Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 2. Организационные формы обучения





Возьмем шесть элементов образовательного процесса, из которых строится любой учебный период. Содержанием любого из этих элементов взаимодействие участников образовательного процесса, в организации которого реализуется тот или иной метод обучения. Способ организации содержания – это есть форма. Таким образом, под организационными формами обучения будем понимать способы организации взаимодействия учителя и учеников, т.е. формы, в которых реализуются методы обучения на различных этапах образовательного процесса.

Для уточнения признаков различных организационных форм учебных занятий воспользуемся несколькими формальными параметрами образовательного процесса.

Будем рассматривать образовательный процесс как композицию трех процессов: информационного, психологического и кибернетического. Первый связан с интериоризацией (под интериоризацией в данном контексте будем понимать перенос общественных представлений в сознание отдельного человека) учениками некоторой информации (фактов, способов и ценностей), называемой содержанием образования.

Второй состоит в становлении и развитии человеческой индивидуальности и личности (индивидуальность – комплекс психических качеств, личность – комплекс социальных качеств). Третий выражает функционирование и взаимодействие сложных гуманитарных систем – обучающей системы и учащегося.

Выделяя информационную составляющую необходимо обратить внимание на характер передаваемой информации и распределение информационных потоков в канале связи. Содержание образования обрабатываемое за один сеанс связи назовем дидактической единицей (ДЕ). Если ДЕ имеет признаки системности, то назовем ее укрупненной, т.к. для ее интериоризации обучающийся задействует комплекс взаимообратных мыслительных операций. ДЕ не обладающую признаками системности назовем ограниченной.

Информационная составляющая определяет характер передаваемой информации (содержание образования) и информационных потоков в канале связи (информационный режим). Если информационный поток направлен на протяжении всего сеанса связи от обучающей системы к учащимся, то имеем экстраактивный информационный режим обучения, при противоположном направлении – интроактивный режим. Если информационный поток в течение сеанса меняет свое направление, то информационный режим является интерактивным.

В процессе обучения происходит не только развитие каких-либо психических качеств личности, но и воспитание его в качестве члена социума. Оба процесса могут быть не только имплицитными (косвенными, неявными), но и эксплицитными (целенаправленными и специально организованными). Таким образом, процессы воспитания и развития можно представить в виде четырех независимых комбинаций.

Выделенные нами параметры определяют независимые комбинации (рис.8).

Рис. 8. Комбинация параметров образовательного процесса

 

Таким образом, теоретически оказываются возможными 24 организационные формы обучения. Представим все возможные комбинации в виде морфологического ящика (рис.9).

Рис. 9

 

Имеется объект “организационные формы обучения”, имеющий 3 параметра с конечным числом значений каждого.

Разложим по ячейкам этого ящика все известные нам организационные формы обучения (рис. 10).

Рис. 10

 

Исходя из полученной схемы расположения форм обучения можно следующим образом определить каждую из них:

- опросом называется организационная форма обучения, в которой осуществляется косвенное воспитание и косвенное развитие при интерактивной обработке ограниченной дидактической единицы;

- зачетом называется организационная форма обучения, в которой осуществляется косвенное воспитание и косвенное развитие при интроактивной обработке ограниченной дидактической единице;

- практикумом называется организационная форма обучения, в которой осуществляется косвенное воспитание и организованное развитие при интроактивной обработке ограниченной дидактической единицы;

- лекцией называется организационная форма обучения, в которой осуществляется организованное воспитание и косвенное развитие при экстрактивной обработке укрупненной дидактической единицы.

Однако видно, что в немалом числе ячеек отсутствует содержимое. Это и есть развивающиеся на современном этапе организационные формы обучения, реализуем с участием средств информационных и коммуникационных технологий.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Дать определение понятия метод обучения исходя из различных подходов.


2. Изобразить структуру процесса обучения.

3. Сформулировать основные признаки, определяющие сущность понятия “метод обучения”.

4. Привести классификацию методов обучения по способу усвоения видов содержания.

5. Привести классификацию методов обучения по способу предъявления учебной информации.

6. Привести классификацию методов обучения по степени самостоятельности ученика в процессе приобретения знаний.

7. Изобразить информационную модель процесса обучения.

8. Что является основным системообразующим фактором образовательного процесса?

9. Привести схему, отражающую классификацию методов обучения по степени самостоятельности обучающегося, дать пояснения отдельным этапам.

10. Что понимается под организационными формами обучения?

11. Перечислить основные процессы, функционирующие в рамках образовательного процесса.

12. Что такое интериоризация?

13. Что такое дидактическая единица?

14. Перечислить виды дидактических единиц и охарактеризовать их.

15. Виды информационных режимов, в процессе взаимодействия субъектов обучения.

16. Виды воспитательного воздействия, их отличие друг от друга.

17. Изобразить схематично морфологический ящик организационных форм обучения.

18. Дать определение таких организационных форм обучения как лекция, беседа, консультация.

19. Дать определение таких организационных форм как семинар, зачет, экзамен.








Date: 2016-07-25; view: 409; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию