный процесс позволяет компаниям переходить к реализации конкурентных преимуществ более высокого ранга и увеличивать число их источников. Для удержания лидирующего положения сроки внедрения инноваций должны, по крайней мере, равняться срокам их возможного повторения конкурентами или превосходить их. 4. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового. Отказ от конкурентного преимущества важен для реализации стратегии, так как создает барьеры для имитаторов. Суть стратегии состоит в определении того, что не надо делать, в мотивированном отказе от преимущества в конкурентной борьбе. Рекомендации по использованию конкурентных преимуществ [25]: 1. ориентироваться на новшества 2. своевременно подмечать назревающие перемены 3. совершенствовать взаимообмен с покупателями, посредниками, поставщиками, родственными отраслями, осваивать рынок 4. на внутреннем рынке осуществлять обслуживание покупателей, имеющий международный и многонациональный характер. Оценка конкурентных преимуществ [26] Оценка конкурентных преимуществ осуществляется на ранних стадиях инвестирования, до начала бизнеса, при технико-экономическом обосновании инновационных и инвестиционных проектов. Дальнейший мониторинг реализации конкурентных преимуществ осуществляется на стадиях производственного процесса и логистики, вплоть до продажи товара. На стадии стратегического планирования оценку конкурентных преимуществ, например, товара можно осуществлять по формуле: n m Jт = ∑ i=1∑j=1*αi Пi *βijФij
где Jт - интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара; i = 1,2,…, n - номер конкурентного преимущества конкретного товара; j = 1,2,.., m - номер фактора i-го конкурентного преимущества конкретного товара; αi - весомость i-го конкурентного преимущества, ∑αi = 1; βij - весомость j-го фактора i-го конкурентного преимущества, ∑βij = 1; Пi - относительное или нормативное значение i-го конкурентного преимущества; Фij - относительное или нормативное значение j-го фактора i-го конкурентного преимущества.
Интегральный показатель конкурентных преимуществ конкретного товара характеризует его потенциальную конкурентоспособность.
Рис.10. Схема превращения конкурентных преимуществ объектов в конкурентоспособность организации
1 – на этом уровне разрабатываются конкретные мероприятия по превращению отдельных факторов в конкретное конкурентное преимущество на уровне 2. Дальше эти преимущества должны воплощаться в конкретном товаре (или на рынке) с целью обеспечения его конкурентоспособности (уровень 3). На конкурентоспособность организации К0 на уровне 4 оказывают влияние конкурентоспособность ее товаров и конкурентные преимущества организации (КП0), к которым могут относиться ее миссия, имидж, уровень культуры, качество системы и т.п.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ. Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами на данном рынке[27].
Date: 2016-07-25; view: 597; Нарушение авторских прав |