Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы формирования мотивации участия в трудовой деятельности
Предлагаемые в таблице приемы могут быть скорректированы или использованы в комплексе при организации различных коллективных дел, главное, чтобы они органично вписывались в процесс работы коллектива и соответствовали содержанию деятельности и условиям конкретной ситуации. Задача педагога создать условия для того, чтобы ребенок включался в совместную деятельности коллектива не только потому, что не хочет подвести товарищей, или потому, что так делают все, но и осознавал значимость благодарности, хорошего отношения, уважения и признания со стороны окружающих, возможности приобрести новые умения и навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни. Сформированные мотивы становятся основой для определения целей деятельности, поэтому вторым этапом в организации трудовой деятельности является этап постановки целей. Осознание цели деятельности поможет участникам эффективно ее организовать, правильно подобрать необходимые средства для воплощения своих желаний в жизнь. По аналогии с мотивами в организации деятельности следует обращать особое внимание на постановку целей двух категорий: индивидуальных и коллективных. Обе цели должны быть сориентированы и не противоречить друг другу. В этом поможет реализация процессов композиции и декомпозиции, результатом которых станет дерево целей, созданнон в ходе индивидуального и коллективного целеполагания. Опорная схема для оформления «дерева целей» представлена в таблице 30. Таблица 30 Опорная схема оформления «дерева целей»
* цель коллектива, цели группы, индивидуальные цели
Переходя к данному этапу организации деятельности, следует выбрать способ постановки цели. Опираясь на упомянутые выше процессы, можно выделить два варианта: от индивидуальной цели к коллективной и от общей цели к цели каждого ребенка. В качестве основного фактора, влияющего на выбор, следует рассматривать способ постановки проблемы, которая была основой для мотивации участия в деятельности. Если проблема осознавалась каждым ребенком для себя, целесообразен первый вариант постановки целей, если проблема определялась совместно детьми и педагогом или была последним инициирована, более эффективен второй вариант. Приведем пример. Девочки участвуют в работе студии дизайна одежды потому, что хотят иметь модную одежду для себя – это первичный мотив. Отвечая себе на вопросы: «Чему я научусь?», «Где смогу использовать приобретенный опыт?», школьницы осознают личные цели своей деятельности. В качестве индивидуальных целей выступает приобретение умения выполнять основные швейные операции, проектировать модели одежды, формирование базы для овладения в будущем профессией модельера, швеи, дизайнера. На основе указанных целей могут быть сформулированы цели совместной деятельности коллектива студии, имеющие общественную направленность и сохраняющие личностный смысл. Отвечая на вопрос «Где еще можно закрепить полученные умения и проявить свои возможности и вместе с тем принести пользу окружающим?», девочки вместе с руководителем определяют общие цели. Такие как: оформить окна в классах и коридорах школы; представить продукцию студии на ярмарке или реализовать через магазин, потратив заработанные деньги на приобретение материалов для творчества; помочь в постановке спектакля к празднику, подготовив костюмы для актеров и т.п. В данном случае при ведущем личностном мотиве задача педагога - стимулировать детей к определению коллективных целей, через постановку перед ними усложняющихся с каждым разом проблем. Если проблема изначально определена педагогом и выбран второй вариант постановки целей, следует в первую очередь показать значимость предстоящей работы и ответить вместе с детьми на вопросы: «Для чего мы будем это делать?», «Что нам даст участие в решении этой проблемы?», «Чему мы сможем научиться, какой опыт приобрести, работая сообща?». Затем, после того, как сформулирована общая цель, важно попросить каждого подумать над тем, какие знания, умения, навыки он сможет проявить в совместной деятельности, чему сможет научиться, участвуя в работе, где сможет использовать приобретенный опыт. Таким образом, на основе цели коллектива школьники определяют свои индивидуальные цели, и участие в деятельности приобретает личностный смысл. Проектирование целей это сложный процесс, умение его осуществлять чрезвычайно важно для дальнейшей жизни учащихся, для обоснованного выбора ими будущей профессии. Поэтому педагог должен учить детей ставить цели с учетом своих возможностей и желаний, соизмерять личные цели с целями других людей и всего коллектива. На первых этапах работы целесообразно графическое отображение поставленных целей через использование опорных схем (например, изображение солнца, где в центре общая цель, каждый луч – цель отдельного ребенка) (рисунок 1).
Рис. 2. Пример системы целей трудового дела («Озеленение класса»)
Определив цели деятельности, можно переходить к третьему этапу организации – проектированию результата. Важно чтобы каждый участник четко осознавал, что должно получиться в результате работы, каким должен быть конечный продукт по качеству и какие изменения произойдут после приложения усилий в трудовой деятельности. Обсудив с детьми заранее, к каким результатам каждый и все вместе должны придти по окончании работы, педагог обеспечивает сознательное включение школьников в процесс труда, что избавит его от необходимости постоянно напоминать им, что еще необходимо сделать в ходе деятельности. Кроме того, что результаты должны быть определены на двух уровнях: личном и коллективном, целесообразно выделять их в материальном (произведенное изделие, убранная территория и т.п.) и виртуальном (удовлетворение от выполненной работы, приобретенное умение, общественное признание, благодарность окружающих, забота о других и самом себе ) планах. На этом этапе следует опираться на мнения детей и требования, которые предъявляются к результатам данной деятельности (если они есть). Начать стоит с характеристики материальных объектов и их качественных показателей. Например, попросить школьников ответить на вопросы «Как должен выглядеть двор после субботника?», «Каким должен быть класс после дежурства?», «Какие изделия мы должны изготовить, в каком количестве?», затем совместно определить критерии, по которым будут оцениваться продукты деятельности. После этого обсудить, какие изменения произойдут в отношениях друг с другом, и какова будет реакция окружающих, если работа будет выполнена качественно и в срок. Материальный результат может быть спроектирован в виде рисунка, эскиза, перечня характеристик, нормативной модели, образца изделия и т.п. Виртуальный – зафиксирован вербально или графически. Также необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый участник деятельности определил свой личный результат, к которому будет стремиться, какой вклад он планирует внести в общее дело, что получить для себя. Для того чтобы помочь ребенку ответить на эти вопросы можно использовать способ «5 смогу» (система недописанных предложений): - Я смогу сделать ….. - Я смогу узнать …. - Я смогу научиться …. - Я смогу показать всем, что я …. - Я смогу помочь ….. Для детей младшего возраста возможно заполнение опорной схемы. Например, каждому выдается вырезанный из бумаги цветок, в центре предлагается описать одним - двумя словами результат («чистый класс»), на лепестках написать, чему он научится, какие качества приобретет. Для упрощения выполнения задания педагог может заготовить список приобретаемых качеств и умений заранее или составить его совместно с детьми, а затем каждый выберет то, что важно для него. Четвертый этап организации деятельности коллектива предполагает определение содержания работы. По-сути этап заключается в разработке основных направлений достижения целей и запланированных результатов. Ответ на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы добиться цели и получить нужный результат?» является основополагающим. Именно сейчас целесообразно осуществить первую часть планирования предстоящей работы. В качестве способов, которые решают данную задачу, могут быть использованы следующие. 1. «Звездочка обдумывания». В центре пишется проблема, которую надо решить, например – украсить зал к новогоднему празднику, на каждом из лучей фиксируются основные направления работы, например – разрисовать окна, подготовить украшения для елки, вырезать и закрепить на стенах снежинки, нарисовать поздравительные плакаты, оформить потолок «падающим снегом» и гирляндами. 2. «Проблемное поле». В центре записывается общий вопрос, на который необходимо ответить, например – «Как организовать дежурство?»; вокруг располагаются частные вопросы, например – «Когда будет осуществляться дежурство», «Что должны будут делать дежурные?», «Как распределить участки работы?», «Кто и как будет контролировать процесс?», «В какой форме будут подводиться итоги?» и т.п.; затем к каждому частному вопросу подбираются возможные ответы и записываются на третьем уровне, например – «Что должны делать дежурные?»: «полить цветы», «протереть подоконники», «подмести пол», «проветрить класс» и т.д. 3. «Денотантный граф». Этот прием целесообразен при планировании индивидуальной деятельности. Ввверху страницы записывается задача, которую необходимо решить – это первый уровень графа, затем она конкретизируется в перечне задач второго уровня, каждая из них определяется на третьем более частном уровне в перечне действий(см.таблицу 31). Таблица 31 Изготовление наглядного пособия
4. Разработка проекта решения задачи с последующей защитой идей. 5. Составление «банка идей» по достижению цели. Названные выше способы могут быть реализованы как в процессе коллективной работы (в микрогруппах), так и при индивидуальном планировании. Если использован вариант коллективного планирования (при решении проблемы, стоящей перед всем классом), то после определения основных направлений работы по достижению цели происходит распределение обязанностей среди учеников, где каждый выбирает форму своего участия в общей работе. Затем осуществляется планирование деятельности рабочих групп (если они создавались) и индивидуальное планирование каждым своей работы. Независимо от уровня планирования (коллективное, групповое, индивидуальное) определяемое содержание деятельности соотносится с имеющимися целями, и из числа всех возможных вариантов действий выбираются те, которые наиболее сориентированы на достижение запланированных результатов. Планирование деятельности должно осуществляться в двух направлениях: индивидуальная деятельность и деятельность в коллективе. В качестве формы проведения планирования может выступать общее собрание, на котором можно обсудить и коллективную деятельность, и создать условия для разработки индивидуальных планов. Пример собрания по планированию представлен далее в этой главе. Время и пространство– это те параметры, которые также должны быть учтены при организации деятельности коллектива. При планировании важно уточнить временные границы для каждого участка работы с учетом поставленных задач, определенного ранее содержания и возможностей участников. Особое внимание фактору времени следует уделять при перспективном планировании деятельности коллектива. Основные формы работы распределяются таким образом, чтобы обеспечить оптимальный период для организации каждой. В связи с тем, что различные виды дел коллектива реализуются как систематически, так и периодически необходимо рационально сочетать их при планировании с учетом лимита времени, необходимого для качественной их организации. Планируя индивидуальную ежедневную работу каждого, важно предполагать наличие времени у ребенка для ее выполнения, оставляя для него возможность без ущерба и перегрузок принимать участие в коллективных делах. Оптимальным будет вариант планирования, при котором формы общей деятельности коллектива являются завершающим, итоговым этапом индивидуальной работы. Например, проблема поддержание чистоты и порядка в помещении решается не через проведение еженедельных субботников, а путем организации ежедневного дежурства, и планируемой раз в четверть генеральной уборки. Пространство – фактор, влияющий на объем усилий, необходимых для решения проблем, связанных с благоустройством территорий и помещений. Рационально распределить участки работы поможет составление при планировании схемы, отражающей основной объем предстоящих работ. Размеры объектов, которые необходимо привести в порядок в процессе совместной деятельности, имеют значение для определения количества участников работ и времени, которое потребуется им для получения запланированного результата. Если число участников больше, чем необходимо для того, чтобы привести выделенный объект в порядок, дети не имеют возможности полностью проявить себя, поскольку не хватает пространства для приложения определенных усилий, сложно увидеть вклад каждого в общий результат, часть школьников просто не найдет для себя работы. В другом случае, когда участников меньше, чем планируемый объем работ, им потребуется больше времени или они вообще не смогут завершить деятельность и получить результат в выделенный временной период. Вторая часть планирования может быть реализована на следующем этапе организации. Пятый этап предполагает определение способов деятельности и средств, необходимых для выполнения запланированных работ. Характеристику упомянутых параметров и выбор вариантов их реализации целесообразно осуществлять в процессе подготовки к совместной деятельности, после того как точно определены ее цели, содержание и предполагаемые результаты. Каждый участник, получив задание, должен ответить себе на вопрос «Как и с помощью чего можно его выполнить?». На данном этапе задача педагога помочь детям выбрать оптимальные варианты осуществления действий. Его действия по решению данной проблемы будут зависеть от наличия у школьников опыта выполнения запланированных работ. В том случае, если необходимые навыки у ребенка сформированы, следует обсудить с ним возможные способы деятельности, составить или напомнить порядок выполнения задания. Когда ученикам предстоит участвовать в новой для них работе, перед непосредственным ее выполнением необходимо организовать упражнение, в рамках которого дети смогут апробировать новые способы деятельности. Если что-то у них не получится, это не повлияет на результат, ребенок получит возможность исправить допущенные ошибки и будет более уверенно чувствовать себя при участии в реальном процессе. Например, уборка класса. Школьники должны научиться поддерживать в чистоте закрепленный за их классом кабинет без ущерба для его состояния. Во-первых, с ними нужно провести беседу о способах осуществления данной операции, продемонстрировать моющие средства, орудия труда, рассказать для чего каждое из них может быть использовано. Затем, необходимо познакомить детей с последовательностью действий при уборке, и показать пример их выполнения. Третьим шагом будет выполнение показанных операций детьми самостоятельно под контролем учителя и оценка результатов работы. После того, как каждый попробует себя в работе, педагог разбирает их действия, указывает на правильные и корректирует ошибки. При необходимости последние этапы упражнения можно повторить несколько раз. В качестве организатора в данной ситуации могут выступать старшеклассники, целесообразно сформировать разновозрастные пары младший – старший, тогда появиться возможность осуществить индивидуальное обучение выполнению трудовых операций. Помочь школьникам определиться со способами действий может использование инструкций и технологических карт. Хорошо, если они будут разработаны совместно, и ребенок будет понимать внутреннюю логику процесса. Закрепление у учащихся простейших трудовых умений и навыков самообслуживания может осуществляться через систему «Чередование трудовых поручений». Данный прием широко используется в коллективной творческой деятельности. Содержание поручений (заданий) при организации трудовой деятельности определяется исходя из реальных проблем бытового характера, которые необходимо решать систематически. Выполнение поручений может быть организовано в микрогруппах, парах или индивидуально. Целесообразно спланировать процесс труда детей таким образом, чтобы таких систем было несколько, и вся работа по самообслуживанию и благоустройству помещений и территории осуществлялась в их рамках на разных уровнях: индивидуально, в паре, микрогруппе. Это поможет разнообразить ежедневные заботы ребенка, позволит ему научиться работать самому и в команде. Средства выполнения задачи должны быть подобраны в соответствии со способами работы и помочь ребенку достичь запланированного результата. При организации деятельности коллектива важно обеспечить участников всем необходимым, иначе они не смогут добиться желаемого, возникнут проблемы с удовлетворением потребностей и достижением цели. Конечно, задача педагога обеспечить участников работы необходимыми средствами, но не менее важно научить детей самих подбирать нужные для осуществления деятельности предметы, находить им замену, альтернативу, если в данный момент достать их не представляется возможным. Date: 2016-07-25; view: 517; Нарушение авторских прав |