Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ





Карельское училище культуры

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ПРЕПОДАВАНИЯ

НАРОДНО - СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

(Экзерсис у станка)

 

 

Учебное пособие

Для студентов хореографического отделения при училище культуры

составлено преподавателем КУК - ЯНУШЕВСКОЙ М.А.

на основе методической литературы:

Б.Р. Ожегова - «Экзерсис. Сценический танец» - методическая разработка Т.Ткаченко - «Народный танец», Москва «Искусство» 1954 г.

Р.Б. Тарасова - «Теория и методика преподавания народно-сценического танца» - С-Пб ГУП-1996

Петрозаводск

 

НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

Народно-сценический танец - это один из видов хореографического искусства Он возник на основе народного танца, который является фундаментом, базой, истоком и от его начала возникли: классический танец, народно-сценический танец, современный танец и т.д.

Танец возник еще до появления людей, одновременно с происхождением первоначал "Хоровод звезд" - проявление первородной пляски. У животных и птиц тоже есть пляски (свадебные пляски, пляски победы).

Танец, пляска - это работа высших центров мозга, работа души. Она раскрывает нравы и страсти людские посредством телодвижения.

Первотанцующими были первобытные люди. Их танцы были очень чувственными, эмоциональными. Они изображали силы природы - это были танцы экстаза. По мере расселения людей по земле появились этнические группы, т.е. народности. В основном это были культовые танцы, но и они отличались друг от друга в зависимости от; места жительства, условий и образа жизни, поклонения разным богам и т.д. Таким образом, стали формироваться первые признаки в народности танцев.

Эпоха античности оказала сильное влияние на развитие танца и еще более усилила становление танца каждого народа. В это время возникли Греция, Древний Рим, Египет Их танцы имели свои отличия. Так, например, танцы египтян отличались глубоким чувством позы, величием, божественностью. Это нетрудно проверить, достаточно лишь взглянуть на египетские статуи.

Постепенно стали возникать различные формы танцев: культовые, воинственные, домашние, сценические.

Сценические танцы - это форма благородного танца, где артисты танцуют не ради собственного услады, а для развлечения толпы.

В это время складываются разные театральные школы. Первыми исполнительницами танцев были гетеры.

Таким образом, народно-сценический танец - это обучение народному танцу с профессиональной точки зрения через ознакомление с теорией и практикой народного танца.

Пляска, танец создавался народом на протяжении столетий, он постоянно усовершенствовал танец, оставляя самое ценное, доведенное до законченной формы. В истинных движениях есть правда народного танца, его первородность по отношению к другим видам хореографии.

"Народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, немец, русский не так как француз, как азиат. Даже в провинции одной и той же области изменяется танец. Северный рус, пляшет не так как малороссиянин, как южный славянин".

("Путешествие из Петербурга в Москву Н.В. Гоголь)

"Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце. У народа беспечного и вольного та же воля и поэтическое самозабвение отражаются в танце. Народ климата пламенной? оставил в своем танце страсть и ревность".

(Н В Гоголь)

Характер танца, степень страстности - все определялось жизнью народов, которые рассказывают в своем танце историю событий и переживаний. Если в танце выливается душа, то народный танец - это танец души в своеобразной форме Народный танец находится в состоянии развития. Народные традиции являются неиссякаемым источником.

ПОСТРОЕНИЕ УРОКА.

Урок народно-сценического танца состоит из 4-х частей.

Поклон - приветствие

1. Разминка - начало разогрева - постепенный ввод мышц в работу Назначение - настрой на урок с полной физической отдачей и внимание, организует и дисциплинирует, учит правильному пользованию дыханием (носом),

2. Экзерсис у станка - в системе преподавания народно-сценического танца упражнения у станка преследуют следующие цели:

Развивают весь организм учащегося, в частности его двигательный аппарат, к которому относятся как кости и их соединения, суставы, связки, так и мышцы. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок, развивают определенные группы мышц, особенно те, которые недостаточно заняты в упражнениях классического танца. Помимо того, на этих занятиях тренируется нервная система, которая играет ведущую роль в выполнении движений и регулирует всю деятельность двигательного аппарата.


• Повышают техническую сторону танца, вырабатывают силу и гибкость, мягкость и точность движений.

• Подготавливают учащихся к восприятию движений народных танцев на середине зала.

• Развивают выразительность, танцевальность, прививают ощущение характерных особенностей народного танца.

• Основное назначение: постановка корпуса, рук, ног, головы. Развитие силы мышц стопы и легкости ноги. Работа над грамотностью исполнения методики движений.

• Работа над развитием апломба, умение распределять вес тела, развитие координации.

 

В пользовании терминологии у станка применяются как французские названия, так и русские. Все упражнения имеют свое целевое назначение, т.е. способствуют развитию силы, амплитуды», быстроты, эластичности тех движений, выполнение которых связано с функцией определенного сустава.

Порядок упражнений у станка устанавливается по принципу чередования движений, тренирующих различные группы мышц. Ноги должны нести разнообразные нагрузки. Упражнения выполняются с ПР. и ЛЕВ. Н. Название упражнений происходит как от французских терминов из классического танца, так и русские названия.

1. Plie – приседания (полуприседание и приседание),

2. Battement tendu – упражнения на развитие подвижности стопы,

3. Battement tendu jete - маленькие броски,

4. Rond de jamb par terre – круговые движения ногой по полу или по воздуху,

5. Каблучные упражнения.

6. Battement fondu - низкие и высокие развороты ноги.

7. Passé (retire) - подготовка к веревочке.

8. Flick - flak – упражнения с ненапряженной стопой

9. Дробные выстукивания

10. Pas tortille – зигзаги (змейка)

11. Adagio - раскрывание ноги на 90 градусов и выше

12. Grand battement jete - большие броски.

 

Все упражнения у станка вводятся постепенно в своей простейшей форме. После усвоения материала, можно усложнять и комбинировать упражнения. Рекомендуется строить комбинации у станка на 8 - 16 тактов в соответствии с проходимым материалом. Это поможет усвоению технических особенностей танца, его выразительной манере исполнения.

3. Середина - некоторые движения, усвоенные у станка, переносятся на середину, где отрабатывается манера, методика, характер исполнения движений и еще большая танцевальность и выразительность. Исключения составляют медленные приседания, большие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты, которые являются главным образом тренировочными движениями и не встречаются в народных
танцах. Основная задача: освоение движений без опоры, умение распределить вес тела. В эту же часть урока входит и работа над этюдами.

4. Трюковая часть - проучившие и отработка техники вращения, дробей, присядок, прыжковых упражнений.

Поклон - прощание.

 

Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связано с выполняемым упражнением, должно соответствовать движению по характеру, стилю и национальной окраске. Движение должно быть точно согласовано с ритмом музыки


Многие упражнения выполняются в стиле и характере определенного народного танца, например, русского, белорусского, украинского, молдавского. Характерные особенности той или иной национальности дают возможность исполнить упражнение выразительно и танцевально.

Перед каждым упражнением должна быть соответствующая подготовка к нему. Для подготовки проигрываются два аккорда, еще лучше - два такта мелодии, под которую будет исполняться упражнение. Эти два такта помогают учащимся собраться, почувствовать характер и темп музыки, а, следовательно, и движения.

 

МЕТОДИКА ЭКЗЕРСИСА У СТАНКА.

Экзерсис - это движения у станка и на середине зала.

Народно-сценический танец опирается на основы школы классического танца.

Необходимо знать некоторые понятия относительно частей тела, в особенности стопы.

- Носок и подушечка (разные части);

- ребро стопы (внутреннее и внешнее);

- ребро каблука (внутреннее и внешнее);

- каблук и пятка (одно и то же понятие);

- подъем (вытянутый, скошенный, сокращенная стопа);
- колено (вытянутое, присогнутое, согнутое).

Все понятия вводятся постепенно по мере надобности и необходимости.

Позиции ног.

В народном танце применяются все позиции ног.

 

выворотные позиции сроятся на позициях классического танца прямые позиции свободные позиции обратные позиции строятся относительно 1 и 2 позий.
Строятся относительно классических позиций ног
1-я позиция ног      
2-я позиция ног      
3-я позиция ног      
4-я позиция ног      
5-я позиция ног      
6-я позиция ног      

Положения стоп в народно-сценическом танце:

- Натянутая (или вытянутая) стопа - это напряженная стопа с предельно вытянутыми подъемом и пальцами.

- Сокращенная стопа - это напряженная стопа с сокращенным подъемом и сильно поднятыми вверх пальцами.

- Свободная стопа - это нога, расслабленная от голеностопного сустава до пальцев

- Опорная нога - нога, на которой находится тяжесть корпуса.

- Рабочая (или работающая) нога - нога, которая выполняет движение.

 

Позиции рук.

Существует три позиции рук и несколько положений.

 

- подготовительное положение - руки свободно опущены вдоль корпуса и чуть повернуты тыльной стороной кисти вперед, пальцы вытянуты.

- первая позиция - соответственно 1 -ой позиции классического танца, необходимо развернуть к себе - наверх, пальцы собраны.

- вторая позиция - руки раскрыты в стороны (соответственно 2-й позиции

классического танца). Сохраняя полукруг нужно чуть опустить локти вниз, кисти рук при этом направлены ладонями наверх и слегка вперед.

- третья позиция - руки подняты наверх и слегка разведены в стороны, но не вытянуты полностью в локтях и расположены чуть перед собой.


- четвертое положение - обе руки лежат на талии, обхватив ее внутренней частью кисти. Большие пальцы отведены назад и обхватывают талию со спины. Кисти рук должны плотно лежать на бедрах. Локти направлены точно в сторону, плечи опущены.

- пятое положение - руки сложены одна на другую перед грудью и отведены от корпуса (в соответствии с народностью в позиции есть изменения).

- шестое положение - руки за головой (большой палей уходит вперед или все пальцы собраны).

- седьмое положение - руки скрещены сзади (складываются в зависимости от народности).

Большое внимание необходимо уделять переводу рук из позиции в позицию. Для более конкретного определения направления продвижения по залу, а также степени поворота корпуса при исполнении движений, танцевальный зал условно разделен на 8 точек, которые в описаниях движений даются по следующей схеме:

2 1 8

схема распределения точек по залу

Сокращения:

ПР.Н. – правая нога,

ЛЕВ.Н. – левая нога,

ПР.Р. – правая рука,

ЛЕВ.Р. – левая рука,

ПР.П. – правое плечо,

ЛЕВ.П. – левое плечо.

Муз. р. – музыкальный размер,

Исх. п. – исходное положение,

Поз. – позиция.

ЭКЗЕРСИС У СТАНКА

 

Задачами экзерсиса первого года обучения являются изучение основ и формирование профессиональных первоначальных навыков, а также развитие суставно-связочного аппарата, выработка пластичности, силы мышц и натянутости ног.

___ Все упражнения экзерсиса выполняются в медленном темпе, в так называемом чистом виде или в простейших комбинациях.

__ В начале изучения движения руки и корпус находятся в статическом положении, упражнение исполняется только ногами. По мере усвоения можно подключать несложные port de bras в характере комбинаций, но, усложняя движения, необходимо помнить, что в начальной стадии обучения не следует ставить несколько задач одновременно.

____ На первом году обучения экзерсису у станка отводится значительная часть времени - до половины урока.

___ Все упражнения, которые исполняются в народно-сценическом танце у станка, начинают исполняться после освоения этих движений на уроках классического танца. Так же необходимо объяснить учащимся правила постановки корпуса, положения рук и головы в народно-сценическом танце.

Постановка корпуса - корпус должен быть подтянут. Это достигается за счет подтянутости ягодичных мышц и мышц брюшного пресса. Плечи и лопатки сильно опущены, подбородок чуть приподнят - так называемая гордая посадка головы

Характерные ошибки

В положении корпуса:

1) недостаточно подтянуты ягодичные мышцы и мышцы брюшного пресса,

2) спина не подтянута, а прогнута в нижней части позвоночника;

3) недостаточно опущены лопатки и поэтому не ощущается положение подтянутой спины.

В положении рук:

1) при движении руки в 1-ю позицию плечо подается вперед;

2) во 2-й позиции рука от плеча поднимается, в то время как плечо должно быть сильно опущено (как и лопатка). Провисает локоть;

3) в 4-й позиции (рука на талии) - локоть направлен либо назад, либо очень сильно вперед 4 пальца руки лежат на бедре «веером», а должны быть плотно прижаты друг к другу;

4) голова недостаточно точно сопровождает ход руки;

Сначала нужно добиться точного исполнения всех требований к положению рук, ног, корпуса, головы и только потом приступать к изучению упражнений.

Preparations - подготовка к движению.

Первоначально проучивается на 4 такта 2/4. Открывание руки исполняется мягко и плавно, но с соблюдением всех точек перевода рук.

Муз. р. - 2/4.

Исх. п. - 1-я свободная позиция ног, ЛЕВ. Р. на палке, ПР.Р. опущена вниз в подготовительное положение; голова повернута в центр зала (направо).

«Затакт» - ПР.Р. из подготовительной позиции движется в подготовительную классическую позицию. Голова поворачивается прямо и слегка наклоняется влево, взгляд в кисть руки.

1-й такт:

«1 и 2 и» - ПР.Р. поднимается в 1-ю позицию, разворачивая кисть ладонью наверх. Взгляд в кисть руки. Позицию зафиксировать.

2-й такт:

«1 и 2 и» - ПР.Р. раскрывается во 2-ю поз. Голова сопровождает движение руки, заканчивая движение поворотом к правому плечу.

3-й такт:

«1 и 2 и» - ПР.Р. закрывается в 4-ю позицию.

Кисть постепенно разворачивается и идет на пояс (4 пальца спереди вместе, большой палец обхватывает талию сзади, ладонь плотно лежит на бедре, локоть направлен точно в сторону).

Голова провожает движение руки - наклон головы в повороте.

4-й такт:

«1 и 2 и» - Голова, сохраняя поворот к правому плечу, поднимается в исх. п.

Подъем головы подчеркивает окончание движения.

 

В дальнейшем подготовка к движению может исполняться на 2 такта 4/4, 1 такт 4/4 или 2такта 2/4. После подготовки начинается то или иное движение.

 

 

PLIE

(полуприседания и приседания)

PLIE – приседать (сгибание).

Demi – половина.

Grand – большой (полный).

Это упражнение предназначено для включения в работу мышц и суставно-связочного аппарата и исполняется в экзерсисе у станка первым.

В классе народно-сценического танца его изучают после того, как оно усвоено на уроках классического танца,

Plie развивает мягкость и эластичность мышц, силу ног, устойчивость и прыжок, укрепляет ахиллово сухожилие, тазобедренный, голеностопный, коленный суставы, и их подвижность.

Упражнение может исполняться мягко и плавно и, как более сложная форма - резко, отрывисто, с акцентом на подъеме.

Demi-plie и grand-plie исполняются по всем танцевальным позициям, в характере любого национального танца. Методика выполнения та же, что и в классическом танце

Музыкальный размер: 2/4; 3/4; 4/4; 6/8 и др.

Исходные позиции: 1-я или 5 -я выворотные или свободные, или 6-я (прямая). ЛЕВ. Р. лежит на станке, ПР.Р. в подготовительном положении. Голова повернута к правому плечу (от станка).

Подготовка к движению (preparations) занимает 2 такта музыкального вступления, которое должно соответствовать темпу и характеру музыкального сопровождения всего упражнения.

1-й такт - рука через 1-ю позицию открывается во 2-ю.

2-й такт - рука закрывается в 4 позицию (на талию).

Музыкальное сопровождение должно помочь учащемуся почувствовать темп и характер движения, манеру и стиль исполнения его в том или ином танце.

Рука во время исполнения движения может лежать на талии, находиться во 2-й позиции или сопровождать движение, переходя из одной позиции в другую; закрываться на талию и т.д., что будет способствовать развитию координации, танцевальности, а так же подчеркивать характер данной комбинации.

На первом году обучения движение выполняется в характере русского, украинского, белорусского танцев, позднее в характере молдавского, кавказского или восточных танцев.

Во время исполнения движений корпус должен быть подтянут, однако в характере большинства восточных танцев приседания выполняются с перегибами корпуса, с наклонами его вперед или назад, тяжесть корпуса может находиться на одной ноге, в то время как другая, сгибаясь, выводится вперед или назад.

Примечание: в характере русского, белорусского, украинского и польского танцев приседания выполняются по выворотным позициям, в характере кавказских и восточных танцев преобладают приседания по прямым позициям.

Первый вид: плавные demi - и grand-plie.

 

Исх.п.: 1-я позиция ног, ПР.Р. в подготовительном положении. Голова повернута к ПР. плечу.

Муз. р.: 4/4 Муз. р.: 2/4

а) Demi-plie занимает 1/2 такта: a) Demi-plie занимает 1/2 такта:

«1и2и» - присесть в demi-plie; «1и» - присесть в demi-plie,
«3и4и» - вырасти из demi-plie; «2и» - вырасти из demi-plie;

 

б ) Grand-plie занимает 2 такта:б) Grand - plie занимает 2 такта:

1-й такт - опуститься в grand-plie; 1-й такт - опуститься в grand-plie;

2-й такт - подняться из grand-plie. 2-й такт - подняться из grand-plie.

 

Второй вид: резкие demi - и grand-plie

 

Исх.п.: 1-я позиция ног, ПР. Р, в подготовительном положении. Голова повернута к ПР. плечу

Муз. р.: 4/4 Муз. р.: 2/4 - проучивается позднее

a ) Demi-plie занимает 1/2 такта: - 1т 2/4a) Demi-plie занимает 1/2 такта:

«1и» - присесть в demi-plie; «и» - присесть в demi-plie;

«2и» - вырасти из demi-plie; «1» - вырасти из demi-plie.

 

б) Grand-plie занимает целый такт: б) Grand-plie занимает целый такт

«1и» - опуститься в grand-plie; «1и» - опуститься в grand-plie;

«2и» - пауза, «2и» - подняться из grand-plie.

«3и» - подняться из grand-plie;

«4и» - пауза.

Примечание: в зависимости от размера музыкального сопровождения количество выполняемых на 1 такт demi - и grand-plie изменяется.

Третий вид: ступенчатое demi-plie.

 

Данный вид исполняется с 2-мя или 3-мя резкими полуприседаниями, которые поочередно распределяются на всю глубину одного demi-plie. Важно, чтобы при каждом новом дожатии не происходило сотрясание корпуса. Вырастание из demi-plie должно быть плавным, без рывков.

«1» - резко присогнуть ноги;

«и» - пауза или еще одно резкое опускание;

«2» - резко опуститься до уровня demi-plie;

«и» - пауза;

«3и4и» - спокойно вырасти из demi-plie.







Date: 2016-07-25; view: 49415; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.043 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию